Обязательство сторон сотрудничать при исполнении договора: обзор

Анализ истории возникновения обязанности сторон сотрудничать по ходу исполнения договора посвящена работа канадской исследовательницы Кристин ЛеБрен (Christine LeBrun)*(321), краткое изложение которой представляет интерес для раскрытия данной темы и потому приводится здесь как приложение к главе, посвященной переговорам.

В римском праве fides была существенной составляющей "добросовестных договоров". Она предполагала обязательство сторон сдержать данное ими слово, а также честное и порядочное исполнение своих обязательств.

В Французский гражданский кодекс в 1804 г. была включена ст. 1134. Согласно абзацу третьему этой статьи "соглашения должны исполняться добросовестно". Следовательно, она предполагала следование не букве, а духу закона.

Обязанность сотрудничать*(322) - это возлагаемое на каждую из сторон обязательство совместно и активно работать над осуществлением предоставления, предусмотренного договором*(323). Контрагенты должны принимать во внимание общие для них цели договора, а не только собственные личные интересы.

В XX веке возникли новые теории договора: в доктрине появился договорный солидаризм - течение, заменяющее свободу договора как основную ценность солидарностью: договор не всегда сводится к простой, разовой сделке сторон. Договоры "отношенческого" типа (contrats relationnnels) получили развитие в предпринимательской практике и выдвигали на первый план обязательство сторон сотрудничать друг с другом.

Теория автономии воли сторон исходит из того, что индивидуум свободен, и эта свобода может быть ограничена только в исключительных случаях. Оптимальные пределы свободы каждого добровольно установлены самим индивидуумом. Стороны равноправны и в состоянии защитить собственные интересы. Значит, совершеннолетний дееспособный гражданин может договориться об условиях договора и не согласиться принять обязательства на невыгодных для себя условиях. Поэтому договор, заключенный в результате переговоров сторон, справедлив и обязателен для сторон. Пересмотреть такой договор можно лишь в случае злоупотребления или наступления непредвиденных обстоятельств.

В правовом плане свобода воли выражается в свободе договора. Никто не обязан заключать договор с кем-либо, он договаривается с тем, с кем хочет, о том, что хочет. Свобода договора относится как к его содержанию, так и к его форме.

Сторонники теории свободы договора утверждают, что она способствует правовой безопасности и стабильности договоров, обеспечивает уважение индивидуальной свободы контрагентов. Сторона не может ссылаться на неравенство условий, поскольку она сама согласилась заключить договор на этих условиях.

С начала XX в. теория свободы договора претерпела существенные изменения. Современная доктрина исходит из того, что обязательная сила договора не только обусловлена автономией воли сторон, но и обеспечивается в силу закона. Договор - не только результат совпадения воль сторон, он свидетельствует также о наличии интереса, оправдывающего заключение договора. Кроме того, теория свободы договора изначально не принимает во внимание возможность дисбаланса сил сторон. Само существование договора присоединения противоречит теории автономии воли сторон, поскольку предполагается, что договор является результатом свободных переговоров. Для защиты слабой стороны обосновано вмешательство государства, которое устанавливает свободе договора определенные рамки (соответствие закону и общественному порядку). Такой подход, с наибольшей силой проявившийся в 1975-1985 гг. во Франции, получил название "социального волюнтаризма" (voluntarisme social). Он предполагает, что воля сторон остается основным инструментом осуществления общественных потребностей, однако свобода сторон в заключении договора ограничивается законом сообразно потребностям общества*(324).

Теория договорной солидарности появилась во Франции в начале XX в. Ее сторонники задались вопросом о том, является ли договор результатом примирения эгоистических и противоположных интересов, как считают сторонники теории свободы договора, либо, напротив, договор - результат сотрудничества альтруистичных контрагентов, объединенных узами солидарности или договорного братства. Первым, кто предложил такой подход к договору, был Рене Демог (Rene Demogue)*(325). Основываясь на ст. 1134 Французского Гражданского кодекса, он заявил, что по ее смыслу договор является неким маленьким товариществом, которое обязывает стороны сотрудничать между собой для достижения общей цели, представляющей совокупность их индивидуальных целей.

Теория договорной солидарности предполагает наделить суды правом пересматривать долгосрочные договоры по основанию непредвиденных обстоятельств или обязывать стороны самостоятельно пересматривать условия договора.

