Повышение культуры устной и письменной речи.

Забота о правильности и чистоте речи должна быть обязательной для человека, выступающего публично. Особо следует обращать внимание на культуру речевого общения в быту. Важно все­гда говорить правильно, точно, ясно и понятно, уметь чет­ко формулировать мысли, образно и эмоционально выра­жать свое отношение к предмету речи. Если человек, к примеру, привык неправильно ставить ударение в слове в обиходной речи, то он, скорее всего, по привычке непра­вильно произнесет его и на трибуне, даже если в тексте вы­ступления в этом слове будет стоять знак ударения.

Рекомендуется активно участвовать в деловых разгово­рах, беседах, обсуждениях различных проблем в кругу дру­зей, коллег, родственников, чаще выступать на семинарс­ких и практических занятиях, брать слово в прениях, дискуссиях, писать письма, статьи и т. д. Все это развивает человека, позволяет ему приобретать необходимые речевые навыки, повышает речевую культуру.

4. Критический анализ выступлений. Повышению ораторско­го мастерства способствует и критический анализ выступле­ний. Присутствуя на заседаниях, совещаниях, конференци­ях, публичных лекциях, слушая выступления ораторов по радио, телевидению, нужно обращать внимание не только на содержание речи, но и на форму преподнесения материала, языковое мастерство, ораторские приемы.

Важно попытаться четко сформулировать для себя, что нравится в выступлении того или иного оратора, что вызы­вает отрицательную реакцию, какие действия, приемы, сло­ва, речевые обороты способствовали успеху выступающего, а какие, наоборот, принесли ему неудачу. Особое внимание следует обращать на то, как оратор работает в аудитории, как устанавливает контакт со слушателями, как ведет себя в непредвиденных ситуациях, возникающих в процессе речи.

С годами у человека накапливается опыт, и он может анализировать и собственные выступления, определять, в чем их достоинства и недостатки.

5. Овладение методикой публичного выступления. Оратору необходимо приобрести как теоретические, так и методи­ческие знания в области ораторского искусства. Важно знать, из каких этапов складывается деятельность оратора, как подготовиться к встрече со слушателями, как постро­ить ораторскую речь, какие приемы управления аудитори­ей можно использовать и т.д.

История ораторского искусства свидетельствует, что все выдающиеся ораторы много работали над собой, тщатель­но готовились к своим выступлениям. Известно, что все мастерство знаменитого Демосфена, вся его сила как ора­тора были добыты постоянным, упорным, целеустремлен­ным трудом. Древнегреческий историк Плутарх в книге «Сравнительные жизнеописания» рассказывает о том, как Демосфен поборол свои слабости, освободился от физичес­ких недостатков, мешавших ему произносить речи. Таким образом, повседневная подготовка повышает про­фессиональный уровень оратора.

[Из материалов Введенская, Павлова 2002:249-262].

II. Основные этапы подготовки к конкретному выступлению.

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, це­лей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуаль­ных особенностей, от состава аудитории, в которой предсто­ит выступать, и т. д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические уста­новки. Классическая риторика выделяла пять основных этапов разработки публичной речи:

1.Нахождение, изобретение (инвенция) – систематизация содержания речей и ис­пользуемых в них доказательств;

2.Расположение (диспози­ция) – деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательство своего взгляда и опровержение противно­го) и заключение;

3.Словесное выражение (эллокуция) – отбор слов и выражений, тропов и риторических фигур;

4. Запоминание;

5.Произнесение.

В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки к конкретному выступлению: выбор темы и определение целевой установки; подбор материалов; изу­чение и анализ отобранного материала; разработка плана выступления, работа над композицией; написание текста выступления; овладение материалом выступления.

Выбор темы и определение целевой установки – один из важнейших начальных этапов подготовки публичного вы­ступления. Следует иметь в виду, что оратору далеко не все­гда приходится самому выбирать тему речи. Нередко ему предлагают ее организаторы мероприятия. При этом учи­тываются события, происходящие в стране и за рубежом, ситуация, сложившаяся в организации, цели и задачи, сто­ящие перед ней, т. д. В таком случае оратору необходимо подумать о конкретизации предложенной темы, о выделе­нии круга вопросов для освещения. При самостоятельном же выборе темы желательно учи­тывать следующие рекомендации: нужно выбирать тему, которая соответствует знаниям и интересам оратора. Лучше всего выбирать тему для публичного выступления из тех областей знания, в которых имеется теоретическая подготовка или прак­тический опыт. Специалисты советуют придержи­ваться полезного правила – брать круг вопросов, подготовка по которым может дать больше знаний, чем обладают слушатели.

