Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом надзорной инстанции

В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства прокурор вправе ходатайствовать о пересмо­тре вступившего в законную силу судебного решения путем принесения надзорного представления, поводом для которого могут явиться жалобы и заявления граждан, поступившие в ор­ганы прокуратуры.

Полномочия прокурора по рассмотрению жалоб, в том чис­ле и на вступившие в законную силу судебные решения по уго­ловным делам, основаны на положениях Конституции, соглас­но которым право на обращение является одним из основных прав и свобод граждан и важным конституционным средством их защиты.

В соответствии с приказом Генерального прокурора № 185 от 20.11.2007 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уго­ловного судопроизводства» прокуроры должны рассматривать не только жалобы лиц, имеющих процессуальное право обжа­лования решения суда в соответствии со ст. 402 УПК, но также и других граждан, заинтересованных в исходе уголовного дела.

Подобный подход обусловлен необходимостью оказания более эффективного влияния на формирование уголовно-процессуальной политики, единой практики правопримене­ния, а также тем, что обращения граждан в прокуратуру могут содержать информацию о нарушении субъективных прав об­ратившегося или прав других конкретных лиц.

Надзорное представление прокурора, составленное в со­ответствии с требованиями ст. 375 УПК, направляется непо­средственно в суд надзорной инстанции, правомочный в соот­ветствии со ст. 403 УПК пересматривать обжалуемое судебное решение. К надзорным жалобе и представлению прилагаются: 1) копии приговора и иного судебного решения, которые обжа­луются; 2) копии приговора или определения суда апелляцион­ной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанции, если они выноси­лись по данному уголовному делу; 3) в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в надзорных жало­бе и представлении.

Генеральный прокурор РФ требует обеспечить законность и обоснованность надзорных представлений прокуроров о пе­ресмотре вступивших в законную силу приговора, определе­ния, постановления суда. Необоснованное решение судьи об отказе в удовлетворении надзорного представления следует обжаловать председателю соответствующего суда либо его за­местителю.

При проверке жалобы помимо судебных решений прокурор может использовать имеющиеся в распоряжении прокуратуры копии иных процессуальных документов, а при необходимо­сти знакомиться с материалами дела в суде. По результатам проверки он может выносить постановление об отказе в при­несении представления в порядке надзора либо готовить про­ект представления. О принятом решении прокурор должен уведомить заявителя.

В связи с тем что внесение повторных жалоб в суд надзор­ной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается, то после принятия решения прокурором, право­мочным приносить надзорное представление и прекращать дальнейшее производство по жалобе, если отсутствуют осно­вания, ему следует обращаться с проектом надзорного пред­ставления к вышестоящему прокурору.

Прокурорам до рассмотрения дела судом надзорной ин­станции следует тщательно готовиться к судебному заседанию, знакомиться с материалами уголовного дела в суде, истребо­вавшем его, по результатам ознакомления составлять заклю­чение, изучать законодательство, необходимое для правового обоснования своей позиции.

В соответствии с законом (ст. 407 УПК) участие прокурора в заседании суда надзорной инстанции является обязательным как при рассмотрении надзорного представления, так и при рассмотрении надзорной жалобы.

В заседании президиума верховного суда республики, крае­вого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, окруж­ного (флотского) военного суда следует принимать участие ру­ководителям прокуратур субъектов РФ и приравненным к ним прокурорам. В заседании Судебной коллегии по уголовным де­лам, Военной коллегии Верховного Суда РФ должны участвовать соответственно прокуроры управлений по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Ге­неральной прокуратуры РФ и Главной военной прокуратуры. В заседании Президиума Верховного Суда РФ принимает уча­стие Генеральный прокурор РФ и его заместители.

В случае необоснованного отклонения надзорного пред­ставления судом надзорной инстанции либо несогласия с при­нятым судебным решением по жалобе стороны защиты про­курор должен ставить в пределах установленной компетенции (с приложением всех необходимых материалов) вопрос перед вышестоящим прокурором о внесении соответствующего над­зорного представления в вышестоящий суд.