Критики теории договорной солидарности утверждали, что договор является скорее результатом "антагонистического сотрудничества", где под прикрытием сотрудничества скрывается конфликт, поскольку каждая из сторон сначала и прежде всего стремится удовлетворить собственные интересы*(326). Договорная солидарность подрывает обязательную силу договора и договорную безопасность. Договор как инструмент предвидения должен строиться на системе четких правил, стабильных решений и точных понятий. Даже если обязательство сотрудничать вытекает из добросовестности, добросовестность прежде всего предполагает обязательства контрагентов четко и честно исполнять свои обязательства. В этом смысле добросовестность не противопоставляется обязательной силе договора, а служит ее продолжением. Стороны договора скорее стремятся к достижению собственных целей и удовлетворению личных интересов. Сотрудничество сторон можно объяснить эгоистическим интересом каждой из сторон принять во внимание интересы контрагента только для того, чтобы и он поступил так же, но никак не братством и не альтруизмом.

Теория договорной солидарности предлагает две концепции сотрудничества. Первая - альтруистическое сотрудничество, союз интересов сторон и обязательство должника исполнять договор в интересах кредитора. Эта форма отсылает к таким моральным ценностям, как уважение, братство и самоотречение, и предполагает включение в договор элементов морали.

Вторая концепция допускает "кооперативный индивидуализм", не требующий от сторон отказаться от их личных интересов, но предлагающий возможность удовлетворения этих интересов только через сотрудничество. Задача права, таким образом, заключается в том, чтобы способствовать этому сотрудничеству между сторонами.

Кроме того, уровень солидарности сторон может варьироваться в зависимости от вида договора и обстоятельств. Посредине между договором-обменом и договором-организацией находится договор, заключаемый в общих интересах, или договор-сотрудничество. В таком виде договоров одна сторона предоставляет другой имущество или услугу за вознаграждение, но сохраняет за собой интерес в отношении того, как товар или услуга будут использоваться контрагентом.

Солидарность присутствует и в рамочных договорах, т.е. в договорах, создающих долгосрочные договорные отношения зависимости сторон, направленные на осуществление общего проекта. В центре теории "отношенческих" договоров (contrats relationels) - отношения между субъектами договора. Такой договор устанавливает нормы тесного сотрудничества, которое стороны хотят поддерживать в долгосрочной перспективе.

Новые виды договоров с последовательным исполнением сложны, являются результатом тяжелых переговоров, их исполнение осуществляется в несколько этапов. Они подвержены многочисленным изменениям (социальным, экономическим, технологическим), и в них сильна "отношенческая" составляющая. Нормы, типичные для договора "отношенческой" модели, включают в себя в том числе выбор средств, подходящих для достижения целей, требование относительно наличия взаимной выгоды, обязанность сохранить будущие отношения и целостное исполнение каждой стороной роли, которую она на себя приняла в договорных отношениях*(327). Основанный на отношениях договор также характеризуется стремлением сторон самостоятельно разрешать свои конфликты и избегать обращения в суды, что ведет к установлению нового нормативного порядка, в котором обязательства, связанные с поддержанием и развитием сотрудничества, более строгие, их больше, они развиваются параллельно с развитием договорных отношений.

Теория "отношенческого" договора рассматривает договор как гибкую конструкцию. Основанные на отношениях договоры зачастую намеренно оставляют неполными, согласование и уточнение отдельных вопросов переносится на будущее. В таком случае сотрудничество сторон необходимо не только для надлежащего исполнения уже согласованных сторонами условий, но и для будущего планирования договорных отношений*(328).

Обязательство сотрудничать*(329) предполагает активное поведение со стороны контрагентов. Основные критерии оценки этого обязательства связаны с договором (объективные критерии - чем больше доверительных отношений между сторонами предполагает природа договора, чем сложнее предусмотренное им предоставление и чем дольше срок, на который заключается договор, тем насущнее потребность в обязательстве сотрудничать) и со сторонами (субъективные критерии - например, неравенство договорных возможностей). Однако эти критерии взаимосвязаны.

Критерии, связанные со сторонами, включают в себя качества кредитора или должника и особые характеристики их договорных отношений. Обязательство сотрудничать требует от сторон с пользой исполнять свой договор. Это обязательство предъявляет больше требований к стороне, которая дала другой стороне основания ей доверять, или к более сильной стороне договора. Обязательство оказывать коммерческую или техническую помощь может быть возложено на стороны в случае, когда соотношение сил между ними разбалансировано.

