Глава 1. История становления государственного регулирования рекламной деятельности
Содержание
Введение
1. История становления государственного регулирования рекламной деятельности
2. Основные положения Федерального Закона «О рекламе»
3. Государственное регулирование и контроль в сфере рекламной деятельности:
3.1. Система государственного регулирования и контроля рекламной деятельности
3.2. Антимонопольные органы в регулировании рекламной деятельности
3.3. Судебные органы в регулировании рекламной деятельности
4. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе.
Заключение
Список литературы
Введение
Ранее понятие рекламы было дано в Федеральном законе от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе», однако новое законодательство о рекламе содержит в себе более четкую формулировку, были введены новые понятия. Расширился перечень определений. Если в Федеральном законе от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» понятие рекламы ограничивалась информацией о физическом или юридическом лице, виде деятельности, товарах, идеях и начинаниях (рекламной информацией), то новый Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» вводит новое определение рекламы.
Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Прежнее законодательство определяло рекламу как рекламную информацию, распространяемую в любой форме, с помощью любых средств, с целью формирования или поддержания интереса к рекламируемому объекту. Однако только сейчас внесены важнейшие поправки, вызванные современной экономической ситуацией.
Законодательство РФ о рекламе составляют:
• ФЗ «О рекламе»;
• иные федеральные законы, принятые в соответствии с ФЗ «О рекламе»;
• указы Президента РФ в области рекламы;
• нормативные правовые акты Правительства РФ.
Как следует из приведенного перечня нормативных актов, рекламное законодательство относится только к ведению Российской Федерации. В сферу регулирования органов местного самоуправления входят вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают полномочия пользования, владения, распоряжения муниципальной собственностью.
Реклама является одной из составляющих нашей повседневной жизни. Куда бы мы ни пошли, где бы ни оказались, везде мы можем столкнуться с таким явлением как реклама. Благодаря рекламе мы узнаем о новой продукции, о новых производителях и много о чем еще. Реклама-это окружение современного человека, но не всегда реклама остается в рамках закона, чем обуславливается актуальность моей работы. Сегодня в рекламе, а значит, в правовом регулировании и защите, нуждаются не только товары, физические и юридические лица, но и интеллектуальная собственность (четко определенное в правовом поле понятие в отличие от «идей и начинаний»).
Объектом моего исследования является Законодательство о рекламе во всех его проявлениях. Целью данной работы является рассмотрение правового регулирования рекламы.
Реклама 20х – 30х годов XX века
Как только был совершен переход к новой экономической политике, началась настоящая история советской рекламы. В стране временно признали частного собственника, снова появилась коммерция, конкуренция, а значит, и реклама. В послереволюционное время основной заказчик рекламы выступал в лице государства, но и торговые объединения заняли свою нишу.
Реклама в прессе : к 1923 году в центральной газете «Известия» 2/3 от доходов издания составили доходы от рекламы. Киноплакаты так же являлись видом коммерческой рекламы. Перед ним стояло 2 задачи: познакомить с сюжетом фильма и изобразить, где в киноленте добро, а где зло. В 1929-30 годах проходит антиалкогольная компания, которой посвящается множество плакатов самых разных художников. Особо можно отметить фотомонтажный плакат Буланова «Папа, не пей» и работу художников ИЗОРАМа «Помни, когда ты пьешь, твоя семья голодна». На этих плакатах очень ярко был выражен трагизм пьянства в семье.
Годы в рекламе СССР
У населения увеличивается спрос на качественные товары. В 60-70 годы создаются крупные специальные организации, а также коммерческо-рекламные организации в промышленности. Для координации рекламной деятельности организованы межведомственные советы по рекламе. Выпускается более шестидесяти рекламных изданий. Происходит развитие коммерческой рекламы. Ее яркий примеры: рекламные плакат «Аэрофлота». В 1960 году родился знаменитый слоган «Летайте самолетами «Аэрофлота»!» Комичность лозунга заключалась в том, что авиаперевозками в СССР кроме этой компании никто не занимался.
С семидесятых годов в кинематографе активно рекламировали отечественные торговые марки. Достаточно вспомнить фразу которую произносит грабитель Жорж Милославский в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» : «Храните деньги в сберегательной кассе!».[2]
Реклама в 80-90 годы СССР
В 1985 с началом «перестройки», происходят кардинальные продвижения в рекламной деятельности. Частное предпринимательство в 1988 году вернул «Закон о кооперации». Телевиденье и пресса становятся главными средствами рекламы. Довольно серьезно встает вопрос о фирменном стиле и в 1991 году принимается «Закон о товарных знаках».
