Тема: история возникновения и развития нотариата.

История нотариата в России.

Возникают правовые акты, их необходимо регистрировать. Россия некоторое время закрыта. Появление первых нотариусов связано с Петром 1. В россии так же появились такие лица которые стали заниматься оформлением публичных актов, это были в 16 веке – «площадные поддьячие» (помладше дьяков), они составляли письменные договоры «купчие крепости» на Ивановской площади в Москве, постепенно в течение времени, они стали объединяттся в артели в которых существовала взаимная трудовая порука (отвечали все за действия членов артели).

Следующий этап 1649 год (принято Соборное уложение), согласно ему произошло разделение функций совершения сделки и ее регистрации. Функция составления договоров осталась за поддьячими, но затем эти договоры должны были зарегистрированы в специальном органе (специальной печатью заверялось). Этим занимались специально созданные приказы, затем в ходе исторического развития данные функции были переданы ратушам (мэрия по нашему). Затем эти функции осуществлялись специальными юстиц коллегиями. Сложилась добровольная система совершения сделок, но государство вмешалось туда так как был велик риск (эти лица брали взятки). Чтобы обезопасить оборот была введена государственная регистрация (это пояснение).

При Петре 1 – первая попытка государства взять под контроль составление и регистрацию договоров. Эта реформа ни к чему хорошему не привела (взяточничество увеличилось), поэтому все вернулось на круги своя к подьячим.

В 1729 году в «вексельном уставе» , была упомянута должность нотариуса. В конце 18 века, нотариальные функции передаются судебным органам (при судах создаются специальные отделения, которым поручено составление письменных правовых актов. Акт регистрировался в суде, но эта форма сложная и затратная была предусмотрена в отношении недвижимости и тех людей, которые работали на земле (крепостные). Первым актом стало положение «о нотариальной части», которое было принято 14 апреля 1866 года. Оно так же называлось «временным», но просуществовало почти до революции, в разных редакциях.

Следующая редакция была принята в 1904 году, и все это время происходило изменение данного НА. Положением была утверждена система нотариальных органов и определена их компетенция. Нотариат определялся как учреждение для публичного удостоверения актов, договоров состояний имеющих значение для правовой жизни с целью обеспечения их достоверности.

Это положение устанавливало требования к нотариусам:

1. Ценз 21 год

2. Подданный Российской империи

3. Не должны быть опорочены судом и общественным приговором

4. Не могли одновременно состоять на государственной и общественной службе

5. Для обеспечения интересов кредиторов должны были вносить определенную денежную сумму (выступавшей в качестве залога для восстановления прав клиентов, и отвечали всем своим имуществом).

6. В современной (на тот момент литературе) отмечалось что данные требования достаточно скромные – не был установлен образовательный ценз.

Во избежание негативных последствий предлагалось ввести образовательный ценз, а так же специальные стажировки и стаж.

Положением о нотариальной части предпологалось введение корпаративного управления. Но практически этого не было достигнуто.

Залог составлял крупную сумму (25 тыс. рублей для Москвы и Санкт – Петербурга), в губернских городах – 15 тыс., в уездах – 10 тыс. рублей. Залог вносился постепенно ежегодно вплоть до достижения всей суммы.

Нотариус по положению не являлся государственным служащим, поэтому на него не распространялся установленный порядок продвижения по государственной службе.

Труд оплачивался….

Нотариусы взимали сборы в пользу местной казны. Не во всех местностях РИ были нотариусы, в некоторых случаях их функции выполняли члены окружного суда, члены мировых судов, полицейские чиновники. Положение был установлен единообразный порядок совершения действий. Большая часть – удостоверение сделок с недвижимостью, потому что в отношении недвижимости затрагивались интересы не только частных лиц, но и государства. Сделки совершенные крепостным порядком объявлялись бесспорными и после введения в права собственника, такая сделка объявлялась «бесповоротной».

