Юридическая служба в организации

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка
Раздел 1. Учебная программа по дисциплине «Юридическая служба в организации» для специальности «Правоведение»
Раздел 2. Теоретический раздел (краткий конспект лекций)
Тема 1. Понятие правовой работы и юридической службы организации (организационная структура и правовое обеспечение юридической службы)
Тема 2. Роль юридической службы в обеспечении законности в организации. Формы правового обслуживания организации
Тема 3. Роль юридической службы в обеспечении сохранности коммерческой тайны в организации
Тема 4. Организация договорной работы в организации
Тема 5. Роль юридической службы в подготовке и принятии локальных нормативных актов
Тема 6. Организация работы юридической службы по учету, хранению и систематизации нормативных правовых актов
Тема 7. Претензионно-исковая работа в организации, представление интересов в суде
Тема 8. Организационная работа с персоналом и роль в этой работе кадровой и юридической служб организации. Аттестация кадров
Раздел 3. Практический раздел (планы семинарских занятий)
Тематика семинарских занятий для студентов очной формы получения образования
Тематика семинарских занятий для студентов заочной и заочной сокращенной формы получения образования  
Раздел 4. Раздел контроля знаний
Образец тестовых заданий для промежуточной аттестации
Образец кейса и практического задания
Самостоятельная управляемая работа студента
Примерная тематика вопросов к зачету
   
Раздел 5. Образцы документов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящий электронный учебно-методический комплекс (далее – ЭУМК) разработан на основании статьи 94 Кодекса Республики Беларусь об образовании, Положения об учебно-методических комплексах, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.07.2011 № 167, Инструкции по разработке учебно-методических комплексов в университете, утвержденной приказом ректора Международного университета «МИТСО» от 15.04.2015 №175.

Учебная дисциплина «Юридическая служба в организации» является одной из важнейших дисциплин обязательного вузовского компонента для подготовки специалистов специальности «Правоведение» и др. От успешного освоения тем данной учебной дисциплины во многом зависит формирование необходимых компетенций юрисконсультов, юристов, судей, адвокатов, прокурорских работников и представителей ряда иных юридических профессий.

Основными задачами изучения дисциплины являются обеспечение такого уровня знаний и умений, который позволил бы студенту овладеть основными теоретическими основами деятельности юридической службы в организации, нормами законодательства, регулирующего материальные и процессуальные отношения в сфере деятельности юридической службы, а также уметь правильно оценивать и применять нормы действующего законодательства при решении практических вопросов и задач, систематизировать и обобщать научный и практический материал. Изучение курса является основополагающим для формирования понятия правового поля деятельности организации, вырабатывает практику применения правовых норм и принятия практических решений по ним.

При подготовке к практическому (семинарскому) занятию студенту необходимо ознакомиться с конспектом лекций, затем проанализировать действующее законодательство Республики Беларусь, регламентирующее данный вопрос, судебную и правоприменительную практику. Также, рекомендуется подготовить шаблоны основных документов, используемых юридической службой в своей деятельности.

Изучение дисциплины тесным образом связано и с решением практических задач. Для фиксации решения задач студенту следует завести отдельную тетрадь или отвести страницы конспекта, в которых важно отражать краткое решение задачи и статьи нормативных правовых актов, которыми он пользовался при ее решении. На практическом занятии, как студенту, так и преподавателю необходимо иметь тексты нормативных правовых актов, используемых при решении задач. Решение задачи должно сопровождаться юридическим обоснованием и ссылками на применяемые нормы права.

Самостоятельная управляемая работа студента направлено на приобретение практических навыков юриста и заключается в самостоятельном составлении проектов жалоб, заявлений, ходатайств, а также проектов гражданско-правовых договоров.




Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный университет «МИТСО»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор учреждения образования

Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный университет «МИТСО»

_____________________ С.Н. Князев

23.06. 2015 г.

Регистрационный № УД-008-15/уч.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по дисциплине «Юридическая служба в организации» разработана в соответствии с учебным планом подготовки юристов в Международном университете «МИТСО» по специальности «Правоведение».

