Характер. Классификация черт характера. Типы характера. Акцентуация характера
Характер — система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности.
Классификация черт характера
Все многообразие проявлений характера подразделяется на четыре группы по следующим основаниям:
♦ направленность индивида, система его отношений в социуме:
♦ особенности волевой регуляции;
♦ эмоциональные особенности;
♦ интеллектуальные особенности
Типы характера человека по К.Юнгу
Типы | Характеристика |
экстравертированный | Направленность на объект (или на внешний мир). Характерны: погруженность в собственные мысли и чувства, рассеянность, замкнутость. |
интровертированный | Ориентирование на субъект (или на внутренний мир). Характерны: активность, общительность, высокая социальность, открытость. |
Акцентуация (от лат. accent us — ударение, подчеркивание) — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера гипертрофированны и проявляются в форме «слабых мест» в психике индивида — ее избирательной уязвимости в отношении некоторых возденет в nii при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим воздействиям.
Типы акцентуаций характера
1) Возбудимый. Характерно: Повышенная вербальная и двигательная активность. Стремление к лидерству. Завышенный уровень притязании. Неусидчивость, недисциплинированность, склонность к делинквептности (мелким правонарушениям), рискованным действиям. Противодействие со стороны окружающих вызывает отрицательную реакцию. Неразборчивость в выборе знакомств; неряшливость. Стремление к удовольствиям. Склонность к алкоголизму на уровне групповой психической зависимости. Низкий уровень реализации способностей. Факторы, содействующие акцентуации характера: Гиперопека, «кумир семьи», безнадзорность, неблагополучие внутрисемейных отношений
2) Аффективный. Характерно: Крайняя эмоциональная неустойчивость. Аффективные вспышки по разнообразным, часто ничтожным поводам, но быстро истощаются и, как правило, не проявляются в грубой агрессии. Иногда возникают реакции аугоагрессии. Повышенная смена настроений, суетливость, крайняя несобранность, неусидчивость. Конфликтность, низкая самокритичность. Склонность к дслинквентному поведению. Факторы, содействующие акцентуации характера: Бесконтрольность, попустительство, наличие пспхотравмирующих обстоятельств
3) Неустойчивый. Характерно: Неустойчивость поведения: противоречивость поступков,частая смена настроения, астсничность. Озлобленность, подозрительность, мнительность, обидчивость. Отношение к людям неустойчивое. Особенности характера не маскируются. Искренни и прямолинейны. Повышенная чувствительность к знакам внимания, сочувствия. Неприятности вызывают тяжелые невротические срывы. Самооценка недостаточная. «Слабым местом» характера этого типа является отвержение со стороны эмоционально значимых лиц. В поисках эмоционального контакта могут входить в асоциальные группы. Эмоциональная неустойчивость. Факторы, содействующие акцентуации характера: Эмоциональное отвержение, гипопротекция, семейные конфликты.
4) Тревожный. Характерно: Повышенная тревожность, впечатлительность, боязливость, чувствительность к отрицательным воздействиям, робость, застенчивость. Склонность к депрессивным состояниям в результате завышенных моральных требований к себе, «этическая скрупулезность». Пониженный уровень притязаний, чувство собственной неполноценности, замкнутость. Предрасположенность к фобиям. Склонность к гиперкомпенсации — использование утрированных способов само-угверждения в «зоне слабости». Нсделинквентны, но виктимоопас-ны. «Слабое место» этого характера — неспособность переносить насмешки, унижения, подозрения в неблаговидных поступках. В таких ситуациях возможно неадекватное поведение. Факторы, содействующие акцентуации характера:
Повышенная требовательность, необоснованные претензии, эмоциональное отвержение.
Возрастные особенности характера. Половые особенности различия характера. Учет типов и черт характера в юридической работе.
