Участие прокурора в правотворческой деятельности

Необходимость правового обеспечения эффективной реа­лизации проводимых в стране реформ и действенной борьбы с преступностью, достижения соответствия принимаемых за­конов Конституции и федеральным законам, устранения име­ющихся в законодательстве пробелов и выявляемых противо­речий, а также исчерпывающего знания законов и правильного их применения требуют от органов прокуратуры активного участия в правотворческой деятельности, полного и достовер­ного учета нормативных правовых актов РФ и ее субъектов.

Приказ Генерального прокурора РФ от 09.08.1996 № 47 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации» в целях достижения единства правовой политики, реализуемой Генеральной прокуратурой РФ, исклю­чения фактов направления в законодательные и иные органы не согласованных между собой инициативных законопроектов и заключений по поступающим проектам нормативных актов органов законодательной и исполнительной власти, повыше­ния уровня работы по систематизации законодательства в ор­ганах прокуратуры РФ содержит указания обеспечить активное участие органов прокуратуры в правотворческой деятельности.

Уполномоченные прокуроры при выявлении пробелов и недостатков законодательства, требующих дополнительного правового регулирования, должны вносить предложения с не­обходимым обоснованием и приложением конкретных фор­мулировок предлагаемых норм, которые следует направлять в управление правового обеспечения Генеральной прокурату­ры РФ для проработки и представления на рассмотрение руко­водства.

Необходимо исключить факты направления законодатель­ных предложений (за исключением предложений по совер­шенствованию законодательства субъектов РФ) в другие ор­ганы, минуя управление правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ.

Прокуроры субъектов РФ обязаны обеспечить активное участие нижестоящих прокуратур в разработке законодатель­ных актов субъектов РФ, используя для этого такие формы работы, как представление инициативных проектов, участие в составе рабочих групп, направление заключений на законо­проекты, участие в обсуждении проектов на пленарных заседа­ниях представительных (законодательных) органов.

Систематизация законодательства в Генеральной прокура­туре РФ возложена на отдел систематизации законодательства управления правового обеспечения, в прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах — на старших по­мощников прокуроров по правовому обеспечению (отделы правового обеспечения), в прокуратурах городов, районов, приравненных к ним прокуратурах — на одного из старших помощников (помощников) прокурора.

На отдел систематизации законодательства управления правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ возло­жено решение следующих вопросов:

— учет и поддержание в контрольном состоянии поступаю­щих федеральных законов и иных нормативных правовых ак­тов, систематическое ведение их картотеки, а также карточек судебной практики;

— учет и поддержание в контрольном состоянии конститу­ций (уставов), кодексов, законодательных актов субъектов РФ по предметам совместного ведения, систематическое ведение их картотеки;

— проведение консультационно-справочной работы;

— обеспечение аппарата Генеральной прокуратуры РФ нор­мативными материалами и юридической литературой;

— издание экспресс-бюллетеня Генеральной прокуратуры РФ, сборников нормативных актов по отдельным отраслям за­конодательства;

— внесение информационному центру предложений по со­вершенствованию информационной системы федерального законодательства;

— проверка состояния работы по систематизации зако­нодательства в подчиненных органах прокуратуры, оказание им практической помощи, распространение положительного опыта работы;

— организация мероприятий по повышению квалифика­ции подведомственных кадров, их стажировка;

— сотрудничество с прокуратурами государств СНГ по во­просам, отнесенным к компетенции отдела.

На старших помощников прокуроров субъектов РФ по пра­вовому обеспечению (отделы правового обеспечения) и при­равненных к ним прокуроров возложено решение следующих вопросов:

— учет и систематическое ведение картотек федеральных нормативных правовых актов, судебной практики, а также нормативных правовых актов субъектов РФ;

— поддержание нормативной базы в контрольном состоя­нии;

— проведение консультационно-справочной работы;

— обеспечение своих аппаратов и подчиненных прокуратур ' нормативными материалами и юридической литературой;

— контроль за состоянием работы по систематизации в под­чиненных прокуратурах и оказание им практической помощи.

Конспект лекций выполнен на основе материалов книг: Басков В.И. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов м факультетов с приложением нормативных актов. М.: Изд-во ЗЕРЦАЛО, 2001; Прокурорский надзор. Ответы на экзаменационные вопросы / A.M. Гатин, И.М. Хужокова. — М: Издательство «Экзамен», 2004; Прокурорский надзор: Учебник/Винокуров Ю.Е. и др.; под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование, 2005; Прокурорский надзор : конспект лекций / М. П. Поляков, А. Ф. Федулов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Высшее образова­ние, 2008.

Наши рекомендации