Контроль за деятельностью нотариусов

1. Контроль за исполнением нотариусами профессиональ­ных обязанностей.В соответствии со ст. 34 Основ контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, ра­ботающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции, а нотариусами, занимающимися частной практикой, — нотариальные палаты. Однако, осуществляя конт­роль за профессиональной деятельностью, органы юстиции не вправе вмешиваться в процесс совершения нотариальных дей­ствий.

Проверки организации работы нотариуса могут быть осу­ществлены в плановом порядке или по поступившим от граждан или юридических лиц жалобам. Проверка проводится один раз в четыре года. Первая проверка организации работы нотариу­са, впервые приступившего к осуществлению нотариальной де­ятельности в республике в составе Российской Федерации, ав­тономной области, автономном округе, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, должна быть проведена через год после наделения его полномочиями нотариуса. Законодательством субъектов федерации могут быть предусмотрены иные сроки проведения проверок организации работы нотариуса. Нотариусы обязаны представить должностным лицам, уполно­моченным на проведение проверок, сведения и документы, ка­сающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами.

Целью проверки является оказание практической помощи государственным нотариальным конторам и нотариусам, зани­мающимся частной практикой, в их становлении как высококва­лифицированных специалистов, защищающих законные права и интересы граждан и юридических лиц.

В ходе проверки внимательно проверяются реестры, наря­ды, учетные книги. Особое внимание обращается на соблюде­ние законодательства при совершении нотариальных действий.

Контроль за соблюдением налогового законодательства осу­ществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмот­ренные законодательством Российской Федерации. В частно­сти, в связи с тем, что в обязанности нотариуса входит направ­ление в налоговые органы справок о стоимости имущества, пе­реходящего в собственность граждан в порядке дарения или наследования, налоговые органы вправе осуществить проверку своевременности направления таких справок. Кроме того, Ос­новы предусматривают, что нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами. Уполномоченные на то должностные лица налоговых органов по результатам проверки составляют акт, в котором указывают все установленные недостатки.

Кроме того, в определенных законодательством РФ случаях следственные органы Министерства внутренних дел РФ и Про­куратуры РФ вправе по имеющимся в их производстве делам осуществить проверку деятельности нотариусов.

Однако, с учетом отмеченных выше обстоятельств нельзя счи­тать, что любая проверка направлена на обнаружение нарушений нотариусами законодательства РФ, так как одной из задач конт­роля за деятельностью нотариусов является обобщение и рас­пространение положительного опыта в нотариальной практике.

2. Судебный контроль за совершением нотариальных дей­ствий.В целях недопущения злоупотребления нотариусами пре­доставленными им правами, правового закрепления гарантий ох­раны личных и имущественных прав граждан и юридических лиц в ст. 33 Основ устанавливается возможность обжалования указан­ными лицами в судебном порядке отказа в совершении нотариального действия или неправильного совершения нотариального действия. Данное положение согласуется с конституционным пра­вом граждан на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ): граж­данин, который полагает, что в отношении него нотариальное действие совершено неправильно, или которому отказано нота­риусом в совершении нотариального действия, вправе в любом случае обратиться с жалобой в суд общей юрисдикции и уже в судебном заседании будет установлена правомерность действий нотариуса с вынесением соответствующего решения. Такого рода жалобы заинтересованных лиц рассматриваются судом в порядке особого производства согласно ст. 271—273 ГПК РСФСР. Отли­чие особого производства от искового производства состоит в том, что в судебном заседании не рассматривается спор о мате­риальном праве, а устанавливается юридический факт, который может быть основанием реализации заинтересованными лицами их субъективных прав: задачей суда является определение фак­тического наличия или отсутствия правовых оснований для отка­за в совершении нотариального действия, а равно факта непра­вильности совершения нотариусом нотариального действия. Под­робнее порядок обжалования в суде отказа нотариуса в соверше­нии нотариального действия или неправильного совершения но­тариального действия рассматривается в лекции 9 настоящего учебного пособия.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.С какой целью устанавливается контроль за осуществле­нием нотариальной деятельности?