Руководители прокуратуры при оценке качества и эф­фективности участия прокурора в рассмотрении дела судом должны исходить из его реального вклада в принятие судом законного, обоснованного и справедливого решения, учиты­вать проявленную активность, профессиональное мастерство и объективность занятой позиции. Следует стремиться к тому, чтобы оценка деятельности прокурора способствовала разви­тию его творческой инициативы, служила стимулом к надле­жащему выполнению им служебного и нравственного долга.

6. Сущность, задачи и общие условия участия прокурора в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел

В приказах Генерального прокурора РФ неоднократно от­мечалось, что защита конституционных и иных охраняемых законом прав и интересов граждан, общества и государства, содействие методами прокурорского надзора осуществлению правосудия является одним из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры. Это направление деятельности реализуется в том числе и путем участия прокурора в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел.

Следует отметить, что данный участок реализации про­курором своих правозащитных функций претерпел существен­ные изменения. С введением в действие ГПК и АПК реальное воплощение получил конституционный принцип состязатель­ности и равноправия сторон в судопроизводстве. Процессуаль­ным законодательством расширена сфера действия и другого основного принципа гражданского и арбитражного процессу­ального законодательства — принципа диспозитивности.

В соответствии с этими принципами, лежащими в основе гражданского и арбитражного судопроизводства, существенно изменились роль суда в собирании доказательств по делу, а так­же условия и порядок вступления прокурора по собственной инициативе в спорные гражданско-правовые отношения. По сути, вмешательство прокурора в гражданско-процессуальные и арбитражно-процессуальные правоотношения обусловлены исключительно публичными (государственными) интересами.

В соответствии с этим прокурор самостоятельно принимает решение о вступлении в гражданское и арбитражное судопро­изводство, руководствуясь положениями закона, а также исхо­дя исключительно из фактической стороны дела и убеждения о целесообразности своего непосредственного участия.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процес­суальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового согла­шения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу про­должается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекра­щает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Участие прокурора в гражданском судопроизводстве.Закон о прокуратуре обязывает прокурора в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоя­нию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои интересы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо нарушение приобрело в силу иных обстоятельств особое общественное значение, предъявлять и поддерживать в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Развитием этого законодательного положения следует счи­тать указания Генерального прокурора РФ, содержащиеся в его приказе от 02.12.2003 № 51 «Об обеспечении участия прокуро­ров в гражданском судопроизводстве».

Общие положения об участии прокурора в гражданском судопроизводстве закреплены в ст. 45 ГПК, в которой опреде­лена возможность обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопре­деленного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в за­щиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Полномочия по участию в гражданском процессе в судах общей юрисдикции реализуются прокурором путем:

— обращения в суд с заявлениями (ч. 1 ст. 45 ГПК) в порядке искового производства (исковые заявления), по делам, возни­кающим из публичных правоотношений и рассматриваемым в порядке особого производства;

— вступления в процесс для дачи заключения по делам о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий;

— подачи апелляционных представлений на решения ми­ровых судей, кассационных представлений на не вступившие в законную силу решения суда и надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные постановления, за ис­ключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор.

В ГПК предусмотрено участие прокурора по делам, возни­кающим из публичных правоотношений: в порядке особого производства (об усыновлении (удочерении) ребенка; о при­знании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим; об ограничении дееспособности граж­данина, признании гражданина недееспособным; об ограни­чении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами; об объявлении несовершен­нолетнего полностью дееспособным; о принудительной го­спитализации гражданина в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации граждани­на, страдающего психическим расстройством. СК предусмо­трено обязательное участие прокурора по делам о лишении родительских прав (ст. 70), восстановлении в родительских правах (ст. 72), ограничении в родительских правах (ст. 73).

