Аттестация судей. Квалификационные классы судей
Под аттестацией судьи понимается объективная оценка уровня его профессиональных знаний и умения применять их при осуществлении правосудия, а также деловых качеств судьи и соответствия его требованиям, предъявляемым законодательством. Аттестация проводится квалификационными коллегиями судей.
Вопросы, связанные с проведением аттестации судей общих, хозяйственных судов и присвоением им квалификационных классов (воинских званий - судьям военных судов и Военной коллегии Верховного суда Республики Беларусь) регулируются Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (ст.ст. 102-110).
Различают очередную и внеочередную аттестацию. Аттестация судей проводится в целях: улучшения качественного состава судей; установления соответствия судьи занимаемой должности; стимулирования профессионального роста судей; повышения ответственности судей за соблюдение законности при осуществлении правосудия.
По результатам аттестации судей, квалификационная коллегия судей принимает одно из следующих решений:
- о возможности присвоения судье очередного квалификационного класса;
- о возможности присвоения судье более высокого квалификационного класса;
- об оставлении судье ранее присвоенного квалификационного класса;
- о наличии оснований для понижения судьи в квалификационном классе;
- об отсрочке аттестации на срок не более шести месяцев;
- о несоответствии судьи занимаемой должности с ходатайством об освобождении его от должности
Квалификационная коллегия судей вправе также по результатам аттестации ходатайствовать перед председателем соответствующего суда о поощрении судьи, о зачислении его в резерв кадров для назначения на вышестоящие должности. По результатам аттестации судьи оформляется аттестационный лист. Копии заключения квалификационной коллегии судей, аттестационного листа и характеристики судьи хранятся в его личном деле.
Для судей установлены высший, первый, второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы. Присвоение квалификационных классов, понижение в квалификационном классе и лишение квалификационного класса судей общих и хозяйственных судов (кроме председателей, заместителей председателей и судей Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь) производятся Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и Министра юстиции Республики Беларусь, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Министра юстиции Республики Беларусь.
Присвоение квалификационных классов Председателю, заместителю Председателя и судьям Конституционного Суда Республики Беларусь, председателям Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь про изводится Президентом Республики Беларусь при назначении (избрании) их на должность.
Присвоение квалификационных классов, понижение в квалификационном классе и лишение квалификационного класса заместителей председателей и судей Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь производятся Президентом Республики Беларусь по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Судьям военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь присваиваются воинские звания офицерского состава. Присвоение очередного воинского звания, понижение в воинском звании или лишение такого звания производятся в порядке, установленном законодательством:
- в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь - по согласованию с Председателем Верховного Суда Республики Беларусь;
- в отношении судей военных судов - по согласованию с Председателем Верховного Суда Республики Беларусь и Министром юстиции Республики Беларусь
Дисциплинарная ответственность судей
Основания и порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности изложены в Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (гл. 11 «Дисциплинарная ответственность судей общих и хозяйственных судов»).
В соответствии с Кодексом, судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности:
- за нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия;
- за нарушение Кодекса чести судьи Республики Беларусь;
- за несоблюдение судьями правил внутреннего трудового распорядка, совершение иного служебного проступка.
По общему правилу, отмена или изменение судебного постановления не влекут за собой ответственности судьи, участвовавшего в вынесении указанного судебного постановления. Исключением являются случаи, когда судьей было преднамеренно вынесено незаконное судебное постановление.
Судья может быть подвергнут дисциплинарному взысканию не позднее двух месяцев со дня обнаружения проступка (не считая времени болезни и пребывания в отпуске) и не позднее шести месяцев со дня его совершения. Дисциплинарное производство в отношении судей возбуждается Президентом Республики Беларусь, председателями судов, Министром юстиции и руководителями органов юстиции.
К судье могут быть применены такие виды дисциплинарных взысканий, как замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в квалификационном классе судьи на срок до шести месяцев, освобождение от должности.
Дисциплинарное производство в отношении судей общих и хозяйственных судов Республики Беларусь за совершение ими дисциплинарных проступков, за исключением проступков, выразившихся в несоблюдении судьями правил внутреннего трудового распорядка, осуществляется квалификационными коллегиями судей. Дисциплинарное производство за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка осуществляется председателями соответствующих судов в соответствии с Законодательством Республики Беларусь о труде.
По результатом рассмотрения дисциплинарного производства квалификационная коллегия судей принимает заключение, имеющее рекомендательный характер, о наличии оснований для:
- наложения дисциплинарного взыскания (в виде замечания, выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии).
В этом случае материалы по результатам дисциплинарного производства направляются квалификационными коллегиями судей с их заключениями для принятия окончательного решения председателям соответствующих судов;
- понижения в квалификационном классе на срок до шести месяцев;
- освобождения судьи от должности.
При принятии подобного и вышеназванного решения соответствующая квалификационная коллегия судей направляет его вместе с материалами дисциплинарного производства лицам, уполномоченным вносить соответствующее представление Президенту Республики Беларусь о применении данных мер взыскания;
- прекращения дисциплинарного производства. По поступившим из квалификационных коллегий судей материалам о дисциплинарных производствах, председатели соответствующих судов принимают окончательное решение:
- о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания, выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии;
- о прекращении дисциплинарного производства.
Решение о наложении дисциплинарных взысканий в виде понижения судьи в квалификационном классе на срок до шести месяцев и освобождении судьи от должности принимается Президентом Республики Беларусь.
В течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания, судья является привлеченным к дисциплинарной ответственности. Возможно и досрочное снятие с судьи дисциплинарного взыскания.
Народные заседатели
Граждане принимают непосредственное участие в рассмотрении судами первой инстанции отдельных категорий уголовных дел в качестве народных заседателей. В таких случаях правосудие осуществляется коллегиально - в составе судьи и двух народных заседателей. Правовой статус народных заседателей регламентирован главой 15 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Народными заседателями могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие 25-летнего возраста и владеющие белорусским и русским языками.
Не привлекаются к осуществлению правосудия лица:
- в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда; признанные ограниченно дееспособными или недееспособными решением суда, вступившим в законную силу;
- состоящие на учете в наркологических и психоневрологических диспансерах;
- депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, руководящие работники государственных органов и иных организаций, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, судьи, прокурорские работники, работники судов, учреждений юстиции, сотрудники органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь и органов государственной безопасности, нотариусы, адвокаты, а также лица, занимающие выборные должности в органах местного управления и самоуправления;
- священнослужители.
Подбор кандидатов и составление списков народных заседателей осуществляется соответствующими исполнительными комитетами сроком на пять лет. Списки составляются на основании списков граждан Республики Беларусь, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата. Включение граждан Республики Беларусь в названные списки производится с их согласия.
Народный заседатель привлекается к осуществлению правосудия на срок не более 21 дня в году. При исполнении обязанностей по осуществлению правосудия, народным заседателям предоставляются равные с профессиональными судьями права и обязанности.
Тема 5
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ)
5.1. Понятие судебной системы, ее звена и судебной инстанции.
5.2. Принципы построения судебной системы. Виды судов.
5.3. Становление и развитие судебной системы в Республике Беларусь.