Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов при рассмотрении уголовных дел в судах

Каждое уголовное дело получает окончательное разрешение в суде. Приговор, определение и постановление судов должны отвечать требованиям законности, обоснованности справедливости.

Важное значение в дальнейшем совершенствовании правосудия по уголовным делам имеют Конституция РК, уголовно-процессуальное законодательство, определившее основополагающие принципы осуществления правосудия по уголовным делам.

Важной гарантией точного соблюдения законности в уголовном судопроизводстве является прокурорский надзор. Надзор за соблюдением законности при рассмотрении судами уголовных дел является самостоятельной отраслью прокурорского надзора, важной составной частью деятельности органов прокуратуры. Этот надзор осуществляется прокурорами во всех судебных инстанциях, начиная с районного (городского) суда и кончая Верховным Судом РК. прокурор одинаково строго осуществляет свои полномочия по надзору за исполнением законов во всех стадиях судебного разбирательства уголовных дел, начиная со стадии подготовки уголовного дела к слушанию и кончая производством по уголовным делам в порядке надзора.

Осуществляя уголовное преследование, прокурор поддерживает в судах государственное обвинение по уголовным делам, выступая от имени закона и государства, представляет их интересы и является государственным гарантом прав и законных интересов граждан, вовлеченных в сферу правосудия по уголовным делам.

Перед прокурорами, участвующими в разбирательстве по уголовным делам в судах, стоит задача осознать не только процессуальное, но и социальное значение надзора за исполнением законов в суде, как одно из важнейших гарантий законности в правосудии по уголовным делам. Свои участием в судебном разбирательстве прокурор помогает суду полно, всесторонне и объективно исследовать доказательства, установить вину лица, привлеченного к ответственности, дать правильную оценку совершенного им преступления, назначить подсудимому справедливое, основанное на законе наказание.

Уголовно-процессуальное законодательство, а также Закон РК «О прокуратуре» определяют полномочия прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законов при рассмотрении уголовных дел в судах, а также средства реагирования на устранение нарушений закона. Осуществляя надзор в суде по уголовным делам, прокуроры в пределах своей компетенции:

1) Поверяет законность решений судьи при подготовке уголовного дела к рассмотрению в судебном заседании

2) Осуществляя уголовное преследование в суде, выступают в качестве государственных обвинителей;

3) Дают заключения по вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства;

4) Предъявляют иски, если этого требует охрана государственных и общественных интересов, прав и законных интересов граждан и поддерживают их в суде;

5) Дают заключения в судах апелляционной и надзорной инстанции по уголовным делам, рассматриваемым по протестам и жалобам;

6) Опротестовывают незаконные и необоснованные приговоры, определения и постановления в суде;

7) Проверяют законность и своевременность обращения к исполнению приговоров, определений и постановлений судов;

8) Осуществляют надзор за исполнением приговоров, определений и постановлений судов;

9) Принимают меры в случаях, предусмотренным законом, к пересмотру приговоров, определений, постановлений судов в порядке надзора и возобновлению уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Закон РК «О прокуратуре» особо регламентирует полномочия Генерального прокурора РК (ст. 33): Генеральный Прокурор Республики по основаниям несоответствия Конституции и законам нормативного постановления Верховного Суда Республики вносит протест на пленарное заседание Верховного Суда Республики.

Нарушение закона и норм уголовного процесса, допущенные при рассмотрении уголовных дел судами всех инстанций, могут быть выявлены прокурорами различными способами: проверкой законности и обоснованности приговоров по делам, рассмотренных судом без участия прокурора; участием прокуроров в судах апелляционной и надзорной инстанции; проверки своевременности и правильности обращения, приведения приговора к исполнению, а также хода самого исполнения приговора; обобщением судебной практики по уголовным делам за определенный период или по отдельным категориям уголовных дел. К числу правовых актов, способствующих устранению нарушений законов, допущенных при рассмотрении судами уголовных дел, относятся: заявления, ходатайства, заключения, протесты и представления прокуроров.

Осуществление надзора в стадии предварительного расследования и утверждение обвинительного заключения не должны препятствовать прокурору поддерживать государственное обвинение и делать это объективно и беспристрастно. Уголовно-процессуальный закон требует от прокурора, чтобы он оценивал доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и внутреннем убеждением. На стадии судебного следствия самостоятельно исследуются доказательства, поэтому ни для суда, ни для прокурора они не имеют заранее установленной силы. Если в результате судебного разбирательства прокурор придет к убеждению, что данные судебного следствия не подтверждают предъявленного обвинения, он обязан отказаться от обвинения и изложить суду мотивы отказа.

Наши рекомендации