Наказание: назначение, освобождение

Наказание: назначение, освобождение

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курс и семестры в зависимости от формы обучения

Срок освоения ООП по форме обучения: 1 год

Квалификация выпускника: бакалавр

Москва, 2015

Составители:

Бриллиантов Александр Владимирович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ

27января 2015 г.

подпись

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению

подготовки (специальности) Юриспруденция: Бакалавриат– 40.03.01

Программа обсуждена на заседании кафедры уголовного права

протокол № 8 « 27 » января 2015 г.

Зав. кафедрой: Бриллиантов А.В. доктор юридических наук, профессор

(ФИО, ученая степень, ученое звание)

_______________ «__» ________ 201__г.

подпись

Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом ___________ протокол № ______ «__» ________ 20___г.

Программа составлена с использованием СПС «Консультант Плюс»

© Российский государственный университет правосудия, 2015

© Бриллиантов А.В., 2014

Оглавление

1.Цели освоения дисциплины.........................................................................

2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)

3.Требования к результатам освоения дисциплины ………………..

4.Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………

5. Содержание дисциплины ……………………………………………

6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины ………………

Учебно-методическое и информационное

обеспечение дисциплины………………………………………………

8.Материально-техническое обеспечение дисциплины………………40


1.Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «Наказание: назначение, освобождение» являютсяформирование и углубление знаний, умений и навыков студентов в сфере назначения наказания и освобождения от наказания для успешного решения профессиональных задач в правоприменительной деятельности. Важной целью также является формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций.

2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)

Дисциплина «Наказание: назначение, освобождение» входит в базовую часть профессионального цикла ООП. Для изучения данной дисциплины необходимо освоение содержания таких дисциплин как уголовное право, а также уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право.

3.Требования к результатам освоения дисциплины

В совокупности с другими дисциплинами ООП дисциплина «Наказание: назначение, освобождение» обеспечивает формирование следующих компетенций:

Таблица 1

Код Компетенция Формы и методы обучения
  Общие компетенции  
ОК-1 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания     лекции, семинары, групповые дискуссии, самостоятельная работа    
ОК-2 способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста     лекции, семинары, групповые дискуссии,  
ОК-3 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения лекции, семинары
ОК-4 способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь семинары, самостоятельная работа. Групповые дискуссии. Решение ситуационных задач.  
ОК-5 обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе   работа в малых группах, ролевые игры, групповые дискуссии, лекции, семинары    
ОК-6 имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону лекции, семинары, самостоятельная работа  
ОК-7 стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;     самостоятельная работа. Работа с учебной и справочной литературой, изучение нормативных правовых актов. Анализ судебной практики.
ОК-8 способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач лекции, семинары, групповые дискуссии  
ОК-14 владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом. лекции, семинары, самостоятельная работа
Профессиональные компетенции
ПК-1 способен участвовать в разрабоке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности   лекции, семинары, самостоятельная работа. Работа с нормативными правовыми актами  
ПК-2 способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры лекции, семинары, самостоятельная работа. Работа с нормативными правовыми актами
ПК-4 способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом   Работа с учебной и справочной литературой, изучение нормативных правовых актов. Анализ судебной практики.  
ПК-5 способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности Семинары, письменные самостоятельные работы, работа с учебной и справочной литературой, изучение нормативных правовых актов. Анализ судебной практики.
ПК-6 способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства лекции, семинары, групповые дискуссии, работа в малых группах  
ПК-7 владеет навыками подготовки юридических документов лекции, семинары, групповые дискуссии, работа в малых группах
ПК-9 способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина лекции, семинары, самостоятельная работа. Работа с нормативными правовыми актами  
ПК-11 способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению   лекции, семинары, самостоятельная работа. Работа с нормативными правовыми актами    
ПК-12 способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению лекции, семинары, самостоятельная работа. Работа с нормативными правовыми актами
ПК-15 способен толковать различные правовые акты   лекции, семинары, работа в группах  
ПК-19 способен эффективно осуществлять правовое воспитание лекции, семинары


