Исполнение решений международного коммерческого арбитража
Поскольку в ст. 35 и 36 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже» не определено, на какие государственные суды возложена выдача исполнительных листов по решениям международного коммерческого арбитража, на практике такие исполнительные листы выдаются и судами общей юрисдикции, и государственными арбитражными судами.
В г. Москве, где находятся два широко известных в мире постоянно действующих третейских суда для рассмотрения внешнеэкономических споров — Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ, — заявление о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение их решений, согласно давно сложившейся практике, осуществляется судами общей юрисдикции. Уровень судов, выполнявших такую функцию, в разные периоды был различным: когда-то это был районный (в г. Москва) суд общей юрисдикции по месту нахождения Торгово-промышленной палаты СССР (суд общей юрисдикции первого звена), затем практика изменилась и исполнение решений международного коммерческого арбитража осуществлялось Московским городским судом общей юрисдикции (суд общей юрисдикции второго звена), после чего в первой половине 90-х гг. (на протяжении небольшого промежутка времени) — опять суд общей юрисдикции района, города, но уже не по месту нахождения Торгово-промышленной палаты РФ, а по месту нахождения ответчика, в отношении которого испрашивается исполнение решения международного коммерческого арбитража.
Такая практика формировалась и изменялась на основе менявшегося толкования ст. 339 «Исполнительные документы» ГПК, согласно которой до последнего времени к числу исполнительных документов относились: 1) «исполнительные листы, выдаваемые на основании решений Арбитражного суда при Торгово-промышленной палате СССР и арбитражей, специально образуемых для рассмотрения отдельных дел»; 2) «надписи председателя Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате СССР о вступлении решения в законную силу».
Согласно ст. 7 принятого в 1997 г. Закона«Об исполнительном производстве», к исполнительным документам отнесены исполнительные листы, выдаваемые судами на основании: а) решений международного коммерческого арбитража и иных третейских судов; б) решении иностранных арбитражей.
Поскольку действующее законодательство не дает ответа на вопрос о том, какой суд является «компетентным» выдавать исполнительные листы на основании решений международного коммерческого арбитража, этот суд определяется с применением общих правил о подведомственности и подсудности. При этом суды общей юрисдикции и арбитражные суды по-разному решают этот вопрос.
По информации руководства Московского городского суда, приведенной в докладе на состоявшейся 25 сентября 1997 г. конференции, посвященной 65-летию Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, в настоящее время, по крайней мере, для решений этого постоянно действующего третейского суда и для Морской арбитражной комиссии установлена новая практика. Заявления на исполнение решений этих постоянно действующих третейских судов снова рассматриваются Московским городским судом общей юрисдикции. В основе такой практики — толкование ст. I Нью-Йоркской конвенции о признании и исполнении иностранных арбитражных решений, где установлено, что эта конвенция «применяется также к арбитражным решениям, которые не считаются внутренними в том государстве, где испрашивается их признание и приведение в исполнение». Наличие в РФ специального Закона «О международном коммерческом арбитраже», содержание которого сильно отличается от содержания российских законов и законодательных актов о «внутреннем» третейском суде, дало основание для распространения на решения международного коммерческого арбитража порядка исполнения, установленного для исполнения иностранных арбитражных решений в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. «О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей»*.
* См.: ВВС СССР. 1988. № 29. Ст. 427.
Это единственный законодательный акт в РФ, позволяющий определить, что вопрос о принудительном исполнении иностранных и «не внутренних» арбитражных решений решается судами общей юрисдикции второго звена (края, области, иного субъекта РФ). По мнению автора настоящей главы, такой подход справедлив не только для двух институционных международных коммерческих арбитражей при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, а для решений любых международных коммерческих арбитражей на территории Российской Федерации, поскольку сфера применения Закона РФ охватывает любые международные коммерческие арбитражи.
Другой подход встречается в практике государственных арбитражных судов ряда субъектов РФ, где были случаи выдачи исполнительных листов на принудительное исполнение решений международного коммерческого арбитража.
