Вопрос 3. Особенности судебной аудитории

Судебная аудитория представляет собой определенное количество людей в зале судебного заседания, которые уча­ствуют в рассмотрении дела или интересуются им.

Судебную аудиторию составляют следующие группы:

1) профессиональные участники процесса;

2) представители общественности;

3) иные участники процесса;

4) слушатели.

Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу (дилетанты, специалисты, коллеги, студенты, люди одинаковых политических взглядов и т. д.). Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление. Обращаясь к молодежи, нельзя поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов. Перед слушателями с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если нет новых взглядов, подходов к решению проблемы, нельзя допускать повторы, тривиальные суждения, демонстрировать свое превосходство, злоупотреблять цифрами, цитатами, уклоняться от существа проблемы.

В неоднородной аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой - то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут.

Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все в черно - белых красках, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить. Знание своих слушателей, «прицельная» подготовка речи приобретают особое значение при обсуждении какого - то трудного вопроса в узком кругу специалистов, деловых людей.

Аудитория, в которой приходится выступать судебному оратору, очень разнородна по своему составу и функцио­нальным ролям. В нее входят следующие группы:

-профессиональные участники процесса (судья, проку­рор, адвокат, принимающие участие в рассмотрении дела в силу своих профессиональных и процессуаль­ных обязанностей);

-народные заседатели (граждане РФ, избранные в установленном законом порядке для участия в отправ­лении правосудия судами первой инстанции по уго­ловным и гражданским делам. Они избираются на предприятиях и в организациях открытым голосова­нием. В уголовном производстве народные заседате­ли участвуют, когда наказание возможно свыше 5 лет и не превышает 15 лет лишения свободы, а также по всем делам в отношении несовершеннолетних. Боль­шая часть гражданских дел, если стороны против этого не возражают, рассматривается судьей едино­лично без участия народных заседателей. С создани­ем системы арбитражных судов экспериментально начали вводить институтарбитражных заседателей.

-присяжные заседатели (составляют коллегию из 12 человек).

-представители общественности (общественный обвинитель и защитник);

-иные участники процесса (подсудимый, потерпевший, гражданский ответчик и т.д.);

-родственники, близкие, друзья;

-публика.

Следует иметь в виду, что находящиеся в зале суда представляют собой два противоположных лагеря- обвинения и защиты. Каждая сторона стремит­ся оказать влияние на судей, народных, присяжных заседа­телей и на противную сторону, чтобы добиться желаемого результата. Поэтому зал суда нередко называют полем бит­вы за умы.

Все участники судебных прений в той или иной степе­ни испытывают также давление общественного мнения, руководствуются социально-политическими и нравствен­ными установками общества.

Важной особенностью судебной аудитории является ее повышенная эмоциональная напряженность. На суде сталки­ваются, переплетаются горе и радость, правда и ложь, лю­бовь и ненависть. Нередко стороны стараются возбуждать у присутствующих нужные им чувства: жалость, презрение, гнев, страх и т. п. Особой экспрессивностью обычно отли­чается поведение родственников потерпевших и обвиняе­мых, они психологически действу­ют на всех участников процесса, в том числе и на выступа­ющих с речью в судебном заседании.

Внимание аудитории можно привлечь и удержать следу­ющими приемами, которые одновременно могут являться средствами выразительности судебной речи, усиления ее эмо­ционального воздействия.

1. Прямое требование внимания от слушателей.

2. Пауза.

3. Голосовые приемы.

4. Обращение к слушателям с вопросом, связанным с со­держанием речи. Такие вопросы обостряют и активизируют внимание аудитории.

5. Заранее знать о том, о чем предстоит говорить в по­следствии.

6. Неожиданный перерыв мысли.

7. Средства языковой выразительности (пословицы, поговорки, яркие образы, юмор).

8. Жест и движение.

В зависимости от ситуации общения, характера аудитории, ее состава, количества слушателей используются самые разнообразные обращения: «Товарищи!», «Уважаемые товарищи!», «Друзья!», «Дамы и гос­пода!», «Уважаемые «Коллеги!» и т. п. Удачно найденные слова, обращения позво­ляют оратору расположить к себе аудиторию.

Важную роль в управлении аудиторией играют голосовые приемы, т. е. повышение или понижение тона голоса, изме­нение его громкости, темп речи и др. Например, если вы­сота звука на всем протяжении речи неизменна, то речь становится монотонной и «усыпляет» слушателей. Очень быстрая речь требует усиленного внимания, что вызывает утомление и желание перестать слушать выс­тупающего. Замедленная речь ослабляет внимание. Действенным средством уп­равления аудиторией может быть и пауза, которая придает значимость сказанному или тому, что будет сказан [по Введенской, Павловой 2002: 368].