Основной целью изучения дисциплины «Юридическая служба в организации» является формирование знаний студентов в области деятельности юрисконсульта в организации, выработка умений использовать полученные знания в профессиональной деятельности. усвоение общих и особенных положений курса правового регулирования деятельности организации на современном этапе развития экономических отношений в Республике Беларусь.

Овладение навыками практического применения правовых средств и методов на производстве и в организациях.

Основными задачами изучения дисциплины являются обеспечение такого уровня знаний и умений, который позволил бы студенту овладеть основными теоретическими основами деятельности юридической службы в организации, нормами законодательства, регулирующего материальные и процессуальные отношения в сфере деятельности юридической службы, а также уметь правильно оценивать и применять нормы действующего законодательства при решении практических вопросов и задач, систематизировать и обобщать научный и практический материал. Изучение курса является основополагающим для формирования понятия правового поля деятельности организации, вырабатывает практику применения правовых норм и принятия практических решений по ним.

Дисциплина «Юридическая служба в организации» является дисциплиной, тесно связанной с такими дисциплинами, как: «Общая теория права», «Гражданское право», «Трудовое право», «Хозяйственный процесс», «Гражданский процесс», «Судоустройство», «Конституционное право» и др.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

- Понятие, предмет, метод, принципы юридической службы в организации;

- Понятие правовой работы.

- Понятие, задачи юридической службы, ее организационную структуру и численность.

- Права и функции юридической службы.

- Планирование работы юридической службы.

- Ответственность юридической службы.

- Правовое регулирование деятельности юридической службы.

- Положение о юридическом управлении организации (объединения).

- Роль юридической службы в укреплении дисциплины труда.

- Понятие трудовой и производственной дисциплины.

- Правовое регулирование дисциплины труда.

- Ответственность за нарушение трудовой дисциплины.

- Формы правового обслуживания организации.

- Правовое обслуживание организаций адвокатами и юридическими фирмами, а также иными лицам, имеющими лицензию на право осуществления такого вида деятельности.

- Понятие коммерческой тайны.

- Механизм защиты коммерческой тайны.

- Принципы и методы правовой защиты коммерческой тайны.

- Ответственность за разглашение коммерческой тайны.

- Организацию договорной работы в организации.

- Роль юридической службы в подготовке и принятии локальных нормативных актов

- Организацию работы юридической службы по учету, хранению и систематизации нормативных правовых актов

- Претензионно-исковую работу в организации, представление интересов в суде.

- Организационную работу с персоналом и роль в этой работе кадровой и юридической служб организации.

Должны уметь:

1. систематизировать и обобщать нормы гражданского, трудового, иных отраслей материального и процессуального законодательства;

2. анализировать справочную и научную литературу в данной области;

3. оценивать и правильно применять при решении задач нормы действующего материального и процессуального законодательства.

На изучение учебной дисциплины в соответствии с учебным планом учреждения высшего образования по специальности «Правоведение» отводится:

для очной формы получения высшего образования: всего – 80 часов, в том числе аудиторных 44 часов. Распределение аудиторных часов по видам занятий: 20 часов – лекций, 8 часов – семинаров, 16 часов – СУРС;

для заочной полной и заочной сокращенной форм получения высшего образования: всего – 80 часов, в том числе аудиторных – 12 часов. Распределение аудиторных часов по видам занятий: 8 часов – лекций, 4 часа – семинаров.

Распределение аудиторных часов по семестрам и курсам:

дневная форма получения высшего образования: 3 курс (набор 2013 года). Распределение аудиторных часов по видам занятий: 6 семестр – 20 часов – лекций, 8 часов – семинаров, 16 часов – СУРС, зачет – 6 семестр;

заочная полная форма получения высшего образования: 4 курс (набор 2013 года). Распределение аудиторных часов по видам занятий: 7 семестр – 4 часа лекции, 8 семестр – 8 часов, из которых: 4 часа – лекций, 4 часа – семинаров, зачет – 8 семестр.

заочная сокращенная форма получения высшего образования: 3 курс (набор 2014 года). Распределение аудиторных часов по видам занятий: 5 семестр – 4 часа лекций; 6 семестр 8 часов, из которых: 4 часа – лекции, 4 часа – семинаров, зачет – 6 семестр.

Итоговая форма контроля: зачет.