Так, иногда стороны, и пользу которых выносились решения Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, обращались с заявлениями о выдаче исполнительного листа в Московский арбитражный суд, который рассматривал такие заявления и выдавал исполнительные листы. Кассационные жалобы на такие определения Московского арбитражного суда рассматривались и в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Еще более распространена судебно-арбитражная практика, относящая все постоянно действующие третейские суды, кроме Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, к так называемым внутренним, третейским судам. Это представляется неверным в отношении постоянно действующих в разных субъектах Российской Федерации третейских судов, рассматривающих не только «внутренние» экономические (гражданско-правовые споры), но и споры, одной из сторон в которых является иностранная организация (организацияс иностранными инвестициями)ивытекающие из внешнеэкономической деятельности.
Такой подход мотивируется тем, что исполнение решений третейских судов по экономическим спорам, подведомственным государственным арбитражным судам, установлен во Временном положении о третейском суде для разрешения экономических споров. А поскольку с 1 июля 1995 г., когда был введен в действие новый АПК, государственным арбитражным судам стали подведомственны и экономические споры с участием иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, то, следовательно, согласно ст. 24-26 Временного положения 1992 г. исполнительный лист на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам с таким субъектным составом должен выдаваться государственным арбитражным судом субъекта Российской Федерации (первого звена).
Сторонники такого подхода, скорее всего, не принимают во внимание содержание ч. 3 ст. 1 Временного положения, согласно которой это Временное положение применяется в отношении третейского суда, рассматривающего спор с участием иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями только в случаях, когда имеется специальное соглашение об этом сторон.
Дискуссия о том, в соответствии с каким законодательным актом должно осуществляться принудительное исполнение решения третейского суда по гражданско-правовым спорам экономического характера с участием иностранных лиц, не может быть отнесена к числу академических или объяснена «притязанием» на эту категорию делкаксудов общей юрисдикции, так и арбитражных судов.
Более серьезным последствием ошибочной квалификации решений третейских судов по экономическим спорам с участием иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями является то, что исполнение таких решений в соответствии с Временным положением означает, что арбитражные суды могут проверять соответствие решений, вынесенных в порядке международного коммерческого арбитража, на предмет их соответствия законодательству или обстоятельствам дела, что недопустимо по Закону РФ «О международном коммерческом арбитраже».
Кроме того, исполнение решений, вынесенных в порядке международного коммерческого арбитража в соответствии с Временным положением, ведет к определению правил третейского разбирательства также в соответствии с этим Временным положением. Несоответствие же процедуры третейского разбирательства соглашению сторон является основанием для отказа в выдаче исполнительного листа на исполнение решения третейского суда. Как это объяснялось применительно к правилам третейского разбирательства, такие правила определяются соглашением сторон, которое не может противоречить императивным нормам законодательства о третейском суде. В случае отсутствия соглашения сторон о процедуре третейского разбирательства должны применяться диспозитивные нормы этого законодательства. Поскольку состав и содержание императивных и диспозитивных норм Временного положения и Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже» различаются, исполнение решений международного коммерческого арбитража в соответствии с Временным положением ведет к «дискриминации» международного коммерческого арбитража, применению к нему несвойственных правил третейского разбирательства.
Наглядной иллюстрацией такой «дискриминации» является пример из судебно-арбитражной практики. Ввиду чрезвычайной важности обсуждаемого вопроса и во избежание неточностей пересказа текст постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 2046 от 29 апреля 1997 г. приводится полностью.
Совместное предприятие «Балтик-Мюльхсн-Ленинград» обратилось в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения постоянно действующего третейского суда при Санкт-Петербургском юридическом обществе от 4 июня 1996 г. о взыскании с акционерного общества открытого тина «Балтийское морское пароходство» стоимости выполненных работ, поставленных материалов, комиссионного вознаграждения, пеней и процентов за пользование чужими денежными средствами в общей сумме 6 364 107,03 немецкой марки, а также третейского сбора в сумме 254 564,28 немецкой марки.
Определением от 2 октября1996 г. заявленное требование было удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 10 декабря 1996 г. определение суда оставлено без изменения.
В кассационной инстанции законность определения не проверялась.
В протесте предлагается определение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение в третейский суд.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» впредь до принятия Федерального закона о третейских судах в Российской Федерации выдача исполнительных листов по решениям третейских судов производится в порядке, установленном Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров (далее—Временное положение), утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 г. № 3115-1.