2.Кем и в каком порядке проводиться контроль за осуще­ствлением нотариальной деятельности?

3.В чем сущность судебного контроля за деятельностью нотариусов, и каковы его особенности?

4.В каком порядке может осуществляться обжалование дей­ствий нотариуса?

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Лекция 8.

НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ НОТАРИУСАМИ И ПОЛНОМОЧЕННЫМИ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ

1. Нотариальные действия, совершаемые нотариусами, занимающимися частной практикой и нотариусами, рабо­тающими в государственных нотариальных конторах.В ча­сти 3 ст. 2 Основ закрепляется равноправие нотариусов неза­висимо от того, работают ли они в государственных нотариаль­ных конторах или занимаются частной практикой. Соответственно этому положению оформленные ими документы имеют оди­наковую юридическую силу. Однако в Основах разграничены компетенции нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных кон­торах. К общей компетенции всех нотариусов в соответствии со ст. 35 и 36 Основ относиться совершение следующих нота­риальных действий:

удостоверение сделок (одно- и многосторонних: договоров, завещаний, доверенностей и др. — содержание которых опре­деляется соответствующими положениями ГК РФ);

выдача свидетельств о праве собственности на долю в об­щем имуществе супругов;

наложение и снятие запрещения отчуждения имущества;

свидетельствование верности копий документов и выписок из них;

свидетельствование подлинности подписи на документах;

свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой;

удостоверение факта нахождения гражданина в живых;

удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте;

удостоверение тождественности гражданина с лицом, изоб­раженным на фотографии;

удостоверение времени предъявления документов;

передача заявлений физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;

принятие в депозит денежных, сумм и ценных бумаг;

совершение исполнительных надписей;

совершение протестов векселей;

предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков;

принятие на хранение документов;

совершение морских протестов;

обеспечение доказательств.

К исключительной компетенции нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, согласно ст. 36 Основ относятся нотариальные действия, связанные с оформлением наследства:

выдача свидетельств о праве на наследство;

принятие мер к охране наследственного имущества.

Только в случае отсутствия в нотариальном округе государ­ственной нотариальной конторы совершение указанных нота­риальных действий, связанных с оформлением наследования, совместным решением соответствующего территориального органа юстиции и нотариальной палаты поручается одному из нотариусов, занимающихся частной практикой в данном округе.

Указанные нотариальные действия и порядок их соверше­ния подробнее будут рассмотрены в соответствующих главах настоящего пособия,

2. Нотариальные действия, совершаемые должностны­ми лицами органов исполнительной власти.Законодатель в ст. 37 Основ предоставил право совершения нотариальных дей­ствий должностным лицам органов исполнительной власти в слу­чае отсутствия в соответствующем населенном пункте нотариуса. Совершение нотариальных действий возлагается решением органа исполнительной власти или распоряжением его руководителя на одно из должностных лиц аппарата органа исполнительной влас­ти. Такое решение может быть принято исключительно в случае отсутствия нотариуса в населенном пункте.

При совершении нотариальных действий должностные лица руководствуются в своей деятельности Конституцией РФ, кон­ституциями и устава ми субъектов федерации, Основами, иными нормативно-правовыми актами РФ и международными догово­рами Российской Федерации.

Должностные лица органов исполнительной власти со­вершают следующие нотариальные действия.

1) удостоверяют завещания;

2) удостоверяют доверенности;

3) принимают меры к охране наследственного имущества;

4) свидетельствуют верность копий документов и выписки из них;

5) свидетельствуют подлинность подписи на документах.