Принудительное исполнение сделки осуществлялось административными органами. Нотариус составлял проект сделки, который переписывался на специальной гербовой бумаге, подписывался в присутствии нотариуса сторонами и тремя свидетелями, после сбора пошлин (гербового сбора), информация вносилась в крепостную книгу, стороны расписывались в журнале (как и сейчас).

К концу 19 века в Р. Было несколько лиц которые имели право совершать нотариальные действия (нотариусы, специальный субъект – биржевые маклеры, корабельные маклеры – оформление сделок с кораблями, другие лица в случае если не было нотариусов – судебные органы, магистраты, полицейские должностные лица).

Новая редакция положения 19-04 года. Нотариальная часть и нотариусы должны были находиться под надзором судебных органов, появились должности старших нотариусов, которые должны были вести и хранить нотариальные архивы. Были установлены новые требования, возрастной ценз увеличен до 25 лет, сохранен запрет заниматься другой деятельностью кроме нотариальной.

К ним предъявлялись требования по соблюдению нотариального делопроизводства и законодательства в целом. Нотариусы получили право нанимать помощников. Помощники должны были окончить как минимум среднее учебное заведение и пройти практику.

В итоге революция, ликвидирована старая система государственных органов и нотариат фактически прекратиил существование. Однако необходимость потребовала возрождения нотариата. В 1918 году создаются специальные отделы, некоторые функции выполняются собесами, органами юстиции и судебными органами. В 1919 году учреждены нотариальные столы при губернских органах юстиции и судах.

1922 год – положение о госу3дарственном нотариате. Нотариус назначался президиумом областного совета

Что то пропустил…

Положение в 1973 году был приняти закон 19 июля «О государственном нотариате», он действовал вплоть до 1993 года, когда был отменен и были приняты основы законодательства РФ о нотариате.

1. Н. находились на гос. службе, были должностными лицами. Функции Н. во многом сводились к оформлению разного рода копий документов, доверенностей, наследственные дела в их ведении.

В настоящее время российский нотариат построен по модели латинского натариата

… нужно вставить лекцию…

04.10.2012

2 октября 2012 года о внесении изменений в основы законодательство о нотариате. Предусматривается единой информационной системы о нотариате.Будет действовать с 10 января 2014 года. Пока информацию можно получать путем запросов (в т.ч. выдавалась ли доверенность). Положительные менты – информация будет открытой, будет выдаваться по запросам любого гражданина, в т.ч. по залогам движимого имущества (если например автомобиль в залоге у банка).

Функции нотариата.

Функции – основные направления деятельности того либо иного института. В нашем случае института нотариата. Данные функции направлены на решение задач которые стоят перед нотариатом. В итоге имеют определенную цель – обеспечение профессиональной защиты прав участников гражданского оборота (ст. 1 основ).

Точки зрения относительно функций:

1. Существует крупное деление функций на две группы или две категории:

1) Вытекающие Из публично правового характера Н. деятельности. Они позволяют определить место нотариата в системе органов, институтов. Н. выступает как институт по удостоверению фактов и прав, как орган наделенный властными полномочиями делегированными со стороны государства. Н. выступает как правоприменительный орган, в частности при совершении исполнительной надписи, обязанное лицо принуждается к исполнению лежащей на нем обязанности.

a) Правоохранительная Ф - вытекает из сути Н. как правоохранительного органа (в смысле орган который осуществляет деятельность по обеспечению законности и правомерности юридических действий в сфере гражданского оборота). Эта деятельность составляет содержание П.Ф.. Нотариат осуществляет такую деятельность путем совершения предусмотренных законом Н-х действий. В ходе реализации данной функции значительно сокращается количество нарушений в гражданском обороте (особенно в отношении собственности), и во – вторых обеспечивает юридическую безопасность граждан и организаций, в третьих – снижается уровень криминогенности, облегчается раскрытие преступлений в сфере имущественных прав (права собственности, в частности права на недвижимое имущество). Это как аргумент что должна быть возвращена обязательная нотариальная форма регистрации сделок с недвижимым имуществом.