Только товары, которые были дефицитными, не нуждались в рекламе, так как их покупали сразу же, если они были в наличии.
Несомненно, что реклама в СССР существовала, но в зависимости от исторического этапа страны, была направлена на разные задачи и выполняла разные функции. Рекламы СССР в сравнение с современной реальностью почти не было. Но именно она дала начало многим явлениям современной рекламы. Для чего и потребовалось в дальнейшем совершенствовать законодательство в данной сфере. Без опыта прошлого нет настоящего. Но закон тоже должен идти в ногу со временем.
Исходя из истории становления рекламной деятельности как таковой, мы видим, что только в конце 80х годов в нашей стране происходят ярко выраженные продвижения в рекламе. Но единственный закон в то время, который регулирует её деятельность и запрещает недобросовестную конкуренцию - Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Следом за ним, были приняты нормативно-правовые акты, которые частично относились к регулированию рекламы. К примеру, это Законы РФ "О сертификации продукции и услуг", "О средствах массовой информации", Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1183 "О защите потребителей от недобросовестной рекламы" и другие. Такое регулирование носило частный, дискретный характер, обусловленный отсутствием закона, устанавливающего единый понятийный аппарат и единую (консолидированную) систему регулирования правоотношений, складывающихся в сфере рекламной деятельности. Всей совокупности нормативных актов было явно недостаточно для формирования единого механизма регулирования складывающегося рынка рекламных услуг. Требовалось создание специального правового регулирования рекламной деятельности, что и стало главной причиной принятия Федерального закона "О рекламе" от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе", который устранил существовавшие пробелы в законодательстве. Федеральный закон "О рекламе" сохранил некоторые требования к рекламной деятельности, содержащиеся в ранее изданных нормативных правовых актах, но и, что более существенно, ввел множество новелл, значительно стабилизировав отношения в сфере рекламной деятельности.
Была создана правовая основа для формирования рекламного рынка, установили требования к рекламе отдельных видов товаров, урегулировали правоотношения в сфере рекламы в целом. Но наряду с этим, формируются и развиваются общественные отношения в сфере рекламы. И по истечению более чем 10 лет действия ФЗ "О рекламе" потребовалось их отразить в федеральном законодательстве. Принимались нормы в других федеральных законах, которые также регулировали отношения в области рекламы. Например, в статье 17 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" устанавливались требования к рекламе алкогольной продукции. Наряду с этим, их устанавливал и Федеральный Закон "О рекламе" в 16 и 33 статьях. Требования к рекламе алкогольной продукции, то есть одного и того же товара, в рамках двух Федеральных Законов вызывало их различное толкование. Это происходило и со стороны субъектов рекламной деятельности, и со стороны государственных контролирующих органов. Тем самым происходила сложность в правоприменении, которая негативно влияла на рекламный рынок. Аналогичная ситуация складывалась с закреплением отдельных положений, регулирующих отношения в области рекламы, в рамках Федеральных законов "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", "О рынке ценных бумаг", "О лекарственных средствах", "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", "О физической культуре и спорте", и др. Помимо этого, некоторые положения в Федеральном Законе 1995 года не брали в расчет специфику и особенность тех отношений, которые складывались в современной рекламе. Положения старого закона не отвечали требованиям, которых требовало современное развитие отношений в области рекламной деятельности. Была необходима консолидация норм в рамках одного закона. Но изменения и дополнения, которые в него вносились, не могли отразить необходимые изменения как с точки зрения общих подходов к регулированию рекламного рынка, так и специфики рекламы отдельных товаров.[3]
Решение вышеназванных мною проблем, учитывая развитие рекламной деятельности, было возможным только комплексным изменением рекламного законодательства. С 1 июля 2006 г. в Российской Федерации начал действовать новый Закон «О рекламе».
Глава 2. Основные положения Федерального Закона «О рекламе»
Закон «О рекламе» является основным законодательным актом, регулирующим отношения в области рекламы.
Действующий на сегодняшний день, Федеральный Закон "О рекламе" состоит из 6 глав, включающих 40 статей. Документ регламентирует общие требования к рекламе, способы ее распространения, ограничивает рекламу отдельных видов товаров, а также определяет основы саморегулирования и госконтроля в этой сфере, кроме того, уточняет ряд понятий, содержащихся в Федеральном законе №108-ФЗ.