Студент в результате освоения программы настоящей дисциплины должен:

знать:

- содержание уголовного наказания, его цели и роль в противодействии преступности;

- основные принципы назначения наказания;

- общие и специальные правила назначения наказания;

-основания и условия освобождения от уголовной ответственности и наказания;

- основания и условия применения иных мер уголовно-правового характера;

- практику применения наказания, соответствующие постановления Пленума Верховного Суда РФ;

уметь:

- пользоваться приемами толкования уголовного закона;

- применять нормы уголовного права для решения конкретных ситуаций

- грамотно анализировать конкретную ситуацию с позиции законности назначенного наказания, освобождения от уголовной ответственности и от наказания, применения иных мер уголовно-правового характера;

- вести самостоятельную работу по систематизации и повышению правовой квалификации по вопросам курса, а также использовать полученные знания в совокупности с другими институтами уголовного права;

владеть:

- юридической терминологией;

- навыками работы с правовыми актами;

- навыками анализа судебной практики;

- навыками разрешения коллизий, возникающих при назначении наказания и освобождения от наказания.

4.Объем дисциплины и виды учебной работы

Очная форма обучения

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед. час. по семестрам
 
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 3 з. е.    
Аудиторные занятия      
Лекции    
Семинары или Практические занятия    
Самостоятельная работа(СРС)    
Форма промежуточной аттестации Зачёт

Заочная форма обучения

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед. час. по семестрам
 
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 3 з. е.    
Аудиторные занятия      
Лекции    
Семинары или Практические занятия    
Самостоятельная работа(СРС)    
Форма промежуточной аттестации Зачёт

4.6. Заочная форма обучения на базе СПО (классика)

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед. час. по семестрам
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 3 з. е.    
3Аудиторные занятия      
Лекции  
Семинары или Практические занятия   -
Самостоятельная работа(СРС)      
Форма промежуточной аттестации Зачёт

Очная форма обучения

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия
Понятие и цели наказания. Виды наказаний   Лекция-беседа, лекция- дискуссия, групповые дискуссии, решение ситуационных задач, анализ судебной практики
Общие начала назначения наказания   Лекция-беседа, лекция- дискуссия, групповые дискуссии, решение ситуационных задач, анализ судебной практики
Специальные правила назначения наказания   Лекция-беседа, лекция- дискуссия, групповые дискуссии, решение ситуационных задач, анализ судебной практики
Освобождение от уголовной ответственности и наказания: общая характеристика   Лекция-беседа, лекция- дискуссия, групповые дискуссии, решение ситуационных задач, анализ судебной практики
Освобождение от наказания и его виды   Лекция-беседа, лекция- дискуссия, групповые дискуссии, решение ситуационных задач, анализ судебной практики
Амнистия. Помилование. Судимость   Лекция-беседа, лекция- дискуссия, групповые дискуссии, решение ситуационных задач, анализ судебной практики
Особенности назначения наказания несовершеннолетним и их освобождения от наказания   Лекция-беседа, лекция- дискуссия, групповые дискуссии, решение ситуационных задач, анализ судебной практики
  ВСЕГО    
  Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах    

Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме составляет 100 %.

5.2.2.Тематический план.

Заочная форма обучения

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия
Понятие и цели наказания. Виды наказаний - - -   Самостоятельная работа
Общие начала назначения наказания   Лекция-беседа, лекция- дискуссия, групповые дискуссии, решение ситуационных задач, анализ судебной практики
Специальные правила назначения наказания   Лекция-беседа, лекция- дискуссия, групповые дискуссии, решение ситуационных задач, анализ судебной практики
Освобождение от уголовной ответственности и наказания: общая характеристика -   Групповые дискуссии, решение ситуационных задач, анализ судебной практики
Освобождение от наказания и его виды - - -   Самостоятельная работа
Амнистия. Помилование. Судимость - - -   Самостоятельная работа
Особенности назначения наказания несовершеннолетним и их освобождения от наказания - - -   Самостоятельная работа
  ВСЕГО    
  Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах    

Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме составляет 100 %.

