Предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного
законодательства; при желании указанных военнослужащих получить
жилые помещения не по месту дислокации воинской части они
увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми
помещениями в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Следовательно, непредоставление заявителю жилья по избранному
месту жительства при обеспеченности его по месту военной службы
служебным жилым помещением по установленным нормам само по себе
не является препятствиям для увольнения в запас.
Для оценки правомерности такого увольнения суду требовалось
установить возможность проживания А. в занимаемом жилом
помещении, поскольку согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона
«О статусе военнослужащих» военнослужащие, обеспечиваемые
служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством
обороны Российской Федерации (иным федеральным органом
исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена
военная служба) договор найма служебного жилого помещения, в
котором определяется порядок предоставления служебного жилого
помещения, его содержания и освобождения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 48 постановления
Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. No 8
«О практике применения судами законодательства о воинской
обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», исходя из
положений абзаца четырнадцатого п. 1 ст. 15, абзаца второго п. 1 ст. 23
Федерального закона «О статусе военнослужащих», п. 17 ст. 34
Положения о порядке прохождения военной службы при решении
споров о правомерности увольнения с военной службы
военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до
реализации ими права на жилище по избранному постоянному месту
жительства, отличному от места военной службы, суды должны
учитывать условия заключенного военнослужащими договора найма
служебного жилого помещения (жилищного договора) и другие
заслуживающие внимания обстоятельства.
В суде установлено, что при получении А. в июне 2001 года
служебного жилого помещения договор найма с ним не заключался, а
при увольнении командование дало заявителю гарантии сохранения за
ним этого помещения до обеспечения жильем по избранному месту
жительства.
Сдача А. служебного жилого помещения не свидетельствует о
нарушении командованием его жилищных прав по месту службы,
поскольку закон содержит запрет на увольнение определенной
категории военнослужащих, к которой относится заявитель, без
предоставления жилья по избранному месту жительства только в случае
их необеспеченности жилым помещением по месту военной службы и
отсутствия согласия на увольнение.
К тому же, как следует из письменных объяснений врио командира
воинской части, после сдачи заявителем служебного жилья оно никому
не перераспределялось, в него никто не вселялся, а заявителю было
предложено занять служебное жилое помещение до обеспечения жильем
по избранному месту жительства.
Из изложенного следует, что увольнение А. с военной службы не
Предполагало необходимости освобождения им занимаемого по месту
Военной службы служебного жилого помещения до реализации
жилищных прав по избранному месту жительства.
Таким образом, приказ об исключении заявителя из списков
личного состава воинской части, изданный во исполнение приказа о его
увольнении с военной службы, Судебная коллегия находит законным, а
выводы судов об обратном ошибочными.
Допущенные нарушения повлияли на исход дела, и без их
устранения невозможна защита охраняемых законом публичных
интересов, в связи с чем Судебная коллегия по делам военнослужащих
отменила в кассационном порядке обжалуемые судебные акты в части
признания незаконным приказа об исключении заявителя из списков
личного состава воинской части и приняла по делу новое решение об
отказе А. в удовлетворении заявления.
По аналогичным обстоятельствам определением Судебной
коллегии по делам военнослужащих от 13 октября 2015 г. No 208-КГ15-8
отменены решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 31
октября 2014 г. и апелляционное определение Дальневосточного
окружного военного суда от 22 января 2015 г. по заявлению К., в
котором он просил признать незаконным приказ командующего