Грамота 1257г. из Капитулярия Шартрского монастыря св. Петра
Всем, кто увидит настоящую грамоту, официалы Шартрской курии... Да будет всем ведомо, что Эрембурга, дочь покойного Гуго de Laon из Жерминьовиля, Аальда, дочь оной Эрембурги, и Вильгельм, сын Леобина Куанье, муж названной Аальды, явившись в наше присутствие, признали, что они, а также Петр, Гуйот, Жилот и Иоанна, дети названной Эрембурги, и Лигарда, дочь названных Вильгельма и Аальды, были лично зависимыми людьми (homines de corpore) монастыря блаженного Петра Шартрского, но что аббат и братия означенного монастыря отпустили их на волю и совсем разрешили от всяких уз и обязательств (honere) крепостной зависимости (servitutis), с сохранением названными аббатом и братией их прав на юстицию, барщину, мельничный баналитет (moltura), талью, чинш и все другие поступления (redibentiis), кои должны идти аббату и братии с владений поименованных отпущенных на волю.
Французская деревня XII-XIV вв. и Жакерия / Н.П. Грацианский. – М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1935. – 103 с. – С. 53.
Грамота 1258г. из Капитулярия Шартрского монастыря св. Петра
Во имя святой и нераздельной троицы, аминь. Людовик, милостью божией король франков... Видели мы грамоту нашего Орлеанского бальи, гласящую следующее: всем, кто увидит настоящую грамоту, Жирард de Kauserio, Орлеанской бальи... Когда возникла распря между аббатом и братиею монастыря св. Петра Шартрского... и людьми трех селений, именно — Буавиля, Морвиля и Шеванн... пришли они к следующему соглашению. Именно, люди названных трех селений впредь не будут молоть и не будут понуждаемы силою молоть (зерно) на мельнице означенного аббата и братии в Буавиле; однако люди... Буавиля, Морзиля и Шеванн... не могут... иметь (собственных) мельниц в означенных селениях или на их территории, ни отдавать... хлеб или какое бы то ни было зерно кому-либо ищущему помола, или даже даром принимать лошадей и всякие подводы... от ищущих помола или от содержателей мельниц для перевозки хлеба или какого-либо зерна на (их) мельницы. Но могут отдельные люди названных трех селений... носить хлеб или зерно... на мельницы на своей спине и (возить) на лошадях и подводах — или собственных, или же даром предоставленных кем-либо из соседей, за исключением вышеупомянутых... И не могут люди означенных селений входить в какие-либо заговоры и соглашения (друг с другом), чтобы не молоть на мельнице... в Буавиле, если молоть (кто-либо) пожелает. Равным образом между аббатом и попечителем (procuratorem) монастыря и людьми Буавиля и Морвиля следующее заключено соглашение. Именно, оные люди названных двух селений... не будут печь и не будут силою понуждаемы печь (хлебы) в печи названного аббата и монастыря в Буавиле. Однако оные люди не могут иметь в означенном селении собственную печь, а также входить в заговор и соглашение (друг с другом), чтобы не печь (хлебы) в печи названного аббата и монастыря в Буавиле, если (кто-либо) печь пожелает... Также... оные люди Буавиля и всей сеньерии (potestate) Буавиля впредь будут судиться по делам высшей, низшей и всякой юстиции в светской курии названного аббата в Шартре, когда аббат или его уполномоченный захочет... А за отмену аббатом и монастырем... мельничного и печного баналитета и за полное уничтожение в дальнейшем обложения (impositione), коему подвергались люди Буавиля, как лично зависимые люди (homines de corpore) означенных аббата и монастыря, хотя они и утверждали, что и до соглашения и после соглашения всегда были свободны (liberi), означенные люди Буавиля, Морвиля и Шеванн... обещались... заплатить означенным аббату и монастырю 800 ливров турской монетою... В силу настоящего мирного соглашения названные аббат и монастырь будут считать оных людей Буавиля... от личной зависимости свободными (pro liberis de corporibus suis). Было при этом... условлено... что люди означенных трех селений... кои имеют и будут иметь в означенной сеньерии (potestate) земли или другие какие-либо владения, будут платить... ежегодно названным аббату и монастырю с владений своих чинш, десятины, шампар, нести повинность по угощению (pastus), извозную повинность (charreium) и все другие платежи и повинности, каковые люди сеньерии Буавиля несут, по обычаю.
Французская деревня XII-XIV вв. и Жакерия / Н.П. Грацианский. – М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1935. – 103 с. – С. 49 - 51.