Законность – конституционный принцип уголовного судопроизводства в Российской Федерации

Принцип законности состоит в том, что все правовые начала в цивилизованном обществе должны находить свое выражение в законе, который является юридическим ориентиром деятельности всех участников общественных отношений, и подлежат неукоснительному выполнению.

Принцип законности означает презумпцию правовой природы закона.

Общеправовой принцип законности закреплен в Конституции РФ (п.2, 3 ст.15), а также во многих статьях Уголовно-процессуального кодекса (ст. 1, 7, 117 и др.).

Вместе с тем действующая Конституция РФ содержит ряд норм, направленных на обеспечение действия принципа законности в уголовном судопроизводстве (ст.19, 20, 21, 22, 48-50, п."о" ст.71, ст.120, 123 и др.).

Часть 2 ст. 15 Конституции РФ устанавливает обязанность государственных органов, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Указанная обязанность является сутью общеправового принципа законности.

В связи с тем, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие, применительно к уголовному судопроизводству конституционный принцип законности конкретизируется в следующем.

Во-первых, в обязанности точного и неуклонного соблюдения и исполнения Конституции РФ, Уголовно-процессуального кодекса и федеральных законов органами суда, прокуратуры, предварительного следствия и дознания, а также их должностными лицами при производстве по уголовному делу.

Суд, прокурор, следователь, дознаватель должны неукоснительно следовать установленному законом порядку производства по уголовным делам на всех стадиях, совершать процессуальные действия на законных основаниях и в предусмотренных законом формах, основывать свои решения на нормах закона. Нарушение этого требования указанными государственными органами и должностными лицами может повлечь тяжкие последствия в виде необоснованного задержания и заключения под стражу, привлечения к уголовной ответственности и т. д.

Во-вторых, в обязанности точного и неуклонного соблюдения и исполнения Конституции РФ и законов лицами, вовлекаемыми в уголовный процесс в связи с производством по уголовному делу (обвиняемыми, подозреваемыми, защитниками, потерпевшими, гражданскими истцами и ответчиками, представителями, законными представителями, свидетелями, экспертами, специалистами, переводчиками, понятыми).

Надлежащее исполнение законов указанными лицами способствует быстрому и справедливому разрешению уголовного дела. Неисполнение ими требований УПК затягивает расследование преступлений и является основанием для применения к ним принудительных мер.

Особенностью современного понимания содержания принципа законности и его реализации судьями в уголовном судопроизводстве применительно к установленному Конституцией РФ положению о подчинении судей только основному закону страны и федеральным законам является предоставление суду права оценивать соответствие законодательного или иного нормативного акта Конституции РФ и при наличии противоречий в установлениях этих актов руководствоваться законом более высокого юридического значения (ч.2 ст.120 Конституции РФ, ч.3 ст.5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"), принимать решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

Требование точного и полного соблюдения закона органами государства и должностными лицами, осуществляющими производство по делу, означает, что исполнение материального и процессуальных законов составляет их обязанность перед государством.

Согласно статье 7 УПК суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий данному Кодексу (часть первая); суд, установив в ходе производства по уголовному делу несоответствие федерального закона или иного нормативного правового акта данному Кодексу, принимает решение в соответствии с данным Кодексом (часть вторая).

Очевидно, что этот запрет должен распространяться и на иные нормативные акты, не соответствующие федеральным законам, в частности на законы субъектов Российской Федерации.

Нарушение этой обязанности влечет применение различных процессуальных санкций, признание недействительности процессуальных актов, вынесенных с отступлением от указанного требования. В статье 7 УПК воспроизводится положение ч.2 ст.50 Конституции РФ, указывающей на недопустимость использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

При этом, Конституционный Суд РФ установил, что положения частей первой и второй статьи 7 УПК Российской Федерации - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не затрагивают определенную Конституцией Российской Федерации иерархию нормативных актов в правовой системе Российской Федерации и не предполагают распространение приоритета Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на разрешение возможных коллизий между ним и какими бы то ни было федеральными конституционными законами, а также между ним и международными договорами Российской Федерации.

Если же в ходе производства по уголовному делу будет установлено несоответствие между федеральным конституционным законом (либо международным договором Российской Федерации) и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (который является обычным федеральным законом), применению - согласно статьям 15 (часть 4) и 76 (часть 3) Конституции Российской Федерации - подлежит именно федеральный конституционный закон или международный договор Российской Федерации как обладающие большей юридической силой по отношению к обычному федеральному закону.

Таким образом, части первая и вторая статьи 7 УПК Российской Федерации не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в них положения о приоритете Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации перед иными федеральными законами и нормативными правовыми актами - по их смыслу в системе действующего правового регулирования - не подразумевают разрешение возможных коллизий между данным Кодексом и какими бы то ни было федеральными конституционными законами и распространяются лишь на случаи, когда положения иных федеральных законов, непосредственно регулирующие порядок производства по уголовным делам, противоречат Уголовно-процессуальному кодексу РФ. [2]

Таким образом, принципы уголовного процесса - основные начала, руководящие положения, закрепленные в Конституции РФ и УПК РФ, которые лежат в основе уголовно-процессуальной деятельности, связанной с возбуждением, расследованием, рассмотрением и разрешением уголовных дел, выражают ее сущность, обеспечивают реальность прав и свобод человека и гражданина, вовлеченного в сферу уголовно-процессуальных отношений, и достижение целей уголовного процесса.