b) Правоприменительная Ф –нотариус в отдельных случаях является правоприменительным органом. Применение права представляет собой особую форму реализации права (представляет властную правовую деятельность государства), которая направлена на реализацию правовых предписаний, которая как правило проходит в особом процедурном порядке. Результатом такой деятельности являются особые правоприменительные акты указанных органов или лиц. Если возникает спор о праве, то Н. должен отказать в совершении н. действия и указать сторонам о необходимости обращения в суд для решения дела в судебном порядке (нотариус может решать дела лишь бесспорного характера)

c) Предупредительно-профилактическая Ф (превентивная) –тесно связана с правоохранительной функцией и правоприменительной. Акцент этой функции ставится на то что в тех странах и правопорядках которые используют институт нотариата, помимо того что снижается уровень правонарушений, там и затраты судебной системы на рассмотрение указанной категории дел – во много раз ниже чем в тех странах где нотариат не действует. В зарубежной теории нотариат рассматривается и понимается шире (как институт превентивного, предупредительного правосудия). Не смотря что не относятся к судебной системе.

Превентивное правосудие – ничего не пояснил

В рамках выполнения ПФ функции нотариус выполняет следующие функции:

· В результате выполнения нотариальных действий облегчается процесс доказывания в суде при рассмотрении гражданско-правовых споров (все доказательства обладают одинаковой силой, ни одно не обладает преимуществом). Меньшая опровержимость в судебном процессе – свойство н. акта.

· Разрешение ГП дел бесспорного характера.

· Реализуя данную функцию путем проверки соглашений, сделок, их удостоверение, Н. предупреждают возможные споры уже на стадии согласования ее условий. Уменьшается количество потенциальных споров.

d) Фискальная Ф –в частности, Н. обязаны сообщать государственным налоговым органам об удостоверении договоров дарения, а так же выдаче свидетельств о праве на наследство (ранее налоги взимались за эти сделки, а теперь для выплат налога на имущество). За границей при обращении к нотариусу при подписании соглашения, сторона уплачивает налог непосредственно нотариусу, а он уже передает его государству. Уплата налога 100% - я.

2) Вытекают из частно-правового содержания нотариальной деятельности. Данные Ф. отражают специфику нотариального производства и специфику Н. деятельности, т.е. характеризуют Н. больше с содержательной т.з. (т.е. изнутри), отношения складывающиеся между Н. и участниками гражданского оборота с другой стороны:

a) Правореализационная функция –связана с тем, что деятельность Н. обеспечивает реализацию прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Способы реализации: соблюдение (пассивная форма), исполнение (активное исполнение юридических обязанностей), использование (активная форма реализации права, связанная не с исполнение обязанностей, а с использованием предоставленных законом возможностей) и применение. Реализация права с помощью нотариуса:

· Н.создает предпосылки для правомерного поведения субъектов которые обратились к нотариусу за совершение нотариального действия. В частности при выдаче свидетельства о праве на наследство наследники одновременно выполняют обязанности по предоставлению необходимых документов которые подтверждают их право на наследство. В этом же случае с помощью Н. реализуются такие институты наследственного права как наследственный отказ, наследственное возложение.

· Сам Н. исполняет требования правовых норм, т.е. он совершает Н. действия в соответствии с нормами материального права, при этом соблюдает определенную процедуру которая предусмотрена для его деятельности.

b) Правоустановительная функция –связана с установлением в нотариальном производстве определенных юридических фактов, которые как правило образуют сложные юридические фактические составы. По общему правилу каждое Н. действие может быть совершено не только после уплаты госпошлины, но в первую очередь после того как Н. проверит наличие права. Правоустановительная деятельность является необходимой предпосылкой соответствующих нотариальных действий и возникновения определенных гражданских прав. В частности только с помощью нотариуса может быть реализовано право наследников. Для завещания предусмотрена обязательная нотариальная форма.

c) Консультационная функция – обязанность нотариуса по разъяснению обратившимся лицам их прав и обязанностей которые возникают у них. Такое предупреждение имеет своей целью предупреждение нежелательных последствий в силу юридической неосведомленности. «нотариус обязан предупредить о совершении действий с тем чтобы юридическая неосведомленность не была использована им во вред». Помимо этого функция предполагает выполнение Н. консультационных действий в части оказания юридической помощи. Так Н. может составлять проекты нотариальных актов и предлагать их клиентам.

