Глава 2. конфликт и спор: сходства и различия
Конфликт - сложное явление, сочетающее в себе социальные, экономические, правовые и психологические составляющие в их противоборстве и взаимодействии. Теории конфликта посвящена обширная отечественная и зарубежная литература. Тем не менее ни одно из определений конфликта нельзя считать универсальным и общепринятым.
Почему мы сочли целесообразным поднять этот вопрос? Чтобы определить правовую суть альтернативных механизмов разрешения споров, необходимо понять, что такое спор. Связь спора и конфликта очевидна, спор в предпринимательской деятельности является вторичным, опосредованным при помощи правовых норм проявлением обострения конфликта. Кроме того, при помощи альтернативных способов могут быть урегулированы не только споры, но и конфликты до их объективизации в виде спора.
Использование альтернативных способов в качестве средства ранней диагностики и профилактики конфликтов, в том числе в предпринимательской деятельности, очень перспективно и позволяет в полной мере воспользоваться созидательным потенциалом конфликта для удовлетворения потребностей его участников и перевода их отношений на качественно новый уровень*(30).
Имеет смысл обратиться к философскому пониманию конфликта как формы взаимодействия (взаимоувязанных целенаправленных действий) его сторон*(31). Если, двигаясь к достижению своих целей, стороны помогают друг другу своими действиями (одна сторона поддерживает какую-либо цель другой стороны), то они находятся в положительном взаимодействии (сотрудничают). Если же они препятствуют своими действиями достижению целей другой стороны, они оказываются в отрицательном взаимодействии.
Конфликт, таким образом, рассматривается как совокупность действий, при которых действие одного субъекта противостоит действию другого, отрицая его и утверждая свое собственное. Утверждение позиции и интересов одной стороны происходит посредством отрицания позиций и интересов другой. Конкуренция (соревнование) предполагает препятствование интересам другой стороны достижением определенных целей на более высоком уровне*(32) и, поскольку контролируется установленными государством нормами, является узаконенным конфликтом.
В состав конфликта входят его субъекты (как стороны, так и все, кто вовлечен в конфликт и способен оказывать воздействие на действия участников и динамику развития конфликта), каждый из которых имеет собственный состав (однородный или включающий разнородные элементы), ресурс (все, что сторона может использовать для достижения своих целей). Ресурсы бывают внутренние ("социальные, материальные, физические, интеллектуальные возможности и навыки сторон, а также (...) ресурс времени")*(33) и внешние (СМИ, общественное мнение). Для развития конфликта имеет значение частота взаимодействий сторон, которая определяется степенью их взаимозависимости. Предмет конфликта - ресурсы и потребности сторон, интересы, статус, ценности, включая власть, которая может быть и ресурсом, и потребностью, и статусом, и ценностью*(34).
Последняя составляющая конфликта - окружающая среда. Среда через систему социальных и правовых норм и ценностей влияет на стратегии участников, выбор средств достижения целей и задает рамки, в которых стороны взаимодействуют и управляют конфликтом. Конфликт институционализирован, "если нормы, процедуры и санкции не только сформированы, но и работают при возникновении конфликта или формировании конфликтной ситуации"*(35). Конфликт - динамичное явление. В своем формировании он проходит три этапа: создание конфликтной ситуации, конфликтное взаимодействие (открытая стадия конфликта) и завершение конфликта*(36). Формирование конфликтной ситуации - этап, на котором складываются предпосылки для инцидента, создается объективное противоречие (проблема). Конфликтная стадия - это первая попытка решить проблему. После столкновения интересов сторон конфликт либо обостряется*(37), либо идет на спад (когда у ее участников пропадает желание или способность урегулировать проблему). Завершением конфликта может стать: устранение конфликта (проигрыш одной или обеих сторон, перерастание в новый конфликт); его урегулирование (путем взаимных уступок (компромисса) без устранения противоречия, лежащего в основе конфликта); его разрешение (устранение противоречия, вызвавшего конфликт). Участники конфликта оказываются в одном из трех положений: "выигрыш-проигрыш", "проигрыш-проигрыш", "выигрыш-выигрыш". Заметим, что последняя ситуация невозможна при выборе состязательного способа разрешения конфликта, например обращения в суд или арбитраж.
Конфликтом можно управлять, целенаправленно, осознанно и компетентно воздействуя на его динамику в заданном направлении. Управление конфликтом включает в себя прогнозирование, профилактику, предупреждение, урегулирование и разрешение*(38).