Вопросы для самоконтроля

1. Черты судебной речи, отличающие ее от других видов публичной речи.

2.Каково назначение судебной речи?

3. Виды судебных речей, перечислите характерные особенности каждого вида.

4. Что представляет собой судебная аудитория?

5. Как привлечь внимание аудитории к своей речи?

6. Назовите основные виды речевого воздействия.

Задания для самоконтроля

1.Составьте предполагаемый портрет аудитории, перед которой вы хотели бы выступить с темой: «Профессия – адвокат».

2.Какие жесты используют телеведущие? Составьте, по результатам наблюдений, таблицу.

3.Используя фотографии оратора, определите какая у него «маска», выразительна ли его мимика.

4.Определите жанр, цель, композиционные особенности речи, использованные языковые изобразительные средства:

1) Дорогие, милые женщины! Каждый год наступающая весна дарит нам один из самых светлых, самых солнечных праздников – День 8 марта. Символично, что он сопряжен с началом пробуждения жизни, с прилетом первых птиц, с сиянием голубого неба. Словно сама природа хочет подчеркнуть светоносную значимость женского начала в судьбе каждого человека, всего народа.

Дорогие наши матери, сестры, жены, дочери и подруги! Без ваших бережливых и трудолюбивых рук, без ваших ясных душ и открытых сердец, без вашей извечной мудрости не могут состояться ни человек, ни дело, ни государство. Светолюбивы и светоносны вы - и вашим созидательным светом озарена вся жизнь на земле.

Так примите же в День 8 марта нашу искреннюю благодарность, наше признание в любви и наши сердечные поздравления!

От всей души желаем вам здоровья, любви, счастья, благосостояния! Верим, что никакие житейские невзгоды не омрачат вас в этот день и никогда! Будьте счастливы! С праздником!

(Выступление Главы администрации Ульяновской области Ю. Горячева // «Народная газета», № 44 - 45, 1997).

2)Дорогие выпускники! Преподаватели юридического факультета поздравляют вас со знаменательным событием – окончанием университета, с вручением диплома, в котором высокую оценку получили ваши знания по юридическим и общественным дисциплинам. Мы радовались всегда вашим успехам, тому, что вы научились думать самостоятельно, глубоко осмысливать наше общество, человека. Его прошлое, настоящее и будущее, его культурные ценности, созданное им общество и экономику. Вы проделали огромный труд, поскольку человек – сложнейший объект изучения. Мы надеемся, что вы все лучше и лучше будете понимать себя и других, развивать наше общество, повышать культуру профессионализм, возрождая традиции русской интеллигенции.

(Выступление декана Юридического факультета Южно-Уральского государственного университета В.И. Майорова, июль, 2006).

Тема 5. Методика и подготовка к судебному выступлению. Виды подготовки.

План

1. Методика подготовки к судебному выступлению

2. Виды подготовки

Вопрос 1. Методика подготовки к судебному выступлению

Структура публичного выступления – это его основные части: рационально дополняющие, развивающие и обобщающие друг друга. Обычно части плавно перетекают одна в другую и не имеют четко оформленных границ. Разделение речи на части необходимо для подготовительной (домашней) работы над текстом будущего выступления. Такая разбивка материала позволяет рациональнее строить фразы и рассчитывать силу воздействия речи по времени, а также получить возможность стратегического планирования для расстановки смысловых акцентов.

Обычно структура речи состоит из: вступления, доказательства и заключения. У каждой из этих частей – свои функции. Во вступлении - привлечь к выступающему внимание публики, дать аудитории почувствовать всю серьезность, важность и сенсационность дальнейшего изложения. В процессе доказательства - обосновать идеи, сжато высказанные во вступлении, подогнать под них факты, статистические данные, логические построения и хорошо проработанные (эмоционально насыщенные) фразы. В заключении - донести до сознания слушателей высказанные идеи оратора, подвести итог выступлению, оставить в сознании слушателей нужное впечатление. Поэтому нужен индивидуальный подход к композиции выступления.

План – это краткий набросок основных сюжетных линий будущего выступления. Планировать – это составлять каркас того, что будет построено позднее. План – это декларация о намерениях, в которой намечены пункты, подлежащие в дальнейшем раскрытию и наполнению содержанием. А тезисная форма – это уже проработанное содержание речи, сжатое до конспекта. План используется на начальной стадии подготовки текста.

После подготовки плана идет насыщение фразами всех частей базовой структуры и раскрытие с их помощью всех пунктов плана. Затем идет многократное (для запоминания) дословное воспроизведение всего текста речи. Когда он заучен наизусть, то его следует ужать до тезисов, опираясь на которые, надо переходить к тренировкам по отработке акустики и интонации в свободной импровизационной манере.

Этапы подготовки устного выступления:

1.Работы над фактами и теоретическим материалом.

