Летописный вид (в приложении к Псковской летописи)
4. ВЗ—1548 г. (Национальная библиотека в Варшаве, ф. Библиотеки майората Замойских, №78);
5. П-1 —2-й половины XVI в. (ГПБ, Погод. 1404);
6. П-2— конца XVI в. (ГПБ, Погод. 1402);
7. A-I — XVII в. (БАН, Петровск. I.A.II);
8. АрМ— XVII в. (ЛОИИ СССР, Археогр. 252); 9.ОК— XVII в. (ГПБ, T.IV.603);
10. Рж-2— XVII в. (ГБЛ, Рогож. 83);
11. Ов—1630-х гг. (ГБЛ, Овчин. 482);
Житийный вид (в приложении к Житию Всеволода-Гавриила)
12. Е — конца XVI в. (ГБЛ, Егор. 593);
13. Тл — XVIIв. (ГПБ, Q.I.70 — Толст. II, 79).
А560 се рукописание 56[ князя562 Всеволода563.
/. Се аз, князь великыи Гавриил56*, нареченыи Всеволод565, самодержець Мстиславець566, внук Володимеров567, властвующе56* всею Рускою землею ы569 властию новгородскою570 иЪ7Х божиим благоволением572 поставил573 есмь церковь святыи57* Иван575 Великыи576 на Петрятине дворищи и устроил есмь иконами многоценными577, и еуангелии многоценными57*, и всеми книгами неполон579, и устроил есми попы, и диакона, и дияка к съборнои великой™0 церкве.
2. А даю святому великому Ивану от своего5*1 великого имения5*2 на строение церкви и583 в векы вес вощаной, а в Торшку даю пуд вощаныи: половина5** святому Спасу, а половина5*5 святому великому Ивану на Петрятино дворище.
3. А оброк даю попом, и диякону, и дияку, и сторожам из весу из586 вощаного: имати попам по567 осми гривен сребра, диакону 4 гривны сребра5**, диаку 3 гривны сребра5*9. А
590 s ^91 592
имати им той оброк и в векы по моему данию князя великого593 Всеволода.
4. А попом пети у святого великого Ивана вседенна594, а у святого595 Захарии на полатех пети596 по неделям и597 в векы. А дьякону пети у святого Ивана субота да59Й неделя
s ^99 **
из того оброка и в векы.
5. А600 яз, князь великыи Всеволод, поставил есмь601 святому Ивану 3 старосты, от житьих людии и от черных тысяч-
2 вП 2
_ старости, управливати им всякаа дела
торговаа , иваньскаа и гостиннаа.
6. А Мирославу посаднику в то не въступатися, ни60* иным посадникам, в иваньское ни в что же, ни бояром новго-родскым.
7. А кто хочет605 в купечество вложитися606 в иваньское, и 7 дасть купцам пошлым людем вклада 5060* гривен сребра, а тысячскому609 сукно ипьское, ино купцам положити610 в святыи Иван611 полътретьятьцать612 гривен серебра. А не613 вложится61* в купечьство, а не дасть пятидесять615 гривен сребра, ино то не пошлый купець. А пошлым купцам ити им пошлиною, и вкладом, и отчиною.
8. А вес весити в притворе святого Ивана, где дано, ту его и дрьжати.
9. А весити старостам иваньскыим двема, купцам пошлым, добрым людем. А не пошлым купцам старощениа им не Дръжати, ни весу им не весити иваньского.
10. А у гостя имати: у низовьского от дву берковьсков616 °т вощаных пол гривны сребра да гривенка61* перцю, а У полочкою и619 у смоленьского по620 две гривны кун от берковьскаго62' от622 вощаного, а у новоторжанина полторы гривны кун от берковьска623 от62* вощяного, а у новгородь-Ua 6 мордок от берковьска625 or626 вощяного.
'•• А куны класти627 в дом62* святою629 Ивана велика-,бзо fiQi ,_
£О , что вывесять по правому слову.
12. А новоторжьцу в бологодеть не весити ни у которого же гостя.