Его целями являются:
1. развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции,
2. обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства,
3. реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы,
4. создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы,
5. предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
6. пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Исходя из целей законодательного регулирования отношений по производству, размещению и распространению рекламы, государство обязуется обеспечить баланс интересов как предпринимателей, участников конкурентных отношений на рынке, так и потребителей рекламной информации. Следовательно, антимонопольные органы при осуществлении государственного контроля соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также толковании и применении норм рекламного законодательства должны ориентироваться на достижение указанных целей. [4]
Основные понятия используемые в Федеральном Законе "О рекламе".
Для полноценной оценки изменений в законодательстве, следует рассмотреть основные понятия, которые были в Федеральном Законе 1995 года (они были закреплены в 2 статье Федерального закона №38-ФЗ) и сравнить их с основными понятиями, изложенными в Федеральном Законе 2006 года. Проанализировав, старую и новую редакцию закона, мы видим что законодатель ввел новые понятия "объекта рекламирования" и "товара":
1) объект рекламирование - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
2) товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
Субъекты рекламной деятельности остались прежними: рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель.
Специфическим субъектом рекламной деятельности являются потребители рекламы и спонсоры:
1) потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама;
2) спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности;
Появились понятия "спонсорская реклама" и "социальная реклама":
1) спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре;
2) социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства;
Так же редакция Федерального Закона "О рекламе" 2006 года, добавило понятие "антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы. Который, в соответствии с 33 статьей Федерального Закона №108-ФЗ, осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.
При применении норм Федерального закона "О рекламе" необходимо учитывать сферу действия данного Закона.
Применяется ФЗ "О рекламе" к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства. В том случае, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации. В части 2 ст. 2 Закона закреплен довольно обширный (исчерпывающий) перечень видов информации, на которые Закон не распространяется.
Согласно статье 4, Федерального Закона: "Законодательство РФ о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации".
Федеральный закон №108-ФЗ распространяется на граждан РФ и российские юридические лица. Помимо этого, ФЗ так же будет распространяться на иностранных юридических лиц и на иностранных граждан и лиц без гражданства - индивидуальных предпринимателей (ИП), которые зарегистрированы в установленном порядке, производят, размещают и распространяют рекламу на территории нашего государства.
Интересный момент, что действие Федерального закона "О рекламе" применяется и тогда, когда действия, которые совершают за пределами РФ юридическими лицами или граждане Российской Федерации в области рекламы, приводят к ограничению конкуренции, введению в заблуждение юридических или физических лиц на территории РФ либо влекут за собой иные отрицательные последствия на рынках товаров Российской Федерации.
К примеру, если рекламодатель находится за пределами РФ, то есть на территории иностранного государства, поручает рекламопроизводителю изготовить рекламный ролик, который впоследствии разместит на территории РФ. И при условии, что эта рекламная деятельность будет признана ненадлежащей, в соответствии с российским законодательством, то ответственность за ненадлежащую рекламу субъектов рекламной деятельности (в том числе рекламодателя и рекламопроизводителя, действовавших на территории иностранного государства) наступит в соответствии с ФЗ "О рекламе".
Говоря о сфере действия данного Закона, я бы отметила, что №108-ФЗ не распространяется на объявления физических лиц, которые не связанны с осуществлением предпринимательской деятельности.
Исходя из статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью будет является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Но, если объявление, данное физическим лицом, связано с предпринимательской деятельностью, а так же соответствует законодательному определению рекламы, то к данному объявлению применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.
Заключение
Итак, в своей курсовой работе я рассмотрела основные вопросы в области регулирования отношений, возникающих в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации. Подводя итоги данной работы, прежде всего следует обратить внимание, что закон о рекламе ставит перед собой цели развития рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечения в РФ единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечения фактов ненадлежащей рекламы.
В процессе осуществления хозяйственной деятельности практически каждая коммерческая организация прибегает к рекламе своих товаров, работ, услуг. В связи с этим возникает необходимость защиты государством прав и законных интересов хозяйствующих субъектов - конкурентов, потребителей рекламы, четкого законодательства о рекламе и верного его понимания и применения всеми участниками рекламных отношений.
При этом у разных участников экономической деятельности интересы зачастую не совпадают, а иногда и входят в противоречие.