Обязательство сотрудничать может предполагать возложение на кредитора (или на сильную сторону договора) обязательства заново договориться об условиях договора, соотношение сил в котором нарушено из-за непредвиденных обстоятельств. Если договор обязывает стороны изменить его положения, стороны должны добросовестно участвовать в переговорах. Они обязаны сотрудничать между собой, являясь на встречи и представляя конструктивные предложения в разумные сроки, если только не очевидно, что договоры закончатся провалом.

Как подчеркивает ЛеБрен, практика показывает, что договор определяется не предметом, а отношениями между субъектами, а личность сторон часто служит определяющим обстоятельством при заключении договоров, основанных на доверии. Поддержание деловых отношений достигается за счет сотрудничества и компромисса, а не за счет неизменности и боязни санкций*(330).

Обязательство сотрудничать не беспредельно*(331). Поскольку предполагается, что сотрудничество носит двусторонний характер, обязательство сотрудничества прекращается в случае, если контрагент недобросовестен.

Приложение 3

Сравнительная таблица регламентов арбитражных институций

Наименование институции Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МКАС при ТПП РФ) Филиппинский центр разрешения споров (PDRCI)
Ссылка на Регламент http://mkas.tpprf.ru/ru/reglamentmkas.php http://www.pdrci.org/web/wp-content/uploads/2015/03/2015-PDRCI-ARBITRATION-RULES-031915.pdf
Регламент действует с
Использование электронных средств коммуникации подача уведомления об арбитраже на сайте: нет обмен информацией: возможен, кроме исковых заявлений, объяснений по искам, повесток, арбитражных решений и постановлений заседания: нет подача уведомления об арбитраже на сайте: нет обмен информацией: да заседания: нет
Число арбитров 1 или 3 Любое число В отсутствие соглашения сторон - 1 или 3
Вступление третьей стороны нет да
Объединение дел в одно разбирательство только если они подпадают под действие одного арбитражного соглашения да
Предварительные и обеспечительные меры да да
Ускоренная процедура нет да
Чрезвычайный арбитр нет да
Ограничения относительно гражданства арбитров нет При назначении 1 арбитра и при необходимости Центр может решить, что гражданство арбитра не должно совпадать с гражданством какой-либо из сторон
Установленный Регламентом срок вынесения окончательного решения не более 180 дней со дня образования состава арбитража нет
Зачет / уменьшение арбитражных административных расходов Если дело рассматривается единоличным арбитром, арбитражный сбор уменьшается на 20%. Если арбитражное разбирательство прекращается в связи с отказом истца до дня первого заседания по делу от своих требований, арбитражный сбор уменьшается на 50%. Если разбирательство прекращено в первом заседании по делу без вынесения решения, арбитражный сбор уменьшается на 25% нет
Медиация Нет упоминания Нет упоминания
Законодательство Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" Закон Филиппин об альтернативных методах разрешения споров от 2004 года
Наименование институции Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МКАС при ТПП РФ) Арбитражный фонд Южной Африки (AFSA) Индийский арбитражный совет (ICA)
Ссылка на Регламент http://mkas.tpprf.ru/ru/reglamentmkas.php http://arbitration.co.za/downloads/commercial_rules.pdf http://icaindia.co.in/ICAInternationalRulesofArbitration.pdf
Регламент действует с
Использование электронных средств коммуникации подача уведомления об арбитраже на сайте: нет обмен информацией: возможен, кроме исковых заявлений, объяснений по искам, повесток, арбитражных решений и постановлений заседания: нет подача уведомления об арбитраже на сайте: нет обмен информацией: нет заседания: нет подача уведомления об арбитраже на сайте: нет обмен информацией: да заседания: да
Число арбитров 1 или 3 Любое число В отсутствие соглашения сторон - 1 или 3 Любое нечетное число В отсутствие соглашения сторон - 1
Вступление третьей стороны нет да да
Объединение дел в одно разбирательство только если они подпадают под действие одного арбитражного соглашения нет да
Предварительные и обеспечительные меры да да да
Ускоренная процедура нет да да
Чрезвычайный арбитр нет да да
Ограничения относительно гражданства арбитров нет нет нет
