Понятие и виды судебных расходов
В арбитражном судопроизводстве институт судебных расходов имеет функциональную направленность, аналогичную данному институту в гражданском судопроизводстве. Несмотря на различия в субъектном составе участников арбитражного и гражданского процессов, характере рассматриваемых споров, существование данного института обусловлено одними и теми же причинами.
Эти причины:
1) При организации деятельности судов по рассмотрению и разрешению споров и собственно осуществлению данной деятельности государство несет значительные расходы, которые складываются из затрат на содержание судебной системы и материально-техническое обеспечение судов. Кроме того, в сферу судопроизводства вовлекаются лица, оказывающие содействие суду в осуществлении правосудия: свидетели, эксперты, переводчики, деятельность которых требует материальной компенсации, совершаются действия, требующие материальных затрат, например при осмотре доказательств на месте.
Очевидно, что полностью возложить на государство, а более точно – на налогоплательщиков, расходы, связанные с функционированием судебной системы, было бы неоправданным. Поэтому законодательством обязанность частично возместить расходы на судопроизводство возлагается на лиц, в интересах которых рассматриваются и разрешаются споры в судах: стороны, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования.
2) Уплата расходов возлагается на, условно говоря, недобросовестную сторону, т.е. либо истца, обращающегося в суд с необоснованными требованиями, либо ответчика, добровольно не исполнившего свою обязанность перед другой стороной, что привело к возникновению дела в суде.
Поэтому существование института судебных расходов призвано в известной мере выполнять превентивную функцию, связанную с предотвращением случаев необоснованного обращения в суд.
Судебные расходы – это затраты, связанные с рассмотрением и разрешением дел в порядке арбитражного судопроизводства, возлагаемые на стороны, третьи лица с самостоятельными требованиями в целях их возмещения государству, побуждения заинтересованных лиц к урегулированию споров в соответствии с законом без вмешательства суда.
Виды судебных расходов. Существует два вида судебных расходов. В соответствии со ст. 89 АПК в состав судебных расходов входят:
1) государственная пошлина;
2) издержки, связанные с рассмотрением дела.
Отличие государственной пошлины от судебных издержек состоит в следующем.
Государственная пошлина представляет собой обязательный платеж за действия, совершаемые арбитражным судом по рассмотрению и разрешению, пересмотру арбитражных дел и выдачу документов.
Издержки, связанные с рассмотрением дела, состоят из сумм, подлежащих выплате за проведение экспертизы, назначенной арбитражным судом, вызов свидетеля, осмотр доказательств на месте, а также расходов, связанных с исполнением судебного акта.
Размер государственной пошлины определяется Федеральным законом «О государственной пошлине» и зависит от характера и цены иска.
Размер судебных издержек прямо не зависитот характера спора и цены иска и различен по каждому конкретному делу в зависимости от фактически произведенных затрат.
Государственная пошлина по всем делам, рассматриваемым арбитражными судами в Российской Федерации, уплачивается или взыскивается в федеральный бюджет РФ (ст. 90 АПК). Сумма судебных издержек вносится на депозитный счет арбитражного суда с последующей их выплатой свидетелям, экспертам или переводчикам.
Государственная пошлина
Вопросы уплаты или взыскания государственной пошлины в арбитражном судопроизводстве регулируются Законом РФ от 5 декабря 1991 г. «О государственной пошлине» в редакции Федерального закона от 31 декабря 1995 г. № 226-ФЗ и Федерального закона от 19 июля 1997 г. № 105-ФЗ*, АПК РФ (гл. 11), инструкцией Государственной налоговой службы РФ «О порядке применения Закона РФ "О государственной пошлине"» от 15 мая 1996 г. № 42**. Имеются разъяснения постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 6 от 20 марта 1997 г. «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства РФ о государственной пошлине»***.
* См.: Российская газета. 1997. 26 июля.
** См.: Российская галета. 1996. 27 июля.
*** См.: Российская юстиция. 1997. № 6. С. 53–54.
В ст. 91 АПК приведен перечень документов, которые оплачиваются государственной пошлиной. Это:
1) первоначальные исковые заявления, а также заявления по встречному иску;
2) заявления о признании несостоятельным (банкротом) организаций и граждан;
3) заявления о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора;
4) заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
5) заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;
6) апелляционные и кассационные жалобы на решения арбитражного суда, а также на определения о прекращении производства по делу, об оставлении искабез рассмотрения, о наложении судебных штрафов;
7) апелляционные и кассационные жалобы на определение арбитражного суда о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда и об отказе в выдаче исполнительного листа.
Из изложенного следует, что апелляционные и кассационные жалобы на другие определения арбитражного суда, принимаемые в процессе движения дела, пошлиной не оплачиваются. АПК не предусматривает оплату пошлиной и заявлений о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, подача которых предусмотрена гл. 23 АПК.
Государственной пошлиной оплачиваются первоначальные и встречные исковые требования как имущественного, так и неимущественного характера.
