Полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности

Надзор за соблюдением законов органами, осуществляю­щими ОРД, в соответствии со ст. 21 Закона об ОРД возложен на Генерального прокурора РФ и уполномоченных им прокуроров. Это положение конкретизируется в приказе Генерального проку­рора РФ от 25.04.2000 № 56. Согласно указаниям, содержащимся в этом Приказе, во исполнение требований закона соответству­ющими приказами заместителей Генерального прокурора РФ в аппаратах Генеральной прокуратуры РФ и Главной военной прокуратуры назначаются уполномоченные прокуроры, на ко­торых возлагается непосредственное осуществление надзорных функций по рассматриваемому направлению деятельности.

Назначенные прокуроры в свою очередь своими приказами назначают из числа сотрудников аппарата соответствующей прокуратуры и нижестоящих прокуратур уполномоченных прокуроров для осуществления надзора.

Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры транспортных, военных и иных специализированных прокура­тур несут персональную ответственность за организацию над­зора. В каждой прокуратуре определяются лица, на которых возлагается ведение делопроизводства по документам ОРД.

Прокуроры, уполномоченные осуществлять надзор за за­конностью ОРД, а также должностные лица прокуратуры, на которых возложена обязанность ведения делопроизводства по документам ОРД, должны иметь соответствующий допуск для работы с документами, имеющими гриф ограниченного поль­зования.

Допуск для работы с документами оформляется в соот­ветствии с Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.10.1995 № 1050.

Работа с этими документами накладывает на прокуроров обязанность о неразглашении полученной в ходе выполнения своих функций информации. За разглашение сведений, состав­ляющих государственную тайну, а также иных сведений, став­ших известными в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий или содержащихся в соответствующих докумен­тах и материалах, а равно за засекречивание сведений, не под­лежащих отнесению к государственной тайне, либо включение их в носители данных, составляющих государственную тайну, должностные лица органов прокуратуры несут персональную ответственность в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее — Закон о госу­дарственной тайне) и Законом об ОРД, вплоть до уголовной.

Проверки исполнения законодательства об ОРД должны проводить только те прокуроры, на которых возложено непо­средственное осуществление этих функций.

Копия приказа с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных за ведение делопроизводства по доку­ментам ОРД, или выписка из него направляется для сведения руководителям органов, осуществляющих ОРД.

Согласно совместному указанию Генеральной прокурату­ры РФ и Федеральной службы безопасности РФ от 18.04.2002 № 20-27/10 «О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением закона "Об оперативно-розыскной деятельности" органами федеральной службы безопасности» у прокуро­ра должно быть соответствующее предписание на проведение проверки, которое он должен предъявлять начальнику органа Федеральной службы безопасности РФ. Предписание оформ­ляется на официальном бланке прокуратуры. В нем указыва­ются фамилия, имя, отчество и должность уполномоченного прокурора, данные о наличии допуска, а при необходимости и другие сведения, требуемые согласно ведомственным норма­тивным документам.

В соответствии с требованиями Закона о прокуратуре пол­номочия прокурора по надзору за исполнением законов орга­нами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным зако­нодательством РФ и другими федеральными законами.

Уполномоченный прокурор в ходе проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граж­дан и устранении иных нарушений закона, допущенных долж­ностными лицами органов, осуществляющих ОРД, вправе:

— знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРД, а также с иными оперативно-служебными материалами, необходимыми для осуществления надзора за исполнением Закона об ОРД;

— требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих ОРД и допустивших при этом нарушения за­кона;

— давать письменные указания об осуществлении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий либо их прекращении;

— опротестовывать незаконные и необоснованные постановления руководителей органов, осуществляющих ОРД в том числе и о передаче результатов проведения оперативно-розыскных мероприятий следователю (органу дознания, в суд);

— отменять незаконные и необоснованные постановления следователя (органа дознания) о возбуждении уголовного дела, вынесенные в порядке реализации результатов ОРД;

— опротестовывать противоречащие закону ведомственные правовые акты, принятые руководителями органов, осущест­вляющих ОРД;

— вносить представления об устранении нарушений зако­на, допущенных должностными лицами органов, осуществля­ющих ОРД;

— требовать от руководителей органов, осуществляющих ОРД, отстранения подчиненных им оперативных работников от дальнейшего ведения оперативных проверок в случае нару­шения ими закона;

— проводить проверку при обнаружении признаков пре­ступления в соответствии с требованиями уголовно-процес­суального законодательства;

— направлять в суд жалобы, проверка которых относится к исключительной компетенции судей.

При обнаружении пассивности в проведении оперативно-розыскных мероприятий уполномоченным прокурорам надле­жит направлять руководителю органа, осуществляющего ОРД, либо вышестоящему руководителю указания с установлением срока их исполнения.

При нарушении органом (должностным лицом), осущест­вляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юри­дических лиц уполномоченный прокурор в соответствии с за­конодательством обязан принять меры по их восстановлению и возмещению причиненного вреда.

В случаях незаконного отказа в предоставлении докумен­тов в зависимости от обстоятельств надзирающий прокурор должен рассматривать его как невыполнение требований про­курора или воспрепятствование его законной деятельности. Прокурору в этих случаях при наличии оснований необходимо принять меры для привлечения виновных должностных лиц в установленном законом порядке к ответственности, в том числе и уголовной.

Надзирающие за законностью ОРД прокуроры, используя предоставленные им полномочия, обязаны пресекать наруше­ния прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении оперативно-розыскных мероприятий, прини­мать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований привлекать виновных должностных лиц к установленной законом ответственности. Руководители соответствующих прокуратур обязаны обеспечить защиту от разглашения сведений, содер­жащихся в предоставленных документах и материалах об ОРД поднадзорных органов.

Уполномоченные прокуроры несут персональную ответ­ственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государствен­ную тайну.

Наши рекомендации