Установленный Регламентом срок вынесения окончательного решения не более 180 дней со дня образования состава арбитража Как можно скорее, насколько это разумно возможно Как можно скорее, желательно в течение 6 месяцев с момента образования состава арбитража. Максимальный срок составляет 2 года. Только в случае крайней необходимости состав арбитражного суда может попросить Секретариат продлить данные сроки, но не более, чем на 1 год
Наименование институции Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МКАС при ТПП РФ) Арбитражный фонд Южной Африки (AFSA) Индийский арбитражный совет (ICA)
Зачет / уменьшение арбитражных административных расходов Если дело рассматривается единоличным арбитром, арбитражный сбор уменьшается на 20%. Если арбитражное разбирательство прекращается в связи с отказом истца до дня первого заседания по делу от своих требований, арбитражный сбор уменьшается на 50%. Если разбирательство прекращено в первом заседании по делу без вынесения решения, арбитражный сбор уменьшается на 25% нет нет
Медиация Нет упоминания Нет упоминания Не упоминается в Арбитражном регламенте. Как отдельная процедура медиация проводится на основании Примирительного регламента ICA от 2012 года
Законодательство Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" нет Закон Индии об арбитраже и примирительной процедуре от 1996 года
Дополнительные примечания   Отдельный Регламент по ускоренной процедуре, которая применяется по делам на меньшие суммы, чем при обычной процедуре. Регламент морского арбитража от 2014 года
Наименование институции Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МКАС при ТПП РФ) Центр международного арбитража Гонконга (HKIAC) Китайская внешнеторговая арбитражная комиссия (CIETAC)
Ссылка на Регламент http://mkas.tpprf.ru/ru/reglamentmkas.php http://hkiac.org/images/stories/arbitration/2013_hkiac_rules(ru).pdf http://cn.cietac.org/rules/rule_E.pdf
Регламент действует с
Использование электронных средств коммуникации подача уведомления об арбитраже на сайте: нет обмен информацией: возможен, кроме исковых заявлений, объяснений по искам, повесток, арбитражных решений и постановлений заседания: нет подача уведомления об арбитраже на сайте: нет обмен информацией: да заседания: нет подача уведомления об арбитраже на сайте: нет обмен информацией: да, если суд сочтет допустимым заседания: нет
Число арбитров 1 или 3 1 или 3 1 или 3 В отсутствие соглашения сторон - 3
Вступление третьей стороны нет да да
Объединение дел в одно разбирательство только если они подпадают под действие одного арбитражного соглашения да да
Предварительные и обеспечительные меры да да да
Ускоренная процедура нет да да
Чрезвычайный арбитр нет да да
Ограничения относительно гражданства арбитров нет По общему правилу, если гражданство сторон отличается, то гражданство единоличного или председательствующего арбитра не должно совпадать с гражданством какой-либо из сторон. Отклонение от данного правила допускается по согласию сторон При назначении арбитра/арбитров Председатель CIETAC должен учитывать гражданство сторон.
Установленный Регламентом срок вынесения окончательного решения не более 180 дней со дня образования состава арбитража Решение чрезвычайного арбитра должно быть принято в течение 15 дней Окончательное решение должно быть вынесено в течение 6 месяцев с даты образования состава арбитража
Зачет / уменьшение арбитражных административных расходов Если дело рассматривается единоличным арбитром, арбитражный сбор уменьшается на 20%. Если арбитражное разбирательство прекращается в связи с отказом истца до дня первого заседания по делу от своих требований, арбитражный сбор уменьшается на 50%. Если разбирательство прекращено в первом заседании по делу без вынесения решения, арбитражный сбор уменьшается на 25% нет нет
Медиация Нет упоминаний Не упоминается в Арбитражном регламенте. Как отдельная процедура медиация проводится на основании Примирительного регламента HKIAC от 1999 года. Медиатор не может быть назначен арбитром, судьей, представителем, советником, экспертом или свидетелем какой-либо стороны в последующих разбирательствах нет
Законодательство Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" Постановление Правительства Гонконга об арбитраже от 2014 года Закон Китайской Народной Республики об арбитраже от 1994 года, Закон Китайской Народной Республики о медиации и арбитраже в трудовых спорах от 2007 года, Закон Китайской Народной Республики о медиации и арбитраже в спорах о сельскохозяйственных землях от 2009 года
