Медиация в нотариальной деятельности

Одним из перспективных направлений развития медиации, требующих особого внимания, является интеграция данной процедуры и технологии в деятельность нотариусов.

Нотариат в Российской Федерации не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления, но в то же время является органом гражданской юрисдикции и выполняет публично-правовые полномочия по совершению от имени Российской Федерации нотариальных и сопровождающих их иных юридических действий. Одной из основных задач нотариата является предоставление гражданам и юридическим лицам квалифицированной юридической помощи посредством оказания содействия в беспрепятственном осуществлении их прав и защите законных интересов. Нотариат относится к сфере бесспорной юрисдикции, из чего следует, что нотариус не вправе осуществлять нотариальные действия при наличии между сторонами разногласий относительно содержания совершаемого акта, его характера и последствий. Многие нотариусы признают, что на сегодняшний день у них отсутствует инструмент для содействия сторонам в урегулировании споров, в результате чего они вынуждены отказывать в совершении нотариального действия и рекомендовать участникам спорного правоотношения обратиться в суд.

Представляется, что при таком подходе потенциал нотариата в Российской Федерации не может быть реализован в полной мере. Следует подчеркнуть, что российский нотариат относится к нотариату латинского типа, назначение которого заключается в обеспечении бесспорности и стабильности гражданского оборота путем придания частным соглашениям аутентичного характера, особой доказательственной и исполнительной силы*(212) и тем самым предотвращения возникновения спорных ситуаций. Медиация преследует схожие цели и направлена на оказание сторонам содействия в беспрепятственной реализации их прав. В этом смысле медиацию можно рассматривать в качестве логичного дополнения основной деятельности нотариуса. Она органично вписывается в концепцию оказания комплексной юридической помощи органами нотариата.

По верному замечанию В.В. Яркова, если проанализировать основы нотариальной деятельности, становится очевидным, что они полностью отвечают базовым принципам медиации*(213).

Действительно, согласно принципу диспозитивности в нотариальной деятельности динамика нотариального производства (возбуждение нотариального производства; определение содержания будущего нотариального действия; распоряжение материальными правами в рамках удостоверяемой нотариусом сделки; возможность отказа от совершения нотариального действия) практически полностью определяется волей заинтересованных лиц. При этом нотариус обеспечивает соответствие совершаемых действий и удостоверяемых документов закону, иным правовым актам, проверяет, чтобы они не нарушали права и законные интересы других лиц. Данное положение соотносится с требованием добровольности и самостоятельности сторон в медиации.

Беспристрастность нотариуса, обеспечивающая равное положение сторон и соблюдение интересов каждой из них, отвечает таким принципам медиации как нейтральность медиатора и равноправие участников спорного правоотношения в переговорах.

Требование соблюдения нотариальной тайны обеспечивает реализацию принципа конфиденциальности примирительной процедуры.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате*(214) нотариус обязан разъяснять обратившимся лицам их права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, для того чтобы юридическая неосведомленность сторон не могла быть использована им во вред. Учитывая, что существует достаточно большое количество моделей медиации, такого рода активное содействие нотариуса не может рассматриваться как противоречие сути примирительной процедуры. Более того, на практике консультирование по правовым вопросам, при соблюдении принципа нейтральности и равноправия сторон, способствует быстрому и успешному проведению медиации, своевременному предоставлению сторонам всей полноты правовой информации, необходимой для принятия решения.

Учитывая такое сходство принципов нотариальной и медиационной деятельности, представляется вполне закономерным вывод XXIII Конгресса Международного союза латинского нотариата (Афины, 2001) о том, что нотариус, который в силу своих профессиональных обязанностей должен приводить различные интересы сторон к одному знаменателю, более представителей других юридических профессий предназначен быть медиатором*(215).

Перспективность развития медиации в нотариальной деятельности отмечают многие зарубежные и российские ученые. Показательным примером эффективности нотариусов в роли медиаторов является практика Германии*(216). Здесь проведение медиации рассматривается как одно из направлений служебной деятельности нотариусов, то есть как способ оказания участникам правового спора квалифицированной юридической помощи. В Германии нотариусы выполняют функции медиаторов как непосредственно в целях примирения конфликтующих сторон в самостоятельной процедуре, так и при совершении отдельных нотариальных действий, например при удостоверении сделок в рамках отдельной стадии нотариального производства.

