См.: Постановление Президиума Московского городского суда от 19.07.2013 N 44у-186/13.

Статья 401.17. Недопустимость внесения повторных или новых кассационных жалобы, представления

Комментарий к статье 401.17

Запрет в комментируемой норме вносить повторные или новые кассационные жалобы устанавливает общее правило, преследующее цель обеспечить своевременность исправления судебных ошибок и не допускать многократного производства в кассационной инстанции по одним и тем же вопросам. Вместе с тем Конституционный Суд РФ выявил и иную сторону данной проблемы относительно повторных жалоб. Рассматривая в качестве повторной жалобу, принесенную по тому же делу, в отношении того же осужденного и по тем же основаниям, что и жалоба, ранее оставленная без удовлетворения, Конституционный Суд РФ признал, что жалоба, принесенная по иным правовым основаниям, не является повторной, а потому может быть подана вновь в ту же надзорную инстанцию. Более того, Конституционный Суд РФ разъяснил, что в случае обнаружения судебной ошибки она подлежит исправлению, в том числе если жалоба является повторной, и даже тогда, когда она допущена при рассмотрении дела в той судебной инстанции, решение которой отраслевым законодательством признается окончательным в том смысле, что согласно обычной процедуре оно не может быть изменено (см. Постановления Конституционного Суда РФ от 02.02.1996 N 4-П, от 03.02.1998 N 5-П; Определение Конституционного Суда РФ от 08.11.2005 N 401-О).

Конституционный Суд РФ сделал вывод о том, что, если жалоба приносится по иным правовым основаниям, а также в случае обнаружения судебной ошибки, препятствий для неоднократного обращения в суд надзорной инстанции быть не должно (см. Определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2010 N 247-О-О). Очевидно, что в современных условиях с такими же ситуациями может сталкиваться суд кассационной инстанции. Представляется, что положения комментируемой статьи следует применять в соответствии с выявленным Конституционным Судом РФ смыслом и в кассационных инстанциях, не препятствуя рассмотрению повторных жалоб.

Глава 48. ПРОИЗВОДСТВО В НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ

Утратила силу с 1 января 2013 года. - Федеральный закон от 29.12.2010 N 433-ФЗ.

Глава 48.1. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ

Статья 412.1. Пересмотр судебных решений в порядке надзора

Комментарий к статье 412.1

1. Надзорный порядок пересмотра судебных решений во многом сохранил черты одноименной формы проверки судебных решений, действовавшей в отечественном уголовном процессе до вступления в силу Федерального закона от 29.12.2010 N 433-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации". При этом об их идентичности говорить было бы неверно. Как и раньше, надзорный порядок проверки судебных решений действует в отношении судебных решений, вступивших в законную силу. Однако существенные изменения предмета судебного разбирательства при проверке судебных решений в порядке надзора, а также судов, уполномоченных пересматривать уголовные дела в надзорном порядке, предопределили кардинальные отличия "нового" надзорного производства.

2. Предметом судебного разбирательства в порядке надзора является проверка лишь законности приговора, определения, постановления суда, вступившего в законную силу, т.е. соблюдения норм материального и процессуального права. А функции суда надзорной инстанции осуществляет единственный орган - Президиум Верховного Суда РФ.

3. Субъектами права на обжалование являются любые лица, чьи права и законные интересы затрагиваются решением суда. В настоящее время на законодательном уровне учтены позиции Конституционного Суда РФ (см. Постановления Конституционного Суда РФ от 23.03.1999 N 5-П, от 27.06.2000 N 11-П) и Верховного Суда РФ (см. Надзорное определение Верховного Суда РФ от 20.06.2005 N 45-Д05-9), которые неоднократно признавали, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина должно осуществляться исходя из фактического положения лица как нуждающегося в обеспечении соответствующего права (о субъектах см. комментарий к ст. 401.2 УПК РФ).