При увеличении исковых требований недостающая сумма государственной пошлины взыскивается при принятии решения в соответствии с увеличенной ценой иска. При уменьшении цены иска уплаченная пошлина не возвращается.
В соответствии с ч. 3 ст. 91 АПК вопросы установления размера государственной пошлины, освобождения от ее уплаты, отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины и уменьшения ее размера разрешаются в соответствии с Законом РФ «О государственной пошлине» в редакции Федерального закона от 3 декабря 1995 г. № 226-ФЗ и Федерального закона от 19 июля 1997 г. № 105-ФЗ.
Порядок исчисления государственной пошлины. Государственная пошлина взимается:
1) в твердых ставках и процентах от ценыиска – с исковых заявлений имущественного характера;
2) в размере, кратном минимальной месячной оплате труда, – с исковых заявлений неимущественного характера, иных заявлений;
3) в процентах – с апелляционных и кассационных жалоб.
В ст. 102 АПК предусмотрено, что в исковом заявлении должна быть указана цена иска, если он подлежит оценке. Цена иска определяется для исчисления государственной пошлины. Правила ее определения установлены в ст. 92 АПК, согласно которой цена иска определяется:
1) по искам о взыскании денежных средств исходя из взыскиваемой суммы;
2) по искам о признании не подлежавшим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке исходя из оспариваемой суммы;
3) по искам об истребовании имущества исходя из стоимости имущества;
4) по искам об истребовании земельного участка исходя из стоимости земельного участка по установленной цене, а при ее отсутствии – по рыночной цене.
В цену иска включаются также указанные в исковом заявлении сумма неустойки (штрафа, пени).
Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований.
В случае неправильного указания цены иска она определяется арбитражным судом. Право арбитражного суда определять цену иска, если она неправильно указана истцом, может быть использовано, например, при явно заниженной или завышенной стоимости спорного имущества.
Размер государственной пошлины. Размер государственной пошлины установлен п. 2 ст. 4 Закона «О государственной пошлине». По делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина взимается в следующих размерах (суммы государственной пошлины указаны в Законе в неденоминированных рублях):
1) с исковых заявлений имущественного характера при цене иска: до 10 млн. руб. свыше 10 млн. руб. до 50 млн. руб. свыше 50 млн. руб. до 100 млн. руб. свыше 100 млн. руб. до 500 млн. руб. свыше 500 млн. руб. до 1 млрд. руб. свыше 1 млрд. руб. | – 5% цены иска, но не менее минимального размера оплаты труда – 500 тыс. руб. + 4% суммы – 2 млн. 100 тыс. руб. + 3% суммы свыше 50 млн. руб. – 3 млн. 600 тыс. руб. + 2% суммы свыше 100 млн. руб. – 11 млн. 600 тыс. руб. + 1% суммы свыше 500 млн. руб. – 16 млн. 600 тыс. руб. + 0,5% суммы свыше 1 млрд. руб., но не свыше тысячекратного размера оплаты труда |
2) с исковых заявлений по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, и по спорам о признании сделок недействительными | – двадцатикратный размер минимального размера оплаты труда |
3) с исковых заявлений о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов | – 20% минимального размера оплаты труда – для граждан; десятикратный размер минимального размера оплаты труда – для организаций |
4) с иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе с заявлений о признании права, о присуждении к исполнению обязанности в натуре | – десятикратный размер минимального размера оплаты труда |
5) с заявлений о признании организаций и индивидуальных предпринимателей несостоятельными (банкротами) | – десятикратный размер минимального размера оплаты труда |
6) с заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение | – пятикратный размер минимального размера оплаты труда |
7) с заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора | – по размеру государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера, а по спорам имущественного характера – по размеру государственной пошлины, исчисленной исходя из оспариваемой третьим лицом суммы |
8) с заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда | – пятикратный размер минимального размера оплаты труда |
9) с апеллящионных и кассационных жалоб на решения и постановления арбитражного суда, а также на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов, выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда и об отказе в выдаче исполнительного листа | – 50% размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера (пп. 2-8 настоящего пункта), а по спорам имущественного характера – размера государственной пошлины, исчисленной исходя из оспариваемой заявителем суммы |
За исковые заявления, содержащие требования и имущественного, и неимущественного характера, взимается одновременно государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера и для исковых заявлений неимущественного характера.
Освобождение от уплаты государственной пошлины предусмотрено в п. 3 ст. 5 Закона «О государственной пошлине» (в редакции Закона от 19 июля 1997 г.). В соответствии с данной нормой от уплаты государственной пошлины по рассматриваемым в арбитражных судах делам освобождены:
1) прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.