Представляется, что на сегодняшний день в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате нет ограничений применения нотариусами медиационных технологий для согласования позиций сторон по отдельным условиям договоров, подлежащих нотариальному удостоверению в силу закона либо соглашения сторон. Также отсутствуют препятствия использованию техник медиации при совершении иных нотариальных действий, когда требуется урегулировать разногласия сторон, в том числе при ведении наследственных дел и возникновении спора между наследниками. Применение медиации не противоречит принципам нотариальной деятельности и профессиональным ограничениям, установленным статьей 6 Основ: медиационные технологии не могут рассматриваться в качестве посредничества при заключении договоров в том смысле, в котором оно понимается в соответствии с Гражданским кодексом РФ*(217), а также не являются предпринимательской или иной самостоятельной деятельностью. Скорее, их следует считать дополнительной профессиональной компетентностью нотариуса, позволяющей с большей эффективностью выполнять возложенные на него полномочия.

Представляется, что право нотариуса содействовать урегулированию разногласий сторон необходимо прямо закрепить в законе в качестве одного из правил совершения нотариальных действий.

Следует отметить, что в проекте Федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации", разработанном Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой, такое правило предусмотрено. Согласно части 1 статьи 40 Особенной части Проекта нотариус при совершении нотариального действия вправе содействовать заинтересованным лицам в разрешении разногласий между ними относительно существа их прав и обязанностей, а также последствий, вызываемых совершением нотариального действия. В то же время средства такого содействия весьма ограничены и включают только предоставление нотариусом правовых советов и консультаций, что не является составляющей классической медиационной технологии. Между тем порядок применения техник медиации не требует детального нормативно-правового регулирования. Как следствие, представляется правильным вообще не детализировать на уровне закона подходы и способы урегулирования нотариусом разногласий сторон, возникающих при совершении нотариальных действий. В результате нотариусы, прошедшие специальное обучение и обладающие медиационными навыками, смогут использовать в своей профессиональной деятельности разнообразные техники в сфере эффективной коммуникации, анализа конфликта, переговорные технологии, не ограничиваясь простым консультированием по юридическим вопросам.

При этом возникает вопрос: что препятствует нотариусу проводить полноценную процедуру медиации в случае, если применения медиационной технологии недостаточно для урегулирования возникших разногласий? Представляется, что объективных ограничений для этого нет, за исключением отсутствия на сегодняшний день надлежащей нормативно-правовой базы.

Федеральный закон N 193-ФЗ направлен на регулирование института частной медиации и закрепление основных направлений его взаимодействия с судебной системой. Учитывая тот факт, что регламентация интегрированной медиации должна осуществляться отраслевыми законами, отношения, связанные с применением медиации в рамках нотариального производства, будут входить в предмет законодательства о нотариате.

В проекте Федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности в РФ" предпринята попытка закрепить возможность существования медиации в нотариальной деятельности. Так, согласно статье 40 Особенной части Проекта допускается проведение примирительной процедуры по просьбе заинтересованных лиц. Однако остается открытым вопрос о том, как следует рассматривать данную процедуру:

1) в качестве дополнительного этапа нотариального производства;

2) отдельного нотариального действия или

3) самостоятельного направления профессиональной деятельности нотариусов.

Наиболее логичным представляется первый из перечисленных вариантов. Медиацию можно считать факультативной процедурой, которую нотариус вправе предложить сторонам в целях урегулирования противоречий, препятствующих совершению нотариального действия. Иными словами, предлагается рассматривать медиацию в качестве исключения из общего порядка совершения нотариального действия - "экстраординарного" этапа нотариального производства.

Если стороны согласны на проведение примирительной процедуры, основное нотариальное производство должно откладываться на определенный срок, например, не более месяца. По истечении этого срока, если стороны не пришли к соглашению, нотариус с учетом мнения заинтересованных лиц может приостановить нотариальное производство либо отказать в совершении нотариального действия. Соответствующие основания отложения и приостановления нотариального производства следует предусмотреть в законе. После урегулирования всех разногласий и, таким образом, создания условий, необходимых для совершения нотариального действия, нотариальное производство будет возобновляться. Таким образом, вместо того чтобы отказывать в совершении нотариального действия и направлять стороны в суд, нотариус сможет предложить альтернативный способ решения возникшей проблемы и, при согласии сторон, оказать содействие в урегулировании их спора.