Участие прокурора в арбитражном судопроизводстве.В слу­чаях, указанных в законе, прокурор вправе обратиться в арби­тражный суд с:

1) заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государствен­ной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, -органов местного самоуправления, затрагивающих права и за­конные интересы организаций и граждан в сфере предприни­мательской и иной экономической деятельности;

2) иском о признании недействительными сделок, со­вершенных органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными уни­тарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия соответственно Российской Феде­рации, субъектов РФ, муниципальных образований;

3) иском о признании недействительными последствий ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственны­ми учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В информационном письме Генеральной прокуратуры РФ от 22.08.2002 № 38-15-02 «О некоторых вопросах участия прокуроров в арбитражном процессе, связанных с принятием и введением в действие арбитражно-процессуального кодек­са Российской Федерации» указано, что свои полномочия по участию в арбитражном процессе прокуроры реализуют путем предъявления в арбитражные суды исков (заявлений), указан­ных в ч. 1 ст. 52 АПК. Перечень исков и заявлений расшири­тельному толкованию не подлежит.

В соответствии с ч. 5 ст. 52 АПК прокурор вправе вступить в дела, указанные в ч. 1 ст. 52 АПК и возбужденные по искам (заявлениям) иных лиц, на любой стадии арбитражного про­цесса (при рассмотрении дела судами первой, апелляционной и кассационной инстанций). Вступление прокуроров в про­цесс, инициированный иными лицами, направлено на обеспе­чение законности. С учетом этого решение о вступлении в дело в порядке ч. 5 ст. 52 АПК должен принимать прокурор субъекта РФ или его заместитель как по собственной инициативе, так и по ходатайству лиц, участвующих в деле, о чем он направляет в арбитражный суд соответствующее заявление.

Несмотря на то что принятие решения о вступлении в дело прокурора непосредственно арбитражным судом в АПК не предусмотрено, в случае вынесения судом соответствующего определения следует рассматривать и этот вопрос с учетом тре­бований ст. 52 АПК.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затра­гивающих права и законные интересы лиц в сфере предприни­мательской и иной экономической деятельности, рассматри­ваются арбитражными судами по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в гл. 23 АПК.

Прокурор в соответствии с ч. 2 ст. 192 АПК вправе обратить­ся в суд с заявлением о признании нормативных правовых ак­тов недействующими, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предприниматель­ской и иной экономической деятельности. Дела об оспари­вании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматрива­ются арбитражными судами по общим правилам искового про­изводства с особенностями, установленными в гл. 24 АПК.

Прокурор согласно ч. 2 ст. 198 АПК вправе обратиться в ар­битражный суд с заявлением о признании недействительны­ми ненормативных правовых актов, незаконными решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) не соответствуют зако­ну или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов осуществляется исключи­тельно Высшим Арбитражным Судом РФ по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных, указанных в ст. 42 АПК, а также по представлению прокурора. Право обращения в Высший Ар­битражный Суд РФ предоставлено Генеральному прокурору РФ и его заместителям (п. 4 ст. 4 АПК). Представление о пересмотре судебных актов в порядке надзора прокурор вправе направить только по делам, указанным в ст. 52 АПК, т.е. воз­бужденным по искам и заявлениям прокурора, а также по тем делам, по которым он участвовал в порядке ч. 5 ст. 52 АПК.

Лекция 8. Надзор прокурора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, и администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

1. Сущность, задачи, объекты, предмет и полномочия прокурора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, и администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

2. Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих назначенное судом наказание, связанное с лишением свободы

3. Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

1. Сущность, задачи, объекты, предмет и полномочия прокурора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, и администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

Целью уголовно-исполнительной политики государства является исправление осужденных и предупреждение совер­шения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Исправление осужденных — это основная функция феде­рального законодательства об исполнении уголовных нака­заний. Она определена также требованиями международных стандартов обращения с осужденными и ее осуществление является непосредственной задачей учреждений и органов, ис­полняющих наказания.

Задачи уголовно-исполнительного законодательства РФ заключаются в регулировании порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определении средств исправления осужденных, охране их прав, свобод и законных интересов, оказании осужденным помощи в социальной адаптации.

В последние годы в системе органов, осуществляющих ис­полнение наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, произошли существенные изменения. Со­гласно принятым законодательным документам учреждения уголовно-исполнительной системы были переданы в ведение Министерства юстиции РФ.

В целом уголовно-исполнительное законодательство РФ при­ведено в соответствие с международными требованиями, ориен­тированными на уважение и соблюдение прав и свобод личности, исключение обращений, унижающих человеческое достоинство, соответствующее медико-санитарное обслуживание.