Возрастные особенности
Уже на первом году жизни ребенок «втягивается» в деятельностное взаимодействие со взрослым окружением, начинает видеть мир его глазами. Счастье первых лет жизни (до 7 лет) человека заключается в преобладании созерцания над решением жизненных проблем. Мозг ребенка, достигающий полного объема к семи годам, обеспечивает ему интенсивное развитие интеллекта. Через активное взаимодействие с миром дети исследуют сущность бытия, необходимое поведение. Впечатлительность детства не упускает ничего, что может пригодиться в жизни. С годами детская впечатлительность притупляется, но опыт и знания детства дают юности устойчивые формы поведения.
В подростковом возрасте (8-14 лет) осуществляется интенсивная ориентация индивида в соционормативных требованиях на средовом микроуровне, актуализируется его стремление к наиболее успешной социальной адаптации. Существенное значение приобретает подражание авторитетным примерам, стремление подростка к эффективной социальной самореализации.
Юность (15-18 лет) категорична в оценках, максималистична в требованиях к жизни. Круг потребностей юных расширяется — наступает пора волевых действий, страданий и терзаний. Взаимодействовать с миром трудней, чем созерцать его. То, что было прекрасно на вид, может оказаться тяжелым на практике. Распоряжаться собой сложнее, чем распоряжаться вещами. В водовороте жизни надо уметь действовать и в ряде случаев — действовать лучше других. Мир наполняется обременительными социальными требованиями и непреложными обязанностями. Возникает кризис юности — рушатся декоративные модели счастья, познается относительность самою этого понятия. Неутолимая жажда счастья постепенно сменяется в человеке стремлением избежать хотя бы неудач и поражений. Но сил еще много и трудности преодолимы. Еще сильны ожидания счастья и вера в лучезарное будущее. Однако уже знакомо и чувство покинутости, ненужности. В то же время мир еще не познан до конца, полон красок и звуков, тяга к нему огромна.
Дальнейшая жизнь взрослого человека (19-35 лет) более спокойна и осмотрительна. Уже понятно, что жизнь не является беспрерывным потоком счастья и наслаждения, что следует довольствоваться тем, что есть, находя удовольствие и в маленьких радостях. Понимание мира человеком становится реалистичным, а во многих случаях — и по-житейски приземленным, прагматичным. Романтический туман прошлого развеян. Флер розовой пелены сброшен с большинства жизненных явлений, но не со всех, и жизнь еще сулит неожиданности. Силы мобилизуются на новые свершения — на то, что реально, полезно и достижимо. В плену у грез остаются немногие. Опыт освобождает человека отложных представлений и догм. Он хорошо различает опасность заблуждений и неадаптивного поведения. Человек познает как бы изнанку жизни — ее внутренние хитросплетения, тонкости взаимодействия людей. Происходит социальная самореализация индивида. Он еше судит о других по себе, утверждается в любви, дружбе, разнообразных формах социального взаимодействия. Возрастают его социальная зрелость и жизненная мудрость.
Но элегия хрупкости и бренности бытия все чаще звучит в его душе. И стаи птиц, улетающие в осеннюю даль, уже наводят его на грустные раздумья.
Возраст 36-40 лет считается жизненным водоразделом. С этого времени жизненные силы начинают понемногу убывать. Но процесс вначале идет очень медленно и компенсируется духовными приобретениями.
Вторая половина активной жизни (41-65 лет) предопределяется капиталом, созданным в ее первой половине.
В пожилом и старческом возрасте (с 66 лет) многие ценности переоцениваются, многое девальвируется, прожитая жизнь представляется сгустком отдельных событий. Только первая четверть жизни вспоминается как самая дорогая и счастливая и наиболее продолжительная, остальные периоды кажутся короткими и не очень благополучными. Многое вытесняется из памяти. То, что раньше мучило и терзало, становится малозначительным. Многое обесценивается, и время уже бежит, не оставляя следов. Прошлое обволакивается туманом и становится едва различимым. Однако отдельные личностно интимные события время от времени вспыхивают ярким пламенем и согревают душу животворящей жизненной энергией. И это еще раз доказывает, что во времени существует не все наше Я, а лишь отдельные его проявления.