d) Регулятивная функция –в рамках ее Н. осуществляют действие по регулированию отношений между участниками гражданского оборота. На первое место выходит помимо закона соглашение сторон.

e) Охранительная функция –тут понятие уже чем правоохранительная. Тут на первое место выходит деятельность связанная с инициативой нотариального действия. Например чтобы принял меры по охране наследственного имущества.

f) Контрольная функция –контрольная так же пересекается с охранительной и другими. Носит более общий характер. КФ реализуется Н. органом при соблюдении участниками гражданского оборота требований законов. Нотариусу … по удоствоерению только таких сделок, которые составлены только в полном соответствии с требованиями законодательства.

11.10.2012

Правовой статус нотариуса.

Понятие нотариуса. Требования к лицам желающим заниматься нотариальной деятельностью

Н. – это лицо, уполномоченное государством, РФ, на совершение от его имени Н. действий, назначенное на должность в соответствии с законодательством о нотариате.

Законом предусмотрены определенные требования к лицам желающим заниматься Н. деятельностью, а так же определенный порядок назначения такого лица на должность.

Требования:

1. Может быть назначено ФЛ, дееспособное.

2. д\б гражданином РФ

3. имеющее высшее юридическое образование, полученное в РФ, подтвержденное дипломом ВУЗа имеющего государственную аккредитацию;

4. прохождение стажировки, сдача квалификационного экзамена, получение лицензии на право Н. деятельности

5. прохождение конкурса. Лицо победившее назначается на должность Н. в каждом органе юстиции. Сама победа не является основанием, это предпоследний юр. факт, в соответствии с которым орган юстиции издает приказ о назначении

все Н. должны застраховать риск своей деятельности, согласно последним изменением, сумма страхования составляет 2 млн. рублей для нотариуса которые работают на территории городских поселений и 1,5 млн. для сельских поселений.

В некоторых государствах существует имущественный ценз, у нас нет, вместо него предусмотрено обязательное страхование риска профессиональной деятельности. Эти требования носят профессиональный характер (едины для частных и государственных Н.), сам выбор статуса зависит от желания лица, а желание реализуется в зависимости от того какая должность свободна.

Стажировка проводится в соответствии с порядком стажировки. Срок стажировки не менее 1 года. Руководителем может быть частный или государственный нотариус. Срок стажировки должен быть не менее 1 года. В случае необходимости может быть продлен. Для лиц имеющих высшее образование и стаж не менее 3 лет, срок должен быть не менее 6 месяцев. Срок сокращается не нотариусом у которого стажируется, а совместном решением органом юстиции и нотариальной палаты субъекта федерации. По общему правилу допускается до стажировки граждане РФ, так же высшее юридическое (российское, либо если зарубежное то допускается лицо с дипломом признаваемым на территории РФ).

Данное лицо должно обладать необходимым уровнем подготовки (уровень предполагается т.к. есть диплом, с другой стороны, не факт что у лица есть знания). Поэтому проводится экзамен. Это не квалификационный экзамен, а для того чтобы допуститься до стажировки. Данный экзамен выполняет так же «фильтрационную» функцию для отсеивания лиц которые хуже сдают экзамен. Это актуально когда претендентов больше чем должностей.

Не менее чем за 2 месяца до проведения экзамена, в общедоступных местах и помещениях органа нотариальной палаты должны быть вывешены, так же дублируется на сайтах нотариальной палаты, о том что назначен экзамен (должны быть вывешены требования, документы, количество должностей стажеров, дата, место проведения экзамена, перечень вопросов, по которым сдается экзамен, кандидатуры руководителей стажировки, дата начала стажировки, количество стажеров и руководителей определяются ежегодно, этот вопрос в совместном ведении нотариальной палаты и органа юстиции).

