Понятие сравнительного правоведения
ТЕМА 1 СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
1.1. Понятие сравнительного правоведения.
1.2. Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина.
1.3. Природа сравнительного правоведения.
1.4. Цели сравнительного правоведения.
Природа сравнительного правоведения
Содержание сравнительного правоведения включает в себя несколько элементов:
- изучение различных нормативных массивов;
- правовых систем;
- овладение приемами их сопоставления и оценка;
- использование способов их отражения и восприятия в тех или иных национально-правовых системах;
- знание тенденций и закономерностей общеправового развития.
Понятия «сравнительное правоведение» и «сравнительное право» нельзя отождествлять. По мнению Ю.А. Тихомирова, первое гораздо «богаче и объемнее по содержанию и обладает комплексным характером»[9]. Сравнительное право, - по мнению автора, - вообще вызывает сомнение, поскольку «трудно представить подобную новую разновидность права»[10]. Сравнительное правоведение предназначено для сопоставления национального права различных правовых систем, а также национального и международного, не претендуя на новый вид права.
Сегодня является бесспорным, что сравнительное правоведение является теорией или научной дисциплиной в ряду отраслей юридической науки. Она имеет:
1) свою цель – изучать и сопоставлять различные правовые массивы и системы между собой и с нормами международного права, выявлять сходства и различия, определять тенденции общеправового различия;
2) свой предмет исследования – общее и особенное в различных правовых массивах и системах;
3) свою методологию – различные методы сравнительного анализа и оценки;
4) свои понятия, которые условно можно разделить на три группы:
- специальные («правовое сходство», «правовые различия», «коллизионные нормы», «гармонизация законодательства», «сближение законодательства», «унифицированные правовые акты», «модельные законодательные акты»);
- общие – понятия общей теории государства и права («право», «правовая система», «законодательство», «правовой акт», «правовая норма», «государство», «суверенитет государства» и др.);
- отраслевые – понятия отраслевых юридических наук, прежде всего конституционного права («органы государственной власти», «парламент», «гражданин») и международного права («международные нормы», «международный договор», «ратификация», «международная организация» и др.).
Подмена и смешение понятий приводят к ошибкам в сравнительном правоведении. Для их унификации и других целей сравнительного правоведения создана целая сеть учреждений по всему миру.
Еще в 1869 г. создано французское общество сравнительного законодательства. В 1900 г. состоялся I Международный конгресс сравнительного права. 13 сентября 1924 г. основана Международная Академия сравнительного права в Гааге. В Швейцарии работает Центр сравнительного права, Институт международного и сравнительного права. С 1947 г. действует Общество сравнительного правоведения Бельгии и Нидерландов, подобных много и в США.
В России работает Институт законодательства и сравнительного правоведения. В последние годы проводятся научные конференции по сравнительному правоведению. В России обзоры сравнительного права публикуются в журналах «Государство и право», «Правоведение», «Московский журнал международного права», «Международного частного права» (Санкт-Петербург), «Ежегодник международного права». Ассамблея государств Содружества (СНГ) выпускает «Вестник Межпарламентской Ассамблеи», где есть обзоры национальных законов.
Виды сравнительно-правовых исследований.
По форме анализа в сравнительном правоведении выделяют следующие направления сравнения правовых систем:
1. по институтам проводят макро- и микросравнение.
2. по целям – функциональное (практическое) и теоретическое (научное) сравнение;
3. по уровням – межсистемное, внутрисистемное, внутринациональное, историческое и межотраслевое сравнение.
ТЕМА 6 ЮРИДИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА (ПРАВОВАЯ ГЕОГРАФИЯ)
6.1. Правовая картина мира – основной предмет изучениясравнительного правоведения.
6.2. Право – сочетание «национального», «мирового» и саморазвития.
6.3. Общеправовые тенденции развития.
6.4. Национально-государственные различия в праве.
Понятие глобализации
Глобализация – это экономическая закономерность современного развития.
Это масштабный процесс нарастания общего в мировых системах (экономических политических социальных правовых ).
Главный материальный объект глобализации – это форсированная интернационализация финансово – хозяйственных процессов протекающая в планетарном масштабе на базе новых информационных технологий.
В условиях революции в технической сфере открываются новые возможности для миграции капитала формирования мощнейших предприятий ориентированных на глобальные, а не на узкие национальные рынки.
Капитал по своей природе не имеет национально – территориальных границ он космополитичен и как следствие требует:
Нивелировку государственных правовых и социальных систем.
Расширение круга демократических государств, соответствующих западному образцу
Установления на всех континентах господства права
Усиления защиты прав человека в первую очередь права собственности.
Цель глобализации – это прибыль.Этот процесс может реализовываться при следующих условиях:
Государство имеет форму демократии западного образца;
Общество - представляет собой сообщество потребителей;
Личность – свободный собственник;
Право – инструмент (единые правила масштаб поведения).
Однако встает вопрос насколько истинно то, что европейские ценности универсальны.
Сама же действительность показывает, что глобализация имеет и отрицательные стороны?
1) Насильственное (даже под эгидой ООН) насаждение демократии путем военных действий.
2) Общество обнаруживает в себе кроме коллектива потребителей такие качества как конфессиональность культурный аспект этнический и т.д.
3) Что касается личности то восточному африканскому азиатскому и в определенной степени русскому человеку не понятны и чужды европейские либеральные ценности, где индивидуализм никогда не имел крепких корней.
