Статьи Соловецкого списка о наследовании дочерей

Статьи устанавливарт особый порядок наследования доче­рей и сыновей — их братьев, отличный от традиционного древнерусского права. По Пространной Правде (ст. ст. 91, 95), дочери лично свободных людей и феодалов при наличии сы­новей не наследовали, что подтверждалось Судебниками 1497 (ст. 60) и 1550 гг. (ст. 92). В. О. Ключевский отмечал, что «эта норма была чужда русскому наследственному праву и никогда в нем не действовала», она была внесена «на всякий случай, в чаянии, что и она может пригодиться»559. Вместе с тем нормы этих статей имеют соответствия в византийском праве (Прохирон-Закон Градский, грань 29, гл. 11; грань 33, гл.9). Составитель статьи — образованный церковный книж­ник, знавший о падении Константинополя и особой роли, ко­торую играла после этого Трапезундская империя, знакомый с собраниями переводных памятников права по Кормчим книгам.

Устав

великого князя Всеволода

Ключевский В. О.

Курс русской

истории, т. I,

с. 260-261.

Истый свидетели

— настоящие,

достойные

доверия.

Законодательство

Древней

Руси

РУКОПИСАНИЕ КНЯЗЯ ВСЕВОЛОДА. XIII В.

Введение *

«Рукописание князя Всеволода» — ценнейший памятник, со­хранивший единственный дошедший до нас устав купеческой корпорации в Новгороде. Он посвящен регулированию отно­шений князя, епископа и города с церковью Ивана на Петря-тином дворище, которой было предоставлено право извле­чения в свою пользу доходов от взвешивания воска, а также отношений этой церкви с корпорацией «пошлых»

купцов.

«Рукописание» составлено от имени новгородского князя первой половины XII в. Всеволода Мстиславича, однако, бу­дучи пронизано многочисленными анахронизмами относитель­но времени его деятельности, в действительности закрепляет порядок, сложившийся в Новгороде не ранее второй трети

XIII в.

Памятник известен в двух изводах — Троицком и Архео­графическом. Первый сохранился в единственном списке третьей четверти XVI в., но более полно отражает древний оригинал. Второй известен не менее чем в 23 списках XV — XIXвв., объединяемых в четыре вида: Археографи­ческий, Соловецкий, Летописный и Житийный.

Списки Археографического извода содержат материалы, свидетельствующие об изменении порядка организации финан­сов церкви Ивана в XIV в., и, следовательно, дают возмож­ность исследовать динамику существенных преобразований новгородского права.

Тексты Троицкий извод

Список третьей четверти XVI в. в приложении к Новгород­ской I летописи (ГБЛ, МДА, IV 54).

/. Се аз, князь великий Гаврил, нареченыи Всеволод, са-модръжець Мьстиславичь, внук Володимир, владычествующю ми всею Рускою землею и всею областью Новгороцкою, божи-им благоволением поставил есми церков святыи великыи Иван на Петрятине дворище и устроил есми ю иконами многоценна-ми, и еуангелием многоценным, и всеми книгами ис-полнь, устроил есми попы и дьяконы в зборнои виликои церкви.

2. И даю святому великому Ивану от своего великоимения на строение церкви и в векы вес вощаной, а в Торжку пуд вощаной: половина святому Спасу, а половина святому вели­кому Ивану на Петрятино дворище.

3. А оброка попом, и дьякону, и дьяку, и сторожам из весу вощаного: имати попом по осми гривен серебра, а дьякону че­тыре гривн серебра, а дьяку три гривны серебра, а сторожам три гривны серебра. А имати им той оброк и в векы на вся­кий год по моему данью великого князя Всеволода.

4. А попом пети у святого Ивана вседенная, у святого Захарьи на полатех пети по неделям и в векы. А дьякону пе­ти у святого Ивана субота да неделя ис того оброка и в век.

5. И яз, князь великий Всеволод, поставил есми святому Ивану три старосты, от житьих людей и от черных тысяцкого, а от купцев два старосты, управливати им всякие дела иван-ская, и торговая, и гостинная, и суд торговой.