Руководителем стажировки может быть любой нотариус со стажем работы в качестве нотариуса не менее 3-х лет, при этом у такого нотариуса должны быть организационные условия для проведения стажировки (в том плане что должно быть рабочее место хотя бы где будет стажироваться стажер).

В итоге по результатам экзамена выбираются лучшие, этим лицам назначаются руководители, назначение руководителей проводиться так же совместным решением органа юстиции, затем заключается трудовой договор на период стажировки. В случае если работает стажер в государственной конторе, то с органом юстиции. Если ЧП нотариус то с нотариальной палатой. Платиться вознаграждение, з.п. (не очень большая).

В случае необходимости может быть проведена замена руководителя в процессе стажировки, по окончании срока стажировки, руководитель дает заключение, в котором указывает – можно ли считать лицо прошедшим стажировку успешно или нет. В соответствии такое лицо либо допускается либо нет до квалификационного экзамена.

После назначения руководителя, утверждается индивидуальный план стажировки и график работы. Заключение утверждается территориальным органом или НП. После утверждения заключения стажер считается прошедшим стажировку. Если не прошло то ему дается в письменной форме отказ, такой отказ может быть обжалован в судебном порядке. Лицо не прошедшее может снова участвовать, как и лица не прошедшие отборочный экзамен.

Следующий этап: сдача квалификационного экзамена.

КЭ принимается К. комиссией, которая создается при территориальном органе юстиции, на паритетных началах (началах равенства), из представителей органа юстиции и НП. Председателем является руководитель или заместитель руководителя органа юстиции. Заместителем председателя является президент нотариальной палаты, если его нет то может быть назначен вице президент Н. палаты. В состав Н. комиссии могут входить представители судейского сообщества, а так же научные работники. Персональный состав комиссии утверждается приказом органа юстиции. Комиссия создается сроком на три года, ее состав не может быть менее 5 человек.

КК проводит заседание по вопросам:

1. утверждение перечня Э. вопросов;

2. о допуске кандидата к сдаче КЭ.

3. Прием квалификационного экзамена КК.

Дата заседания К. определяется председателем по согласованию с замом председателя (формально). О времени заседания члены комиссии должны быть осведомлены не позднее 15 дней. Кворум 2\3 состава. Решение простым большинством присутствующих, кроме вопроса об экзаменационной оценке. По результатам экзамена каждый проставляет оценку в бюллетене, потом эти оценки просчитываются и выводится средний балл.

Члены комиссии не получают никакого вознаграждения (кроме морального). КЭ проводиться два раза в год, в случае необходимости может быть проведен внеочередной КЭ, проведение экзамена так же может быть отменено или может не проводиться, если в комиссию не поступили предусмотренные заявления о допуске к прохождению КЭ.

Перечень документов к заявлению о допуске к КЭ.

Документы должны быть поданы за месяц до даты проведения Э. подлинники и копии:

· Документ подтверждающий лчность и гражданство

· Образование

· Трудовой договор о стажировке

· Заключение по стажировке

· Если срок сокращался то решение НП и ОЮ о сокращении срока

КК проверяет документы и решает вопрос по результатам заседания о допуске, формируется список лиц который должен быть вывешен в общедоступных местах.

Лица могут быть не допущены, если в документах не достоверные сведения. Такому лицу д.б. выдана выписка из протокола и такое решение может быть обжаловано во внесудебном порядке в аппеляционную комиссию в течение одного месяца. АК может отменить решение, и допустить. Если экзамен прошел уже, то к ближайшему экзамену.

Может быть изменена комиссия (по разным обстоятельствам).

Порядок проведения Э.

Назначается дата с уведомлением. По экзаменационным билетам (3 вопроса: теоретический, практическая задача, задание на составление нотариального акта). Перечень вопросов утвержден министерством юстиции, тексты задач и составление НА разрабатываются и утверждаются КК.

Времени много предоставляется: на первые два задания по часу, на последний вопрос 3 часа. При решении задач можно использовать НА.

