Второе городское право Страсбурга (1214 г.)
Документ принимался в период обострения разногласий с епископом-правителем города. Борьба с епископом закончится в 1262 г., когда горожане разобьют в Гаусбергенском сражении войска епископа, возьмут власть в свои руки.
I. 1. Постановлено, чтобы двенадцать человек, а если нужно и больше, людей честных и достойных, мудрых и надежных, из среды как министериалов, так и горожан, ежегодно назначались городскими консулами; из них один или двое, коли понадобится, избираются бургомистрами.
3. Никто из консулов не должен передавать чьих-либо речей и не должен без разрешения бургомистра и консулов обращаться за советом по судебным делам к кому-либо из друзей.
4. Не допускается одновременное избрание в консулы отца с сыном или двух братьев.
6. Консулы будут судить не по земскому праву[91], которое называется Landrecht, а по правде и по нижеписанным городским установлениям:
II. 7. Постановлено, что если кто бы то ни было осмелится словесно оскорблять или бранить кого-нибудь и перед городским советом будет уличен в этом двумя или тремя свидетелями, то уплачивает штраф в 30 солидов денариями …
9. А если кто ранит кого-либо оружием и будет схвачен, то пусть содержится в общественной тюрьме до выздоровления или смерти потерпевшего и подвергнется наказанию сообразно вине.
10. Если потерпевший умрет, виновник подвергнется смертной казни. Если же уцелеет, то за пролитие крови виновник, по постановлению шультгейса, подвергнется в остроге отрублению правой руки.
11. Если же виновник убежит, то, коли он владеет благоприобретенным или наследственным имуществом, дом его
подвергнется разрушению, или же, по воле консулов и шультгейса, дом становится общим достоянием и открывается для всех, двери и окна его вынимаются…
15. Если кто-либо, войдя в чей-либо дом или усадьбу, словом или делом обидит хозяина или его домочадцев, и если хозяин, в состоянии обороны, расправится с ним и причинит вред ему самому, то за это он не обязан платить ни вознаграждения, ни штрафа. Если же пострадавший пожелает оказаться невиновным и притянет хозяина к суду, хозяин очистится на суде единоличной присягой.
21. … всякий, кто вне своего дома возьмется за оружие для оказания помощи своим друзьям, уплатит городу пять фунтов. Если их у него не окажется, то пусть будет изгнан из города, пока не уплатит штрафа по назначению совета.
III. 23. Сверх того, по общему соизволению, избраны и назначены скабины, люди честной жизни и доброй славы…
24. Их и следует привлекать во свидетели при продажах и покупках, при займах и платежах должников, и во всяких делах. 26. Женщины же, которые до сих пор обычно не платили долгов за своих мужей, обязаны будут, уличенные показанием, платить кредиторам те долги, которые признали за собой в присутствии свидетелей-скабинов.
27. Кроме того, постановлено, что если кто-либо в доказательство долга не пожелает прибегнуть в городе к призыву свидетелей, то он не может преследовать своего должника поединком, но тот, принеся присягу, останется безответственным. 28. Наконец, те, которые по ночам станут ходить с ножом или иным орудием, наказуются, как подозреваемые в злых умыслах, если не смогут оправдаться законным объяснением.
IV. 32. … всякий, кто захватит свинью, бродящую по улице без провожатого, может задержать ее, если пожелает, пока не получит шести солидов от владельца свиньи.
36. Мясники никоим образом не должны держать на продажу внутри мясных недоброкачественную финнозную свинину, а только снаружи.
V. 39. Точно также воспрещается и с общего согласия окончательным постановлением заказывается, чтобы никто из наших сограждан, ни мужчина, ни женщина не отдавал своего имущества, находящегося в городе, в приданое чужому человеку за пределы города в области, но чтобы делал это в городе, публично, в присутствии честных людей.
44. Точно также тот, кто неверно станет отмеривать вино, с крыши сбрасывается в нечистоты, а хозяин, чьи вина, платит талант.
47. На брачном пиршестве за столом должно оставаться не более восьми мужчин и восьми женщин…
VI. 56. Серые сукна, не имеющие в ширину двух локтей с четвертью, должны быть сожжены. И если к сукну подмешан волос, то оно точно также подлежит сожжению. И у приезжих точно также не должно покупать сукон меньшей ширины и с подмесью волоса. Если же подобные сукна будут куплены и приняты, их точно также сжигать.
57. Вот монастыри, которые в городском походе ставят коней для колесницы со знаменем: [следует перечень семи монастырей].
Настоятель же св. Арбогаста будет снаряжать одного парадного коня, на котором будет ехать шультгейс, сопровождая колесницу. Знамя делается евреями.
Средневековье в его памятниках / Под ред. Д.Н.Егорова – М.: Я. Данкин и Я. Хомутов, 1913. – 292с. – С. 134 – 141.