4. Часть 3 комментируемой статьи во исполнение принципа инстанционности устанавливает, что в Президиум Верховного Суда РФ в надзорном порядке могут быть обжалованы судебные решения, которые в установленном законом порядке являлись предметом рассмотрения в Верховном Суде РФ. К ним можно отнести решения, вынесенные судами среднего звена при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции и пересмотренные в апелляционном порядке в Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ или в Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, а также судебные решения, вынесенные в апелляционном и кассационном порядках самими Судебными коллегиями Верховного Суда РФ.

5. Особого внимания заслуживает положение, закрепленное в п. 5 ч. 3 анализируемой статьи, согласно которому в Президиум Верховного Суда РФ обжалуются вступившие в законную силу постановления Президиума Верховного Суда РФ. Формально данная норма позволяет Президиуму Верховного Суда РФ пересматривать свои же собственные решения. Однако исследование данного права суда надзорной инстанции в контексте общепризнанных принципов и норм права, а также иных норм УПК РФ, регулирующих пересмотр судебных решений в надзорном порядке, не позволяет трактовать данное право в широком смысле.

Принцип "никто не может быть судьей в собственном деле" известен со времен римского права. В международно-правовых актах, таких как Всеобщая декларация прав человека 1948 года (ст. 10), Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года (ст. 14), данный принцип проявляется в праве каждого при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Конвенция о защите прав человека и основных свобод рассматривает право на беспристрастный суд как один из элементов более широкого права на справедливое судебное разбирательство (ст. 6).

В УПК РФ данный принцип находит свое выражение в положениях гл. 9, устанавливающей обстоятельства, препятствующие участию в уголовном судопроизводстве. Конституционный Суд РФ в ряде определений, рассматривая вопрос о конституционности ч. 3 ст. 63 УПК РФ, допускающей повторное участие судьи надзорной инстанции при проверке судебного решения в порядке надзора, сформулировал следующую правовую позицию. Повторное участие судьи в рассмотрении уголовного дела - поскольку оно было бы связано с оценкой ранее уже исследовавшихся с его участием обстоятельств по делу - является недопустимым во всех случаях. В противном случае может быть поставлена под сомнение беспристрастность и объективность судьи (см. Определения Конституционного Суда РФ от 17.06.2008 N 733-О-П, от 18.10.2012 N 1898-О).

Аналогичный критерий выработан в практике ЕСПЧ: право на справедливое судебное разбирательство признается нарушенным, если возникли объективные обоснованные сомнения в беспристрастности судьи, рассматривающего уголовное дело. В своих Постановлениях от 29.07.2004 по делу "Сан Леонард Бэнд Клаб против Мальты" и от 26.08.1997 по делу "Де Хаан против Нидерландов" ЕСПЧ согласился, что обстоятельства, при которых те же судьи должны были решить, не допустили ли они в своем вынесенном ранее решении ошибку, т.е. фактически должны были рассмотреть свое собственное дело и оценить свою способность применять нормы права, достаточные для того, чтобы считать опасения в беспристрастности суда объективно обоснованными.

6. Состав суда, полномочный рассматривать уголовные дела в порядке надзора, включает большинство членов Президиума Верховного Суда РФ (ч. 4 ст. 30 УПК РФ). Согласно Регламенту Верховного Суда Российской Федерации, утвержденному Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 07.08.2014 N 2, Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей. Таким образом, при пересмотре Президиумом Верховного Суда РФ собственного постановления становится невозможным избежать повторного участия кого-либо из судей в рассмотрении, что согласно приведенным правовым позициям Конституционного Суда РФ и ЕСПЧ будет являться нарушением права на справедливое судебное разбирательство и на рассмотрение дела беспристрастным судом.