Несмотря на произошедшие в уголовно-исполнительной системе преобразования, и по сей день существует множество негативных проявлений в учреждениях пенитенциарной систе­мы РФ. В связи с этим на органы прокуратуры ложится важная задача, нацеленная на своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности и режима содержа­ния, прав и законных интересов лиц, находящихся в местах лишения свободы. Прокурорский надзор является в данном случае одной из важнейших правовых гарантий.

Среди общих задач прокурорского надзора в рассматри­ваемой отрасли следует выделить борьбу с преступностью и охрану общества от преступных посягательств. К специаль­ным задачам следует отнести не только надзор за исполнением срока наказания, но и наблюдение за тем, чтобы приговор был реализован в точном соответствии с назначенным наказани­ем, требованиями законов. Не следует допускать незаконного разрешения вопросов, возникающих в процессе исправитель­ной практики, в ущерб закону и основным принципам и нор­мам международного законодательства. Необходимо бороться с преступными проявлениями в исправительных учреждениях, предупреждать преступления и иные правонарушения, выявлять причины и условия, способствующие совершению пре­ступлений, обеспечивать охрану прав и законных интересов осужденных.

Предметом надзора за законностью исполнения наказания и иных мер принуждения, назначаемых судом, являются:

1) законность нахождения лиц в местах содержания за­держанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих нака­зание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

2) соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осуж­денных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характе­ра, порядка и условий их содержания;

3) законность исполнения наказания, не связанного с ли­шением свободы;

4) законность приказов, распоряжений администрации, а также их действий и решений.

Осуществляя надзорную деятельность, прокуроры не долж­ны вмешиваться в организационно-распорядительную и хо­зяйственную деятельность администрации поднадзорных объ­ектов, к которым относятся исправительные колонии общего, строгого или особого режима, тюрьмы, следственные изо­ляторы, изоляторы временного содержания, арестные дома, воспитательные колонии, колонии-поселения, лечебные ис­правительные учреждения, дисциплинарные воинские части, гауптвахты для осужденных военнослужащих; уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры (ст. 16 УИК).

При осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказа­ние и иные назначенные судом меры принудительного характе­ра, а также администрациями мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений прокурор вправе:

— посещать в любое время эти органы и учреждения;

— опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного ха­рактера;

— знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо под­вергнуты мерам принудительного характера, и оперативными материалами;

— требовать от администрации создания условий, обе­спечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного ха­рактера, проверять соответствие законодательству РФ прика­зов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 Закона о прокуратуре, тре­бовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производ­ства об административных правонарушениях. До рассмотре­ния протеста действие опротестованного акта администрации учреждения приостанавливается;

— отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в на­рушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штраф­ного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиноч­ной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно осво­бождать своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо подвергнутого в на­рушение закона задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Постановления и требования прокурора относительно ис­полнения установленных законом порядка и условий содер­жания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо по­мещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осуж­денных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

2. Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих назначенное судом наказание, связанное с лишением свободы

Проверка прокурора может быть разделена в соответствии с объемом на два вида: общую и целевую. Последняя затраги­вает отдельные вопросы организации и деятельности исправи­тельных учреждений. Проверки могут быть плановыми, вне­плановыми, внезапными, ночными и т.д. Вопрос о том объеме, в рамках которого должна пройти прокурорская проверка, ре­шается исключительно прокурором с учетом общего состояния законности в конкретном исправительном учреждении.

Информацию о состоянии законности на поднадзорном объекте прокурор получает из жалоб, заявлений и иных обра­щений осужденных, анализа материалов практики прокурор­ского надзора за законностью исполнения уголовных наказа­ний с обязательным учетом при этом данных расследования уголовных дел о преступлениях в исправительных и воспитательных колониях.

На основании изученного аналитического материала про­курор определяет круг вопросов, подлежащих проверке и вы­яснению.

По прибытии в исправительное учреждение прокурор ис­требует у администрации документы, характеризующие состо­яние режима содержания осужденных, обобщенные материа­лы об имеющихся в исправительных учреждениях нарушениях режима содержания и принятых мерах дисциплинарного воз­действия в отношении нарушителей, документацию о соблю­дении трудовых условий и санитарно-гигиенических норм, нарушениях правил техники безопасности, наличии производ­ственных травм.