Рукописание
князя Всеволода
Законодательство
Древней
Руси
635
13. А по моем животе, великого князя Всеволода, стояти за дом святого632 Ивана великого633 брату моему князю великому всея Руси и владыце новгородскому и за вся церков-никы святого634 Ивана.
14. А взяти князю великому из весу из вощаного пол третьятьцать636 сребра чрес год.
15. А праздник рожество святого637 великого Ивана почесть творить и праздновати старостам иваньскым купцам. А петь в638 праздник обедняя639 владыце, а на завътрее архимандриту святого Георгия, а на 3 день игумену святей богородицы из640 Онтонова монастыря. А взяти владыце дару рубль. А князя великого наместником дару по сукну641 ипь-скому, а дати
им642 20 пудов меду643 на подсласту чистого644 пошлины. А дворечьскому сукно ипьское, а64 10 пудов •646 на подсласту647 чистого пошлины по старине. А тиу-
,648 „.....,л „,,„„,.„„„649 „ „„„,, о....650 5
меду
ну дару
сукно тумаское
а дати ему
ду651 на подъсласту6Ъ2 чистого Архимандриту655 взяти656 дару ну онтоновьскому65Ъ взяти дару полтина
,654
,657
пудов ме-
пошьлины""' по старине, сукно ипьское. А
игуме-а пошлины669 от
ь660
40 колачев, да661 сорок хлебов, да капуста и
него идеть" уксус.
16. А буевище Петрятино дворище от прежних дверии святого Ивана до погреба, а от погреба до Кончяньскаго662 мосту. А с того буевища имать куны старосте иваньскому и побе-
рескому
663,
о
тыи куны къласти в дом
святого664 Ивана
великого
11 Л 666
II. А попов, и дьякона , и дьяка м66^
а
и сторожов святого иваньскым и669 старостам по-
Ивана призирати старостам берескым670 и пабережанам.
18. А в дому святого61^ Ивана великого672
65 676
не держати никому673 ничего же674, развее675 свечь и676 темиана.
19. А городу, и677 владыке, ни67Й бояром весу679 не мати у святого6^0 Ивана великого681,
оти-ни продавати моего да-
ниа, князя великого Всеволода.
20. А кто почнеть вес отимати, или продавати, или дом обидити6М святого и683 великого Ивана и святого пророка Захарии, ино684 на того Спас685, пречистаа6ь6, и святыи великий Иван, и святыи пророк Захарии; и будеть им тма, и огнь, и съблазн, и687 казни божия688.
РАЗНОЧТЕНИЯ
560—563 (заголовок) 564
Тл Рукописание великого князя П-1, П-2, А-1, АрМ, ОК Всеволод;
Всеволода о устроении церковнем святого Иоана Предтечи в Новеграде
на Опоке; 565
Летоп., Жит. в святом крещении 561 Гаврил;
Летоп., Е далее великого;
СлН далее великого;
566 Летоп., Жит. сын Мстиславль;
Летоп., Жит. далее Мономаха; СлН далее и;
568 СлН властьствующему ми;
СлН сиц.е же;
570 ВА далее землею;
571 ВА, Тл нет;
571—572 ВА, Летоп., Жит. благоволением
божиим;
573 ВЗ поставлен;
574 СлН святою великого;
СлН Иоанна;
576 СлН нет;
577—578 СлН, Летоп., Жит. нет;
579 СлН доволно по разуму людей;
580 П-2, А-1, АрМ, ОК нет;
581—582
ВЗ, П-1, А-1, АрМ, ОК, Рж-1, Ов, Жит. имениа великого;