7. Суд надзорной инстанции при проверке решений суда может исследовать лишь материалы уголовного дела и копии судебных решений, принятых по делу. Никакие новые документы стороны в обоснование своих жалоб и представлений предоставлять не вправе. Это означает, что при пересмотре своего же решения, вынесенного в порядке надзора ранее, Президиум Верховного Суда РФ будет оценивать уже исследованные им обстоятельства дела на основании тех же материалов. По сути, пересмотр окончательного решения в данном случае представляет собой производство в целях проведения повторного рассмотрения для переоценки выводов суда, что неоднократно признавалось ЕСПЧ недопустимым в свете положений ЕКПЧ (см., например, Постановления ЕСПЧ от 24.07.2003 по делу "Рябых против Российской Федерации", от 18.11.2004 по делу "Праведная против Российской Федерации"). Эффективность такого пересмотра также вызывает сомнения.

Полагаем, что данная норма может применяться в случаях, когда на рассмотрение Президиума Верховного Суда РФ ставятся иные по существу вопросы, чем были им рассмотрены ранее при производстве в надзорном порядке. Право обжаловать постановления Президиума Верховного Суда РФ в Президиум Верховного Суда РФ может быть реализовано при оспаривании решения суда по заключению прокурора о возобновлении производства ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств, вынесенного в порядке ч. 5 ст. 415, п. 8 ч. 1 ст. 417 УПК РФ.

Статья 412.2. Порядок подачи надзорных жалобы, представления

Комментарий к статье 412.2

1. Комментируемая статья в первоначальной редакции помимо порядка подачи жалобы (представления) закрепляла также общий срок в один год для надзорного обжалования и называлась она "Порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления". Указанное положение вызывало активную критику <1>, которая, вероятно, и послужила одной из причин скорой реакции законодателя, выразившейся в принятии Федерального закона от 31.12.2014 N 518-ФЗ "О внесении изменений в статьи 401.2 и 412.2 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации Б.Т. Безлепкина включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2012 (11-е издание, переработанное и дополненное).

<1> См., напр.: Белкин А.Р. О некоторых странностях кассационного и надзорного производства // Уголовное судопроизводство. 2014. N 3; Лазарева В.А. Апелляция, кассация, надзор: анализ формы // Апелляция, кассация, надзор: новеллы ГПК РФ, УПК РФ. Первый опыт критического осмысления / Под общ. ред. Н.А. Колоколова. М., 2011. С. 138; Дикарев И.С. Срок допустимости поворота к худшему при пересмотре судебных решений в порядке надзора // Российская юстиция. 2010. N 4. С. 36 - 38; Дикарев И.С. Судебный надзор в уголовном процессе: проблемы новой правовой регламентации // Российская юстиция. 2011. N 3; Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 13-е изд., перераб. и доп. М., 2015. С. 494 - 495; Экспертное заключение, подготовленное Постоянной комиссией по гражданскому участию в правовой реформе и одобренное Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, на проект Федерального закона от 7 ноября 2014 г. "О внесении изменений в статьи 401.2, 401.6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // http://president-sovet.ru/documents/read/289/.

2. Статья 412.2 УПК РФ в том виде, в котором она закреплена сейчас, полностью отвечает правовым позициям Конституционного Суда РФ и ЕСПЧ. Так, еще в 1996 году Конституционный Суд РФ высказал принципиальное положение о том, что какие-либо ограничения прав и свобод граждан согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допустимы только на основе федерального закона и, следовательно, лишь в строгом соответствии с ним. В случаях судебных ошибок, повлекших незаконное и необоснованное осуждение, напротив, права граждан ограничиваются приговором, не основанным на законе, противоречащим его требованиям, что во всяком случае должно расцениваться как нарушение приведенных положений Конституции РФ и в соответствии с ее ст. 18 подлежит устранению правосудием. Законодатель не вправе ограничить эти конституционные прерогативы правосудия. Суды обеспечивают конституционное право каждого осужденного на пересмотр приговора в порядке, установленном федеральным законом. Однако федеральный закон, устанавливающий порядок пересмотра приговоров, не может отменять или умалять права и свободы человека и гражданина, посягать на их основное содержание (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ), а также вводить какие-либо ограничения конституционных прав, которые не вызываются необходимостью защиты социальных ценностей, перечисленных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, так как это ведет к умалению прав и свобод граждан (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1996 N 4-П).

