Тема 5. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность и предварительное расследование уголовных дел (2 часа)
План:
1. Понятие и задачи оперативно-розыскной деятельности, органы, ее осуществляющие.
2. Предварительное расследование преступлений, его понятие, задачи и формы.
3. Общая характеристика органов дознания и предварительного следствия.
4. Система органов внутренних дел. Их задачи и структура.
5. Следственный комитет Российской Федерации.
6. Основные этапы исторического развития системы органов предварительного расследования в России и современные проблемы ее реформирования.
Задания:
1. Определите, каковы основные отличия оперативно-розыскной деятельности от предварительного расследования?
2. Распространяется ли действие принципов правосудия на оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование?
Задача:
В дежурную часть РОВД обратился гражданин с заявлением о том, что соседи по коммунальной квартире, пытаясь его отравить, подсыпали в его кастрюлю с супом яд. По его словам, лишь бдительность и осторожность позволили ему спастись. В заявлении указаны лица, которые подозреваются в покушении на его жизнь. Внешний вид, манера общения, а также речь заявителя позволяли усомниться в его психическом здоровье.
Как следует отреагировать на поступившее заявление?
8. План семинарского занятия для студентов
заочной формы обучения[2]
Тема: Судебная власть, правосудие и судебная система (6 часов)
Часть 1 (2 часа)
План:
1. Понятие, признаки и социальное предназначение судебной власти.
2. Понятие и признаки правосудия.
3. Понятие и виды судопроизводства. Соотношение понятий судопроизводства и правосудия.
Задания:
1. На основе анализа положений Конституции РФ и Концепции судебной реформы аргументировано ответьте на вопрос: какое место занимает суд в правоохранительной деятельности?
2.Как вы считаете, является ли борьба с преступностью задачей суда? Аргументируйте свой ответ ссылками на положения Конституции РФ и Концепции судебной реформы.
3. Определите соотношение понятий: «судебная власть», «правосудие», «судебная защита».
Часть 2 (2 часа)
План:
1. Принципы правосудия, их понятие и значение
2. Система принципов правосудия и их классификация
3. Характеристика отдельных принципов правосудия.
Задачи:
1. При рассмотрении гражданского дела мировым судьей истец заявил ходатайство о передаче дела в районный суд, так как, по его мнению, дело слишком сложное и должно рассматриваться в вышестоящем суде. Может ли быть удовлетворено ходатайство истца?
2. Судебноеразбирательство по рассмотрению уголовного дела было проведено в кабинете судьи, где отсутствовали места для размещения публики. В процессе рассмотрения дела адвокат пожелал воспользоваться диктофоном для аудиозаписи хода судебного заседания, о чем заявил соответствующее устное ходатайство, однако судья отказал в его удовлетворении.
Были ли нарушены судьей принципы уголовного судопроизводства?
3.В судебном заседании по уголовному делу подсудимый В. на вопросы председательствующего судьи отвечать отказался, в нецензурной форме отрицательно охарактеризовал личность и деятельность судьи, ударил секретаря судебного заседания. С помощью судебных приставов председательствующий удалил В. из зала судебного заседания и вынес постановление о возбуждении уголовного дела в отношении В., а также постановление об избрании в качестве меры пресечения В. заключения под стражу.
Правомерны ли действия судьи с точки зрения соответствия их принципу состязательности судопроизводства?
Как следовало судье поступить в данной ситуации?
Часть 3 (2 часа)
План:
1. Основные черты судебной системы РФ.
2. Понятие звена судебной системы. Общая характеристика звеньев в системе судов общей юрисдикции и в системе арбитражных судов.
3. Понятие и виды судебных инстанций.
Задания:
1. Что означает термин «специализированные суды»? Какие можно выделить виды специализированных судов? Действуют ли специализированные суды в России?
2. Определите, по каким критериям осуществляется разграничение всех судов на федеральные суды и суды субъектов РФ?
3. Начертите схему судебной системы России, отразив ее внутреннюю структуру, т.е. подразделение всех судов по звеньям, на федеральные суды и суды субъектов РФ, отразив при этом функции каких инстанций выполняет суд определенного звена.
4. Нарисуйте таблицу, в которой по нескольким критериям (не менее 3-х) проведите сравнение различных видов пересмотра судебных решений.
Задача:
Ленинским районным судом г. Оренбурга было рассмотрено уголовное дело в отношении Н. и вынесен обвинительный приговор, которым Н. был приговорен к лишению свободы. По истечении двух месяцев после этого, Н., считающий, что он отыскал ранее отсутствующего свидетеля, показания которого могли бы неопровержимо подтвердить его алиби, попросил своего адвоката обратиться с жалобой в вышестоящую инстанцию, однако адвокат разъяснил Н., что возможности по дальнейшему обжалованию судебных решений по делу исчерпаны. Прав ли адвокат и есть ли у Н. правовые возможности для дальнейшего обжалования судебных решений, принятых по данному уголовному делу?
Если да, то в каком порядке это возможно?