Законность - принцип принципов уголовного процесса, но он немыслим без собственно процессуальных принципов, которые, обеспечивают реализацию законности в уголовном процессе.

Суть принципа законности в уголовном судопроизводстве определяется как нормами Конституции РФ, так и нормами УПК.

Вопрос 3

Организация и деятельность правоохранительных органов регулируются множеством законодательных и иных нормативных правовых актов. Их можно группировать по различным основаниям. Мы их сгруппируем по юридической силе. Нормативным правовым актом высшей юридической силы является Конституция. Конституция – основной закон нашей страны, она служит фундаментом, юридической базой для любой отрасли права и законодательства. Конституция обладает прямым действием и применяется на всей территории РФ непосредственно, не нуждаясь в том, чтобы те или иные ее положения были текстуально или содержательно воспроизведены (конкретизированы, детализированы) в специально принимаемых законах, подзаконных нормативных актах, ведомственных инструкциях и т. п.Далее следуют федеральные конституционные законы. Они регламентируют наиболее важные направления деятельности правоохранительных органов, закрепляют правовые основы деятельности крупнейших блоков правоохранительной системы. Как правило, указанными законами регламентируется деятельность судов. Современная судебная система опирается на такие федеральные конституционные законы, как Закон о Конституционном Суде, Закон об арбитражных судах, Закон о судебной системе. Основная роль в регламентации деятельности правоохранительных органов принадлежит федеральным законам. Перечень этих законов очень велик. Почти каждому органу соответствует определенный закон. В качестве примера можно назвать такие законы, как Закон о прокуратуре, Закон о милиции, Закон о службе в таможенных органах и ряд других. Кроме того, указанные органы в своей деятельности опираются на ряд «универсальных» законов. Они организуют свою деятельность в соответствии с процессуальным законодательством (УПК, ГК, АПК) и другими законами, касающимися их деятельности, в частности Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».Следующую группу нормативных актов можно объединить термином«подзаконные нормативные акты».К ним относятся постановления органов законодательной власти, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты.К постановлениям органов законодательной власти относятся постановления Государственной Думы и органов законодательной власти субъектов РФ. Государственная Дума Федерального Собрания РФ может регламентировать отдельные вопросы деятельности правоохранительных органов, в частности порядок прохождения службы, аттестации сотрудников и т. п. Указами Президента РФ, как правило, устанавливается структура отдельных правоохранительных органов, например органов федеральной службы безопасности, а также регламентируются вопросы функционирования отдельных подразделений. Постановления Правительства РФ регламентируют работу правоохранительных органов, подпадающих под его подчинение, в частности органов внутренних дел, таможенных органов, органов Минюста России и т. д. Так, Правительством РФ установлена структура криминальной милиции и милиции общественной безопасности. Ведомственные нормативные актызанимают существенное место в детальной регламентации деятельности правоохранительных органов. Это различные приказы, инструкции, правила и положения соответствующих министерств и ведомств. Данные акты тщательно расписывают порядок функционирования правоохранительных органов в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Так, приказами МВД России устанавливается порядок приема от граждан заявлений и сообщений о преступлениях; порядок принудительного привода граждан, уклоняющихся от явки в суд и органы расследования; порядок конвоирования лиц и т. п. Издаются и межведомственные приказы и инструкции. Например, Инструкция о порядке обращения с вещественными доказательствами подписана руководителями МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Минюста России. Отдельные направления деятельности правоохранительных органов опираются на международные правовые акты. Это различные международные договоры, например, о выдаче террористов и прочих преступников и т. д.
Из сказанного следует, что правовых актов, изучаемых в учебном курсе "Правоохранительные органы РФ", может быть достаточно много, поэтому для более точного определения их круга необходима научно и практически обоснованная классификация.

По относимости регулируемых вопросов к ведению Российской Федерации или субъектов Российской Федерации нормативные акты можно подразделить на федеральные нормативные акты (акты федеральных органов власти) и нормативные акты органов субъектов Российской Федерации.

В зависимости от принимающего нормативный акт субъекта можно выделить: акты органов законодательной власти, акты органов исполнительной власти и акты органов судебной власти.

По кругу регулируемых вопросов нормативные акты могут быть универсальные, регулирующие организацию и деятельность отдельного правоохранительного органа или определяющие отдельные вопросы организации и деятельности конкретного правоохранительного органа.

В зависимости от юридической силы нормативного акта они подразделяются на Конституцию РФ, законы, подзаконные акты Президента и Правительства РФ и ведомственные нормативные акты.