Согласно ст. 25 Временного положения в случае неисполнения ответчиком решения третейского суда в установленный срок приказ на принудительное исполнение решения выдается арбитражным судом республики в составе Российской Федерации, края, области, города, на территории которых находится третейский суд.
В силу ст. 26 Временного положения арбитражный суд вправе отказать в выдаче приказа па исполнение решения третейского суда в случаях: если соглашение сторон о рассмотрении спора в третейском суде не достигнуто; если состав третейского суда или процедура рассмотрения спора не соответствовали соглашению сторон о рассмотрении спора в третейском суде; если сторона, против которой принято решение третейского суда, не была надлежащим образом извещена о дне разбирательства в третейском суде или но другим причинам не могла представить свои объяснения.
Арбитражный суд, удовлетворяя требование СП «Балтик-Мюльхен-Ленинград» о выдаче исполнительного листа на взыскание основного долга, пеней, процентов и третейского сбора, не проверил соблюдение порядка назначения третейских судей.
Исходя из Временного положения при передаче спора в постоянно действующий третейский суд стороны назначают третейских судей в порядке, установленном правилами этого суда.
Предусмотренный в ст. 22 Регламента постоянно действующего третейского суда для рассмотрения экономических споров при Санкт-Петербургском юридическом обществе порядок единоличного (без консультаций с истцом и ответчиком) назначения председателем третейского суда состава суда противоречит основным положениям и принципам Временного положения, поэтому он применяться не может.
При таких обстоятельствах акты, вынесенные арбитражным судом, подлежат отмене, а дело — передаче на новое рассмотрение.
Кроме того, арбитражный суд не учел, что приказ на принудительное исполнение решения (исполнительный лист) должен полностью соответствовать решению третейского суда. Между тем арбитражный суд выдал СП «Балтик-Мюльхен-Ленинград» исполнительный лист на взыскание с АООТ «Балтийское морское пароходство» суммы третейского сбора. Однако третейский суд решение в этой части не принимал.
В нарушение требований ст. 317 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд вынес определение о выдаче истцу исполнительного листа на взыскание с ответчика задолженности в иностранной валюте — немецких марках, а не в рублях*.
* ВВАС РФ. 1997. № 9. С. 69-70.
В приведенном постановлении Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации определил правила третейского разбирательства на основе Временного положения. Однако при этом не был принят во внимание субъектный состав участников спора, одним из которых была организация с иностранными инвестициями (СП). Такой субъектный состав указывал на то, что спор, по общему правилу, должен рассматриваться с соблюдением правил третейского разбирательства, установленных для международного коммерческого арбитража. Исполнение решения третейского суда по этому спору могло осуществляться с применением Временного положения только при наличии специального соглашения сторон о подчинении третейского разбирательства этому законодательному акту. Однако вопрос о наличии или отсутствии такого соглашения не нашел отражения в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда и, по-видимому, им не рассматривался.
Применение к данному делу Закона «О международном коммерческом арбитраже» не привело бы к отказу в выдаче исполнительного листа по мотиву нарушения императивной нормы о порядке назначения третейских судей. Закон Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже» по-иному определяет порядок назначения третейских судей, не вводя императивного требования об их «назначении» только самими сторонами, а наоборот, предоставляя им возможность возложить такое назначение на «третье лицо, включая учреждение» (абз. 3 п. 4 ст. 11 Закона «О международном коммерческом арбитраже»).
Завершая изложение необходимого минимума материала, относящегося к исполнению решений международного коммерческого арбитража, вынесенных на территории Российской Федерации, следует еще раз обратить внимание на то, что изучение этого вопроса предполагает не заучивание, а усвоение базовых понятий и подходов, позволяющих находить правильные практические решения.
Прикладной аспект обсуждаемого вопроса сводится к тому, что при его решении применительно к каждому конкретному делу надо не только уточнять содержание действующего на момент принятия решения законодательства, но и сложившуюся практику исполнения вынесенных на территории Российской Федерации решений международного коммерческого арбитража. Эта практика изменчива и имеет региональные различия. Поэтому планируя совершение процессуальных действий, направленных на исполнение таких решений, следует получать информацию о практике применения законодательства как в, системах федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов Российской Федерации в целом, так и в федеральных судах отдельных регионов.