ВЗ, П-1, А-1, АрМ, ОК, Рж-1, ОВ, Е нет;
584—585
ВА нет;
586 Тл нет;
587 СлН, ОК нет;
588 П-1, ОК, АрМ, Рж-I далее да;
Летоп., Жит. далее сторожам 3 гривны сребра;
590—591 Тл оброк той;
592 ВЗ, П-2, ОК, Рж-I, Та нет;
593 Рж-I нет;
ВЗ, П-1, П-2, ОК, АрМ, Рж-1, Жит.вседневмаа; Тл далее служба;
595 СлН далее пророка;
596 ВЗ, П-1, П-2, А-1, ОК, Ов, Жит. нет;
597 Летоп., Жит. нет;
598 В А и;
ВЗ, П-1, П-2, А-1, ОК, Рж-1, Ов, Жит. нет;
600 ВА, СлН, Летоп., Жит. нет;
601 Рж-I ему;
602—603 ВЗ всякое;
604 ВЗ и;
605 ВЗ, П-1, А-1, ОК, Рж-I, Е восхочет;
ВЗ далее утрата одного листа с текстом до ст. 13;
607 Тл нет; АрМ а;
608 П-1, П-2, А-1, ОК, Рж-I, Ов, Е и;
Тл тысяцким;
610 ВА, СлН вложити;
611—612
П-1, П-2, А-1, ОК, АрМ, Ов, Тл по 30;
Рукописание
князя Всеволода
Законодательство
Древней
Руси
613 СлН нет;
614 АрМ вложитися;
615 П-1, А-1, АрМ, ОК и;
616 СлН белковъсков;
617 Тл нет;
618 ВА пол гривенке;
АрМ да;
620 А-1, ОК, АрМ, Жит. нет;
ВА, СлН, ОК бельковьска; АрМберковска;
622 Тл нет;
623 ВА, СлН белковьска;
624 Тл нет;
625 ВА, СлН 6ел1
626 Тл нет;
627 СлН слати;
628 П-1, П-2, А-1, ОК, Жит. дому;
629—630
СлН и великого Иоана;
П-1, П-2, А-1, ОК, АрМ, Рж-1, Тл веситца;
632 ВЗ далее текст продолжается;
632—633 СлН и великаго Иоанна;
634 СлН далее и великаго;
Тл по; *
ВА, ВЗ, П-1. П-2. А-1, ОК, АрМ, Ов, 1л далее гривен;
637 ВА нет;
638 Рж-1, нет;
639 Тл нет;
640 СлН or;
641 СлН далее по;
642 СлН далее противу того дару;
643 ВА, СлН далее чистаго;
644 В А, СлН нет;
СлНдалее против того дару датиему;
646—647 СлН нет;
648 ВА нет; СлН лат;
649 ВЗ тамаское;
650 СлН далее против того дару;
СлН далее чистого;
652 Тл подсыту;
ВА, ВЗ, П-1, П-2, А-1, ОК, АрМ, Жит. нет;
654 СлН далее святого Георгия;
ВА, ВЗ, П-1, П-2, А-1, ОК, АрМ, Рж-1, Жит. нет;
656 П-1, П-2, А-1, ОК, АрМ, Жит. нет;
СлН Онтоньева монастыря;
Тл Онтоновского монастыря
пошлины,
СлН нет;
СлН далее из монастыря пошлины;
СлН д; ВА, ВЗ, П-2, А-1, ОК, АрМ, Ов, Жит. нет;
ВЗ, П-1, А-1, ОК, АрМ, Рж-1, Ов, Жит. коньца Иванъского;
СлН, Летоп., Жит. поберсжскому а; Ва далее а;
663—664 СлН и великаго Иоанна;
665—666
ОК, Ов нет;
667—668 ВА нет,
СлН, ВЗ,П-1, А-1, ОК, АрМ,Тл побережскым;
670—671 СлН великаго Иоанна;
672 ВЛ, СлН далее же;
ВЗ, П-1, А-1, ОК, Рж-1, Ов нет;
674 СлН далее книгы;
675 СлН нет;
676 В А, Тл и;
677 Тл и;
678—679
Тл у святого Иоанна великаго Иоанна;
680—681 СлН великаго Иоана;
ОК нет;
ВА, СлН,ВЗ, Тл, Е, Рж-1,П-1, П-2, А-1, ОК нет;
684 ОК далее обидети;
685 В А далее и;
686 ОК, Тл, Ов далее Богородица;
687 СлН далее многия;
Тл от- бога; ВЗ, Тл, Е, Рж-1, Ов, П-1, П-2, А-1, ОК, АрМ далее от
них же да избавит ны господь
нашь Исус Христос, ему же слава
(Тл далее со отцем и со святым
духом) и (Тл и нет) ныне, и присно
(П-1, П-2, А-1, ОК, АрМ, Тл, Е,
Рж-1, Ов далее и во веки векомь.