II. Содержание учебного материала

Тема 1. Понятие правовой работы и юридической службы организации (организационная структура и правовое обеспечение юридической службы)

Понятие правовой работы. Организация и ведение правовой работы. Юридическая служба в системе организации. Понятие, задачи юридической службы, ее организационная структура и ее численность. Права и функции юридической службы. Планирование работы юридической службы. Ответственность юридической службы. Правовое регулирование деятельности юридической службы. Положение о юридическом управлении организации (объединения).

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Василевич, С.Г. Юридическая служба в организации / С.Г.Василевич // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. –Минск, 2015.

2. Гайдук, Ю.Н. Юридическая деятельность на предприятии / Ю.Н. Гайдук // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

3. Шишко, Г. Б. Юридическая служба предприятия / Г. Б. Шишко. –Минск: Интерпрессервис, 2003. – 320 с.

4. Юридическая служба в организации: Учебно-методические рекомендации для студентов специальности 1-24-0102 «Правоведение» специализация «Хозяйственное право» / Авт.-сост. К.В. Маруневская. – Витебск, 2008 – 20 с.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Понятие правовой работы и юридической службы организации (организационная структура и правовое обеспечение юридической службы)

2. Понятие, задачи юридической службы, ее организационная структура и ее численность.

3. Права и функции юридической службы.

4. Планирование работы юридической службы.

5. Ответственность юридической службы.

6. Правовое регулирование деятельности юридической службы.

7. Положение о юридическом управлении организации (объединения).

8. Роль юридической службы в обеспечении законности в организации.

9. Понятие законности и порядок ее обеспечения.

10. Роль юридической службы в укреплении дисциплины труда.

11. Понятие трудовой и производственной дисциплины.

12. Правовое регулирование дисциплины труда.

13. Поощрение за успехи в труде.

14. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины.

15. Формы правового обслуживания организации.

16. Правовое обслуживание организаций адвокатами.

17. Правовое обслуживание организации лицами, имеющими специальное разрешение либо лицензии на осуществление данного вида деятельности.

18. Роль юридической службы в обеспечении сохранности коммерческой тайны в организации

19. Понятие коммерческой тайны.

20. Отличие коммерческой тайны от государственных секретов.

21. Конфиденциальность информации.

22. Утечка конфиденциальной информации.

23. Механизм защиты коммерческой тайны.

24. Принципы и методы правовой защиты коммерческой тайны.

25. Ответственность за разглашение коммерческой тайны.

26. Организация договорной работы в организации

27. Понятие договорной работы в организации, участие юрисконсульта в ее осуществлении.

28. Понятие договора (контракта) и его роль в регулировании между хозяйствующими субъектами.

29. Юридическая структура заключения договора и практика.

30. Контроль за исполнением хозяйственных договоров.

31. Предложения студентов по вопросу реформирования законодательства в рамках данной темы.

32. Роль юридической службы в подготовке и принятии локальных нормативных актов

33. Общие правила подготовки и принятии локальных нормативных актов.

34. Участие юридической службы в разработке, принятии и регистрации учредительных документов организации. Подготовка и принятие коллективного договора.

35. Роль юридической службы в подготовке и принятии правил внутреннего трудового распорядка.

36. Участие юридической службы в принятии положений о премировании. Участие юридической службы в принятии положений о структурных подразделениях.

37. Предложения студентов по вопросу реформирования законодательства в рамках данной темы.

38. Организация работы юридической службы по учету, хранению и систематизации нормативных правовых актов

39. Понятие систематизации законодательства.

40. Индексирование нормативных правовых актов.

41. Ведение контрольных экземпляров нормативных правовых актов.

42. Учет и систематизация ведомственных нормативных актов и актов, издаваемых в организации.

43. Претензионно-исковая работа в организации, представление интересов в суде.

44. Понятие и цели претензионной работы в организации. Случаи обязательного предъявления претензий.

45. Формы участия юридической службы в осуществлении претензионной работы.

46. Подготовка претензий в претензионные сроки.

47. Рассмотрение претензий и подготовка ответа на претензии.

48. Понятие исковой работы в организации ее содержание и цели.

49. Подведомственность и подсудность дел хозяйственным судам.