При применении данного правила следует иметь в виду разъяснение, данное в п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 марта 1997 г. № 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине». В соответствии с указанным разъяснением органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины и при обращении в арбитражные суды с апелляционными и кассационными жалобами на решения, определения и постановления, в том числе и тогда, когда они выступают в арбитражном процессе в качестве ответчиков. Однако если названные органы обращаются в арбитражные суды с исковыми заявлениями (заявлениями), апелляционными и кассационными жалобами по Делам, связанным с их участием в гражданско-правовых отношениях в качестве учреждений, они обязаны уплатить государственную пошлину в установленном порядке;
2) общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные организации и объединения;
3) федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) – по искам о взыскании штрафов с хозяйствующих субъектов за невыполнение ими предписаний указанных органов, данных в пределах их компетенции;
4) органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ при осуществлении своих функций, установленных законодательством Российской Федерации, – по искам, связанным с нарушением их прав, за исключением случаев, когда указанные органы являются стороной, не в пользу которой состоялось решение;
5) налоговые, финансовые, таможенные органы и органы по валютному и экспортному контролю, выступающие в качестве истцов и ответчиков, – по искам о взыскании налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и возврата их из соответствующего бюджета, за исключением случаев, когда указанные органы являются стороной, не в пользу которой состоялось решение;
6) государственные учреждения, финансируемые из федерального бюджета, выступающие в качестве истцов и ответчиков.
Перечисленные категории субъектов освобождаются от уплаты государственной пошлины законом. Арбитражному суду не представлено право освобождать от уплаты государственной пошлины. Органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации также не наделены правом устанавливать льготы для федеральных плательщиков по долгам, рассматриваемым арбитражным судом.
Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера. В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона РФ «О государственной пошлине» арбитражный суд может исходя из имущественного положения сторон отсрочить или рассрочить уплату государственной пошлины или уменьшить ее размер.
Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера производится по письменному ходатайству заинтересованной стороны. Ходатайство может быть изложено в исковом заявлении (заявлении), апелляционной или кассационной жалобах либо в отдельном заявлении, приложенном к соответствующему заявлению (жалобе). По своей инициативе арбитражный суд не может предоставить отсрочку или рассрочку уплаты государственной пошлины или уменьшить ее размер.
Ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера, поданное до обращения с исковым заявлением (заявлением), апелляционной или кассационной жалобами, возвращается арбитражным судом без рассмотрения.
В ходатайстве должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалоб.
К документам, подтверждающим имущественное положение заинтересованной стороны, относятся:
1) подтвержденный налоговыми органами перечень расчетных и иных счетов;
2) наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты;
3) подтвержденные банком данные об отсутствии на соответствующем счете денежных средств, необходимых для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженностей владельца счета по исполнительным и платежным документам.
К ходатайству об уменьшении размера государственной пошлины прилагаются документы о находящихся на счетах денежных средствах.
Возврат государственной пошлины. Государственная пошлина подлежит возврату в соответствии с федеральным законом (ст. 93 АПК). Основания и порядок возврата государственной пошлины из бюджета полностью или частично регламентировано в п. 4 ст. 6 Закона «О государственной пошлине». Перечень этих оснований является исчерпывающим.
В судебном акте арбитражного суда указываются обстоятельства, являющиеся основанием для полного или частичного возвращения государственной пошлины. Основания для полного или частичного возврата государственной пошлины:
1) внесение государственной пошлины в большем размере, чем это требуется по настоящему Закону*;
* Под это основание подпадают и случаи уплаты государственной пошлиныпоисковому заявлению (заявлению), апелляционной или кассационной жалобам, не подлежащим согласно Закону оплате государственной пошлины (п. 12 постановлении № 6 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 марта 1997 г. «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине»).
2) возвращение или отказ в принятии заявления (жалобы);
3) прекращение производства по делу или оставление иска без рассмотрения, если спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде;
4) отмена в установленном порядке решения арбитражного суда, если при этом пошлина была уже взыскана с ответчика в бюджет*.
* При применении п. 17 Инструкции о порядке применения Закона «О государственной пошлине» следует иметь в виду, что подп. «д», который предусматривает возможность частичного возврата госпошлины в случае уточнения в процессе рассмотрения дела предположительной цены иска, в арбитражных судах применяться не может, поскольку АПК не допускает возможность предположительного определения цены иска.
По заявлениям, апелляционным и кассационным жалобам, оплаченным пошлиной, но не поступившим в арбитражный суд илиимвозвращенным, и по судебным актам, предусматривающим полный или частичный возврат пошлины, ее возвращение производится на основании выданной судом справки.
Возврат государственной пошлины производится при условии, что заявление о ее возврате было подано в арбитражный суд до истечения годичного срока со дня зачисления в бюджет.
Для получения из бюджета возвращаемой пошлины необходимо обратиться в налоговый орган с заявлением в течение года со дня принятия соответствующего решения арбитражного суда.
К заявлению прилагаются документ арбитражного суда об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата государственной пошлины, а также платежные документы с подлинной отметкой банка, подтверждающего уплату государственной пошлины, если она подлежит возврату в полном размере. В случае . возврата части уплаченной государственной пошлины прилагаются копии платежных документов, поскольку подлинники остаются в арбитражном суде.
По поступившему заявлению о возврате государственной пошлины налоговый орган в течение 30 дней принимает соответствующее решение. Государственная пошлина, подлежащая возврату, выдается заявителю в пределах одного месяца со дня принятия этого решения.