6. А Мирославу посаднику в то не вступатца и иным посад­ником в ываньское ни в что же, ни боярам новгороцкым.

7. А хто хочет в купечство вложится в ыванское, даст купь-цем пошлым вкладу пятьдесят гривен серебра, а тысяцкому сукно ипьское, ино купцам положить в святыи Иван полътре-тьяцать гривен серебра. А не вложится хто в купечество, не даст пятьдесят гривен серебра, ино то не пошлый купець. А пошлым купцем ити ум отчиною и вкладом.

8. А весити им в притворе святого Ивана, где дано, ту его и дръжати.

9. А весити старостам иваньским, двема купцем пошьлым добрым людем. А не пошлым купцем старощениа не дръжати, ни весу им не весити иваньского.

10. А у гостя им имати: у низовьскаго от дву берковска вощаных пол гривне серебра да гривенка перцю, у полоцкого и у смоленьского по две гривны кун от берковъска вощаного, у новоторжанина полторы гривны от берковъска вощаного, у новогородца шесть мордок от берковска вощаного.

11. А куны им класти святого великого Ивана в дом, что вывесят по правому слову.

12. А новгородцю не весити ни на которого гостя.

13. А по моем животе, великого князя Всеволода, стояти за дом святого великого Ивана брату моему великому князю всея Русии, и владыце новгороцкому, и старостам купецьким, и купцам, и за вся церковникы святого Ивана.

14. А взять князю великому из весу вощаного полтретья-цать гривен серебра через год.

15. А праздник рожество святого великого Ивана почесть створити и празновати старостам купецким и купцам. А има­ти старостам купецким и купъцем из весу из вощаного на полътретьяцать гривен серебра на всякыи праздник святого Ивана и в век. А старостам купецким святого великого Ивана ставити на праздник святого Ивана семьдесят свечь, и темъян, и ладан. А пети в празьдник владыце, а старостам купецким и купцам дати владыце гривна серебра да сукно ипьское, а на завтрее пети анхимандриту святого Егоргиа, а взять ему пол гривне серебра, а на третей день пети игумену святей Богородици из Онътонова монастыря; взять ему пол гривне серебра.

Рукописание

князя Всеволода

Законодательство

Древней

Руси

15а. И яз, князь великий Всеволод, дал есми пошлины по­пом святого великого Ивана Петрятино дворище с купець в Руси на память князем великым дедом моим и прадедом има-ти с купець таи старина и в векы с тверского гостя, и с нов-городцкого, и з бежицкого, и з деревьского, и с всего По-мостья.

16. А буевище Петрятино дворище от прежних дверей свя­того великого Ивана до погреба, от погреба до Концаньского мосту. А того буевища имати куны старостам иваньским и старостам побереским. А класти куны в дом святою великого Ивана.

17. А попов святого великого Ивана, и дьякона, и дьяка, и сторожов призирати старостам иваньским, и купцам, и ста­ростам побереским, и побережаном.

18. А в дому святого Ивана не дрьжати никому ничего же, разве свечи и темъяна.

19. А городу, ни владыце, ни боярам весу не отимати у святого великого Ивана, ни продавати моего данья, великого князя Всеволода.

20. А хто почнет вес отимати, или продавати, или дом оби-дити святого великого Ивана и святого Захарьи, на того Спас, и пречистая, и святыи великыи Иван, будет им тма, и съблазнь, и казнь божия.

Археографический извод

Дается по 13 основным спискам:

Археографический вид

1. Ар— середины XV в., в приложении к Комиссионному списку Новгородской Первой летописи (ЛОИИ АН СССР, Археогр. 240). Используется как основной;

2. ВА— 1495 г., в сборнике (Центральная библиотека АН ЛитССР, ф. 22, №49);

Соловецкий вид

3. СлН—1493 г., в приложении к Кормчей книге (ГПБ, Сол. 858/968);

Наши рекомендации