50. Лица, участвующие в деле, представители в хозяйственном суде.

51. Понятие иска, сроки исковой давности, структура искового заявления, отзыв на исковое заявление.

52. Кассационные жалобы на постановления хозяйственного суда.

53. Жалобы в порядке надзора.

54. Организационная работа с персоналом и роль в этой работе кадровой и юридической служб организации. Аттестация кадров

55. Общие мероприятия. Направления работы с персоналом.

56. Права и обязанности работников кадровой службы.

57. Создание и работа с резервом на выдвижение в организации.

58. Порядок ведения, учета и хранения трудовых книжек в организации.

59. Понятие и цели проведения аттестации кадров.

60. Правовое регулирование осуществления аттестации.

61. Состав, права и обязанности аттестационной комиссии.

62. Порядок проведения аттестации.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАБОТА СТУДЕНТА*

№№ Тема Форма проведения Количество часов
1. Претензионно-исковая работа в организации, представление интересов в суде.   Составление проектов претензий, заявлений и жалоб
2. Организация договорной работы в организации. Составление проекта договора

* Подробности выполнения самостоятельной управляемой работы студента будут изложены на семинарских занятиях.

Тема лекции №1

Понятие правовой работы и юридической службы предприятия (организационная структура и правовое обеспечение юридической службы).

Вопросы:

1. Исторические аспекты развития юридической службы предприятия

2. Понятие юридической службы предприятие

3. Структура юридической службы предприятия

4. Компетенция юридической службы предприятия

Источники:

1. О некоторых мерах, направленных на повышение роли и качества работы юридических служб: Постановление Совета министров Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 2070 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

2. Василевич, С.Г. Юридическая служба в организации / С.Г.Василевич // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

3. Гайдук, Ю.Н. Юридическая деятельность на предприятии / Ю.Н. Гайдук // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

4. Шишко, Г. Б. Юридическая служба предприятия / Г. Б. Шишко. –Минск: Интерпрессервис, 2003. – 320 с.

В настоящее время порядок организации правовой работы на предприятии урегулирован постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 2070 «О некоторых мерах, направленных на повышение роли и качества работы юридических служб», а также иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Тема лекции №2

Выговор,

Подготовка и принятие коллективного договора

Устойчивое развитие экономики предприятий во многом зависит от отношений, складывающихся в социально-трудовой сфере между нанимателями и работниками, их умения путем диалога коллективных переговоров находить оптимальные решения социально-экономических проблем.

Наиболее эффективной формой участия работников в управлении предприятиями является коллективно-договорное регулирование трудовых отношений на предприятиях.

При заключении коллективных договоров наниматели или их представители и работники или их представители в лице профсоюзов на равноправной основе имеют возможности для защиты своих прав и законных интересов. Представители работников могут участвовать в вопросах деятельности предприятий; принимать участие в распределении прибылей, в инвестировании производства путем приобретения акций предприятия; участвовать в управлении фондами социального обеспечения и страхования, в решении социальных вопросов, обеспечении занятости, повышении эффективности деятельности организаций, улучшении условий охраны труда и окружающей среды.

Правовую основу коллективно-договорного регулирования социально- трудовых отношений составляют: Конституция Республики Беларусь, ТК, указы Президента Республики Беларусь, постановления правительства, Генеральное, тарифные и местные соглашения, другие акты законодательства, регулирующие социально-трудовые отношения.

Основными принципами заключения коллективных договоров на предприятиях являются:

1. соблюдение норм законодательства;

2. добровольность и полномочность принятия обязательства;

3. равноправие и взаимный учет интересов сторон;

4. обязательность ведения переговоров, если одна из сторон выступает с таким предложением;

5. приоритет примирительных методов и процедур в переговорах;

6. учет реальных возможностей выполнения принимаемых обязательств; обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства;

7. взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации.

Юридическая техника

Юридическая техника – это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации правовых (а в равной мере локальных нормативных) документов в целях придания им ясности, понятности и эффективности.