Аминь). СлН далее яко и на
егуптянех быша. Сиа писах и
преписах в славу богу отцу и сыну
и святому духу и ныне, и присно,
и в веки векомь. Амин.
Рукописание
князя Всеволода
КОММЕНТАРИЙ Статья 1
В начальной статье «Рукописания» говорится о создании князем Всеволодом Мстиславичем церкви св. Ивана на Петрятине дворе и ее уст роении, т. е. снабжении иконами и книими и придании ей штата клириков.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи была заложена новгородским князем Всеволодом Мстиславичем, внуком Владимира Мономаха, в 1127г.: В лето 6635. Заложи церковь камяну святого Иоанна Всеволод Новеюроде, на Петрятине
Законодательство
Древней
Руси
Новгородская
Первая летопись
старшего и
младшего
изводов.
М.-Л., 1950,
с. 21-22, 206.
Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.-Л., 1949, с. 140,№81.
Новгородская Первая летопись.
Раппопорт П. А. Раскопки церквей
в Новгороде и
Старой Ладоге.—
В кн.: Археологи
ческие открытия
1979 года. М .
1980, с. 28.
Новгородские
летописи. Спб.,
1879, с. 194.
дворе, в имя сына своего. В следующем году преставися Иоанн, сын Всеволожь, вънук Мъстиславлъ, априла' в 16, а в 1130 г. коньця церковь святого Иоаннаш. Эти летописные сообщения являются очевидным источником ст. 1 «Рукописания», которая вместе с тем содержит ряд анахронизмов, свидетельствующих о более позднем происхождении памятника.
Вопреки утверждению ст. 1 Всеволод Мстиславич никогда не был великим князем, т.е. не владычествовал всею Рускою землею. На титуловании его великим князем сказался сложившийся со второй четверти XIII в. порядок, согласно которому новгородский стол сделался принадлежностью великих князей. Вероятным источником оборота владычествующю ми всею Рускою землею является титулатура грамоты отца Всеволода — киевского князя Мстислава Владимировича новгородскому Юрьеву монастырю: Се аз Мьстислав Володимирь сын, дьржа Русску землю, в свое княжение...690.
Такой же характер имеет и титул самодръжец, употреблявшийся в источниках как синоним великого князя (см., например, в Ипатьевской летописи под 6707, 6709, 6770 гг..)
Анахронизмом является также упоминание попов и дьяконов (в Археографическом изводе — только попов) во множественном числе. В Уставе князя Всеволода говорится только об одном попе иваньском. Это свидетельствует об отсутствии поначалу у церкви Ивана придельного храма и о том, что в первый период своего существования церковь не имела соборного статуса.
Между тем в ст. 4 «Рукописания» упоминается придел св. Захарии, а в ст. 1 присутствует еще один анахронизм: церковь именуется зборнои, т. е. собором. Предоставление соборного статуса храму Ивана на Петрятине дворе (он назывался также церковью Ивана на Опоках или церковью Ивана на Торгу) можно отнести к 1184 г. Под этой датой Новгородская I летопись сообщает: Заложи архиепископ Илия с братомь церковь святого Иоанна камяну на Търгови-щи . Связь этого сообщения именно с церковью Ивана на Опоках подтверждена археологическими раскопками, в ходе которых было установлено, что в конце XII в. Иванская церковь была капитально перестроена692. Между тем в Новгородской Третьей летописи церковь, строившаяся в 1184 г., именуется храмом во имя собора св. Иоанна Предтечи693. Храма, посвященного такому празднику (отмечаемому 7 января по старому стилю), в Новгороде никогда не было, что дает основание предполагать ошибку летописца, принявшего сообщение о строительстве собора в использованном им источнике за наименование праздника, которому якобы был посвящен этот храм.
