Особенности внешности сотрудника правоохранительных органов
Культура речи — это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.К основным компонентам культурной речи относятся правильность, богатство языка, краткость, ясность, уместность и эмоциональная выразительность.Почему необходимо говорить особо о культуре речи сотрудника правоохранительной деятельности?1. Профессия юрист требует на только высоких нравственных качеств, но и широкого общего образования. А. Ф. Кони подчеркивал: «У юриста общее образование идет впереди специального».2. Юрист часто бывает конфиденциальным собеседником, а это требует высочайшего уровня культуры. И в каждом конкретном случае нужно находить необходимый тон слова и грамотно выражать свои мысли.3. Каждый юрист, а тем более руководитель органа выступает как оратор, как пропагандист правовых, нравственных знаний.4. Умение говорить и выступать публично, владение языком издавна считается атрибутивным качеством юриста, сотрудника органов внутренних дел.5. Язык — инструмент, при помощи которого оформляются и передаются все мысли, это профессиональное оружие юриста. Для юриста вопросы культуры речи актуальны и злободневны в виду практической необходимости.В обобщенном виде требования культуры речи, внешнего облика сотрудника сводятся к следующим положениям.Известная мудрость гласит: «По одежке встречают, по уму провожают». Стало быть, с этой точки зрения судить о вас все будут по внешнему виду, по форме одежды. По внешнему виду в какой-то степени можно судить и о культуре (от аккуратности до эстетического вкуса). Но может случиться так, что до проявления ума дело так и не дойдет.- По А. П. Чехову: «..в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». И каждый сотрудник должен непременно стремиться к этому в идеале и в повседневной деятельности.- Необходимо избавляться от слов-паразитов, сорняков. Зачастую сотрудники употребляют выражения «ну», «значит», «вот», «понимаете», «блин» и т. п. Скажет сотрудник пару фраз — и повторит такое слово. Это, безусловно, не украшает речь, а, наоборот, настораживает.- Сотрудникам милиции особенно полезно знать арго — жаргон криминалитета, чтобы легче было бороться с ними, но разговаривать их языком — значит унизить, оскорбить самого себя, опуститься до их уровня.- Народная мудрость советует: «Не говори всегда, что знаешь, но знай всегда, что говоришь». Поэтому не следует вступать в диалог с кем-то на тему, в которой разбираешься недостаточно, а тем более слабо.- Правильный тон речи сотрудника органов внутренних дел — средство убеждения и в то же время проявление уважения к собеседнику. Спокойный, ровный тон, безусловно, помогает ему убедить собеседника, в то время как раздражительность, нервозность, крикливость сводят на нет все его доводы, делают сотрудника невыносимым собеседником.- Чем культурнее человек, тем словарный запас богаче. Одно и то же понятие или предмет выражают разные слова.- Никогда, ни при каких обстоятельствах, не следует забывать о главном критерии действий и поведения сотрудника ОВД: законность и моральная оценка общественным мнением, людьми, ради безопасности и спокойствия которых существует данная служба. Профессиональная честь сотрудника ОВД должна быть превыше всего.В заключение приведем общепринятые коммуникативные постулаты- Говорить ни много, ни мало, а именно столько, сколько нужно для адекватной передачи информации.Говорить вежливо, уважая речевое достоинство собеседника.Очень часто постулаты не соблюдаются. Иначе в речи не было бы грубости, хамства, истерики, говорения вокруг да около и т. д.
29. Этические требования к проведению деловых бесед, встреч, переговоров
Результаты профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов во многом зависят от личных встреч, бесед, совещаний. Этические требования к их проведению являются тем необходимым условием, которое позволяет найти правильное решение, сглаживать острые углы и с достоинством выходить из затруднительных или неприятных ситуаций. Правильно проведенная беседа является наиболее благоприятной и нередко единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции, заставить его принять ваше решение и условия. Естественно, не каждая деловая встреча или беседа требует детальной проработки всех ее аспектов, но при ответственных встречах она необходима. Не следует отказываться от правил проведения встреч и бесед и при незначительных, на первый взгляд, встречах, поскольку регулярное соблюдение этих правил приводит к выработке навыков наиболее правильного поведения в таких ситуациях и в конечном счете способствует успеху в деле.