2.Редактирования текста (логика, композиционное единство речи, ее целостность, обозримость, гармоничность).

3.Способов выступления и репетиция речи.

Работа над фактами и теоретическим материалом. Предварительно составляется план выступления, затем речь насыщается фактами.

Требования к отбору фактов:

а) они должны быть достоверны и точны

б) подчинены общей идеи выступления

в) необходимо отбирать только важные и существенные факты

г) важно личное, эмоциональное отношение к фактам

д) необходимо грамотно истолковывать факты.

Работа с источниками. Устное общение, работа с теоретическими источниками: документами, монографиями.

а) при первом знакомстве с документами необходимо читать текст без критики;

б) читать с максимальной пользой, оценивая материал;

в) обязательно вести записи;

г) читать больше, чем практически нужно по этой теме с тем, чтобы был банк знаний;

д) необходимо умело пользоваться цитатами. Яркая цитата позволяет избежать однообразия речи и снять утомление. При использовании цитаты необходимо избегать ее искажения, использовать доступные и понятные цитаты, помнить об уместности цитат.

Редактирование текста.

Способы написания текста:

а) написать полный текст выступления;

б) написать речь в виде подробного плана;

в) написать краткий план;

г) не писать текст.

Редактирование текста предполагает также знакомство с логико-композиционным структурированием текста. Пренебрежение признаками смысловых связей приводит к нарушению логики изложения информации.

Показатели формообразующих свойств текста

а) дискретность – способность текста делится на смысловые блоки, кол-во которых определяется объемом оперативной памяти адресата (слушателя);

б) линейность текста – последовательное развертывание его компонентов во времени;

в) связанность – соединение отдельных высказываний общим замыслом.

Недостатки логико-композиционного построения текста

а) композиционная рыхлость – низкая информативность, низкая концентрация смыслового содержания;

б) стремление охватить слишком большой круг проблем, что неизбежно ведет к поверхности изложения;

в) неумение распорядиться отведенным временем;

г) неумение организовать материал с учетом обстановки, целей, аудитории;

д) недостаточная последовательность изложения, отсутствие логических мостов.

Способы выступления.

а) чтение текста речи

б) воспроизведение текста по памяти, но с чтением отдельных фрагментов

в) свободная импровизация.

Вопрос 2. Виды подготовки

Различают повседневную подготовку оратора и подготовку оратора к конкретному выступлению.

Повседневная подготовка. Так как овладение ораторским искус­ством – процесс длительный, требующий постоянной ра­боты над собой и большой практики говорения (ведение беседы, переговоров, выступление в массовой аудитории, участие в дискуссиях и т. д.). Поэтому важное место в дея­тельности оратора занимает повседневная подготовка к выступлениям, т. е. непрерывный процесс работы над со­вершенствованием своего речевого мастерства, системати­ческое риторическое самообразование.

Повседневная подготовка складывается из следующих этапов.

1. Создание собственного архива. Человеку, которому при­ходится часто публично общаться, необходимо целенаправ­ленно относиться ко всему, что его окружает, находиться, как говорят, в состоянии мобилизационной готовности, брать на заметку интересный материал. Следует задумы­ваться, можно ли использовать в своих выступлениях встре­тившийся пример, цитату, изречение и т. п. Полезными могут оказаться не только сведения (цифры, факты, харак­теристики), но и пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения. Богатый материал могут предоставить Интер­нет и телевидение. Сегодня есть возможность сделать за­пись ярких выступлений политических и общественных деятелей государственного и местного масштаба, хозяй­ственных руководителей, предпринимателей и др. Все это позволяет создать собственный архив. Конечно, невозмож­но заготовить материал на все случаи жизни, но при четком определении круга проблем, с которыми чаще всего при­ходится иметь дело, систематическое накапливание материала во многом облегчит подготовительную работу и сэ­кономит время.

Такой архив может оказать неоценимую услугу в «трудную минуту», когда не будет необходимого времени на подготов­ку, не окажется возможности поработать перед выступлени­ем в библиотеке, порыться в справочниках, почитать соответ­ствующую литературу. Поэтому рекомендуется вырабатывать методику сбора и систематизации материала и активно со­здавать свой архив.

Овладение техникой речи.

Основные элементы речевой техники – фонационное (речевое) дыхание, голос (правиль­ные навыки голосообразования) и дикция (степень отчетли­вости в произношении слов, слетов, звуков).

Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время говорения, четкая дикция, безупречное произношение позволяют выступающему привлечь внимание аудитории, наилучшим образом донести до слушателей содержание вы­ступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю. Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые связи между частями речевого высказывания. Чтобы поддерживать свой речевой аппарат в рабочем состо­янии, следует выполнять рекомендованные специалистами упражнения по технике речи. (См. данное пособие с.34.).

Наши рекомендации