О Петрятине дворище см. в комментарии к ст. 16 «Рукописания».
Статья 2
Статья трактует о праве церкви Ивана взимать пошлину на строение церкви со взвешивания воска в Новгороде и в Торжке от княжеского великоимения, т. е., надо думать, не с гостей, торгующих воском, а с тех поступлений в новгородскую княжескую казну, которые шли в нее в виде налогов. Иными словами, этой статьей назначается руга (жалование на содержание причта и приобретение церковных припасов) из княжеских доходов.
Та часть дохода от взвешивания воска, которая собиралась в Торжке (Торжок — иначе Новый Торг — находился в совместном владении Новгорода и князя: а в Торожку, княже, держати тивун на своей чясти, а новгородець на своей чяс-ги694), делилась пополам. Одна половина поступала в распоряжение церкви Ивана на Петрятине дворе, другая передавалась церкви Спаса в Торжке. А. А. Зимин, настаивая на датировке «Рукописания» концом XIV в., утверждал, что эта церковь была построена только в 1364 г.: В лето 6872. Поставиша в Торжьку церковь камену в имя святого и бого-лепного Преображениа юспода бога спаса нашею Исуса Христа, замышлением богобоязнивых купець новгородчкых, а по-тягнутием всех правоверных крестиян, а на зиму свяща ю архиепископ новгородчкый Алексии, с попы и диаконы и с крилосом святыя Софея69Ь. Между тем это неверно. В имеющихся источниках упоминание церкви Спаса в Торжке встречается уже около 1304—1305 гг. В грамоте Новгорода тверскому великому князю Михаилу Ярославичу, составленной в указанные годы, говорится: А кто живеть в Търъжку на Новотързьскои земли, а к святому Спасу не тягнеть к Търъжку...696. Здесь святой Спас выступает синонимом Торжка (как, например, св. Троица была синонимом Пскова, а св. София — синонимом Новгорода). Поскольку в основе такой синонимичности лежало именование города по его главному собору, надо полагать, что церковь Спаса в Торжке была древнейшим храмом этого города, и ее упоминание в «Рукописании» не является анахронизмом по отношению даже к XII в.
Статья не содержит указания на норму весовой пошлины. По-видимому, эта норма была традиционной и повсеместно хорошо известной. Для ее примерной оценки полезны установления поздних грамот конца XVI в., демонстрирующих, однако, определенную зависимость от «Рукописания». В Таможенной новгородской грамоте 1571 г. говорится: А Новгородец... и Псковитин, кто извесит мед, или икру, или иное что взвесит, и пудовщцкам имати с рубля по две денги697. Те же нормы, в том числе касающиеся и воска, названы в Откупной грамоте на весчую пошлину у Ивана на Опоках 1587 г.: А весчее имати ему пошлины по сей грамоте с ноугородцов и со всех торговых людей Московского государства и с гра-мотчиков и с смольян по 2 денги по московскую с рубля, с
Рукописание
князя Всеволода
Обычная формула докончаний Новгорода и князя, фиксируемая уже в древнейшем из дошедших до нас договоре 1265-1267 гг. (ГВНП, с. 11, № 2).
Новгородская
Первая летопись,
с. 368-369.
696 ГВНП, с. 18, № 7.
Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Академии наук (в_ дальнейшем — ААЭ), т. I. Спб., 1836, № 282.
Законодательство
Древней
Руси
698 ААЭ, т. I, №334.
Макарий Запись о ружных
церквах и
монастырях в
Новгороде и
в новгородских
пятинах.—
Временник
ОИДР,
кн. 24. М., 1856. Смесь, с. 31-32:
Янин В. Л. К хронологии «Торгового устава» князя Всеволода.— Археографический ежегодник за 1976 год. М., 1977, с. 63.
Расмуссен К.
«300 золотых
поясов» древнего
Новгорода.—
Scando-slavica,
t. 25. Copenhagen,
1979, р. У> ИИ
701 ГВНП,с.74,№42.
702 ГВНП,с.76,№43.