Восприятие судебной речи зависит от многих обстоятельств, в том числе и от конкретной обстановки, в которой произносится речь. Например, люди, собравшиеся на банкете, даже физически не способны слушать со­лидные выступления на серьезные темы. Наоборот, за дружеским столом легко примут то, что в аудитории может показаться некорректным, смутит, озадачит или обидит слушателей. Судебная речь отличается своей целевой установкой.

Подбор материалов. Успех публичного выступления оп­ределяется в первую очередь его содержанием. Поэтому оратор должен приложить максимум усилий, чтобы собрать интересный и полезный для аудитории материал по вы­бранной теме.

В методической литературе определены основные ис­точники, из которых можно черпать новые идеи, сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. К ним от­носятся: официальные документы; научная, научно-популярная литература; справочная литература: энциклопедии, энциклопе­дические словари, словари по различным отраслям знаний, лингвистические словари (толковые, иност­ранных слов, орфоэпические, орфографические, си­нонимов, антонимов, омонимов и др.), статистичес­кие сборники, ежегодники по различным вопросам, таблицы, библиографические указатели и т. п.; художественная литература; статьи из газет и журналов; передачи радио и телевидения; материалы, помещенные в Интернете; результаты социологических опросов; собственные знания и опыт; личные контакты, беседы, интервью; размышления и наблюдения. Чтобы выступление получилось более содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько. В процессе подготовки к выступлению следует подумать и о так называемом местном материале, т. е. имеющем от­ношение к жизни слушателей или того коллектива, органи­зации, региона, о котором идет речь. Такой материал ожив­ляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.

Поиск материалов для ораторской речи требует опреде­ленного времени, поэтому подготовку к выступлению по возможности надо начинать заранее. Эти рекомендации подходят ораторам, готовящимся к любому публичному выступлению, кроме судебного.

Этап подготовки к судебному выступлению довольно специфичен. В данном случае мы имеем дело с материалами судебного дела. Например, защитительная речь адвоката, как правило, включает следующие составные части:

1) вступление;

2) анализ фак­тических обстоятельств дела;

3) анализ юридической сто­роны предъявленного обвинения;

4) характеристика лично­сти подсудимого;

5) заключение.

Изучение и анализ отобранного материала. Собрав необ­ходимый материал, оратор должен его внимательно изучить, осмыслить, систематизировать, определить, что именно можно будет использовать в речи. При анализе материала появляются какие-то сравнения, ассоциации, сопоставле­ния с реальными процессами жизни, рождаются новые мысли. Поэтому на данном этапе необходимо размышлять над материалом, критически его оценивать, пытаться по­нять, как соотнести его с современными событиями, как использовать то или иное положение во время выступле­ния.

Настоящая подготовка к выступлению, по мнению спе­циалистов, заключается в том, чтобы выработать собствен­ное отношение к предмету речи, сформулировать свои мыс­ли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории.

Разработка плана выступления. Как показывает практи­ка, речи, написанные без предварительно составленного плана, обычно имеют существенные композиционные не­достатки. Оратор, не продумавший плана выступления

Нередко «уходит» от основной темы, не укладывается в от­веденное для выступления время. Поэтому при подготовке к выступлению важно определить порядок, в котором бу­дет излагаться материал, т. е. составить план.

По определению толкового словаря русского языка, план – это взаимное расположение частей, краткая про­грамма какого-нибудь изложения. На разных этапах подго­товки речи составляются различные по цели и назначению планы: предварительный, рабочий и основной. Охаракте­ризуем их.

Предварительный план. Его рекомендуют составлять сра­зу после выбора темы и определения целевой установки. Для чего он нужен? Обычно каждая тема требует решения многих вопросов. Например, в выступлении на тему об ох­ране окружающей среды можно говорить о загрязнении воздуха, рек, морей, водоемов, об истощении почвы, об уничтожении лесов, растительности, о защите животного мира и т. д. Как видим, с этой темой связаны очень разные вопросы. Поэтому важно сразу определить, какие конкрет­но вопросы предполагается осветить в выступлении. Из перечисления этих вопросов и состоит предварительный план, который помогает более целенаправленно подбирать литературу и выделять фактический материал для выступ­ления. Конечно, в процессе изучения литературы, анализа отобранного материала план может измениться, однако он способствует более эффективной работе над выступлением. Кроме того, предварительный план помогает оратору отра­зить собственное решение раскрытия данной темы, его лич­ный подход к освещаемой проблеме.