3. Установление определенного срока, в течение которого вступившее в законную силу решение суда может быть пересмотрено вышестоящей судебной инстанцией, может рассматриваться как одна из существенных гарантий принципа правовой определенности и неопровержимости судебного решения (res judicata). Данный принцип защищает само судебное решение и лиц, чьи права и законные интересы оно затрагивает, от неограниченного пересмотра на предмет судебных ошибок после его вступления в силу и обращения к исполнению. Традиционно данный принцип в большей мере благоприятствует стороне защиты, не допуская оставление осужденного, оправданного на неограниченное время под угрозой ухудшения его положения. Обжалование в целях улучшения позиции стороны защиты, напротив, полностью отвечает принципу res judicata, что подтверждается в решениях ЕСПЧ.

В частности, в своем Постановлении от 27.07.2006 по делу "Фадин против Российской Федерации" ЕСПЧ отмечал, что, выступая инициатором надзорного производства, заявитель не может утверждать, что он является жертвой предполагаемого нарушения принципа правовой определенности.

4. Совсем в другом смысле должен рассматриваться срок, установленный в ст. 401.6 УПК РФ для обжалования в кассационном порядке решений в пользу стороны обвинения, по основаниям, ухудшающим положение осужденного. Его целью в большей мере является обеспечение принципа запрета поворота к худшему, нежели принципа res judicata. Поэтому, когда надзорный пересмотр будет инициирован стороной обвинения с целью ухудшить положение осужденного (оправданного, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено), представлялось бы правомерным применение положения ст. 401.6 УПК РФ, допускающей пересмотр судебного решения в сторону возможного ухудшения положения осужденного в срок, не превышающий одного года. Причем в пределах одного года производство должно начинаться и заканчиваться. Срок для обжалования решения суда в надзорном порядке с целью изменения положения лица в худшую сторону является пресекательным, т.е. не подлежащим восстановлению, вне зависимости от уважительности причин его пропуска (см. Определение Конституционного Суда РФ от 08.12.2011 N 1616-О-О).

Как lex specialis, ст. 401.6 УПК РФ по отношению к общему порядку бессрочного обращения за защитой к суду надзорной инстанции должна бы иметь приоритетное значение при применении правил о сроке надзорного обжалования.

Статья 412.3. Содержание надзорных жалобы, представления

Комментарий к статье 412.3

1. Все предусмотренные УПК РФ требования к содержанию жалоб и представлений можно разделить на две группы.

Первая группа требований носит информационно-формальный характер. К ней относятся наименование суда, в который подаются жалоба, представление; данные о лице, обратившемся с жалобой, представлением; указание на суды, рассматривавшие уголовное дело в первой, апелляционной, кассационной инстанциях, и содержание принятых ими решений, а также указание на судебные решения, которые обжалуются. Для указания данной информации не требуется специальных юридических знаний, поэтому установленные требования никак не ограничивают право на обжалование судебных решений.

Вторую группу требований, предъявляемых к надзорным жалобе, представлению, составляют элементы содержательного характера:

- указание на предусмотренные законом основания пересмотра судебного решения;

- приведение доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;

- просьба лица, подавшего жалобу, представление.

Данные требования приобретают особое значение именно в рамках надзорного производства.

2. Суды надзорной инстанции проверяют правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов нижестоящими судами в пределах доводов надзорных жалоб и представлений. Пересмотр дела в ревизионном порядке допускается лишь в исключительных случаях в интересах законности (см. комментарий к ст. 412.12 УПК РФ). По этой причине в интересах самого лица, обжалующего судебное решение, подробно и ясно изложить свою позицию, которая и будет составлять пределы проверки законности вступившего в законную силу решения суда. Несоблюдение требований к жалобе, представлению, установленных комментируемой статьей, - одно из оснований возвращения жалобы, представления без рассмотрения по существу (см. комментарий к ст. 412.4 УПК РФ).