Ответ оценивается каждым членом комиссии по 10-ти бальной системе. Э. бюллетени подписываются и приобщаются к протоколу. Выводиться среднеарифметическое. Данная цифра не округляется. Лицо считается сданным если итоговый бал по каждому вопросу билета составляет не менее 7. Т.е. среднеарифметическое по каждому вопросу.

Ведётся протокол, из него составляются выписки, в частности выписка выдается лицам которое не сдали КЭ. Такие лица допускаются к повторной сдаче не ранее чем через год, при этом прохождение дополнительной стажировки не требуется. Если лицо получившее лицензию не начало работать в течение 3-х лет, то лицензия не имеет силы и он теряет право (тут в общем по аналогии).

Обжалование:

В апеляционную комиссию при министерстве юстиции РФ (москва). Состав комиссии – так же на паритетных началах, в общем так же. В состав комиссии включаются нотариусы имеющие стаж работы не менее 5 лет, создается сроком на три года, минимальный состав сроком на 5 лет. Членом комиссии не может быть лицо которое одновременно является членом комиссии по приему экзамена.

Жалоба:

Лицо которое не сдало КЭ, может подать туда жалобу в течение месяца, к жалобе прилагается копия выписки из протокола заседания КК.

Рассмотрение жалобы:

В 3 месяца с даты поступления в комиссию, заявитель имеет право присутствовать на заседании комиссии, при этом КК может вызвать заявителя, так же могут быть вызваны члены КК, для дачи пояснений. В зависимости от содержания жалобы, могут быть приняты следующие решения:

· Жалоба удовлетворяется и лицо допускается к сдаче экзамена

· Если лицо не сдало и комиссия отменила решение, то может отменить итоговый балл

· Отменить и направить на переэкзаменовку.

Решение комиссии может быть обжаловано в суд, так же ведется протокол, выписка из протокола в течение 5 дней направляется в КК решение которой обжалуется. Протоколы заседания хранятся 75 лет.

Следующее требование к лицу – получение лицензии.

По результатам сдачи квалификационного экзамена, лица, сдавшие его, имеют право обратиться с заявлением о выдаче лицензии. Заявление подается в территориальный орган юстиции (оно же и выдает).

Общий порядок закреплен в статье 3 основ законодательства о нотариате (статья 3 – порядок выдачи определяется МинЮстом). Действует порядок выдачи лицензий, который закреплен в Приказе МинЮста № 411 от 29.11.11. Порядок выдачи лицензий регулируется им и административным регламентом МинЮста РФ по предоставлению государственной услуги на выдачу лицензий на право осуществления нотариальной деятельности.

Основные моменты: лицо, сдавшее экзамен имеет право подавать документы на выдачу лицензии. Документы, которые прикладываются:

1) Заявление

2) Документ, удостоверяющий личность

3) Выписка из Протокола

За выдачу лицензии взимается государственная пошлина (2600 рублей согласно НК). Срок выдачи лицензии – не более 1 месяца; по результатам изучения представленных документов соответствующее лицо должно сообщить заявителю о времени и месте, когда сможет получить лицензию.

В выдаче лицензии может быть отказано. В выдаче лицензии может быть отказано вследствие:

1) Неполного предоставления документов

2) Неподачи документов

3) Уплаты государственной пошлины в меньшем размере

Сама лицензия заполняется на отдельном специальном бланке. Заполняется от руки или машинописным способом. В лицензии обязательно должно содержаться следующая информация:

1) Орган, выдавший лицензию

2) Дата и место выдачи

3) Данные лица, которому выдаются лицензии

4) Регистрационный номер в реестре выданных лицензий

Лицензия подписывается руководителем или лицом, его замещающим. Скрепляется гербовой печатью. Банк имеет изображение герба РФ – этим подтверждается то, что лицензия выдается от имени РФ.