Очевидно, что нотариусы, желающие практиковать медиацию в своей деятельности, обязаны пройти специальное обучение, которое может осуществляться в рамках специализированных программ переподготовки и повышения квалификации нотариусов, отвечающих требованиям, установленным Федеральной нотариальной палатой, и общему минимуму подготовки медиаторов. В то же время нотариусы, которые не планируют заниматься медиацией и проходить дополнительное специальное обучение, не обязаны осваивать новые технологии и практиковать примирительные процедуры. Такой вывод является неизбежным следствием действия одного из базовых принципов медиации - принципа добровольности, который, как уже отмечалось, распространяется не только на участников спорного правоотношения, но и на медиатора. Кроме того, медиация будет являться исключением из общих правил нотариального производства, а потому вряд ли следует рассматривать проведение примирительной процедуры в качестве обязанности нотариусов.

Представляется, что такой подход к интегрированию медиации в нотариальную деятельность выгоден как для самих нотариусов, так и для лиц, обратившихся за совершением нотариального действия.

Очевидно, что проведение примирительных процедур будет связано с дополнительными затратами материального, организационного и технического характера. Поэтому, учитывая факультативный характер медиации, логично предположить, что данная деятельность должна оплачиваться дополнительно. Как следствие, проведение медиации может стать самостоятельным источником доходов для нотариусов.

Обладая правом проведения примирительных процедур в целях урегулирования противоречий, препятствующих совершению нотариального действия, нотариусы смогут предлагать заинтересованным лицам несколько возможных вариантов дальнейших действий, а не только рекомендовать обратиться в суд. Таким образом, интегрирование медиации в нотариальную деятельность можно рассматривать в качестве дополнительного механизма обеспечения бесспорности гражданского оборота и реализации прав его участников, что, безусловно, самым благоприятным образом сказывается на развитии и укреплении общественных отношений.

Основные положения, касающиеся проведения примирительной процедуры, следует закрепить в специальной главе закона о нотариате, которая может называться, например, "Примирительная процедура в нотариальном производстве". В данной главе необходимо отразить сущность, цель, основание и условия применения примирительной процедуры, общие положения о порядке проведения и основаниях прекращения медиации, особенности уплаты нотариального тарифа и возмещения расходов, связанных с проведением медиации. С точки зрения структуры закона главу о примирительной процедуре следовало бы расположить после основных правил совершения нотариальных действий.

Помимо рассмотренных вариантов, интегрирование медиации в нотариальную деятельность может осуществляться путем взаимодействия нотариусов и частнопрактикующих медиаторов (по аналогии с судебной медиацией). В качестве основных форм такого взаимодействия можно рассматривать следующие:

1) направление в рекомендательном порядке лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, к профессиональному медиатору;

2) удостоверение медиативных соглашений и тем самым придание им исполнительной силы.

Рассмотрим данные пути интегрирования медиации в нотариальную деятельность подробнее.

В первом из перечисленных случаев предполагается, что нотариусы, которые не заинтересованы в самостоятельном проведении медиаций, смогут предлагать сторонам обращаться не в суд, а к профессиональным медиаторам за содействием в урегулировании спора, препятствующего совершению нотариального действия. При этом нотариусы будут разъяснять сущность и преимущества примирительной процедуры по сравнению с судебным разбирательством дела и тем самым стимулировать распространение практики применения примирительных процедур. На время проведения медиации профессиональным медиатором нотариальное производство может откладываться или приостанавливаться.

Второй важной формой участия нотариусов в процедуре медиации и их взаимодействия с профессиональными медиаторами является нотариальное удостоверение медиативных соглашений, заключенных по результатам примирительных процедур медиаторами - не нотариусами. Ранее отмечалось, что данный механизм является одним из наиболее логичных и действенных методов обеспечения упрощенного приведения в исполнение медиативных соглашений и, таким образом, защиты прав добросовестных участников процедуры медиации. Следует согласиться с мнением В.В. Яркова, согласно которому нотариальное удостоверение соглашения, заключенного по завершении медиации, отвечает сути медиации и реально способствует ее развитию, обеспечивая рост привлекательности посредничества для участников гражданского оборота*(218). Нотариальное удостоверение медиативных соглашений и тем самым придание им публично-правовой исполнительной силы допускается законодательством многих стран латинского нотариата.

Как отмечалось выше, в Федеральном законе N 193-ФЗ не заложено механизма упрощенного приведения в исполнение медиативного соглашения. На сегодняшний день согласно статье 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве"*(219) только один вид нотариально удостоверенных соглашений - соглашение об уплате алиментов - признается исполнительным документом. Представляется, что медиативное соглашение, содержащее условие об обязательстве стороны спорного правоотношения передать другой стороне денежных средств или иного имущества, совершить в ее пользу определенные действия или воздержаться от их совершения, заключенное в квалифицированной письменной (нотариальной) форме, также должно рассматриваться в качестве исполнительного документа. Удостоверение такого соглашения будет совершаться по общим правилам удостоверения сделок.

