Вопрос 2. Полемические приемы
В полемике применяют следующие приемы:
Выяснение принципиальной позиции оппонента по спорному вопросу. Это облегчает поиск нужных для убеждения оппонента аргументов, а иногда делает дальнейшую полемику бессмысленной (например, зачем спорить с человеком о том, нужны ли Казахстану два государственных языка, если он не против, чтобы русские исчезли из Казахстана).
Использование психологических доводов:
- довод к человеку (обращение к личным качествам или поступкам того лица, чья идея или предложение обсуждается);
- довод к публике (апелляция к чувствам свидетелей спора с целью склонить их на сторону говорящего);
- ссылка на авторитет (на высказывание или действие человека, пользующегося влиянием).
- сопоставление утверждения оппонента с его поступками. Этот прием оказывает сильное давление.
- обращение доводов оппонента против него самого - прием, называемый "возвратный ударом".
- применение юмора, иронии, сарказма.
- перехват инициативы у оппонента, атака вопросами.
- прием бумеранга – означает метательное орудие, возвращается к тому месту, откуда было пущено.
Другими полемическими приемами можно считать юмор, иронию, сарказм (см. тему 7 данного пособия).
Следующий прием – «довод к человеку» т. е. иногда вместо обсуждения по существу того или иного положения начинают оценивать достоинства и недостатки человека, его выдвинувшего.
Атака вопросами – это также полемический прием, состоящий в том, что очередное высказывание полемист заканчивает вопросом оппоненту, заставляя его все время отвечать на вопросы. Цель данных приемов – сделать положение оппонента затруднительным, создать для себя выгодное положение.
Запрещенные приемы полемики:
Приклеивание ярлыков ("Да, вы догматик"! или "Вы консерватор") (спор - в перепалку).
"Расстрел" красивыми фразами ("так рассуждает человек, не любящий свою Родину:", защита: "Только без красивых фраз:").
Ложь (ссылка на несуществующий источник).
Зажимание рта, "палочный аргумент" ("Вы можете, оставаться при своем мнении, но тогда:").
Вопросы для самоконтроля
1. В чем разница между понятиями «диспут», «спор», «полемика», «дебаты»,«прения», «дискуссия»?
2. Что такое имплицитная полемичность и эксплицитная полемичность?
3. Важна ли в полемике целевая направленность? Почему? Аргументируйте свои выводы.
Задания по теме
В имеющейся литературе по риторике найдите другие виды полемических приемов, охарактеризуйте их.
Темы практических занятий
Практические занятия по риторике должны способствовать развитию умений и навыков словесного оформления выступления, а также убедительности и эффективности публичной судебной речи.
Обязательным условием изучения данного курса является ведение конспектов биографий и речей следующих судебных ораторов: Кони А.Ф., Карабчевский Н.П., Александров П.А., Плевако Ф.Н., Спасович В.Д., Царев В.И., Кан Н.П., Киселев Я.В., Кисенишский М.М.
Творческие задания предполагают самостоятельную работу по написанию и произнесению публичной речи (до 3-х минут) на практических занятиях.
Практическое занятие № 1. Предмет, метод, структура риторики. Роды и виды ораторского искусства.
Методические указания.
Изучая данную тему, необходимо уяснить, что риторика является одним из важных составляющих блоков подготовки специалистов в области права.
Предмет "Юридическая риторика"– это учебный курс, помогающий овладеть ораторским искусством. Выражение ораторское искусство имеет несколько значений – это высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Подобное толкование ораторского искусства было принято еще в античные времена.
Студентам необходимо уяснить эти понятия, познакомиться с риторическими школами античности, с основными этапами развития риторических традиций в России.
Вопросы для проведения устного опроса
1. Предмет, задачи и метод изучения риторики.
2. Какие роды и виды красноречия вы знаете? Какова основа их классификации?
3. Каковы особенности социально-политического красноречия? Проанализируйте речи Д. С. Лихачева и А. И. Солженицына, отметьте характерные особенности этих речей.
4. Что такое академическое красноречие? Каковы его особенности? Проанализируйте речи А. А. Ухтомского и В. В. Виноградова, помещенные в данном издании.
5. Что такое судебное красноречие? Каковы его особенности? Проанализируйте приведенные в пособии судебные речи В. И. Лившица и И. М. Кисенишского. Отметьте их характерные особенности.
6. Особенности социально-бытового красноречия.
7. Что такое духовное (церковно-богословское) красноречие? Каковы его особенности? Проанализируйте речи А. Меня. Назовите основные черты этих речей.
Литература:
Аннушкин, В.И. Зачем нужна риторика? / В.И. Аннушкин // Русская речь. – 1988. № 5. С. 23-24.
Апресян, Г.З. Ораторское искусство / Г.З. Апресян. ─ 2-е изд. ─ М.: МГУ,1978. ─ 256 с.
Безменова, Н.А. Очерки по теории и истории риторики / Н.А. Безменова. – М.: Наука, 1991. – 215 с.
Граудина, Л.К. Теория и практика русского красноречия / Л.К. Граудина, Г.И. Миськевич. – М: Наука, 2000. – 428с.
Кохтев, Н.Н. Риторика. Учебное пособие / Н.Н. Кохтев. – М.: Просвещение, 1994. – 208 с.