Акты прокурорского реагирования на установленные нарушения закона.
Закон РК «О прокуратуре» предусматривает перечень правовых актов прокурорского реагирования на установленные нарушения закона в порядке общего надзора. К их числу относятся: протест, предписание, постановление (ст. 29 Закона).
Как акты прокурорского реагирования за соблюдением законности протест, представление и постановление прокурора должны отвечать следующим требованиям:
1. Они должны быть посвящены актуальному, значительному событию, относящемуся к нарушению закона, что обуславливает процессуальную необходимость вмешательства прокурора и принятия им соответствующего решения.
2. Своевременность вынесения актов прокурорского реагирования.
3. Выводы и предложения прокурора, содержащиеся в его правовых актах, должны быть обоснованы и сформулированы.
4. Важно также, в какую форму облекаются акты прокурорского надзора.
5. Наконец, правовой акт должен быть юридически и стилистически грамотным.
Протест прокурора в порядке общего надзора. Условия и порядок принесения прокурором этого правового акта, предъявленные к нему требования и его реквизиты определяются Законом РК «О прокуратуре», а также ведомственными указаниями Генерального прокурора РК. Прокурор приносит протест на противоречащие Конституции, законам и актам Президента Республики нормативные и иные правовые акты, решения и действия государственных органов и должностных лиц (ст. 19 Закона).
Протест прокурора как правовой документ должен отвечать определенным требованиям и его реквизитам. В протесте содержатся следующие элементы: наименование опротестованного правового акта или действия, или бездействия; кем и когда правовой акт издан или совершено действие; содержание опротестованного правового акта; правовое обоснование незаконности или необоснованности правового акта, указаны нормы нарушения закона или иного нормативного акта; предложение прокурора об отмене или привидении в соответствии с законом опротестованного правового акта; требования о привлечении к ответственности должностного лица, виннового в нарушении закона, если в этом есть необходимость; должностное положение прокурора, принесшего протест, его классный чин; дата принесения протеста.
Представление прокурора в порядке общего надзора. Представление прокурора – это правовой акт прокурорского надзора об устранении нарушений закона, причин этих нарушений и способствовавших им условий, которые вносится в государственный орган, общественную, политическую организацию или должностному лицу, уполномоченного устранить допущенное нарушение закона и создать условия, обеспечивающее в будущем неуклонное исполнение законов.
При подготовке представления должны использоваться не только конкретные поводы для его принесения, но и выводы о состоянии законности и правопорядка на предприятии, учреждении или организации, куда будет направлено это представление.
В представлении содержится следующие элементы: материалы, послужившие основанием для внесения представления; наименование нарушенного закона и последствия допущенного нарушения; изложение причин и условий, способствовавших допущенному нарушению; предлагаемые меры по предупреждению нарушений закона и устранению причин и условий, способствовавших им; указание на конкретных должностных лиц, виновных в этих нарушениях; предложение прокурора о привлечении к ответственности должностного лица; должностное положение прокурора, принесшего протест, его классный чин; дата внесения представления; подпись.
Постановление прокурора. Прокурор в зависимости от характера нарушения закона выносит постановление о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства, производства об административном правонарушении.
Тема7: Надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие
1. Сущность, задачи и правовая основа надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие
2. Предмет прокурорского надзора
3. Полномочия прокурора
4. Надзор за законностью приема, учета, регистрации и проверки заявлений и сообщений о преступлениях
5. Надзор за законность возбуждения уголовных дел
1. Сущность, задачи и правовая основа надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие
Следствие, производимое органами внутренних дел, КНБ и финансовой полиции, хотя и носит наименование предварительного, тем не менее, при его производстве определяются характер и объем обвинения, правовая оценка преступления, что в свою очередь предопределяет вид и размер уголовного наказания, устанавливается круг доказательств по уголовному делу, в пределах которого, как правило, производится судебное разбирательство. Правильное организованное предварительное следствие и дознание, а также осуществляемый прокурорский надзор за исполнением законов при их производстве представляет собой одну из существенных гарантий быстрого и полного раскрытия преступления, его полного, объективного и всестороннего расследования, а в конечном итоге постановления судом законного, обоснованного и справедливого приговора.
Сущность надзора заключается в организации непрерывного надзора за законностью производства дознания и предварительного следствия, использованные предоставленные законом полномочия властно-распорядительного характера, так, чтобы ни одно действие или принятое решение органов дознания и предварительного следствия не расходилось с законом, что в свою очередь, обеспечивает успешную реализацию назначения уголовного судопроизводства.
Задачи надзора заключаются в том, чтобы:
- Преступление не осталось нераскрытым;
- Лицо, совершившее преступление, не избежало ответственности, установленной законом;
- Никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности;
- Никто не подвергался незаконному ограничению прав;
- Соблюдалась, установленная законом процессуальная форма (порядок возбуждения и расследования уголовных дел, сроки их расследования, права участников уголовного судопроизводства и т.п.);
- При расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства;
- Выявлялись причины совершения преступлений и способствующие им условия, принимались меры к их устранению.
Правовую основу надзора составляют: Закон РК «О прокуратуре», УПК РК, приказы Генерального прокурора РК