купца денга, а с продавца денга ж... А откуды ни буди привезут воск, и откупщику имати от весу по тому ж, как с купца москвитина . Согласно этим грамотам, весовая пошлина равнялась 1% с оборота (в московском рубле было 200 денег).
Статья 3
В статье устанавливается распределение руги. Из доходов со взвешивания воска ежегодно попам (их, судя по более поздним источникам, двое) назначается жалование по 8 гривен серебра, дьякону — 4 гривны серебра, дьяку — 3 гривны серебра, сторожам — 3 гривны серебра.
В начале 80-х гг. XVI в. клир Ивановской церкви состоял из 2 попов, дьякона, дьячка и 2 пономарей. Последние вместе получали такую же сумму, как один дьячок699. Таким образом, совокупное указание жалования сторожам — не ошибка. Общая смета расхода на жалование клиру равняется 26 гривнам серебра в год, что соответствует примерно 5,2 кг серебра.
Статья 4
Эта статья определяет обязанности клира за указанное в ст. 3 жалование. Попам полагается вести ежедневные службы в главном храме, а по воскресным дням еще и в приделе св. Захарии, а дьякону участвовать в субботних и воскресных службах в основном храме.
Статья 5
Статья определяет персональный состав служителей церкви Ивана — три старосты: один — от житьих и черных людей — тысяцкий, двое — от купцов. В литературе неоднократно высказывалось мнение о том, что здесь говорится не о трех, а о шести старостах: 3 — от житьих, 1—от черных (тысяцкий) и 2 — от купцов. В новейшее время такого толкования придерживается К. Расмуссен700. Однако еще В. О. Ключевский, а за ним М. Н. Тихомиров считали, что старост трое.
Это мнение подтверждается традиционной формулой новгородских актов, исходящих, как правило, от посадника, тысяцкого и всего Новгорода. В актах, регулирующих международные торговые сношения Новгорода, в ряде случаев участвуют и купеческие старосты; тогда начальная формула документов выглядит следующим образом: От архиепископа новгородского Алексея, и от наместника великого князя Андрея, и от посадника Юрия, и от тысяцкого Матвея, и от старост купеческих Сидора и Еремея, и от всех купцов новгородских (1371 г.)701; От архиепископа новгородского Алексея, от великого князя наместника Александра, от посадника Михаила, от тысяцкого Матвея, от старост купеческих Якима и Федора, от всех купцов и от всего Новгорода (1372 г.) . Купеческих старост, действительно, было одновременно двое, и если посадник являлся представителем бояр, то тысяцкий в этих ак-
тах выступает как единственный представитель всех остальных — непривилегированных — сословий Новгорода, в том числе и житьих. Никаких особых старост от житьих источники не знают.
А. А. Зимин и вслед за ним Ю. Г. Алексеев703 считают, что термин житьи люди возникает очень поздно, в последней трети XIV в. Для А. А. Зимина это послужило одним из главных оснований датировать возникновение «Рукописания» концом XIV в. Действительно, первое упоминание житьих в существующих источниках содержится в новгородском Наказе послам к тверскому князю Михаилу Александровичу 1372 г.704, а в Новгородской Первой летописи о них впервые говорится под 1380 г.705. Однако необходимо учитывать, что в Новгородской Первой летописи, кроме того, житьи упоминаются только два раза — под 1398 и 1441 г.706, причем характер этих упоминаний во всех случаях связан с представительством в критические периоды истории Новгорода. В актах они фигурируют также крайне редко: кроме 1372 г. только в 1461г.707. В обоих случаях характер акта требовал дифференцированного представительства от всех слоев новгородского населения. Обычно новгородские акты исходили от всего Новгорода или от всех старейших и всех меньших и от всего Новгорода, причем в последней формулировке, употребляемой уже в 60-х гг. XIII в., меньшим соответствует совокупность житьих (т. е. зажиточных) и черных людей формулы более дифференцированного представительства. Принимая во внимание такой характер редчайших упоминаний термина и консервативность актовых формуляров, мы не имеем оснований считать, что термин житьи люди, равно как и обозначаемая им сословная группа, не могли существовать до 1372 г. Решительная разница между феодализирую-щейся верхушкой небоярской части новгородского общества (в которую, в частности, входили тысяцкий и сотские) и беднейшими категориями свободного населения города существовала и в XIII в.