3. Тот факт, что в настоящее время закон содержит открытый перечень субъектов надзорного обжалования (ч. 1 ст. 401.2, ч. 1 ст. 412.1 УПК РФ), повлек за собой появление требования для лиц, не принимавших участия в деле, но подавших жалобу, указывать, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным решением (ч. 2 ст. 412.3 УПК РФ). Данное положение корреспондирует с аналогичным требованием, предъявляемым к участникам судопроизводства, отражать в жалобе их процессуальное положение (п. 2 ч. 1 ст. 412.3 УПК РФ).

4. Часть 3 комментируемой статьи указывает, что надзорное представление может быть подписано только Генеральным прокурором РФ или его заместителями. До введения в УПК РФ гл. 48.1 вопрос о распределении полномочий по принесению представлений между прокурорами различных уровней регулировался подзаконными актами. В частности, Приказом Генпрокуратуры России от 20.11.2007 N 185 "Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства" <1> было установлено, что надзорное представление в Верховный Суд РФ уполномочены приносить Генеральный прокурор РФ или его заместитель, в том числе Главный военный прокурор. Прокурор субъекта РФ и его заместители соответственно были наделены правом приносить представления в нижестоящие по отношению к Верховному Суду РФ верховные суды республик, краев, областей и иные приравненные к ним суды. В настоящее время УПК РФ унифицировал данные положения на законодательном уровне, полностью отражая сложившийся на практике порядок.

--------------------------------

<1> Данный Приказ утратил силу в связи с принятием Приказа Генпрокуратуры России от 25.12.2012 N 465 "Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства", содержащего аналогичные положения.

5. Часть 4 рассматриваемой статьи определяет, какие материалы составляют основу исследования в суде надзорной инстанции. К ним относятся заверенные судами, рассматривавшими уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, копии судебных решений, принятых по делу. Представление дополнительных материалов, в отличие от суда кассационной инстанции (ч. 5 ст. 401.4 УПК РФ), в надзорной инстанции не допускается.

6. Надзорная инстанция, являясь экстраординарной формой проверки судебных решений, вступивших в законную силу, в своей деятельности руководствуется исключительно материалами уголовного дела и не вправе принимать во внимание никакие новые документы (справки, характеристики, расписки и иные документы). Наличие существенных нарушений уголовного и (или) уголовно-процессуального законов, повлиявших на исход дела, должно прямо вытекать из самих материалов уголовного дела и из состоявшихся по делу судебных решений (см. Определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2013 N 271-О). Никакая новая информация в подтверждение доводов лица, подавшего жалобу или представление, не может быть представлена и рассмотрена.

Статья 412.4. Возвращение надзорных жалобы, представления без рассмотрения по существу

Комментарий к статье 412.4

1. Возвращение жалобы, представления без рассмотрения по существу фактически означает, что жалоба или представление не соответствуют формальным требованиям, установленным ст. ст. 412.1, 412.2, 412.3 УПК РФ, или лицо, подавшее жалобу или представление, отозвало ее. Исходя из двухступенчатого построения производства в надзорной инстанции, жалобу или представление уполномочен вернуть судья Верховного Суда РФ, проверяющий приемлемость жалобы, представления на предварительном этапе.