Законодательными актами Российской Федерации перечень нотариальных действий, совершаемых должностными лицами органов исполнительной власти, может быть расширен. К упол­номоченным должностным лицам следует отнести и главных врачей, их заместителей по медицинской части, дежурных вра­чей больниц, других стационарных лечебно-профилактических учреждений, санаториев, а также директоров и главных врачей домов для престарелых и инвалидов. Инструкцией Министер­ства юстиции СССР от 20.06.74, согласованной с Минздравом СССР и министерствами соцобеспечения союзных республик, о порядке удостоверения завещаний названным лицам предос­тавлено право удостоверять завещания граждан, находящихся на излечении в этих больницах, лечебно-профилактических уч­реждениях, санаториях или проживающих в указанных домах для престарелых и инвалидов.

Завещания, удостоверенные должностными лицами лечеб­ных учреждений, приравниваются к нотариально удостоверен­ным документам. При этом один экземпляр завещания выдает­ся на руки завещателю, а второй передается (пересылается) в государственную нотариальную контору по месту жительства завещателя.

В 1974 г. Министерством юстиции СССР были утверждены и продолжают действовать в настоящее время инструкции ана­логичного содержания в отношении иных должностных лиц: Ин­струкция о порядке удостоверения завещаний и доверенностей командирами (начальниками) воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, начальниками, их за­местителями по медицинской части, старшими и дежурными врачами госпиталей, санаториев и других военно-лечебных уч­реждений, Инструкция о порядке удостоверения завещаний капитанами морских судов или судов внутреннего плавания, Инструкция о порядке удостоверения завещаний начальниками разведочных, арктических и других подобных им экспедиций. Названные инструкции согласованы с соответствующими ми­нистерствами и являются действующими. Завещания, удосто­веренные капитанами судов и начальниками экспедиций, при­равниваются к нотариально удостоверенным.

3. Нотариальные действия, совершаемые должностны­ми лицами консульских учреждений Российской Федерации.Нотариальные действия от имени Российской Федерации в интересах российских граждан на территории иностранных государств совершают должностные лица консульских учреж­дений Российской Федерации.

Согласно ст. 38 Основ должностные лица консульских учреждений Российской Федерации совершают следующие нотариальные действия:

1) удостоверяют сделки, кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории Россий­ской Федерации;

2) удостоверяют доверенности;

3) принимают меры к охране наследственного имущества;

4) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

5) свидетельствуют верность копий документов и выписки из них;

6) свидетельствуют подлинность подписи на документах;

7) свидетельствуют верность перевода документа с одного языка на другой;

8) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых:

9) удостоверяют факт нахождения гражданина в определен­ном месте;

10)удостоверяют тождественность гражданина с яйцом; изображенным на фотографии;

11) удостоверяют время предъявления документов;

12) принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

13) совершают исполнительные надписи;

14) принимают на хранение документы;

15) обеспечивают доказательства;

16) совершают морские протесты.

Сравнение полномочий должностных лиц, наделенных дей­ствующим законодательством правом совершать нотариальные действия, со всей очевидностью показывает, насколько они шире у представителей консульских учреждений. Это объективно объяснимо: у российских граждан, находящихся за рубежом в длительных командировках, на обучении, в туристических поезд­ках и др., нет возможности обратиться к нотариусу, поэтому широкие полномочия в совершении нотариальных действий де­легированы государством должностным лицам консульских уч­реждений Российской Федерации.

4. Порядок совершения нотариальных действий.По­скольку нотариальные действия могут совершать как нотариу­сы, так и должностные лица органов исполнительной власти, консульских учреждений России за рубежом, а также иные спе­циально управомоченные законом на совершение отдельных действий должностные лица, то законодательством РФ опреде­лен порядок совершения таких действий соответственно для каждой категории указанных лиц. В ст. 39 Основ указаны виды таких нормативно-правовых актов Российской Федерации.

Основы предусматривают, что порядок совершения нотари­альных действий нотариусами определяется не только Основа­ми, но и иными законодательными актами РФ и субъектов фе­дерации. В частности к таким актам относятся Методические рекомендации по совершению отдельных нотариальных действий нотариусами Российской Федерации,утвержден­ные Приказом Министра юстиции РФ от 15 марта 2000 г. № 91, и применяемые в своей практике как государственными, так и частнопрактикующими нотариусами. При совершении нотари­альных действий должностные лица органов исполнительной власти в населенных пунктах, где нет нотариусов, руководству­ются Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти,которая утверждена Заместителем министра юстиции Российской Федерации от 19 марта 1996 г. № 1055. Порядок совершения нотариальных действий в интересах российских граждан должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации на территории иностранных государств устанавлива­ется законодательными актами Российской Федерации.