Юридическая техника ограничивается вопросами, определяющими или уточняющими условия использования языка права и структуры юридического рассуждения, а также различными техническими приемами, средствами и правилами. Юридическую технику следует отграничивать от некоторых смежных явлений, таких как принятие (подписание) документа, экспертиза документа, правоприменительная деятельность, толкование документа, рассмотрение юридических коллизий. Однако следует отметить, что знание правил юридической техники может помочь и в этой деятельности.

Рассмотрим конкретные правила юридической техники.

Во-первых, это языковые правила. Для того чтобы адресат хорошо понимал, что он должен делать, а также знал, как был применен нормативный акт к конкретному случаю, язык нормативного документа должен отвечать трем условиям: он должен быть точным, ясным и достоверным. От качества текста документа зависит эффективность правоприменения, степень регулирования конкретных отношений. К сожалению, у многих авторов нормативных текстов существует ложное представление о том, что если всю нормативную идею выразить в одном предложении, то ее коммуникативные свойства возрастут.

Языковые правила подразделяются на общелингвистические, терминологические, синтаксические и стилистические.

Важнейшее правило общелингвистического характера - создание оптимального текста для наилучшего восприятия адресатом выраженных языковыми средствами норм. Это правило является наиболее общим и в дальнейшим конкретизируется в собственно терминологических, синтаксических и стилистических правилах.

К общелингвистическим правилам также относятся принципы:

1. перерабатываемости текста (текст закона должен максимально легко поддаваться уяснению любым адресатом);

2. ясности текста (в законодательных текстах должны исключаться многозначность и нелогичные связи (разрывы) между их составляющими);

3. экономии текста (текст закона должен характеризоваться оптимальным объемом, исключающим и недосказанность, и лексическую избыточность (но не в ущерб его ясности);

4. выразительности. Смысл данного принципа заключается в том, что языковые средства, используемые для выражения норм в нормативном акте, должны быть адекватны методу правового регулирования, заложенному в этом акте, должны четко отграничивать друг от друга дозволение, обязывание и запрет (особое внимание надо при этом обращать на модальные слова - "запрещается", "разрешается", "могут", "должны", "обязаны", "вправе" и т.д.);

5. формальной и содержательной связанности предложений в рамках абзаца или иного структурного элемента текста (части, статьи и т.д.).

К общелингвистическим требованиям относится и необходимость соблюдения в нормативном тексте грамматических правил.

Терминологические требования имеют цель обосновать употребление в законе конкретных терминов, обозначающих те или иные понятия. Под юридическим термином понимается слово либо словосочетание, с предельной точностью выражающие те или иные факты, события или явления юридической действительности и обладающие однозначностью (по крайней мере, стремящиеся к ней).

Основные требования, которым должен отвечать юридический термин, таковы.

Ясность. Содержание юридического термина должно быть понятно правоприменителю, термин не должен вызывать неоправданных усилий для уяснения и разъяснения его содержания. Каждый применяемый в праве термин в идеале должен иметь свое и только свое оригинальное и притом единственное значение.

Однозначность. Сущность данного требования состоит в том, что юридический термин должен быть однозначно истолкован по крайней мере внутри одной отрасли права. Безусловно, нужно стремиться к однозначности терминов в рамках системы локальных нормативных актов. Но достичь этого удается далеко не всегда в силу объективных или субъективных причин.

Апробированность. Данная характеристика термина заключается в том, что включению в нормативные акты подлежат те термины, которые прошли проверку практикой. Без особых причин следует избегать введения новых терминов взамен существующих, особенно привнесения в тексты законов заимствований из иностранных языков, если есть возможность точно отразить характеристику выражаемого понятия на русском языке. Следует избегать и "юридизации" обыденной терминологии.

Самообъяснимость. Принцип конструирования термина в идеале должен быть понятен правоприменителю. Поэтому рассматриваемый принцип органически связан с принципом ясности.

Экономичность выражения. Принцип экономии правового текста относится к числу основополагающих. В терминах его можно конкретизировать следующим образом: физический объем термина (его протяженность) не должен приводить к громоздкости. Нормотворец должен стремиться к тому, чтобы термины-слова преобладали по сравнению с терминами-словосочетаниями, а в отношении терминов-слов - к их наименьшему буквенному объему (разумеется, без ущерба для ясности термина).