Упоминание тысяцкого в «Рукописании» является очевидным анахронизмом по отношению ко времени княжения Всеволода Мстиславича. Первым новгородским тысяцким был Милонег, упоминаемый в этом качестве в Новгородской Первой летописи впервые под 1191г.708. Его именем (в форме «Миронег») открывается и список новгородских тысяцких в Комиссионной рукописи Новгородской Первой летописи младшего извода709.
Вместе с тем уже в акте 1269 г. отражен порядок участия тысяцкого в делах, связанных с деятельностью церкви Ивана по судебному регулированию гостиных конфликтов: А поспорят вышеназванные лоцманы с гостями по пути вверх или вниз, и помирятся они между собою в пути, то тому быть твердо; а не смогут они помириться, итти им на суд перед тысяцким и перед новгородцами на двор святого Ивана; А будет У зимних и у летних гостей дело до суда, то кончать им это
Рукописание
князя Всеволода
Алексеев Ю. Г. «Черные люди» Новгорода и Пскова (к вопросу о социальной эволюции древнерусской
городской
общины).—
Исторические
записки, 103.
М., 1979,
с. 254-260.
704 ГВНП,с.32,№17.
Новгородская
Первая летопись,
с. 376.
Там же, с. 391, 421.
707 ГВНП,с.38,№21.
Новгородская
Первая летопись,
с. 39, 230.
709 Там же, с. 472.
Законодательство
Древней
Руси
ГВНП,с.60,№31.
711 См.:Янин В. Л.
Очерки комплексного источниковедения. Средневековый Новгород. М.,1977, с. 91-122
ГВНП, с. 58, 60,№ 31 (1269 г.);
с. 62, № 33 (1301 г.); с. 73, № 41 (1342 г.);
с. 74, № 42 (1371 г.); с. 76, № 43 (1372 г.); с. 87-88, № 49 (1409 г.); с. 107, № 64 (1434г.); с. 110-112, № 67 (1436 г.); с. 113, № 68 (1439 г.); с. 120, 123, № 73 (1448г.); с. 125-
126, № 74 (1450 г.); с. 127-129, №76 (1466 г.)
Янин В. Л.
Актовые печати
Древней Ру< и,
т. 2. М., 1970, с. 105-111.
Матюшкина Г. И. Новые находки вислых печатей
из раскопок 1970-
1973 гг.— Вестник
МГУ, Сер. IX:
История, 1976,
№ 1, с. 70,
(табл. II, 7, ж).
Новгородская
Первая летопись,
с. 88.
дело перед тысяцким, старостами и новгородцами и ехать своим путем без пакости7w.
Связь тысяцкого с церковью Ивана на Петрятине дворе де-\hiiii грируется также Уставом князя Ярослава о мостех, составленным в 1265—1267 гг. В нем определена обязанность тысяцкого мостить от софъян до вощник, т. е. ремонтировать Великий мост через Волхов и уличные мостовые от моста до церкви Ивана (от вощников до Великого ряда в торгу мостит посадник)7". Этот документ, как видим, также фиксирует и наименование иванской организации «вощниками».
Купеческие старосты упоминаются во многих документах XIII —XV вв.712. В ряде других актов их присутствие скрывается за обобщенным обозначением купцы, дети купеческие. С деятельностью купеческих старост связан также большой массив сохранившихся, но еще в древности оторванных от документов свинцовых печатей новгородских тиунов . Древнейшая из датированных печатей этого массива носит имя Юрия Сбыславича714, который в летописи упомянут под 1269 г.715.