5.2.6.Тематический план.

Таблица 4

№ темы дисциплины. Тематика практических и/или семинарских занятий Технология проведения Трудоемкость в часах
Семинар 1: Понятие и цели наказания. Виды наказаний Опрос, обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам 2, 2, 0, 0, 0, 0, 0  
Семинар 2: Общие начала назначения наказания Опрос, обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам 4, 3, 2, 2, 2, 1, 2
Семинар 3: Специальные правила назначения наказания Опрос, обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам 4, 4, 2, 2, 2, 1, 2
Семинар 4: Освобождение от уголовной ответственности и наказания: общая характеристика Опрос, обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам 2, 2, 2, 2, 2, 0, 0
Семинар 5: Освобождение от наказания и его виды Опрос, обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам 2, 2, 2, 2, 0, 0, 2
Семинар 6: Амнистия. Помилование. Судимость Опрос, обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам 2, 2, 0, 0, 0, 0, 0
Семинар 7: Особенности назначения наказания несовершеннолетним и их освобождения от наказания Опрос, обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам 2, 2, 0, 0, 0, 0, 0
Итого: 18, 17, 8, 8, 6, 2, 6

Самостоятельная работа

5.4.1 Самостоятельное изучение студентами разделов дисциплины

Самостоятельная работа студентов включает: чтение и изучение нормативных актов, учебной, научно-методической литературы, материалов судебной практики (постановлений Пленумов Верховных Судов РФ, а также РСФСР, СССР в части, не противоречащей действующему законодательству, обзоров судебной практики Верховного Суда РФ, судов субъектов РФ, решений по конкретным делам); подготовку к семинарским занятиям, конспектирование текстов лекций и вопросов, разбираемых на семинарских занятиях, подготовку ответов на экзаменационные вопросы.

В процессе самостоятельной работы изучение материала (при подготовке к семинарским занятиям, экзамену, подготовке реферата, доклада и т.д.) целесообразно начинать с изучения положений закона, регулирующего те или иные вопросы, а затем обращаться к материалам, изложенным в учебной литературе. Усвоенные позиции следует затем соотнести со складывающейся практикой применения закона, для чего необходимо будет обращение к соответствующим постановлениям Пленума Верховного Суда РФ и материалам судебной практики по конкретным делам, публикующимся, например в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» и имеющимся в правовых системах (Консультант Плюс и др). Для более углубленного усвоения вопроса должно иметь место обращение к специальной литературе,

как основной, так и дополнительной, а также к периодическим изданиям, например таким как «Уголовное право», «Российский судья», «Российский следователь», «Судья», «Мировой судья», «Законность», «Российская юстиция» и другим изданиям.

При работе с литературой в ходе самостоятельной работы рекомендует­ся делать выписки наиболее важного материала, в частности основных поня­тий, определений, а также положений, содержащих ответ на вопрос лекции и семинара. Особое внимание должно быть уделено сущности исходных поня­тий, поскольку они являются ключом для изучаемого материала. При этом следует стремиться к осознанию каждого признака, определения, раскры­вающих сущность той или иной уголовно-правовой категории.

При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям, экзаменам рекомендуется делать выписки наиболее важного для понимания данной темы материала, в частности, основных понятий, определений, а также положений, содержащих ответы на вопросы, затронутые в ходе лекций и семинаров. Это поможет студентам приобрести навыки аналитического мышления, умение критически оценивать различные позиции, вырабатывать собственную точку зрения и уметь ее защищать.

Результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в следующих формах:

- в составлении плана изученного источника;

- в выписках концептуальных положений автора работы;

- в составлении тезисов, т.е. самостоятельное краткое изложение основных мыслей прочитанного источника;

- в составлении аннотации, т.е. краткой обобщающей характеристики прочитанной книги, брошюры, статьи;

- в написании конспекта, в котором отражаются собственные мысли, подтверждённые цитатами авторов, наиболее важными цифрами и фактами.