Рабочий план. Он составляется после того, как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал. При его написании необходимо не только выделить вопро­сы выбранной темы, но и отобрать из них самые существен­ные и основные, определить, в какой последовательности они будут изложены. В рабочий план вносятся формулиров­ки отдельных положений, указываются примеры, перечис­ляются факты, приводятся цифры, которые будут исполь­зованы в речи. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступления. Когда написан рабочий план, легче определить, какие разделы оказались перегру­женными фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, так как они менее существенны для раскрытия данной темы, какие включить и т. д. Это дает возможность устранить недостат­ки в построении речи. Рабочий план может иметь несколько вариантов, потому что в процессе работы над выступлением он уточняется, сокращается или расширяется. Рабочий план дает возможность судить о содержании выступления, его структуре. Характерной особенностью рабочего плана, как и предварительного, является то, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами быва­ют не только законченные предложения, но и незакончен­ные, а также словосочетания и даже отдельные слова.

Основной план. На основе рабочего плана оратору реко­мендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей, чтобы облег­чить им процесс восприятия речи. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясны­ми. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи. Следует, однако, иметь в виду, что план речи не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора. Чаще всего основной план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т. п. Слушатели обычно во время таких выс­туплений ведут записи, и план помогает им следить за хо­дом изложения материала. В приветственных, воодушевля­ющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно. По структуре планы бывают простыми и сложными. При составлении плана важно соблюдать основное тре­бование, предъявляемое к нему: он должен быть логичес­ки выдержанным, последовательным, с естественным пе­реходом от одного пункта к другому. Стандартных, одинаковых планов даже по одной и той же теме не существует. Каждый выступающий по-разному подходит к освещению темы и составляет свой план. Кро­ме того, у оратора могут быть различные варианты плана по данной теме.

Работа над композицией. После написания плана орато­ру необходимо поработать над композицией выступления, над построением отдельных частей своей речи. Как отме­чают теоретики ораторского искусства, наиболее распро­страненной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следую­щие элементы: вступление, главную часть, заключение. Каждая часть имеет свои особенности, которые необходи­мо учитывать во время подготовки к ораторской речи.

Написание текста выступления. Сначала рекомендуется написать текст речи начерно, не обращая внимания на сти­листические шероховатости, а затем переписывать, исклю­чая все лишнее, исправляя неправильные и неточные сло­ва, подбирая наиболее яркие выражения для передачи своей мысли и т. д. Одним словом, оратор должен хорошо пора­ботать над языком и стилем текста своей речи. Подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Написан­ную речь можно прочитать родственникам, товарищам, коллегам, показать специалистам, добиваясь таким образом улучшения содержания и формы изложения, а этого не до­стигнешь, если речь только в уме. Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, нежели не оформленный в окончательном виде материал. Кроме того, написанный текст дисциплинирует оратора, дает возмож­ность избежать повторений, неряшливых формулировок, оговорок, заминок, делает его речь более уверенной и т. п.

Овладение материалом выступления. Это весьма ответ­ственный этап в деятельности оратора, его называ­ют репетицией. Написанный текст следует хорошо осмыс­лить, проанализировать, выделить основные смысловые части, продумать связь между ними, несколько раз перечи­тать текст, заучить отдельные фрагменты, произнести вслух, восстановить в памяти план и содержание.

Различные мастера судебной речи начинали свои выступления разными приемами, но все они отличались единой психологической направленностью – вызвать повышенную ориентировочную реакцию слушателей.

Вступительные части речей всех знаменитых судебных ораторов отличались краткостью. Но это краткость особого рода – стимул, обеспечивающий направленность сознания судебной аудитория. В каждом случае такое вступление имплицитно (скрытно) связано с возникшей судебной ситуацией, намерением судебного оратора, его процессуальной позицией. Здесь осуществляется психологический настрой слушателей.