Одновременно с выдачей лицензии заполняется реестр выданных лицензий. В этот реестр в хронологическом порядке заносятся следующие данные:

1) Регистрационный номер лицензии

2) Дата выдачи

3) ФИО лица

4) Дата решения квалификационной комиссии о сдаче экзамена

Однажды выданная лицензия может быть переоформлена в случае:

1) Утраты лицензии

2) Порчи лицензии

3) Изменения фамилии, имени или отчества заявителя

Переоформление производится в том же порядке, что и выдача. Подаются документы, подтверждающие данный факт. Если лицензия испорчена, то должна быть представлена сама испорченная лицензия; если утрачена в результате неправомерных действий – копия обращения в ПО.

В случае отказа выдачи лицензии заинтересованное лицо может обжаловать данные действия в суд в течение 1 месяца со дня получения ответа от территориального органа юстиции об отказе в выдаче лицензии. Помимо судебного порядка, административный регламент предусматривает возможность для судебного обжалования данных действий.

К вышестоящему должностному лицу можно обращаться. Если уже имеется ответ начальника территориального органа юстиции, можно обращаться к Министру Юстиции.

Значение лицензии

Лицензия имеет значение документов, которая подтверждает право лица участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса. На отношения по выдаче лицензии не распространяется закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Действует только Основы законодательства о нотариате.

Срок действия лицензии не ограничен, но в случае, если лицо не приступает к исполнению обязанностей нотариуса в течение 3 лет либо не становится помощником нотариуса, т.е. не работает по специальности (это из толкования иных норм), он теряет право на участие в конкурсе, а результат квалификационного экзамена аннулируется.

После того, как лицо становится нотариусом, то лицензия будет действовать неограниченное количество времени.

Получив лицензию, конкретное лицо имеет право участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса. Это положение утверждено Приказом. Конкурс проводится конкурсной комиссией с одной стороны и территориальным органом с другой. Для того, чтобы лицо было назначено на должность нотариуса необходим определенный комплекс условий. Этими условиями будут:

Конкурс объявляется распоряжением территориального органа МинЮста не позднее 5 дней. Об этом решении в течение 3 дней извещается нотариальная палата.

Таким образом, 1 условие – учреждение новой должности нотариуса или образование вакантной должности нотариуса.

Учреждение новой должности нотариуса занимает определенный период времени и представляет собой административную процедуру, регулирующуюся приказом МинЮста «Об утверждении порядка учреждения/ликвидации должности нотариуса» №430 от ??

Принимается решение по согласованию с Нотариальной палатой. Данный приказ принимается в рамках установленного количества должностей числа нотариусов данного нотариального округа. Данный порядок распространяется как на должности нотариусов, занимающихся частной практикой, так и в государственных нотариальных конторах.

Данный приказ издается в 15-дневный срок со дня издания решения об изменении количества мест нотариусов.

2 основание для издания такого приказа – другой приказ о переводе нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, на должность нотариуса, занимающегося частной практикой.

Ликвидирована может быть только вакантная должность нотариуса = т.е. сокращения должностей нотариусов не допускается.

Другой Приказ МинЮста от 26.11.2008 №2005 П

Количество должностей определяется законом или другим нормативным актом субъекта РФ. Установлено приблизительное количество предоставления вакантных должностей – не чаще 1 раза в год. Количество определяется государственным органом на основе согласованного предложения территориальный палаты субъекта и органа Юстиции.

Чтобы не было больших споров в самом приказе установлены определенные критерии для того, чтобы рассчитать необходимое число нотариусов:

1) На территории каждого нотариального округа должна быть учреждена не менее, чем 1 должность нотариуса

2) Численность населения в нотариальном округе

Для разных городов (населенных пунктов) установлены разные критерии. Города федерального значения: 1 нотариус на 15 тысяч человек; городские поселения 1 нотариус на 20-25 тысяч человек; нотариальные округа в границах муниципальных районов 1 нотариус на 25-30 тысяч человек.

Остальные критерии носят дополнительный характер. По ним в частности проводится уточнение примерного количества должностей нотариусов:

3) Количество совершенных нотариальных действий за год

4) Удаленность населенных пунктов друг от друга и транспортных сообщений между ними

5) Возможность самофинансирования нотариуса исходя из других критериев

Самофинансирование предполагает не только получение денег на проживание нотариуса, но в том числе сюда включаются такие обязанности нотариусов:

1) Уплата членских взносов

2) Содержание и хранение нотариального архива

3) Материально-техническое обеспечение нотариальной конторы

+ все затраты, которые несет нотариус в связи с нотариальным действием.