Самостоятельная работа с литературой должна научить студентов выделять и запоминать наиболее важные положения, выработать у них творческий подход к пониманию теоретических проблем и их практических следствий, критическое отношение к отдельным концепциям и выводам, основанное как на логическом анализе, так и на результатах практической деятельности.

Кроме того, студент должен самостоятельно отслеживать изменения закона, используя при этом официальные издания («Российскую газету» «Парламентскую газету» «Собрание законодательства»).

В процессе самостоятельной работы целесообразно также использовать и справочно-информационные базы Консультант Плюс, Гарант, Кодекс и другие. Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе направлений судебной практики. С последней следует знакомиться и изучая материалы, публикующиеся в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации».

Семинарское занятие, как правило, складывается из двух частей: обсуждения теоретических вопросов и решения задач. Все это требует соответствующей самостоятельной подготовки студентов.

Готовясь к семинару, студент должен самостоятельно:

- проработать соответствующие разделы учебников, чтобы иметь представление о выносимых на обсуждение проблемах;

- изучить материалы лекций и литературу, делая выписки, необходимые для обсуждения проблем семинара;

- продумать ответы по вопросам темы, быть готовым к дискуссии по спорным вопросам, вынесенным на семинарское занятие, что требует обдумывания аргументации и системы доказательств той точки зрения, которая, по мнению студента, является наиболее приемлемой.

Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию следует аргументировать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные правовые источники, а также при возможности примеры из собственной профессиональной деятельности.

Семинар предполагает наличие дискуссии, активный обмен мнениями по поставленным вопросам, обсуждение сообщений и выступлений. На семинарских занятиях может быть использована и система докладов. К докладу студент готовится самостоятельно, определив предварительно с преподавателем тему доклада, а также проработав вопрос о его структуре. В докладе целесообразно отразить и теоретические и практические позиции. В этой связи необходимо обращение к специальной литературе по теме доклада, в том числе и литературе, не указанной в рабочей программе, а также к материалам судебной практики. Если в процессе подготовки доклада у студента возникают затруднения, они могут быть разрешены на консультации с преподавателем.

При решении задач студент должен показать умение использовать теоретический и законодательный материал при практическом разрешении поставленных проблем.

В ходе решения задачи следует изучить ее условия, уяснить, на какие вопросы требуются ответы. Сами ответы должны быть исчерпывающими. Аргументировать позицию целесообразно ссылками на закон, постановления Пленумов Верховного Суда, теоретические разработки. В случае, если ответ на вопросы, поставленные в задаче, не является однозначным, желательно формулировать и аргументировать собственную позицию, а также обосновать, почему, с точки зрения автора, иные подходы к решению проблемы представляются неверными.

№ темы дисциплины Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
Понятие наказания. Содержание наказания. Является ли кара содержанием наказания. Каковы цели наказания. Отличие уголовного наказания от других мер государственного принуждения
Каковы основные позиции, учитываемые судом при назначении наказания
Правила назначения наказания при неоконченном преступлении, соучастии
Понятие уголовной ответственности. Отличие уголовной ответственности от уголовного наказания.
Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки
Понятие судимости. Правовые последствия.
Понятие несовершеннолетнего. Меры воспитательного характера, применяемые к несовершеннолетним

5.4.2 Формы самостоятельной работы

№№ темы дисциплины Формы внеаудиторной самостоятельной работы   Трудоемкость в часах
Очн. ф.об Очн. ф.об. на базе СПО Очн.-заоч. ф.об на базе СПО Заоч. ф. об. на базе 2 высш. образования ЗЗаоч. ф. об. Заоч. ф. об. на базе СПО (классическая) Заоч. ф. об. на базе СПО (группа выходного дня)
                 
Работа с нормативными актами, учебной литературой, материалами судебной практики. Составление плана-конспекта по изучаемой теме. Изучение характеристики конкретных составов преступлений. Решение ситуационных задач.
1Самостоятельная работа в сессиюИтого            
1Итого          

5.4.5.Методические указания для студентов по освоению дисциплины

Общие положения:

Изучение дисциплины «Наказание: назначение, освобождение» имеет своей целью формирование у студентов необходимого правового компонента их профессиональной подготовки, умения и способности решать вопросы о наказании за совершение преступных деяний и принимать, основанные на законе решения.