2. Практика показывает, что наиболее распространенным основанием возвращения жалобы, представления по такому основанию, как несоблюдение требований, предусмотренных ст. 412.3 УПК РФ, является непредставление копий судебных решений, состоявшихся по делу. Судья принимает решение о передаче жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ или об отказе в такой передаче в результате изучения материалов, приложенных к жалобе, либо материалов истребованного уголовного дела. В законе отсутствует обязательное требование истребовать материалы дела каждый раз при исследовании приемлемости жалобы, представления. Дело должно быть истребовано в каждом случае, когда у судьи возникают сомнения в законности приговора, определения или постановления суда (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 2). Таким образом, копии состоявшихся ранее судебных решений по делу фактически составляют основу для изучения жалобы, представления и вынесения соответствующего постановления. Как указывал Конституционный Суд РФ, мотивировка судебных решений во всяком случае должна основываться на рассмотрении конкретных и достоверных фактов и обстоятельств, нашедших отражение в материалах дела, что предполагает и необходимость представления копий соответствующих документов (см. Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2012 N 1145-О). По этой причине отсутствие копий состоявшихся ранее судебных решений не позволяет обеспечить нормальную работу судьи Верховного Суда РФ, рассматривающего надзорную жалобу, представление, и обеспечить объективное и справедливое разрешение уголовного дела (см. Определение Конституционного Суда РФ от 14.07.2011 N 964-О-О).

3. Пропуск срока обжалования судебного решения в порядке надзора указан в числе безусловных оснований возвращения жалобы, представления без рассмотрения по существу. Скорее всего, это положение сохранилось в силу неудачной юридической техники внесения изменений в закон. В первоначальной редакции ст. 412.2 УПК РФ было действительно установлено, что в суд надзорной инстанции судебные решения могут быть обжалованы только в течение одного года со дня их вступления в законную силу, и лишь при наличии уважительных причин пропуска установленного срока он мог быть продлен. При таком регулировании наличие указанного основания для возвращения надзорной жалобы, представления было правомерным. В связи с принятием Федерального закона от 31.12.2014 N 518-ФЗ "О внесении изменений в статьи 401.2 и 412.2 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" отмеченное положение фактически утратило смысл, хотя должных изменений в данную статью законодатель не внес.

Следует обратить внимание на то, что применительно к кассационной проверке приговоров ограничение срока подачи кассационных жалоб, представления установлено лишь для пересмотра приговоров по основаниям, ухудшающим положение осужденного. Верховный Суд РФ разъяснил, что "пропущенный при подаче кассационных жалобы, представления предусмотренный статьей 401.6 УПК РФ годичный срок, в течение которого допускается поворот к худшему при пересмотре судебного решения в кассационном порядке, восстановлению не подлежит вне зависимости от уважительности причины его пропуска... Решение о повороте к худшему не может быть принято судом кассационной инстанции по истечении годичного срока и в тех случаях, когда постановление о передаче кассационных жалобы, представления на рассмотрение суда кассационной инстанции было вынесено до его истечения. При этом суд кассационной инстанции оставляет жалобу, представление без удовлетворения" (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 2). Представляется целесообразным применять подобное регулирование к надзорному производству и применять комментируемое положение п. 3 ч. 1 ст. 412.4 УПК РФ лишь к надзорным жалобам, представлениям, поданным по мотивам ухудшения положения осужденного в срок, не позволяющий рассмотреть их в течение годичного срока.

4. Суд надзорной инстанции (в отличие от суда апелляционной инстанции) не обязан назначать какой-либо срок для пересоставления жалобы, представления. Обжалование в надзорном порядке осуществляется в отношении судебных решений, уже вступивших в законную силу и исполняющихся, поэтому необходимости в назначении определенного срока нет. Подача надзорных жалобы, представления не оказывает влияния на исполнение решения суда: оно не приостанавливается, а продолжает исполняться в обычном порядке. Надзорные жалоба, представление при наличии оснований, указанных в комментируемой статье, должны быть возвращены адресату в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.

