Понятие и система принципов организации правосудия
Термин «принцип» буквально переводится как «основа, руководящая идея, основное правило поведения». В любой отрасли права можно выделить наиболее общие положения, отражающие сущность регулируемых ею отношений. Правосудие как деятельность суда по рассмотрению в судебных заседаниях гражданских, уголовных, административных и иных дел, дел по разрешению экономических споров также строится в соответствии с наиболее важными положениями, получившими закрепление в законе.
Так, Конституция РФ предусматривает, что: все равны перед законом и судом (ч. 1 ст. 19); достоинство личности охраняется государством (ч. 1 ст. 21); каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22); каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23); жилище неприкосновенно (ст. 25); каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения (ч. 2 ст. 26); граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32); никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47); обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 47); при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50); никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51); Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, назначает судей других федеральных судов (п. «е» ст. 83); правосудие в РФ осуществляется только судом (ч. 1 ст. 118); судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону; судьи несменяемы и неприкосновенны (ст. ст. 120, 121, 122); разбирательство дел во всех судах открытое (ст. 123); судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123). Эти конституционные нормы отражают различные стороны правосудия, в своей совокупности определяя его наиболее важные черты.
В Законе о судебной системе также содержатся положения, регламентирующие важнейшие аспекты организации и деятельности органов, осуществляющих правосудие: самостоятельность судов и независимость судей (ст. 5); равенство всех перед законом и судом (ст. 7); участие граждан в отправлении правосудия (ст. 8); гласность в деятельности судов (ст. 9); язык судопроизводства и делопроизводства в судах (ст. 10); порядок наделения полномочиями судей (ст. 13); несменяемость судьи (ст. 15). В соответствии с предназначением закона в нем главным образом закреплены исходные положения в сфере организации правосудия.
Следует обратить внимание, что ни в Конституции РФ, ни в Законе о судебной системе термин «принципы» не употребляется. В других нормативных актах он встречается. Так, ст. 6 Закона об арбитражных судах озаглавлена «Основные принципы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации». В ней сказано, что деятельность арбитражных судов строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел[12].
Статья 5 Закона о судах общей юрисдикции «Принципы деятельности судов общей юрисдикции» состоит из 8 частей, содержание которых позволяет выделить систему из шести принципов: а) осуществление правосудия только судом (чч. 1 и 2); б) равенство всех перед судом (ч. 3); в) независимость судей (чч. 4 и 8); г) открытость разбирательства дел (ч. 5); д) непосредственность (очность) судебного разбирательства (ч. 6); е) состязательность и равноправие сторон (ч. 7).
В главе 2 УПК РФ закреплены наиболее общие положения (принципы) уголовного судопроизводства в целом. Кроме того, в главе 35 УПК РФ регламентируются общие условия судебного разбирательства, своего рода принципы центральной стадии уголовного процесса — судебного разбирательства. Поскольку основная деятельность по осуществлению правосудия приходится на стадию судебного разбирательства, некоторые из его общих условий, на наш взгляд, относятся к принципам организации правосудия.
В ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ также выделены соответствующие общие положения (принципы) регламентируемой ими деятельности по осуществлению правосудия.
Принципы, закрепленные в названных законах, отражают различные стороны правосудия. Одни из них имеют исключительно судоустройственное содержание (объясняют, как устроены органы правосудия), например, принцип образования судов на началах назначаемости. Другие имеют чисто процедурное содержание, к их числу можно отнести презумпцию невиновности или обеспечение обвиняемому права на защиту. Большинство принципов содержит как судоустройственный, так и судопроизводственный аспекты. Классифицировать их по данному основанию (судоустройственные и судопроизводственные принципы) можно только условно. Такая классификация никогда не будет строгой. Однако с учетом того, что единая по своей правовой сущности деятельность по осуществлению правосудия изучается в разных аспектах в рамках ряда учебных дисциплин («Правоохранительные органы», «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)», «Гражданский процесс»), в учебных целях необходимо выделение судоустройственных принципов (в нашей редакции это принципы организации правосудия). К ним относим:
— осуществление правосудия только судом;
— коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах;
— независимость и несменяемость судей;
— образование судов на началах назначаемости;
— состязательность сторон;
— гласность судопроизводства;
— непосредственность и устность судебного разбирательства;
— язык судопроизводства;
— равенство всех перед законом и судом.