Дополнительные примечания   Арбитражный регламент по разрешению споров, связанных с ценными бумагами от 1993 года; Арбитражный регламент по разрешению споров, связанных со сделками в электронной форме от 2002 года; Регламент укороченной арбитражной процедуры от 1992 года; Арбитражный регламент по разрешению небольших споров и по процедуре "Только документы" от 2000 года Возможность использования упрощенной процедуры (когда сумма иска не превышает 5 000 000 юаней). Существуют отдельные регламенты по онлайн арбитражу (2015), по арбитражу в отношении финансовых споров (2015) и по арбитражу в отношении строительных споров (2015)
Ссылка на Регламент http://mkas.tpprf.ru/ru/reglamentmkas.php http://jcaa.or.Jp/e/arbitration/docs/ArbitrationRules_2014e.pdf http://siac.org.sg/images/stories/articles/rules/SIAC%20Rules%205th%20Edition%201%20April%202013%20Final%20Version%20RUS.pdf
Регламент действует с
Использование электронных средств коммуникации подача уведомления об арбитраже на сайте: нет обмен информацией: возможен, кроме исковых заявлений, объяснений по искам, повесток, арбитражных решений и постановлений заседания: нет подача уведомления об арбитраже на сайте: нет обмен информацией: да, но также необходимо представить суду в физическом виде заседания: нет подача уведомления об арбитраже на сайте: нет обмен информацией: да заседания: нет
Число арбитров 1 или 3 Любое число В отсутствие соглашения сторон о количестве арбитров назначается 1 арбитр. По запросу любой из сторон, направленной в установленный регламентом срок, назначаются 3 арбитра В отсутствие соглашения сторон или если Секретариат SIAC не сочтет необходимым назначить 3 арбитров, назначается 1 арбитр
Вступление третьей стороны нет да да
Объединение дел в одно разбирательство только если они подпадают под действие одного арбитражного соглашения да нет
Предварительные и обеспечительные меры да да да
Ускоренная процедура нет да да
Чрезвычайный арбитр нет да да
Ограничения относительно гражданства арбитров нет При назначении арбитра/арбитров JCAA должен учитывать гражданство сторон по их заявлению. нет
Установленный Регламентом срок вынесения окончательного решения не более 180 дней со дня образования состава арбитража 6 месяцев с момента образования состава арбитража В случае ускоренной процедуры решение должно быть вынесено в течение 6 месяцев с момента назначения состава.
Зачет/уменьшение арбитражных административных расходов Если дело рассматривается единоличным арбитром, арбитражный сбор уменьшается на 20%. Если арбитражное разбирательство прекращается в связи с отказом истца до дня первого заседания по делу от своих требований, арбитражный сбор уменьшается на 50%. Если разбирательство прекращено в первом заседании по делу без вынесения решения, арбитражный сбор уменьшается на 25% Если арбитр не был назначен и истец в течение 30 дней с момента начала арбитражного разбирательства отказывается от иска, ему возвращается вся сумма административного сбора. Если в случае ускоренной процедуры арбитр не был назначен и истец в течение 10 дней с момента начала арбитражного разбирательства отказывается от иска, ему возвращается вся сумма административного сбора. Когда время, потраченное арбитром, превышает 60 часов, почасовая ставка уменьшается на 10% за каждые 50 часов сверх первоначальных 60 часов, при условии, что такое уменьшение не должно превышать 50% исходной почасовой ставки нет
Медиация Нет упоминаний Упоминается в Арбитражном регламенте. Стороны в любое время в ходе арбитражного производства могут заключить письменное соглашение о передаче спора медиатору в рамках JCAA. Медиатор не может действовать как арбитр в арбитражном разбирательстве по тому же спору, если стороны не договорятся об обратном. Регламент примирительной процедуры JCAA от 2009 года Не упоминается в Арбитражном регламенте. Как отдельная процедура медиация проводится Сингапурским центром международной медиации (SIMC) согласно соглашению между SIAC и SIMC
Законодательство Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" Закон Японии об арбитраже от 2003 года Закон Сингапура об арбитраже от 2001 года (пересмотрен в 2002 году), Закон Сингапура о международном арбитраже от 1994 года
             