Возможность принудительного исполнения соглашения, заключенного по результатам медиации, придает механизму внесудебного урегулирования правовых споров законченный вид, гарантирует соблюдение прав добросовестных участников примирительной процедуры и тем самым повышает привлекательность процедуры медиации, способствует ее распространению. Более того, создание механизма принудительного исполнения медиативных соглашений отвечает общим мировым тенденциям развития примирительных процедур. Представляется, что профессиональный медиатор должен будет предоставлять сторонам информацию о существующих механизмах придания медиативному соглашению исполнительной силы и возможных правовых последствиях принятия сторонами медиации того или иного решения.

При рассмотрении проблем интегрирования медиации в нотариальную деятельность с неизбежностью возникает вопрос о возможности проведения нотариусами процедуры медиации вне связи с совершением нотариального действия. Представляется, что это весьма перспективное направление развития нотариальной медиации в России. Однако на сегодняшний день, исходя из действующего в Российской Федерации законодательства, проведение нотариусами медиаций по заявлению заинтересованных лиц вне связи с нотариальным производством не представляется возможным. Во-первых, в соответствии с Федеральным законом N 193-ФЗ осуществление примирительных процедур рассматривается в качестве самостоятельного вида деятельности. Между тем в силу прямого указания статьи 6 Основ законодательства о нотариате статус нотариуса не совместим с иной деятельностью, за исключением нотариальной, научной и преподавательской. Во-вторых, на сегодняшний день установленные в законе правила организации института медиации и требования к медиаторам препятствуют развитию примирительных процедур в рамках нотариата в качестве самостоятельного направления профессиональной деятельности нотариусов.

В дальнейшем видится возможным совмещение профессий нотариуса и медиатора. При этом функции организации и контроля деятельности нотариусов-медиаторов могла бы выполнять Федеральная нотариальная палата; также на нее следовало бы возложить обязанности по разработке и утверждению типовых правил и стандартов проведения нотариальной медиации. Идея подобного рода интегрирования медиации в нотариальную практику выгодно отличается от иных направлений развития примирительных процедур прежде всего тем, что в случае урегулирования спора при содействии нотариуса-медиатора соглашение сторон автоматически облекается в нотариальную форму и, соответственно, может быть исполнено принудительно.

По такому пути идет развитие нотариальной медиации и в зарубежных странах. Например, в Германии после вступления в силу норм § 15а Вводного закона к ГПУ*(220) именно нотариусы были включены в круг примирительных органов*(221). При этом в соответствии с пунктом 5 части 1 § 794 ГПУ Германии*(222) соглашение, заключенное по результатам медиации, может составляться нотариусом в качестве исполнительного документа, если такое соглашение касается права требования, урегулирование которого допускается посредством заключения мирового соглашения, и должник изъявил согласие на немедленное производство принудительного взыскания по данному требованию.

Таким образом, на сегодняшний день сложилось несколько подходов к интегрированию медиации в нотариальную деятельность. При этом наиболее актуальным и перспективным видится закрепление права нотариусов проводить примирительные процедуры в целях урегулирования разногласий сторон, возникших при совершении нотариального действия. В данном случае медиацию можно рассматривать в качестве факультативной дополнительной процедуры, которая проводится нотариусом при наличии взаимного согласия лиц, обратившихся за совершением нотариального действия. Во-вторых, медиация может применяться в качестве особой технологии, используемой нотариусами в целях урегулирования разногласий сторон, возникающих при совершении нотариального действия. Следует отметить, что переход в самостоятельную процедуру медиации не во всех случаях будет оправдан, так как это требует соблюдения определенных формальностей и процедурных правил. В условиях, когда к процедуре медиации многие до сих пор относятся весьма скептически, намного более эффективным представляется использование именно медиационной технологии.

Наконец, нотариусы могут взаимодействовать с профессиональными медиаторами, рекомендуя сторонам обратиться к ним за содействием в урегулировании споров, а также утверждая медиативные соглашения, заключенные по результатам частной медиации.

Очевидно, что интеграция медиации в нотариальную деятельность требует внесения изменений в действующее законодательство. Наиболее правильным представляется разработка самостоятельной главы, посвященной примирительной процедуре, в рамках нового закона о нотариате и нотариальной деятельности, которая будет содержать нормы, регламентирующие каждое из вышеперечисленных направлений.

Наши рекомендации