Исходя из этих критериев, объявляется конкурс. Целью конкурса является отбор на должность нотариусов наиболее подготовленных лиц среди лиц, имеющих лицензию. Дата начала конкурса устанавливается не ранее, чем через 1 месяц, но не позднее 2 месяцев после даты объявления конкурса.

Комиссия образуется в составе 8 человек. Комиссия правомочна в составе не менее 5 членов. Состав утверждается приказом органа юстиции. Конкурс проводится путем так называемого конкурса документов. Личное участие не является необходимым, но в некоторых случаях они могут вызываться для проведения с ними собеседования для вопросов нотариальной деятельности с целью выявления наиболее подготовленного.

Оцениваются их профессиональные данные; оценка проводится по 10-бальной системе. По итогам конкурса каждый член комиссии выставляет соответствующий бал; заполняется конкурсная бюллетень; они приобщаются в протокол заседания + должна быть написана мотивировка оценки.

После выставления оценок подсчитываются баллы, и побеждает лицо, набравшее наибольшее количество балов. Проводится голосование тайно при равенстве баллов. Председатель комиссии имеет право решающего голоса.

Протокол является основанием для издания органом юстиции (руководителем) приказа о назначении победившего в конкурсе лица на должность нотариуса, в отношении которой проводился конкурс.

Возможность обжалования также имеется; решение комиссии может быть обжаловано в суд.

По закону Томской области общее количество должностей (за 2006 год) 85 должностей нотариусов (в Томске – 34; в Северске – 8; Стрижевой – 3).

Конкурсный отбор единый (независимо от статуса нотариусов – частных или государственных). Бывают случаи, когда происходит перемещение на должность, а конкурсный отбор дополнительный не проводится.

При назначение на должность нотариус приносит присягу – торжественную клятву о том, что он будет выполнять свои обязанности в соответствии с законом и совестью, хранить нотариальную тайну. Выполнение присяги нотариусами – это дело каждого нотариуса.

Правовой статус нотариуса

Правовой статус – совокупность прав, обязанностей и ответственности нотариуса.

Перечень прав и обязанностей закреплены в Основах в главе 3. Статья 15 – права; статья 16 – обязанности; статья 17 – ответственность; статья 18 – страхование ответственности.

Права нотариуса (не все напрямую закреплены):

Выделяют в литературе общие функциональные права и специальные права.

Общие функциональные права – это то, что нотариус занимается самостоятельным видом деятельности. К общим функциональным права относятся:

1) Нотариус вправе (и должен) иметь нотариальную контору – т.е. место, где будет осуществлять деятельность

2) Имеет право открывать расчетные и другие счета в банках

3) Имеет право нанимать и уволнять работников

4) Распоряжаться поступившим доходов (т.е. денежные средства после уплаты всех взносов и платежей)

5) Имеет право самостоятельно выступать в суде от своего имени

Специальные права связаны непосредственно с характером нотариальной деятельности. Специальные права закреплены в статье 15:

1) Нотариус имеет право/должен совершать нотариальные действия, которые предусмотрены Основами

2) Имеет право составлять проекты сделок, заявлений, других документов, изготавливать копии документов и выписки из них

3) Давать разъяснения по вопросам совершения нотариального действия

Данный перечень не исчерпывающий; вопросы нотариата находятся в совместном ведении с субъектами федерации.

Обязанности нотариусов также подразделяются в зависимости от их целевой направленности. Основные обязанности закреплены в статье 16 + равномерно распределены по другим статьям (5,6,9, 10,22,24 и так далее).

Группы выделяются следующие:

1) Должностные обязанности, связанные с соблюдением правил нотариального производства

В настоящее время действуют правила производства (в начале давались).

Остальные обязанности нужны для практической цели (ведение р

Наши рекомендации