Изучение предлагаемой дисциплины будет способствовать росту правовой грамотности обучающихся, правовой и нравственной культуры, выработке у студентов уважения и бережного отношения к гражданину, его правам и свободам, нормам общежития, выполнению служебного и общественного долга.

В процессе освоения дисциплины применяются различные формы занятий: лекции, семинары, практические занятия. Значительная часть занятий осуществляется в интерактивной форме.

Рекомендации:

Для освоения дисциплины следует обращаться к содержанию лекционного материала, изучатьрекомендованную литературу, как основную, так и дополнительную, положения закона, постановлений Пленумов Верховного Суда РФ (СССР – в части не противоречащей действующему законодательству). При изучении теоретических положений целесообразно также обращение к периодическим изданиям, например таким как «Российский судья», «Российское правосудие», «Судья», «Мировой судья», «Уголовное право», «Законность», «Российская юстиция» и другим изданиям.

Очень важно постоянно отслеживать изменения законодательства, подходов судебной практики к решению уголовно-правовых и иных вопросов, имеющих отношение к противодействию преступности. Для этого целесообразно обращаться к обзорам судебной практики, утверждаемым Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, обзорам практики по субъектам Российской Федерации.

Также целесообразно обращение к соответствующим международным правовым актам, практике Европейского Суда по правам человека.

Лекционные занятия (теоретический курс):

На лекциях излагаются наиболее важные в профессиональном отношении и наиболее сложные, дискуссионные положения дисциплины. В период проведения лекционных занятий студент получает знания, помогающие ему определить позиции, на которые следует обратить особое внимание, структурировать свои знания. Программа предусматривает небольшой объем лекционных занятий, поэтому многие вопросы дисциплины необходимо дополнительно рассматривать на занятиях других форм.

Рекомендации:

Материал лекций рекомендуется конспектировать, отмечая в конспектах основные тезисные положения предлагаемого материала. Кроме того, необходимо обращать внимание на те аспекты темы, которым лектор уделяет наибольшее внимание. На лекции, помимо непосредственно материала темы предлагаются: литература, где наиболее полно раскрывается тема занятия, материалы постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, иные материалы. Студенту целесообразно фиксировать рекомендованные источники с тем, чтобы в последствии иметь возможность обратиться к ним в процессе подготовки к занятиям или при иной форме работы.

Семинарские (практические) занятия:

Важная роль отводится и семинарским (практическим) занятиям. В процессе их проведения организуется и систематическая, самостоятельная работа студентов. Целью семинарских занятий является закрепление материала, который дается обучающимся на лекциях, а также материала, изученного в ходе самостоятельной подготовки. На семинарских занятиях студенты приобретают дополнительные знания, более углубленно изучают отдельные, наиболее сложные проблемы курса, совершенствуются в умении излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов. Именно семинарские занятия во многом обеспечивают должное знание дисциплины. Проведение семинаров призвано также определить уровень знания каждым студентом пройденного материала. На семинарских занятиях проводятся контрольные проверки знаний (текущий контроль, рубежный контроль).

В процессе подготовки к семинарским занятиям необходимо учесть следующее.

Семинарское занятие, как правило, складывается из двух частей: обсуждения теоретических вопросов и решения задач. Все это требует соответствующей подготовки студентов.

Рекомендации:

Для подготовки к семинарскому занятию следует уяснить его тему, вопросы, подлежащие обсуждению на семинаре, затем подобрать необходимый законодательный материал и рекомендованную литературу. Студент может обратиться к преподавателю, ведущему семинарские занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу.

Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию следует аргументировать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные правовые источники, а также при возможности примеры из собственной профессиональной деятельности.