Экспрессивная нейтральность. Термины, используемые в нормативных текстах, как и все иные их лексические составляющие, должны обозначать определенные устойчивые правовые явления, а не взывать к чувствам - идеологическим, религиозным и иным подобным установкам адресатов.

"Одно понятие - один термин". Это правило означает, что как внутри одного нормативного акта, так и в рамках целой отрасли права одно и то же понятие должно последовательно и неуклонно определяться одним термином. В то же время и один термин не должен использоваться для обозначения различных не совпадающих друг с другом понятий.

Не менее важны и синтаксические требования, предъявляемые к языку нормативных актов. Все члены предложения должны быть согласованы между собой в соответствии с языковыми нормами. Конструкции предложений не должны быть ни излишне сложными, ни искусственно упрощенными. Но необходимо помнить о том, что правовая норма нередко может выражаться с помощью сложноподчиненных предложений с условными придаточными предложениями, - такая форма зачастую бывает единственно возможной с точки зрения логики. Большую роль играет пунктуация, используемая в предложении. Нормотворец должен стремиться к относительной простоте пунктуации. Если существует необходимость облечь норму в сложную синтаксическую конструкцию (например, сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными), то целесообразно в процессе подготовки акта вначале изложить мысль в виде нескольких простых предложений, а затем связать их воедино сообразно требованиям языка и целям вносимого нормативного акта.

Следующей группой языковых правил законодательной техники являются правила стилистические. Основными стилистическими принципами законодательной техники необходимо признать следующие.

Для законодательного текста из всего словарного состава языка отбираются те слова, которые наиболее подходят для выражения правовых норм. В текстах законов следует избегать редко употребляемых слов и синонимов в пределах одного и того же нормативного акта.

Опасно чрезмерное увлечение сложными синтаксическими конструкциями, узкоспециальной терминологией. Правовая норма должна быть выражена наиболее полно и четко, при этом следует избегать двух крайностей - недостаточности ("недоговоренности") и избыточности ("многословия") в ее выражении.

Текст локального нормативного акта должен быть написан в официальном стиле, не вызывающем дополнительных ассоциаций и лишних эмоций и не отвлекающем от сути документа.

Официальный стиль обычно характеризуется следующим:

1. сжатостью, компактностью, экономичным использованием слов и выражений;

2. стандартным расположением материала;

3. использованием клише, штампов. Например, очень часто используются такие штампы, как "должностное лицо", "в соответствии с действующим законодательством" и т.п.

4. повествовательным характером;

5. тенденцией к употреблению повторов слов и отсутствием местоимений, их заменяющих;

6. слабой индивидуализацией.

Нужно говорить и об этичности изложения материала. Как и большинство морально-нравственных правил поведения, этические нормы практически не закреплены действующим законодательством, т.е. очень редко содержатся в нормах права. Поэтому их применение зависит об общего культурного уровня развития человека, его системы ценностей. Тем не менее, должно всячески приветствоваться соблюдение этических правил при составлении документов. Нормативный документ, в самом широком понимании этого слова, не должен содержать оскорбительных, унижающих человеческое достоинство слов и выражений. Использование резких, эмоциональных слов исключается. Для такого рода документов неприемлемы жаргонизмы, сленговые выражения и метафоры. Кроме того, управленческая этика не предполагает использования в нормативных документах и уничижительных, льстивых выражений.

Во-вторых, к правилам юридической техники относятся требования, предъявляемые к структурированию и оформлению нормативного акта.

Преамбула, будучи составной частью нормативного акта, не содержит нормативных установлений и предписаний, но должна как минимум отвечать требованиям, предъявляемым к языку правовых документов, - быть изложенной в меру просто, логично, иметь однозначную и четкую терминологию без каких-либо лексических или синтаксических изысков. Преамбула может содержать разъяснение специфики и характера принимаемого акта, его основных задач, общей идеи.

Рубрикацией нормативного акта называется разделение его цельного текста на составные части в соответствии с логической структурой акта. Большинство нормативных документов нуждается во внутреннем распределении нормативного материала. Первичной "структурной единицей" подразделения нормативного акта является, как правило, для локальных актов "пункт" или "параграф", хотя может использоваться и "статья". Статья должна охватывать однородный материал. Когда такой структурный элемент включает несколько юридических предписаний, он имеет внутренние подразделения, которые обычно начинаются с красной строки и называются "частями", реже "абзацами". Подразделения внутри единого нормативного положения (например, при перечислении) именуются обычно пунктами (подпунктами). В свою очередь, наиболее крупные структурные элементы объединяются в главы, главы – в разделы.