Нормативные акты об организации и деятельности правоохранительных органов в России могут быть классифицированы в зависимости от видов правоохранительных органов и направлений их деятельности. По этому основанию их можно подразделить на следующие группы: общего действия; об организации и деятельности судов; о прокуратуре и прокурорском надзоре; об органах МВД, ФСБ, таможни; об организации предварительного расследования; об органах юстиции; о нотариате; об адвокатуре8.

Остановимся подробнее на вопросах классификации нормативных актов.

Определенную практическую значимость в изучении учебного курса "Правоохранительные органы РФ" представляет классификация нормативных актов в зависимости от принявшего его субъекта. Основу этой классификации представляет закрепленное в Конституции РФ положение о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Эта конституционная установка предполагает соответственно наличие государственных органов, представляющих эти ветви власти, их взаимообусловленность и самостоятельность. Высшие органы, представляющие законодательную, исполнительную и судебную власть, наделены необходимым правом принимать обязательные для исполнения нормативные акты нижестоящими органами. Конституцией РФ и законами РФ установлена юридическая сила нормативных актов названных государственных органов и их взаимозависимость. Не случайно в числе основных названа классификация нормативных актов по их юридической силе.

Итак, по названному критерию выделяются: 1) нормативные акты органов законодательной власти; 2) нормативные акты органов исполнительной власти и 3) нормативные акты органов судебной власти.

Нормативные акты органов законодательной власти принимаются Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, например Государственной думой Томской области. На территории Российской Федерации продолжают действовать нормативные акты и тех законодательных органов, которые существовали в СССР или РСФСР, в части, не противоречащей вновь принимаемым законам России.

К числу нормативных актов органов законодательной власти относятся действующие в настоящее время на территории Российской Федерации: Конституция РФ; федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы Российской Федерации; Основы законодательства РФ; кодексы РФ; законы РСФСР; иные нормативные акты существовавших ранее высших законодательных органов власти, не отмененные или частично действующие на территории РФ; конституции республик, входящих в состав РФ, и уставы иных субъектов РФ; законы субъектов РФ.

Конституция РФ является определяющей основой нормативных актов законодательных органов, исходной базой принципов построения и деятельности правоохранительных органов, поэтому изучение конституционных положений практически всех ее глав необходимо для понимания построения и назначения правоохранительных органов в Российской Федерации. Конституция РФ в дальнейшем будет предметом более подробного изучения в учебном курсе «Конституционное право».

Законы Российской Федерации составляют ключевой материал в изучении правоохранительных органов России, особенно судебной системы РФ. Конституция РФ предусмотрела принятие федеральных конституционных законов по вопросам организации судебной власти и построения судебной системы. Основные определяющие положения о судоустройстве и судебной системе в России закрепляются в Федеральном конституционном законе РФ от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ (в ред. на 04.07.2003) "О судебной системе РФ"; Федеральном конституционном законе РФ от 21.07.94 г. № 1-ФКЗ (в ред. на 15.12.2001)"О Конституционном суде РФ"; Федеральном конституционном законе РФ от 28.04.95 г. № 1-ФКЗ (в ред. на 04.07.2003) "Об арбитражных судах в РФ"; Федеральном конституционном законе РФ от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации"9.

Не менее важные вопросы правоохранительных органов решаются в федеральных законах РФ, таких, как Федеральный закон РФ от 17.12.98 г.№ 188-ФЗ "О мировых судьях в РФ";

Федеральный закон РФ от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.10.2003 г. № 133-ФЗ) "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ";

Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.11.2000 г. № 135-ФЗ) "О судебных приставах";

Федеральный закон РФ 17 января 1992 г. № 2202-1 "О Прокура- туре РФ" (в ред. на 30.06.2003 г. № 86-ФЗ, с изм., внесенными Поста- новлениями Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 г. № 3-П, от 11.04.2000 г. № 6-П, Федеральными законами от 27.12.2000 г. № 150-ФЗ, от 30.12.2001 г. № 194-ФЗ, Постановлениями Конституционного Суда РФ от 17.07.2002 г. № 13-П, от 18.07.2003 г. № 13-П);

Федеральный закон РФ от 03.04.95 г. № 40-ФЗ (в ред. на 30.06.2003) "О Федеральной службе безопасности".

Более внимательного отношения к себе требует ряд нормативных актов, которые имеют специфические названия или ограничены в действии другими нормативными актами, или определяют положения переходного состояния, или акты универсального характера.

Это, например, "Основы законодательства РФ о нотариате"; Федеральный закон от 31.05.02 г. № 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" ; Закон РСФСР от 18.04.91 г. № 1026-1 "О милиции" (с изменениями); Закон РСФСР от 08.07.81 г. № 976 "О судоустройстве РСФСР" (с многочисленными изменениями и дополнениями, внесенными законами и федеральными законами РФ); Закон РФ от 26.06.92 г. № 3132-1 "О статусе судей в РФ" (в ред. законов и федеральных законов РФ и Указа Президента РФ). Каждый из этих законодательных актов будет более подробно изучаться в соответствующих темах, но о сложности их изучения и противоречивости содержания их некоторых положений нужно помнить.

Наши рекомендации