Семинар предполагает наличие дискуссии, активный обмен мнениями по поставленным вопросам, обсуждение сообщений и выступлений. На семинарских занятиях может быть использована и система докладов. К докладу студент готовится самостоятельно, определив предварительно с преподавателем тему доклада, а также проработав вопрос о его структуре. В докладе целесообразно отразить и теоретические и практические позиции. В этой связи необходимо обращение к специальной литературе по теме доклада, в том числе и литературе, не указанной в методических рекомендациях, а также к материалам судебной практики. Если в процессе подготовки доклада возникают затруднения, они могут быть разрешены на консультации с преподавателем.

Доклад по вопросу темы осуществляется после вступительного слова преподавателя. Оптимальная продолжительность доклада по одному вопросу – до 15 минут. По наиболее сложным вопросам на доклад может быть отведено и более продолжительное время. В обсуждении докладов принимают участие все присутствующие на семинаре студенты.

Самостоятельная работа студентов:

Самостоятельная работа выполняется студентами во внеаудиторное время и имеет большое значение в успешном освоении дисциплины.

Самостоятельная работа включает в себя: ознакомление с содержа­нием рабочей программы, чтение и изучение учебной и другой научно-методической литературы; конспектирование первоисточников, текстов лекций и вопросов, разбираемых на семинарских занятиях, подготовку практичес­ких материалов и докладов к семинарам; отработку тем пропущенных семи­нарских занятий, подготовку ответов на вопросы для экзамена, выполнение электронных заданий.

Самостоятельная работа должна научить студента выделять и запоминать наиболее важные положения, выработать у обучающихся творческий подход к пониманию теоретических проблем и их практических следствий, критическое отношение к отдельным концепциям и выводам, основанное как на логическом анализе, так и на результатах практической деятельности.Самостоятельная работа совершенствует способности к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу, развивает творческие способности при самостоятельном изучении теоретических и практических правовых проблем.

Материалы самостоятельной работы должны представляться в виде кон­спектов, докладов, рефератов, материалов практических занятий.

Рекомендации:

При работе с литературой в ходе самостоятельной работы рекомендует­ся делать выписки наиболее важного материала, в частности основных поня­тий, определений, а также положений, содержащих ответ на вопрос лекции и семинара. Особое внимание должно быть уделено сущности исходных поня­тий, поскольку они являются ключом для изучаемого материала. При этом следует стремиться к осознанию каждого признака определения, раскры­вающего сущность той или иной уголовно-правовой категории.

При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки наиболее важного для понимания данной темы материала, в частности, основных понятий, определений, а также положений, содержащих ответы на вопросы, затронутые в ходе лекций и семинаров. Большое внимание целесообразно уделить понятийному аппарату, поскольку он является основой изучаемого материала. При этом следует стремиться к осмыслению каждого признака, определения, раскрывающего сущность той или иной уголовно-правовой дефиниции. Это поможет приобрести навыки аналитического мышления, умение критически оценивать различные позиции, вырабатывать собственную точку зрения и уметь ее защищать.

Результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в следующих формах:

- в составлении плана изученного источника;

- в выписках концептуальных положений автора работы;

- в составлении тезисов, т.е. самостоятельного краткого изложения основных мыслей прочитанного источника;

- в составлении аннотации, т.е. краткой обобщающей характеристики прочитанной книги, брошюры, статьи;

- в написании конспекта, в котором отражаются собственные мысли, подтверждённые цитатами авторов, наиболее важными цифрами и фактами.

В процессе самостоятельной работы полезно также использовать и справочно-информационные базы Консультант Плюс, Гарант, Кодекс и другие. Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе направлений судебной практики. С последней следует знакомиться и изучая материалы, публикующиеся в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации».

В процессе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям, обучающиеся должны решать задачи, с последующим раз­бором правильности решения на семинарских занятиях.

При решении задач следует показать умение использовать теоретический и законодательный материал при практическом разрешении поставленных проблем.

В ходе решения задачи нужно изучить ее условия, уяснить, на какие вопросы требую

Наши рекомендации