Такие нотариальные действия как удостоверение доверен­ностей и завещаний в интересах отдельных категорий физичес­ких лиц могут быть совершены врачами медицинских учреждений, командирами воинских частей, капитанами судов, начальника­ми разведочных и, арктических экспедиций, что прямо не указа­но в Основах, но нашло свое отражение в иных актах законода­тельства РФ, в частности, в Гражданском кодексе РФ, разделе IV «Наследственное право» Гражданского кодекса РСФСР и со­храняющих свое действие соответствующих инструкциях: Инст­рукция о порядке удостоверения завещаний и доверенностей командирами (начальниками) воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, начальниками, их за­местителями по медицинской части, старшими и дежурными врачами госпиталей, санаториев и других военно-лечебных уч­реждений, утвержденная Минюстом СССР по согласованию с Минобороны СССР 15 марта 1974 г.; Инструкция о порядке удо­стоверения завещаний главными врачами, их заместителями по медицинской части, дежурными врачами больниц, других ста­ционарных лечебно-профилактических учреждений, санаториев, а также директорами и главными врачами домов для пре­старелых и инвалидов, утвержденная Минюстом СССР по со­гласованию с Минздравом СССР и Минсоцобеспечения СССР 20 июня 1974 г.; Инструкция о порядке удостоверения завеща­ний начальниками разведочных, арктических и других подобных им экспедиций, утвержденная Минюстом СССР по согласова­нию с Мингеологии СССР, Миннефтепромом СССР, Минцветметом СССР, Министерством гражданской авиации СССР, Минуглепромом СССР, ГУ гидрометеорологической службы при СМ СССР, Президиумом Академии наук СССР, ГУ геодезии и кар­тографии при СМ СССР от 29 июня 1974 г. Поэтому указанных лиц нельзя исключить из системы органов нотариата.

Так как нотариусы на территории Российской Федерации и уполномоченные должностные лица при совершении нотариальных действий руководствуются исключительно требованиями к порядку совершения нотариальных действий, установленными вышеуказан­ными нормативно-правовыми актами и являющимся универсальны­ми на всей территории Российской Федерации, то удостоверяемые ими документы имеют равную юридическую силу, нотариальное действие, совершенное на территории одного субъекта Российс­кой Федерации, обладает равной юридической силой с аналогич­ным нотариальным действием, совершенным на территории друго­го субъекта федерации, имеет такое же доказательное значение, бесспорность, определяет права и обязанности участников нотари­ального действия, где бы они ни находились, порядок совершения нотариальных действий от установления личности обратившегося к нотариусу лица до внесения необходимых записей о совершен­ном нотариальном действии в реестр.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Исполнение каких нотариальных действий включается в общую компетенции всех нотариусов?

2.Совершение каких нотариальных действий относиться к исключительной компетенции государственных нотариусов?

3.В каких случаях частнопрактикующий нотариус вправе осу­ществлять действия, отнесенные к исключительной компетен­ции государственного нотариуса?

4.Какие нотариальные действия и в каких случаях вправе совершать должностные лица органов исполнительной власти?

5.Какие должностные лица могут быть уполномочены со­вершать отдельные нотариальные действия?

6.Какие нотариальные действия могут совершать должнос­тные лица консульских учреждений Российской Федерации и в чем особенность их нотариальных правомочий?

7.Какими нормативно-правовыми актами установлен поря­док совершения нотариальных действий нотариусами и уполно­моченными должностными лицами?

8.Какова юридическая сила документов удостоверенных должностными лицами, уполномоченными совершать нотари­альные действия?

Лекция 9.

Наши рекомендации