Исследование конфликта, способов и пределов правового воздействия на него находится в начале пути. Тема обоснованности существования юридической конфликтологии как самостоятельного направления науки является дискуссионной. Достаточно сказать, что единодушно принятого определения предмета исследования (юридического конфликта), как и обоснования его выделения в качестве отдельного явления, не существует*(39). Так, Ю.А. Тихомиров определяет юридический конфликт как "противоречия между действующими правовыми нормами, актами и существующими институтами и притязаниями, действиями по их изменению, нарушению, отторжению... речь идет о: а) правопонимании и толковании; б) законной процедуре рассмотрения конфликтов; в) об использовании и оценке доказательств; г) о наличии органа, уполномоченного разрешать конфликты; д) о признании обязательной силы решения по спору; е) о компенсации ущерба и восстановлении прежнего юридического состояния либо формировании нового состояния"*(40). В.Н. Кудрявцев полагает, что юридический конфликт - это "активное противостояние сторон, вызванное полярностью их интересов или разным отношением к ценностям и нормам общественной жизни"*(41). По мнению Ю.М. Бражникова, юридический конфликт - это "противоборство субъектов правоотношения на правовой основе, имеющее юридические последствия и разрешаемое или прекращаемое в виде юридических процедур и с помощью правовых средств"*(42). Разные исследователи воспринимают конфликт по-своему*(43), зачастую сводя его к одному из моментов его существования - обострению, либо видят только негативную сторону конфликта, оставляя без внимания его созидательную часть (возможность сторон активно принять участие в его разрешении, услышать друг друга и совместно устранить разногласия в достижении целей каждой из сторон, заменить существующую правовую связь, не соответствующую общим интересам, качественно новой, расширяющей их возможности и выводящей их на новый уровень). Потому нередко ограничивают способы его урегулирования прекращением породивших его отношений (расторжение договора, новация). Об изменении договора практически не говорится. Можно согласиться с С.Ю. Филипповой в том, что "конфликт является имманентно присущим свойством правовой деятельности"*(44), однако ее утверждение, что конфликты могут возникать только между равными субъектами, спорно. Правильно отмечая, что "скорее всего судебное разрешение споров не оказывает влияния на противоречие интересов сторон, не способно их примирить или оказать помощь в подыскании компромиссного решения"*(45), видя причины в формализованном подходе суда, применяемом им принципе состязательности, рисках непредсказуемости судебных решений, длительности (и добавим - плохой организации) процедур судебного рассмотрения споров, приводящих к трудноисчислимым издержкам сторон, С.Ю. Филиппова не замечает, что уже говорит о споре, а не о конфликте. Необходимо различать эти два явления.
Представляется, что конфликт является естественным явлением жизни общества*(46), обладающим как отрицательными сторонами (неурегулированный, игнорируемый конфликт способен привести к разрушению социальной системы)*(47), так и положительными (в процессе урегулирования конфликта сторонами могут быть найдены инновационные решения, способные вывести отношения сторон на качественно новый уровень и обеспечить совместное достижение поставленных целей); что решающее значение в развитии и урегулировании конфликта имеет субъективный фактор (восприятие физическими лицами - сторонами конфликта или представителями сторон причин и оснований конфликта, их отношение к ним, противоречие или однонаправленность собственных потребностей, интересов и целей с целями данного физического лица, его компетенция, влияние культуры и социального окружения); что конфликт - это сложное и многоплановое междисциплинарное явление, сочетающее социальные, экономические, правовые, психологические, этнические, культурные составляющие и его изучение только в рамках правовых наук нецелесообразно, поскольку не позволяет выработать эффективные средства для управления им и его разрешения.
Спор
Правовое отражение конфликта (или скорее стадии его обострения) называется спором.
В зарубежной учебной литературе по теме АРС, как правило, приводится следующее объяснение природы спора, сформулированное социологами права: индивидуум идентифицирует себя в качестве пострадавшего от определенных вредоносных действий (определяет, называет для себя причину, по которой он понес ущерб, претерпел вред, - naming), приписывает понесенный им ущерб виновным действиям другого лица, обосновывая свое требование (blaming)*(48), и обращается к ответственному за ущерб лицу с просьбой возместить ущерб (claiming). Когда потерпевшему отказывают в возмещении ущерба (и в случае, когда потерпевший воспринимает как отказ молчание другой стороны или предложение частично удовлетворить предъявленные им требования), возникает спор*(49). При этом подчеркивается, что особенно важны ранние стадии возникновения спора, поскольку на них у действующих лиц имеется свобода маневра, больший выбор вариантов поведения, нежели после возникновения спора, когда выбор сужается в результате установленных институтами (прежде всего правовыми нормами) ограничений.
Спор - это объективизированное через нормы применимого к отношениям сторон права отражение позиций сторон на открытой стадии конфликта*(50). Позиции сторон излагаются в формальных извещениях, которыми стороны обмениваются на основании императивных норм применимого права или в порядке, зафиксированном в соглашении сторон (претензия - ответ на претензию; акт сдачи-приемки оказанных услуг - мотивированный отказ от его подписания; исковое заявление - отзыв на иск). Позиции сторон не совпадают с интересами сторон и гораздо уже их. Швейцарские специалисты по АРС Биргит Самбет-Глазнер (Birgit Sambeth Glasner) и Джереми Лэк (Jeremy Lack) наглядно изображают конфликт в виде айсберга, верхушку которого образуют факты, законодательство и позиции сторон, а невидимую подводную часть - недопонимание, недоразумения, интересы, эмоции, чувства, ценности и потребности*(51). Очевидно, что урегулировать конфликт по существу невозможно, если решать его только на основании информации, доступной из верхней части айсберга (см. рис. 1).
Если рассматривать АРС в качестве правового средства достижения участниками конфликта их целей - урегулирования конфликта или его разрешения, то для выбора этого средства необходимо оформленное договором согласие участников на его применение (согласие сторон на проведение переговоров, медиативная оговорка, соглашение о проведении переговоров при содействии адвоката, арбитражная оговорка). Можно также согласиться с С.Ю. Филипповой в том, что пределы свободы выбора правового инструментария устанавливаются отсутствием императивной нормы, предписывающей сторонам определенное поведение, либо существованием императивной нормы, предписывающей сторонам самостоятельно избрать определенное поведение*(52) (такой нормой должна стать статья АПК и впоследствии - Единого ГПК, предписывающая сторонам предпринять попытку урегулирования их спора в досудебном порядке).
В настоящей работе термины "спор" и "конфликт" используются как синонимы, если иное прямо не следует из контекста.