Режим содержания осужденных в исправительных учрежде­ниях — это такой установленный законом и соответствующими ему нормативными правовыми актами порядок отбывания на­казания в виде лишения свободы, который обеспечивает охра­ну и изоляцию осужденных, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность, а также различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учрежде­ния, назначенного судом.

Прокурор знакомится также с материалами медицинской службы, касающимися физического состояния осужденных, наличия заболеваний, смертности, проверяет санитарно-гигие­нический комплекс (бани, прачечные, столовые и т.д.).

Проверка личных дел осужденных должна быть направле­на на выяснение вопросов законности и обоснованности их содержания; назначения его режима; применения мер взы­скания. Все назначенные администрацией исправительного учреждения взыскания должны быть мотивированы.

После этого прокурор приступает к проверке штрафных и следственных изоляторов. Здесь он проверяет законность и обоснованность водворения осужденных в изолятор, а также правильность оформления документов, послуживших основа­нием для данного действия. В личных делах лиц, помещенных в штрафные изоляторы, должны содержаться постановление администрации о водворении, акт совершенного проступка, объяснение осужденного, заключение врача о возможности содержания осужденного в штрафном изоляторе.

Осуществляя обход жилых зон и помещений, прокурор опрашивает осужденных об имеющихся жалобах, условиях со­держания, труда. Осужденным заранее должно быть объявлено о личном приеме прокурором. Последний проверяет закон­ность и обоснованность приказов и распоряжений админи­страции исправительного учреждения.

Важным средством предотвращения нарушений закона является своевременное рассмотрение и разрешение жалоб осужденных администрацией исправительного учреждения. В этом отношении прокурор должен также выяснить, имеют ли осужденные возможность подавать жалобы, надлежащим ли образом администрация реагирует на них и т.д.

Среди правовых средств прокурорского реагирования на вы­явленные нарушения правил содержания осужденных необходи­мо выделить следующие: а) постановления прокурора, отменяю­щие незаконные распоряжения администрации исправительного учреждения; б) представления об устранении нарушений закон­ности, а также причин и условий, способствующих нарушении закона; в) приостановление и опротестование незаконных приказов и распоряжений администрации; г) привлечение к уголовной и дисциплинарной ответственности виновных лиц.

3. Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

В соответствии с Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и об­виняемых осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчи­ненные ему прокуроры согласно Закону о прокуратуре.

Администрация мест содержания под стражей подозревае­мых и обвиняемых обязана выполнять постановления соответ­ствующего прокурора, касающиеся установленного законом порядка содержания указанных лиц.

Федеральным законодательством определены следующие места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, следственные изоляторы органов Федеральной службы безопасности РФ, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых соответственно ор­ганов Министерства внутренних дел РФ и Пограничных войск РФ.

Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться также учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы и гауптвахты.

Основаниями для помещения подозреваемого или обви­няемого в следственный изолятор или изолятор временного содержания являются:

— судебное решение (приговор, определение, постанов­ление суда) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, вынесенное в порядке, установленном УПК, либо надлежаще оформленная из него выписка. В тех случаях, когда в следственный изолятор представляется выписка из приговора (определения, постановления) суда об избрании в качестве меры пресечения заключение под стражу, в ней должны быть указаны полные установочные данные лица, в отношении которого применяется эта мера пресечения. Выписка заверяется подписью должностного лица и скрепляется гербовой печатью;

— протокол о задержании подозреваемого в совершении преступления, составленный по основаниям, указанным в ст. 91 УПК, и по правилам ст. 92 УПК.

Предмет прокурорского надзора за исполнением законов администрациями следственных изоляторов и изоляторов вре­менного содержания составляет установленный законом режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняе­мых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию.