4) Право обнаруживает пестроту и многообразие национальных правовых систем различия, которых обнаруживаются на всех стадиях механизма правового регулирования правотворчества правоприменения и во всех структурных частях правовой системы (нормативно – правовой базе системе источников правосознании и т.д.).
Глобализационные процессы с необходимостью требуют унификации права.
Способов унификации права мировая практика знает множество.
Это:
1) различного рода рецепции (прямые компиляции законодательных актов заимствование идей и принципов)
2) добровольные заимствования и юридическая экспансия – откровенное навязывание культурно чуждых идей моделей и представлений
3) сближение национальных законодательств путем преодоления юридических коллизий (в области МЧП ).
4) разработка модельных законодательных актов .
5) интернационализация права под воздействием международного права.
Использование иностранного исторического опыта заимствования имитация подражание – характерные черты правовой эволюции. Ни одна правовая система не обладает монополией на юридические открытия а история права каждой нации является определенной стадией в общем универсальном развитии права.
Значительную роль в процессе унификации права и гармонизации законодательства играет сравнительное правоведение.
ТЕМА 1 СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
1.1. Понятие сравнительного правоведения.
1.2. Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина.
1.3. Природа сравнительного правоведения.
1.4. Цели сравнительного правоведения.
Понятие сравнительного правоведения
На сегодняшний день опыт юридической жизни показывает, что сравнительное правоведение выросло в целое движение и сформировалось как самостоятельное научное направление юридических исследований. В мировой компаративистике существуют три различных представления о природе данной дисциплины:
- это научный метод познания[1], лишенный самостоятельного предмета;
- это чистая наука[2], т.е. самостоятельная дисциплина со своим определенным предметом;
- вспомогательная дисциплина[3] в рамках теории государства и права (часть теории государства и права).
Компаративисты до сегодняшнего дня продолжают спорить о природе феномена, который мы называем «сравнительное правоведение» или «сравнительное право». Эти названия, по мнению некоторых компаративистов, создают «ложное» впечатление о том, что данная дисциплина является независимой отраслью права наряду с гражданским, коммерческим и семейным правом. Во Франции и Германии эта дисциплина, – как утверждает американский компаративист Кристофер Осакве, – называется более правильно – «сравнение права», а не «сравнительное право». Так, как и Франция, и Германия считаются родиной сравнительного правоведения, это название более правильно раскрывает природу данной дисциплины»[4], – утверждает автор.
Анализируя эти два названия, профессор Ю.А. Тихомиров считает, что «сравнительное правоведение» и «сравнительное право» - вещи разные, т.к. сравнительное правоведение является наукой, а сравнительное право – методологией данной науки[5]. Он утверждает, что такого права, «как сравнительное право» нет, нет такой отрасли позитивного права.
Известно, что неоднозначное понимание права, правовой системы, а вместе с тем, и правовой семьи значительно отражается на различных сторонах процесса их сравнительного познания, а также на названии рассматривающей их в сравнительном плане дисциплины.
Термин «сравнительное право», - замечает по этому поводу Рене Давид, - критиковался множество раз. Без сомнения, - писал автор, - более предпочтительно говорить просто, «как это делают русские (сравнительное правоведение), о сравнении правовых систем или о их сравнительном изучении. Тем не менее, - заключает ученый, - термин «сравнительное право» прочно укоренился в «большинстве языков», и его уже нельзя просто так отбросить или игнорировать[6].
В современной отечественной литературе в процессе рассмотрения сравнительно-правовой материи термины «сравнительное право» и «сравнительное правоведение» часто употребляются как синонимы.
1.2. Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина
Как наука – сравнительное правоведение – это совокупность научных знаний о правовых системах современности, материально представленная множеством брошюр, статей, научных докладов. Сравнительное правоведение – это в определенном смысле структурированная концептуально-понятийная система правовых знаний, систематизированные, так или иначе связанные друг с другом представления об основных правовых системах современности, теории применения сравнительного метода, как в научно-познавательном, так и в практико-прикладном аспекте[7].
В качестве критериев для определения характера сравнительного правоведения как утверждающейся самостоятельной отрасли научного правового знания А.Х.Саидов предлагает принять следующие факторы[8]:
- интенсивный рост проводимых сравнительно-правовых исследований и научных публикация;
- появление систематизирующихся и обзорных работ, включая ретроспективную библиографию, хрестоматии, проведение международных и двусторонних коллоквиумов и конференций по наиболее актуальным проблемам;
- издание специализированной периодической литературы с постоянными методологическими разделами, посвященными сравнительному правоведению;
- создание системы подготовки соответствующих специалистов-компаративистов на факультетах университетов или в других научных центрах, издание учебных программ и пособий;
- формирование национальных и международных научно-исследовательских центров, школ, направлений.
В качестве конструктивного признака, определяющего становление сравнительного правоведения как автономной научной дисциплины, следует рассматривать специфические особенности предмета исследования, положенные в основу дисциплинарной работы и устанавливающие значимость и автономность данной отрасли правового знания, ее статус в системе юридических наук в целом. Другими словами, как наука, сравнительное правоведение имеет свой самостоятельный предмет и метод, свою систему категорий и законов.
Как учебная дисциплина – это предмет преподавания в высших учебных заведениях. Преподавание сравнительного правоведения – в плане введения к изучению основных правовых систем современности или в плане сравнительного изучения отраслей или институтов права – является важным подспорьем для развития современной правовой науки и юридического образования. В их задачу, наравне с изучением национального права, входит также исследование глобальных закономерностей и тенденций развития права в современную эпоху.