Статья 412.5. Рассмотрение надзорных жалобы, представления

Комментарий к статье 412.5

1. Производство в надзорной инстанции представляет собой чрезвычайный способ проверки судебных решений, вступивших в законную силу, используемый только тогда, когда неприменимы или исчерпаны все обычные средства процессуально-правовой защиты (см. Постановления Конституционного Суда РФ от 11.05.2005 N 5-П, от 17.07.2002 N 13-П). Особое место и назначение надзорного производства предполагают установление специальных оснований (см. комментарий к ст. 412.9 УПК РФ) и процедур производства в данной стадии процесса, соответствующих ее предназначению (см. Определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2013 N 271-О).

2. В современном уголовном процессе понятие "окончательное судебное решение" используется для обозначения судебного решения, вступившего в законную силу. Именно в таком понимании данный термин употребляется в отечественной судебной практике (см., например, Постановление Конституционного Суда РФ от 17.07.2002 N 13-П). Аналогичным образом "окончательное судебное решение" толкуется в международных правовых актах (см., например, Постановление ЕСПЧ от 24.07.2003 по делу "Рябых против Российской Федерации"). Пересмотр окончательного судебного решения в надзорном порядке состоит из двух последовательных этапов: первый этап - рассмотрение жалобы, представления судьей Верховного Суда РФ и второй - рассмотрение уголовного дела по надзорным жалобе, представлению в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ. Комментируемая статья как раз посвящена предварительному этапу проверки.

Конституционный Суд РФ в целом ряде решений указывал, что введение процедуры единоличного рассмотрения судьей надзорной жалобы обусловлено целью не допустить превращение суда надзорной инстанции в обычную (ординарную) судебную инстанцию и исключить передачу в суд надзорной инстанции явно необоснованных обращений (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 05.02.2007 N 2-П; Определение Конституционного Суда РФ от 22.11.2012 N 2029-О). Предварительное рассмотрение выступает своего рода фильтром, не позволяющим колебать законность судебного решения, вступившего в законную силу, самим фактом его обжалования. Для пересмотра по существу окончательных решений должны быть обоснованные сомнения в его законности и основания полагать о наличии существенных нарушений материального и процессуального права.

3. Предварительная проверка жалобы и представления осуществляется единолично любым судьей из числа судей Верховного Суда РФ, при этом не обязательно, чтобы он входил в состав Президиума Верховного Суда РФ (см. Определения Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1228-О-О, от 19.06.2012 N 1181-О). Процедура не предусматривает какой-либо формы участия заинтересованных лиц на данном этапе надзорной проверки; рассмотрение надзорной жалобы происходит без вызова и извещения сторон (см. Определение Конституционного Суда РФ от 03.04.2012 N 598-О).

Рассматривая вопрос о соответствии данной процедуры принципу гласности уголовного судопроизводства (ст. 241 УПК РФ), Конституционный Суд РФ разъяснил, что указанная процедура не требует проведения открытого судебного заседания, во-первых, так как судья не рассматривает дело по существу, а во-вторых, потому, что какое-либо иное решение, по-новому определяющее права и обязанности лиц, участвующих в деле, при этом не выносится (см. Определения Конституционного Суда РФ от 22.04.2004 N 131-О, от 12.07.2005 N 314-О).

4. Судья в результате изучения жалобы, представления выносит постановление о передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ или об отказе в такой передаче. В случае отказа жалоба или представление вместе с копиями обжалуемых судебных решений остаются в суде надзорной инстанции (см. комментарий к ст. 412.7 УПК РФ). В случае принятия положительного решения о передаче жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании надзорной инстанции судья истребует материалы уголовного дела, если ранее при исследовании жалобы, представления они им не были истребованы, и передает их вместе с жалобой и приложенными к ней копиями судебных решений непосредственно в суд надзорной инстанции (подробнее см. комментарий к ст. 412.8 УПК РФ).

5. Одной из гарантий права на пересмотр вступившего в законную силу приговора является возможность обжаловать решение судьи об отказе в передаче надзорной жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ Председателю Верховного Суда РФ или его заместителю. При несогласии указанных лиц с решением судьи об отказе в передаче жалобы, представления для рассмотрения в надзорную инстанцию они вправе вынести постановление об отмене указанного постановления и о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции (см. Определения Конституционного Суда РФ от 02.11.2011 N 1468-О-О, от 21.12.2011 N 1722-О-О).