Наименование институции Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МКАС при ТПП РФ) Региональный арбитражный центр Куала-Лумпура (Малайзия) (KLRCA) Палата урегулирования споров Бахрейна (BCDR) совместно с Американской арбитражной ассоциацией (AAA)
Ссылка на Регламент http://mkas.tpprf.ru/ru/reglamentmkas.php http://klrca.org/downloads/rules/russian/klrca_arbitration_ru.pdf http://www.bcdr-aaa.org/downloads/BCDR-AAA_Arbitration_Rules_Jul2013.pdf
Регламент действует с
Использование электронных средств коммуникации подача уведомления об арбитраже на сайте: нет обмен информацией: возможен, кроме исковых заявлений, объяснений по искам, повесток, арбитражных решений и постановлений заседания: нет подача уведомления об арбитраже на сайте: нет обмен информацией: да заседания: нет подача уведомления об арбитраже на сайте: нет обмен информацией: да заседания: нет, возможно по решению чрезвычайного арбитра
Число арбитров 1 или 3 международный арбитраж - 3 арбитра, внутригосударственный - 1 В отсутствие соглашения сторон - 1 или 3
Вступление третьей стороны нет да нет
Объединение дел в одно разбирательство только если они подпадают под действие одного арбитражного соглашения да нет
Предварительные и обеспечительные меры да да да
Ускоренная процедура нет да да
Чрезвычайный арбитр нет да да
Ограничения относительно гражданства арбитров нет нет По требованию любой из сторон BCDR может принять решение, что гражданство арбитра/арбитров не должно совпадать с гражданством какой-либо из сторон
Установленный Регламентом срок вынесения окончательного решения не более 180 дней со дня образования состава арбитража нет Как можно скорее, насколько это разумно возможно
Зачет/уменьшение арбитражных административных расходов Если дело рассматривается единоличным арбитром, арбитражный сбор уменьшается на 20%. Если арбитражное разбирательство прекращается в связи с отказом истца до дня первого заседания по делу от своих требований, арбитражный сбор уменьшается на 50%. Если разбирательство прекращено в первом заседании по делу без вынесения решения, арбитражный сбор уменьшается на 25% Если стороны передали свой спор для разрешения путем медиации согласно Примирительному регламенту KLRCA и не смогли прийти к мировому соглашению, а затем приступили к проведению арбитражного разбирательства в соответствии с Регламентом, то половина административных расходов, выплачиваемых KLRCA за проведение процедуры медиации, засчитывается в счет административных расходов на арбитраж По искам до 75 000 долларов США минимальная невозвращаемая часть сбора за подачу иска составляет 350 долларов США, в остальных случаях - 600 долларов США. За исключением данных сумм 100% сбора за подачу иска возвращается в случае, если спор был разрешен или истец отказался от иска в течение 5 календарных дней с момента подачи уведомления об арбитраже, 50% - в течение срока от 6 до 30 календарных дней, 25% - 31-60 календарных дней
Медиация Нет упоминаний Упоминается в Арбитражном Регламенте. Процедура медиации проходит согласно Примирительному регламенту KLRCA от 2013 года Не упоминается в Арбитражном регламенте. Как отдельная процедура медиация проводится согласно Примирительному регламенту BCDR-AAA (2010)
Законодательство Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" Закон Малайзии об арбитраже от 2005 года (пересмотрен в 2011 году) нет
Дополнительные примечания   Специальная процедура по нормам шариата согласно с Исламским арбитражным регламентом KLRCA (2013). Специальная процедура с меньшими затратами времени и средств согласно Регламенту ускоренного арбитража (2013). Также доступны специальные процедуры разрешения споров в отношении различных видов доменных имен  
Наименование институции Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МКАС при ТПП РФ) Бразильский центр медиации и арбитража (СВМА) Лондонский коммерческий арбитражный суд (LCIA)
Ссылка на Регламент http://mkas.tpprf.ru/ru/reglamentmkas.php http://cbma.com.br/us/index.php?t=pagina&a=pagina&cd=61 http://lcia.org/Dispute_ResolutionServices/lcia-arbitration-rules-2014.aspx
Регламент действует с
Использование электронных средств коммуникации подача уведомления об арбитраже на сайте: нет обмен информацией: возможен, кроме исковых заявлений, объяснений по искам, повесток, арбитражных решений и постановлений заседания: нет подача уведомления об арбитраже на сайте: нет обмен информацией: да заседания: да подача уведомления об арбитраже на сайте: да обмен информацией: да заседания: да
Число арбитров 1 или 3 Любое нечетное число В отсутствие соглашения сторон - 1 или 3 В отсутствие соглашения сторон - 1, 3 или в исключительных случаях более 3