Не каждый контакт, встреча перерастают в беседу. Нетактично и даже неприлично, например, пытаться “втянуть” в разговор человека, с которым только что познакомился и который не расположен к этому разговору. Если человек, с которым вы вступаете в контакт, не настроен на беседу, то лучше ее отложить. Однако в правоохранительной деятельности существуют ситуации, когда возникает потребность в получении той или иной информации от человека, уклоняющегося от беседы. Даже в этих ситуациях нужно помнить, что человек, которого вы смогли расположить к себе, окажет вам значительно большую помощь, чем тот, кого вы пытаетесь заставить говорить с вами. П. Мицич, автор книги “Как проводить деловые беседы”, выделяет в беседе 6 этапов и дает по каждому из них подробные рекомендации: 1) подготовка к беседе, 2) начало беседы, 3) передача информации, 4) аргументирование, 5) опровержение доводов собеседника и, наконец, 6) принятие решений. Он рекомендует придерживаться именно такой структуры беседы. Однако это не всегда возможно. Иногда приходится изменять очередность этапов, иногда какой-то этап целесообразно опустить, иногда стирается граница между третьим, четвертым и пятым этапами, иногда приходится возвращаться к предыдущим этапам. Но при этом в структуре беседы обязательно должны наличествовать: подготовительная, вступительная, основная и заключительная части беседы. При подготовке к беседе рекомендуется изучить собеседника. Какое положение он занимает? Как он к вам относится? Что он за человек? Каковы его намерения? Неплохо знать основные моменты биографии собеседника, круг его личных интересов, включая любимое занятие, хобби. После того как выяснено, с кем вам придется беседовать, следует провести предварительный анализ беседы, то есть обдумать деловую обстановку, что дает возможность определить время, место и темы, которые могли бы быть обсуждены в ходе беседы, а также ее возможных участников. Считается неприличным во время беседы посматривать на часы. Этот жест воспринимается обычно как сигнал к окончанию разговора. Поэтому следует научиться “чувствовать” время. В начале разговора следует приложить все усилия, чтобы создать обстановку доброжелательности и взаимного доверия. Начало беседы можно сравнить с настройкой инструментов перед концертом. От него во многом зависит установление контакта с собеседником, создание приятной или, по меньшей мере, спокойной, деловой атмосферы беседы.
Не следует с самого начала встречи заводить разговор о деле. Это может оставить неприятное впечатление. Желательно вначале, когда собеседники еще только присматриваются друг к другу, поговорить на отвлеченные темы, постепенно переводя разговор к основному содержанию беседы..
Существуют этические нормы внешнего проявления чувств в деловом общении. Сдержанность в интонациях, силе голоса, в мимике и жестах действует на собеседника сильнее, чем неумеренные возгласы, громкий голос, бурная жестикуляция. Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник, поскольку слушание требует сознательной концентрации и внимания. Стремитесь свести к минимуму ситуативные помехи (телефон, телевизор, музыка и т.д.), не допускайте собственного “блуждания” мыслей. Не перебивайте собеседника без надобности. Большинство из нас в общении перебивают друг друга, делая это подчас несознательно. Сотрудники, облеченные властными полномочиями, руководители должны прибегать к этому только в действительно необходимых случаях. Если вам нужно перебить кого-либо в серьезной беседе, то помогите затем восстановить прерванный вами ход мыслей. Успех в деловой беседе, на переговорах может быть во многом облегчен, если придерживаться определенных правил, которые составлены специалистами в области делового общения: заранее написать план беседы, отработать наиболее важные формулировки применять положения психологии о периодическом воздействии на собеседника в ходе беседы, а именно: неблагоприятные моменты чередовать с благоприятными, начало и конец беседы должны быть положительными постоянно помнить о движущих мотивах собеседника, его интересах, его ожиданиях, его позиции, чувстве собственного достоинства, самолюбии; излагать свои мысли и предложения ясно, кратко и понятно никогда и ни в какой ситуации не оскорблять и не обижать собеседника, быть с ним вежливым, предупредительным, тактичным и деликатным никогда не относиться к другим пренебрежительно;комплименты говорить умеренно; всегда, когда есть возможность, признавать правоту собеседника; избегать пустого разговора, отвлечений на посторонние темы, нарушающие логический ход бесды.