К концу жизни у человека окончательно исчезают иллюзии, его характер обнажается в непосредственности, ослабляются социально-ролевые наслоения. И человек наконец узнает сам себя, свои подлинные мироотношения. Жизнь вновь приобретает оттенок созерцательности. Утихают страсти (которые и в молодости порой не приносили особого счастья). Но как юность не избегает печали, так и старость не избегает бодрости духа. Освободившись от многих житейских тягот, человек на склоне лет чувствует себя более свободным, зная подлинную цену всему земному.
Половые особенности различия характера
Некоторые особенности характеров людей обусловлены их половой принадлежностью.
Половые психические особенности связаны не только с биологическими факторами, но и с исторически сложившейся дифференциацией мужских и женских социальных ролей, разделением труда по половым признакам, различием в традиционном воспитании девочек и мальчиков в соответствии с культурно-историческими стереотипами женственности и мужественности.
Половая идентификация -- самоотнесение индивида к определенному полу связана с его половой социализацией, развитием соответствующего полового самосознания, овладением социально-половой ролью. Половое самосознание индивида формируется в социальной среде, которая подкрепляет «правильное» половое поведение и порицает возможные отклонения.
Полоролевые нормы, система мужских и женских стереотипов поведения формируют у человека «образ мужчины» или «образ женщины». Первичная половая самоидентификация формируется уже к двум годам, а в шесть-семь лет интенсивно формируются половые установки, проявляющиеся в выборе игр, стиле поведения, половой сегрегации (формирование общностей одного пола).
В подростковом возрасте полоролевые ориентации особенно усиливаются, становятся ведущими в общении сверстников. При этом традиционно маскулинные (мужские) особенности несколько переоцениваются по сравнению с фемининными особенностями.
Гормональные сдвиги вызывают в этом возрасте половые изменения в строении тела и пубертатный (от лат. pubertas -- возмужалость, половая зрелость) эротизм. Половая идентичность в подростковом возрасте критически осмысливается. При этом может возникать синдром дисморфобии -- боязнь полового несоответствия. Дисгармония физического и психосоциального развития остро переживается, происходит интенсивное полоро- левое самоутверждение, формируется психосексуальная направленность личности. Дефекты полоролевой социализации, недостатки полового воспитания могут вызвать отклонения в поведении индивида (транссексуализм, гомосексуализм и др.).
Какие психологические особенности связаны с половой принадлежностью индивида? Некоторые исследователи считают, что девочки в общей массе превосходят мальчиков в речевых способностях, мальчики имеют преимущество в зрительно- пространственных способностях; мужчины более агрессивны и неустойчивы, чем женщины, их интеллект более аналитичен. Девочки и женщины лучше справляются с рутинными односложными видами деятельности. Восприятие облика человека женщинами более детализировано. Женщины более эмоционально чувствительны. Психика женщины более обусловлена наследственностью, психика мужчин -- влияниями среды.
Высказываются мнения о половых различиях внушаемости, тревожности, соревновательности и доминантности. Для женщин более характерен эмоционально-экспрессивный стиль поведения, для мужчин -- предметно-инструментальный.
Более высокие уровни культурного развития общества характеризуются тенденцией к преодолению противопоставления мужчин и женщин. Равенство мужчин и женщин в общественном производстве, овладение женщин «мужскими» профессиями ведет к формированию у них и соответствующих психических качеств. Однако это порождает некоторую неопределенность полоролевых ожиданий, ломку традиционных стереотипов половых ролей, что может вызвать конфликтность межличностных отношений.
Образы «идеального мужчины» и «идеальной женщины» в настоящее время менее определенны.
В связи с эмансипацией женщин в прогрессивных общественных условиях все более расширяются сферы совместной деятельности мужчин и женщин. Это ведет и к уменьшению психических различий между ними. В разных сферах жизнедеятельности проявление половых психических различий неодинаково. Более заметно эти различия проявляются в психофизиологической сфере -- характеристиках сенсомоторных реакций, особенностях эмоциональных и волевых проявлений.