Недееспособные профи и забытые правоотношения
Переходя к обсуждению основных положений проекта, в первую очередь обратим внимание на обозначенную в нем сферу действия будущего закона. Он будет регламентировать отношения, связанные с использованием процедуры медиации при урегулировании споров, возникающих из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также споров, вытекающих из трудовых и семейных правоотношений. Такая процедура может применяться и в иных случаях, если это предусмотрено федеральными законами.
Медиация не применяется к спорам, которые затрагивают или могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в этой процедуре, или публичные интересы.
Процедура медиации определяется в проекте как способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения сторонами взаимоприемлемого решения.
Медиатором может быть как юридическое, так и независимое физическое лицо. Юридическое лицо согласно ст. 2 проекта сможет заниматься медиацией, если одним из основных видов деятельности является оказание по обращению стороны (сторон) услуг по организации проведения процедуры медиации, а также осуществление иных действий, предусмотренных проектом.
Требования к медиаторам — независимым физическим лицам содержатся в ст. 15 и 16 проекта. Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Чтобы стать медиатором-профессионалом, необходимо достичь возраста 25 лет, иметь высшее образование и пройти курс обучения по специальной программе, утверждаемой в порядке, определяемом Правительством РФ.
Заниматься медиацией в качестве любителя может любой, кто достиг 18 лет, обладает полной дееспособностью и не имеет судимости. Даже если учитывать, что речь идет о непрофессиональной деятельности, столь низкие критерии удивляют. Ведь значение процедуры медиации не зависит от того, на какой основе действует медиатор. Особенно поражает нижняя возрастная граница для медиатора-любителя. Вместе с тем из системного анализа приведенных положений следует, что для медиатора-профессионала наличие судимости и ограничение дееспособности не помеха. Мы считаем, что законодателю есть над чем задуматься.
Из проекта следует, что платные услуги по осуществлению медиации оказываются от имени специализированных организаций медиаторами-профессионалами, выбранными сторонами спора. В то же время не исключена возможность оплаты деятельности любителей.
Результатом успешной работы медиаторов является заключение сторонами медиативного соглашения. Оно подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон. Если спорщики не обращались в суд, медиативное соглашение представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства соответственно об отступном, новации, прощении долга, зачете встречного требования, возмещении вреда.
В проекте медиативное соглашение рассматривается лишь в аспекте гражданских правоотношений. Тем не менее, как уже отмечалось, медиация допустима также при урегулировании споров, возникающих из трудовых и семейных правоотношений. Будем надеяться, что законодатель устранит этот явный пробел.
Идеи и реалии
Ценность правового акта определяется его необходимостью, готовностью общества следовать новациям. Если закон после вступления в силу сразу заработал — законодатель попал в точку. Когда закон существует номинально, начинают формироваться не регулируемые правом обычаи. Если они действительно востребованны и не носят криминального характера, их достаточно узаконить. Бывают и «мертворожденные» законы или их отдельные нормы. Они появляются, когда законодатель исходит исключительно из надуманных схем.
И наконец, можно выделить правовые акты, посредством которых их разработчики пытаются сформировать новые правоотношения, необходимые в будущем. По этому пути пошли и создатели проекта. Из его преамбулы следует, что федеральный закон разработан, в частности, в целях содействия развитию партнерских деловых отношений и формирования этики делового оборота, гармонизации социальных отношений. Вопрос в том, готово ли российское общество в настоящий момент принять, пусть даже постепенно, медиацию в ее истинном значении. Могут ли у нас вдруг появиться действительно непредвзятые и неподкупные медиаторы? Кроме того, процедура медиации предполагает наличие у спорящих сторон доброй воли и взаимного уважения — качеств, присущих членам так называемого гражданского общества. А в России, по самым оптимистическим прогнозам, гражданское общество находится только в стадии становления.
Преждевременно принятый закон о медиации может скомпрометировать его идею. А те, у кого и сейчас есть добрая воля и уважение к партнеру, могут договориться и без специального посредника. На практике именно так и происходит. Во всяком случае проект нуждается в серьезной доработке. В частности, необходимо повысить возрастной и образовательный ценз для непрофессиональных медиаторов. Целесообразно также предусмотреть по примеру Австрии обязательное страхование ответственности профессиональных медиаторов.
А. Восковский