Вступление третьей стороны нет да да
Объединение дел в одно разбирательство только если они подпадают под действие одного арбитражного соглашения да да
Предварительные и обеспечительные меры да да да
Ускоренная процедура нет нет да
Чрезвычайный арбитр нет нет да
Ограничения относительно гражданства арбитров нет Если гражданство сторон не совпадает, то при назначении арбитра/арбитров СВМА должен это учитывать Если стороны имеют различное гражданство, единоличный арбитр или председательствующий арбитр не может быть назначен из числа лиц, имеющих такое же гражданство, какое имеет любая из сторон, если стороны, имеющие гражданство иное, нежели кандидат в арбитры, не дали письменное согласие на такой выбор
Установленный Регламентом срок вынесения окончательного решения не более 180 дней со дня образования состава арбитража нет Как можно скорее, насколько это разумно возможно
Зачет / уменьшение арбитражных административных расходов Если дело рассматривается единоличным арбитром, арбитражный сбор уменьшается на 20%. Если арбитражное разбирательство прекращается в связи с отказом истца до дня первого заседания по делу от своих требований, арбитражный сбор уменьшается на 50%. Если разбирательство прекращено в первом заседании по делу без вынесения решения, арбитражный сбор уменьшается на 25% нет нет
Медиация Нет упоминаний Не упоминается в Арбитражном регламенте. Как отдельная процедура медиация проводится согласно Примирительному регламенту СВМА (2013). Если стороны не договорились об обратном, после окончания медиации медиатор не может быть арбитром или юристом (стороны) в любом последующем арбитражном или судебном разбирательстве с участием какой-либо из сторон Не упоминается в Арбитражном регламенте. Как отдельная процедура медиация проводится согласно Примирительному регламенту LCIA (2012)
Законодательство Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" Закон Бразилии об арбитраже от 1996 года Закон Великобритании об арбитраже от 1996 года
Наименование институции Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МКАС при ТПП РФ) Центр арбитража и медиации Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) (WIPO AMC) Международный центр разрешения споров (ICDR)
Ссылка на Регламент http://mkas.tpprf.ru/ru/reglamentmkas. php http://www.wipo.int/amc/en/arbitration/rules/newrules.html https://www.icdr.org/icdr/ShowProperty?nodeId=/UCM/ADRSTAGE2020868&revision=latestreleased
Регламент действует с
Использование электронных средств коммуникации подача уведомления об арбитраже на сайте: нет обмен информацией: возможен, кроме исковых заявлений, объяснений по искам, повесток, арбитражных решений и постановлений заседания: нет подача уведомления об арбитраже на сайте: да обмен информацией: да заседания: да подача уведомления об арбитраже на сайте: да обмен информацией: да заседания: да
Число арбитров 1 или 3 В отсутствие соглашения сторон - 1 или 3 В отсутствие соглашения сторон - 1 или 3
Вступление третьей стороны нет да да
Объединение дел в одно разбирательство только если они подпадают под действие одного арбитражного соглашения да да
Предварительные и обеспечительные меры да да да
Ускоренная процедура нет да да
Чрезвычайный арбитр нет да да
Ограничения относительно гражданства арбитров нет В случае наличия соглашения сторон, такое соглашение учитывается. В отсутствии соглашения, если стороны имеют различное гражданство, единоличный арбитр или председательствующий арбитр не могут быть назначены из числа лиц, имеющих такое же гражданство, какое имеет любая из сторон, если только нет каких-либо особенных обстоятельств, как например необходимость назначить лицо, обладающее определенной квалификацией По требованию любой из сторон или по своей инициативе ICDR может принять решение, что гражданство арбитра/арбитров не должно совпадать с гражданством какой-либо из сторон
Установленный Регламентом срок вынесения окончательного решения не более 180 дней со дня образования состава арбитража Слушания должны быть окончены в течение 9 месяцев с момента подачи отзыва на иск или образования состава суда. После этого, если возможно, в течение 3 месяцев должно быть вынесено окончательное решение. В случае ускоренной процедуры слушания должны быть окончены в течение 3 месяцев с момента подачи отзыва на иск или образования состава суда. После этого, если возможно, в течение 1 месяца должно быть вынесено окончательное решение При ускоренной арбитражной процедуре решение должно быть вынесено в течение 14 дней
Зач

Наши рекомендации