Режим содержания подозреваемых и обвиняемых имеет определенную специфику перед режимом содержания осужденных лиц в исправительных учреждениях. Дело в том, что в следственные изоляторы и изоляторы временного содержа­ния помещаются лица, в отношении которых судом еще не вы­несено никакого решения. В силу принципа презумпции не­виновности каждый считается там правым, пока обратное не доказано в определенном уголовно-процессуальным законом порядке и не установлено вступившем в законную силу при­говором суда. В исправительных же учреждениях находятся лица, признанные виновными в совершении преступлений, и в отношении них обвинительный приговор суда уже имеет законную силу.

В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 09.09.2002 № 59 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других спе­циализированных прокуратур» надзор за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключен­ных под стражу возложен на прокуроров субъектов РФ.

Осуществляя проверку, прокурор должен контролировать надлежащую организацию администрацией приема, регистра­ции и размещения лиц, поступающих в следственные изолято­ры и изоляторы временного содержания.

При поступлении подозреваемого и обвиняемого дежурный должен проверить наличие документов, являющихся осно­ванием для помещения подозреваемых и обвиняемых в след­ственные изоляторы и изоляторы временного содержания.

Если в следственный изолятор поступает женщина с ребен­ком в возрасте до трех лет, прокурор должен проверить нали­чие свидетельства о рождении ребенка или другие документы, подтверждающие его принадлежность. При отсутствии таких документов должно иметься письменное указание лица, про­изводящего дознание, следователя, прокурора или суда, в про­изводстве которых находится уголовное дело о помещении женщины с ребенком в следственный изолятор.

Все документы, являющиеся основанием для приема в следственный изолятор, должны быть заверены подписями соответствующих должностных лиц и скреплены гербовыми печатями.

Прокурор проверяет, насколько правильно и полно органи­зовано первичное медицинское освидетельствование поступа­ющих лиц. Задержанные и арестованные в день их поступления должны пройти первичное медицинское освидетельствование дежурным врачом (фельдшером) и санитарную обработку. Ре­зультаты медицинского освидетельствования обязательно вно­сятся в медицинскую амбулаторную карту.

При наличии телесных повреждений врачом составляется соответствующий акт, который подписывается дежурным по­мощником, медицинским работником и начальником караула, доставившим арестованных.

В случае обнаружения прокурором этого акта или соответ­ствующей записи в амбулаторной карте необходимо выяснить, была ли проведена оперативным отделом проверка обстоя­тельств получения телесных повреждений. При обнаружении признаков состава преступления материалы этой проверки должны быть направлены территориальному прокурору для принятия решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

Прокурор должен проверить, насколько правильно и в соот­ветствии с законом администрацией следственного изолятора и изолятора временного содержания обеспечивается изоляция обвиняемых и подозреваемых и ведется соответствующая ра­бота по предотвращению совершения правонарушений в ме­стах содержания под стражей.

В приказе от 05.08.2003 № 27 «Об организации прокурор­ского надзора за соблюдением законов при исполнении уго­ловных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняе­мых в следственных изоляторах» Генеральный прокурор РФ обязывает надзирающих прокуроров при проверках состояния законности в следственных изоляторах особое внимание об­ращать на факты унижения человеческого достоинства, про­извола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водво­рения в штрафные помещения, обеспечение гуманных усло­вий содержания, соответствующих минимальным стандарт­ным правилам обращения с заключенными.

Надзирающие прокуроры должны реагировать на факты неисполнения администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов предписаний прокуратуры, орга­низовать жесткий контроль за фактическим устранением вы­явленных нарушений законности.

Уполномоченные прокуроры обязаны усилить надзор за соблюдением законов о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан администрацией исправительных учреждений, следственных изоляторов, а также органами вну­тренних дел, в подчинении у которых находятся эти учрежде­ния. Работу с поступающими жалобами надзирающие проку­роры должны рассматривать как важнейшую составляющую деятельности по укреплению законности при исполнении уголовных наказаний, защите прав осужденных и заключенных. Добиваться по каждому обоснованному обращению принятия исчерпывающих мер. Жалобы о наиболее серьезных наруше­ниях проверять с выездом на место.

Важным условием соблюдения режима законности, а также получения прокурором информации о ее нарушении со сто­роны администрации мест содержания подозреваемых и об­виняемых в совершении преступлений является правильная организация работы с письмами и заявлениями

Наши рекомендации