Статья «Рукописания» включает в сферу деятельности иван-ских старост (тысяцкого и двух купеческих) дела иванская, и торговая, и гостиная. Иванские дела, несомненно, связаны с внутрицерковными проблемами. Торговые, коль скоро они отличны от гостиных, — разбор конфликтов между новгородцами на Торгу. Гостиные — конфликтные дела, связанные с гостями, т. е. иногородними и иноземными купцами. В Троицком изводе «Рукописания» упоминается также находящийся в ведении иванских старост суд торговой. В Археографическом изводе эти слова отсутствуют, из чего А. А. Зиминым сделан вывод о падении значения Иванской корпорации в конце существования Великого Новгорода7 . Однако эти слова не имеют принципиального значения, коль скоро совокупность конфликтов торговых и гостиных и составляла торговый суд, пример чему демонстрирует уже цитированная грамота 1269 г. Слова и суд торговой могли быть включены в Троицкий извод в позднейшее время; они могли быть, напротив, и потеряны при создании Археографического извода. Существо деятельности старост от наличия или отсутствия этих слов не изменяется, поскольку контроль над делами иванскими, торговыми и гостиными предписан им в обоих изводах «Рукописания».
Статья 6
Статья декларирует независимость иванской организации от боярства, возглавляемого посадником. Мирослав Гюряти-нич дважды посадничал в Новгороде при Всеволоде Мстисла-виче: в 1126—1128 гг. и в 1134—1136 гг. (он умер 28 января 1136 г.)717. Источником сведений о совместной деятельности этого посадника с князем Всеволодом в «Рукописании» служит Новгородская Первая летопись.
Принципу независимости иванской организации от посадника, на первый взгляд, противоречит одно место в проекте договора Новгорода с Любеком и Готским берегом 1269 г.: А будет ссора между немцами и новгородцами, кончать ссору на дворе святого Ивана перед посадником, тысяцким и купцами. Однако это видимое противоречие разъясняется следующим далее текстом: А придет кто-нибудь с острым оружием в Немецкий двор или в Готский двор и там ранит кого-нибудь или возьмет товар, а поймают его, то вести его на суд и судить по преступлению. А порубят ворота или тын, то судить по преступлению...7"'. Участие посадника определялось характером конфликта, который в обоих обусловленных случаях отнюдь не был торговым или гостиным, а имел отношение к сфере уголовного права. Примеры подобного участия посадников в разборе уголовных конфликтов между новгородцами и иноземными гостями демонстрируют немецкие документы 1331 и 1439 гг.719.
Статья 7
Статья открывает новую тему «Рукописания», связанную с существованием в Новгороде организации наиболее состоятельного купечества, члены которой именовались пошлыми (т. е. исконными) купцами. Чтобы стать членом такой «гильдии», необходимо было вложиться в нее вкладом в 50 гривен серебра (около 10 кг серебра) и, кроме того, дать тысяцкому ипское (ипрское—от названия фландрского города Ипр, где выделывались такие сукна) сукно. Лица, совершившие этот вклад, приобретали наследственное членство в организации: а пошлым купцам ити им отчиною и вкладом (Троицкий извод); а пошлым купцам ити им пошлиною, и вкладом, и отчиною (Археографический извод). По-видимому, упоминание вклада в цитированных текстах предусматривает тот случай, когда наследниками умершего пошлого купца оказывались двое или больше сыновей, а не единственный его преемник.
Организация пошлых купцов в «Рукописании» именуется ыванским купечеством, поскольку ее финансы являются еще одним, кроме вощаного веса, источником бюджета церкви Ивана на Опоках. Из каждого 50-гривенного вклада половину — 25 гривен серебра пошлые куп.цы обязаны были положить в святыи Иван.
В литературе постоянно фигурирует термин Иваньское сто как обозначение организации пошлых купцов. Однако этот термин является вымышленным. Он никогда не встречается в источниках и изобретен в связи с осмыслением другого термина — купецьское сьто в духовной новгородца Климента — Документе, составленном в третьей четверти XIII в. (не позднее 1270 г.): А про куны, чимь то ми ся было вам платити: в купецьском съте у Фомы 8 гривен възмите, а у Ьорькы 4 гривне, у Фомы у Моръшия особьнеи 2 гривне без 2-ю ногату...720.
lib
Рукописание
Князя Всеволода
Памятники русского права.
Вып. второй. М., 1953,с. 179.