Для удобства пользования и осуществления правоприменительной деятельности удобно каждый структурный элемент нумеровать. Если какой-то элемент юридического документа нумерации не имеет, то на него довольно сложно сослаться, потому что каждый раз приходится вручную считать, на какую часть статьи сослаться. Естественно, это неудобно.

Нумерация должна быть стабильной; все изменения и дополнения должны сопровождаться точной ссылкой на нормативный акт, на основе которого они произведены. Причем добавление "новой статьи" в действующий акт не влечет "перенумерации" всех статей. Если возникает необходимость вставить статью, то ей добавляется индекс.

Разумное использование приложений. Очевидно, что чем короче документ, чем более компактно в нем размещен материал, тем больше шансов, что его дочитают до конца. Поэтому возникает потребность "разгрузить" основную часть документа, переместив второстепенную, менее важную и значимую информацию в другое место. В таком случае очень удобно использование приложений. Кроме того, в приложении могут содержаться другие документы, подтверждающие или раскрывающие позицию автора.

Использование бланкетных, отсылочных норм. Использование бланкетных и/или отсылочных норм позволяет избежать ненужных повторов, упростить или сократить текст. Можно выделить несколько способов применения ссылок. Простой способ отсылки предполагает полное изложение одной части нормы в статье, вторая часть нормы формулируется в виде отсылки к конкретным статьям этого же закона.

Сложный (бланкетный) способ отсылки предполагает формулирование отсылки не к конкретным статьям нормативного акта, а к целому роду или виду каких-либо правил, содержащихся в других нормативных актах. Использование бланкетных или отсылочных норм является довольно удобным приемом, поскольку разгружает основную часть документа от дополнительной информации. Но иногда в результате неправильного использования этого приема мы "отсылаем в никуда". Например, очень часто в тексте договора можно встретить предложение: "...ответственность сторон наступает в соответствии с действующим законодательством".

Название локального нормативного акта, а также его частей должно отражать внутреннее содержание этого акта.

В-третьих, важным элементом юридической техники является соблюдение требований формальной логики. К ним примыкает гносеологическое требование об адекватном отражении в тексте закона явлений объективной действительности.

Правильное использование юридических конструкций.

Юридические конструкции – способы сочетания прав, обязанностей, ответственности, льгот, поощрений, запретов и т.п. в тексте документа.

В качестве специального компонента в текст документа должны быть включены в необходимых случаях и специальные средства, обеспечивающие его соблюдение (меры поощрения, контроля, порядок разрешения споров и т.п.). В основе юридических конструкций могут лежать и принципы, и презумпции, и фикции.

Принципы – основополагающие идеи, начала, лежащие в основе того или иного явления. Закрепление принципов осуществляется, как правило, в текстах нормативных актов и имеет существенное значение для правоприменительной деятельности, предопределяет содержание юридических документов.

Презумпция – предположение о наличии или об отсутствии определенных фактов, связей, обстоятельств и т.п. Классическими примерами юридических презумпций являются презумпция невиновности, действующая в уголовном праве, презумпция виновности причинителя вреда, действующая в гражданском праве. Фикция - несуществующее положение, признанное при создании нормативного текста существующим и ставшее в силу этого общеобязательным. Необходимость фикций обусловлена тем, что они вносят четкость и определенность в регулирование.

Полнота регулирования соответствующей сферы отношений. Конечно, в идеале чем более полно урегулированы отношения, тем лучше. Однако абсолютно все предусмотреть невозможно, да и зачастую нет необходимости. Автор документа исходя из своих возможностей (таких как уровень знания предмета, срочность принятия документа) сам для себя определяет степень полноты регулирования отношений. Один документ с широким предметом регулирования иметь очень удобно, например, с точки зрения правоприменительной практики. Но выбор узкого круга регулируемых отношений приводит к необ<

Наши рекомендации