Древние ораторы различали три разновидности вступления: внезапное, естественное и искусственное. При внезапном вступлении оратор начинает речь с описания явления, отношение которого к рассматриваемому в суде вопросу остается некоторое время проблематичным. (Во вступлении может быть использовано и обращение к судьям, и критическая оценка одного из тезисов, провозглашенных процессуальным оппонентом, и видение своей процессуальной обязанности). Но смысл первых фраз судебного оратора должен быть предельно ясен. Этот смысл должен быть принят аудиторией, поддержан ею.

При естественном вступлении оратор без лишних слов вводит слушателей в фабулу разбираемого события, кратко воссоздает основные его эпизоды, прибегая к психологическому стилю описания.

В основной части судебной речи выдвигаются основные тезисы, аргументируется процессуальная позиция судебного оратора, используются различные средства убеждения суда в правильности избранной им позиции. Для этого оратор должен активизировать исследовательскую деятельность слушателей, вести их по канве своих рассуждений. Необходимы предельная простота и четкость выдвигаемых положений, очевидность их взаимосвязи. Основные тезисы речи должны легко удерживаться в сознании слушателей.

Стержень основной части судебной речи - изложение фактических обстоятельств дела. Это должен быть не скучный пересказ фактов, а живая, динамическая картина возникновения и развития расследуемого события. Обстоятельства дела могут быть изложены в хронологической последовательности или в систематизированном виде – так, как событие развивалось в действительности или было исследовано в судебном следствии. Способ изложения фактических обстоятельств дела избирается в зависимости от объема и характера доказательств, установленных в ходе судебного следствия.

В процессе доказывания одни положения обосновываются с помощью других, ранее доказанных обстоятельств. Анализ доказательств и их оценка – центральная часть судебной речи.

Судебные доказательства распределяются на ряд групп: подтверждающие или опровергающие событие преступления, подтверждающие или опровергающие конкретный состав преступления, подтверждающие или опровергающие отдельные эпизоды обвинения, личностные характеристики подсудимого и потерпевшего.

Все доказательства выстраиваются в систему, подтверждающую предлагаемую оратором версию и опровергающую все другие версии. Доказательства обычно выстраиваются по их нарастающей значимости.

Особое место занимают так называемые «личностные доказательства» – психологические характеристики личности подсудимого и потерпевшего. Эти характеристики должны быть психологически объективными и достаточно сдержанными. Отношение к подсудимому и потерпевшему со стороны обвинителя и защитника различно. Даваемые ими личностные характеристики не могут совпадать, но они не должны быть диаметрально противоположными. В этом случае обесценивается каждая из личностных характеристик.

Характеристике подлежат все основные социально значимые качества личности, степень криминализации личности.

При психологических характеристиках необходимо бережно относиться к личности. Убедительнее всего звучат не собственные психологические оценки, данные обвинителем или защитником, а независимые экспертные оценки – отзыв о подсудимом и потерпевшем хорошо знавшими их людьми.

На суде возникает необходимость психологического анализа различных поведенческих ситуаций, межличностных отношений. Житейской мудрости бывает достаточно, чтобы понять психологию взаимодействия людей. Важно только придать значимость всему тому, как ведут себя люди в различных жизненных ситуациях.

Нравственно-психологическая оценка поведения преступника – итоговое заключение основной части судебной речи.

Искусство судебной речи заключается в том, чтобы судьи сами добавили недоговоренное, а сама речь должна вызвать их позиционную солидарность. Но это не означает, что судебное красноречие важнее юридического рассмотрения сущности дела.

В заключительной части судебной речи акцент делается на юридической стороне дела. Заключение судебной речи должно быть кратким и выразительным. Оно должно содержать итоговое определение позиции судебного оратора. Позиция любого судебного оратора должна быть правдивой.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите, из чего складывается классическая базовая структура речи?

2. Назовите основные виды вступлений, охарактеризуйте их.

3.Охарактеризуйте этапы подготовки к устному выступлению.

Задания для самоконтроля

1.Подготовьте план устного выступления на одну из тем:

Этика судебного оратора.

Выразительные средства судебной речи

Особенности защитительной речи.

2.Проанализируйте речь судебного оратора Киселева Я.С. «Речь в защиту Туркина». (Приложение 3). Для анализа речи воспользуйтесь Приложением 2.

Наши рекомендации