Приведенная совокупность принципов достаточна условна. Ее формирование (название отдельных положений или общий перечень) отражает правовую позицию конкретного автора. Из значительного количества наиболее общих положений, приведенных в вышеуказанных законах, нами в систему принципов организации правосудия включены именно данные положения. Если обратиться к примерной программе дисциплины «Правоохранительные органы», опубликованным учебникам и пособиям, то можно встретить иные подходы. В одних случаях авторы включают в нее большее количество принципов, в других — меньшее. Не совпадают и формулировки отдельных принципов. В этом проявляется субъективная составляющая принципа (системы принципов) правосудия. Вместе с тем пределы усмотрения исследователя ограничены объективным правовым содержанием правосудия как вида государственной деятельности.
Совокупность принципов организации правосудия образует их систему. Все положения взаимосвязаны, дополняют друг друга, но отражают самостоятельный аспект. Если содержание какого-либо положения может быть полностью выражено другим принципом, то такое положение принципом не является. Равенство принципов исключает их ранжирование по значимости. Место принципа в системе также условно.
С учетом изложенного можно выделить следующие требования (критерии), предъявляемые к положениям, относимым к принципам.
Во-первых, принцип — наиболее общее положение, определяющее в целом направленность и построение какой-либо деятельности. Применительно к принципам организации правосудия это положения, отражающие наиболее характерные, типичные черты построения и деятельности органов судебной власти.
Во-вторых, принцип правосудия — положение, закрепленное в законе. Коль скоро правосудие является правовой деятельностью, то и регулирование организации и порядка осуществления данной деятельности невозможно иначе, чем посредством правовых норм. Уровень закона и способ закрепления в нем принципа решающей роли не играют. С учетом значимости правосудия его принципы, как правило, основываются на конституционных нормах. Именно в Конституции РФ содержатся основные судоустройственные начала. Многие из них развиваются в отраслевом законодательстве, в частности, в нормах федеральных конституционных законов. Поэтому один принцип может быть закреплен не только в нескольких нормах одного нормативного акта, но и в ряде законов.
В-третьих, каждый принцип имеет самостоятельное содержание и взаимодействует с другими принципами. Нарушение одного из них влечет порочность всей деятельности по осуществлению правосудия. Например, приговор, постановленный судьей, полномочия которого истекли, приостановлены или прекращены, неправосуден и подлежит отмене.
В-четвертых, принцип выражает наиболее привлекательные стороны правосудия (гуманистические, охранительные, либеральные, демократические). Правосудие должно быть организовано так, чтобы каждый был убежден в справедливости принимаемых решений. Для этого судоговорение должно быть гласным, а судьи — независимыми. Вера граждан в саму возможность скорого и беспристрастного суда по конкретному делу есть высшая ценность, к которой стремится каждое государство.
Таким образом, принципы организации правосудия — это закрепленные в Конституции РФ и отраслевых законах наиболее общие положения, отражающие важнейшие стороны построения и функционирования органов судебной власти и обеспечивающие справедливое рассмотрение отнесенных к их компетенции дел в разумные сроки.
Значение принципов состоит в том, что они, будучи правовыми положениями высокого уровня, гарантированно обеспечивают надлежащее отправление правосудия в государстве. Они предопределяют основополагающие требования к построению и функционированию судебной власти, отступление от которых не допускается; оказывают воздействие на процесс дальнейшего нормотворчества, определяя содержание конкретных норм. Через правосознание правоприменителей принципы направляют их деятельность в случаях неполноты правового регулирования тех или иных конкретных отношений.