Данное полномочие руководителя суда является дополнительным механизмом, обеспечивающим реализацию права каждого заинтересованного лица на пересмотр решения суда, затрагивающего его права и законные интересы, в надзорном порядке. При этом Председатель Верховного Суда РФ и его заместитель вправе реализовать свои процессуальные полномочия в надзорном производстве лишь в случае внесения в суд надзорной инстанции жалобы или представления, в которых оспаривается правильность выводов судьи, решением которого в их удовлетворении было отказано (см. Определение Конституционного Суда РФ от 19.06.2012 N 1163-О).

6. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что решение Председателя Верховного Суда РФ и его заместителя, отменяющее решение судьи, рассматривавшего жалобу, представление на предварительном этапе, принимается в форме постановления. Таким образом, на него распространяются общие требования законности, обоснованности и мотивированности, предъявляемые к постановлениям судьи ст. 7 УПК РФ. То есть руководитель Верховного Суда РФ или его заместитель при рассмотрении жалобы на постановление об отказе, вынесенное на подготовительном этапе, обязаны проанализировать все изложенные в жалобе доводы о допущенных при рассмотрении дела в судах нижестоящих инстанций нарушениях закона и принять обоснованное решение, мотивировав его в случае несогласия с этими доводами указанием на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности основания, по которым они отвергаются (см. Определение Конституционного Суда РФ от 24.12.2012 N 2255-О).

Статья 412.6. Сроки рассмотрения надзорных жалобы, представления

Комментарий к статье 412.6

1. Двухступенчатый порядок надзорного производства определяет самостоятельное закрепление в законе сроков рассмотрения на подготовительном и основном этапах производства. Комментируемая статья регулирует сроки рассмотрения жалобы, представления на подготовительном этапе - этапе, когда судья Верховного Суда РФ после изучения жалобы, представления принимает решение об их передаче для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ или об отказе в такой передаче. Если уголовное дело не было истребовано, надзорные жалоба, представление рассматриваются судьей в течение одного месяца со дня их поступления в суд надзорной инстанции. При этом началом течения срока считается день, следующий за днем поступления жалобы, представления на рассмотрение судьи (см. комментарий к ст. 128 УПК РФ).

При истребовании материалов уголовного дела для проверки доводов, приведенных в жалобе, представлении, срок рассмотрения увеличивается до двух месяцев. Фактически период рассмотрения жалобы, представления может превысить два месяца. Связано это с тем, что время, затраченное на истребование и получение уголовного дела не учитывается при исчислении двухмесячного срока, установленного анализируемой статьей.

2. Течение срока рассмотрения надзорных жалобы, представления прерывается с даты направления судьей запроса об истребовании материалов уголовного дела, и продолжается с даты поступления соответствующих материалов в суд надзорной инстанции.

Статья 412.7. Постановление об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации

Комментарий к статье 412.7

1. Комментируемая статья устанавливает ряд формальных требований, которым должно отвечать постановление об отказе в передаче жалобы, представления для рассмотрения в суд надзорной инстанции. Дата, место вынесения постановления, фамилия, инициалы судьи, вынесшего постановление, заполняются исходя из того, каким судьей были рассмотрены жалоба, представление. В настоящее время согласно ст. 22 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" местом постоянного пребывания Верховного Суда РФ является г. Санкт-Петербург. Однако дата начала осуществления Верховным Судом РФ своих полномочий в г. Санкт-Петербурге устанавливается Президентом РФ по согласованию с Верховным Судом РФ. До наступления указанной даты Верховный Суд РФ осуществляет свои полномочия в г. Москве. Также Верховный Суд РФ может проводить заседания и в других местах, если он сочтет это необходимым. Данные о ли<

Наши рекомендации