Производитель-рекламодатель заинтересован в увеличении прибыли, для чего ему необходим скорейший сбыт товаров по максимально возможным ценам.
Потребитель, которому предназначена реклама, наоборот, больше внимания уделяет потребительским свойствам товара, желая купить продукцию высокого качества по возможно низкой цене.
Такое противоречие нередко перерастает в конфликт между участниками рекламных коммуникаций. Например, в рекламе может содержаться недостоверная информация, лживые утверждения типа «Товары нашей фирмы – решение всех ваших проблем», или - «Наш препарат излечит вас». Некорректная по отношению к конкуренту реклама может причинить ущерб его имиджу, деловой репутации. Все это ограничивает конкуренцию на рынке.
Ненадлежащая реклама приводит к возникновению проблем у СМИ, которые являются рекламораспространителями рекламы.
Всё это свидетельствует о необходимости создания эффективно функционирующей системы регулирования рекламной деятельности.
Государство наделяет население правами и свободами, в том числе и по отношению к предпринимателям и госорганам, устанавливает права, обязанности и меры ответственности для всех субъектов рынка, а также осуществляет контроль за поведением предпринимателей и госорганов на рынке, регулирует деятельность монополистов, пресекает антиконкурентные проявления, осуществляет конкурентную, и потребительскую и рекламную политику.
На рынке в рекламной деятельности могут участвовать все: и граждане, и любые их объединения, и предприниматели, и государственные органы. При этом реклама естественным образом влияет на все отношения, возникающие между субъектами рынка. Ненадлежащая реклама искажает эти отношения, наносит существенный ущерб конкуренции, ущемляет права покупателей и не дает возможности государству осуществлять свою конкурентную и потребительскую политику и совершенствовать систему рыночного хозяйствования. Поэтому регулирование рекламной деятельности является одной из основных задач государства, одним из важнейших интересов граждан, юридических лиц, предпринимателей.
В результате проведенного анализа целесообразно сделать вывод о наличии на настоящем этапе развития рыночных отношений достаточно многогранной и иерархично организованной системы нормативно – правового регулирования деятельности в сфере рекламы.
Список литературы
I. Нормативно-правовые акты:
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (в ред. от 03.11.2013)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. от 14.11.2013); Часть 2 от 26.01.1996 N 14-ФЗ (в ред. от 14.12.2013); Часть 3 от 26.11.2001 N 146-ФЗ (в ред. от 01.11.2013); Часть 4 от 18.12.2006 N 230-ФЗ (в ред. от 01.09.2013)
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 14.12.2013)
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в ред. от 25.11.2013)
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.
6. Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
7. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 379-ФЗ, от 05.04.2010 N 40-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 06.12.2011 N 401-ФЗ, от 28.07.2012 N 145-ФЗ, от 30.12.2012 N 318-ФЗ, от 02.07.2013 N 144-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 02.11.2013 N 294-ФЗ)
8. Федеральный закон от 3 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». (в ред. Федеральных законов от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 12.05.2009 N 95-ФЗ)
9. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 09.02.2007 N 18-ФЗ, от 12.04.2007 N 48-ФЗ, от 21.07.2007 N 193-ФЗ, от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 13.05.2008 N 70-ФЗ, от 27.10.2008 N 179-ФЗ, от 07.05.2009 N 89-ФЗ, от 27.09.2009 N 228-ФЗ, от 17.12.2009 N 320-ФЗ, от 27.12.2009 N 354-ФЗ, от 19.05.2010 N 87-ФЗ, от 27.07.2010 N 194-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 05.04.2011 N 56-ФЗ, от 03.06.2011 N 115-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 202-ФЗ, от 18.07.2011 N 218-ФЗ (ред. 20.07.2012), от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 21.07.2011 N 252-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 20.07.2012 N 119-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 07.05.2013 N 98-ФЗ, от 07.06.2013 N 108-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 200-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 21.10.2013 N 274-ФЗ)
10. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» (в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 211-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 09.02.2009 N 10-ФЗ, от 21.07.2011 N 252-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 05.04.2013 N 34-ФЗ, от 05.04.2013 N 50-ФЗ, от 02.07.2013 N 158-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
11. Информационное письмо Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе».
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе».(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.10.2006 N 628, от 29.12.2008 N 1063, от 15.09.2009 N 744, от 20.02.2010 N 67, от 25.04.2011 N 318, от 21.10.2011 N 853, от 25.06.2012 N 631, от 18.09.2012 N 944, от 20.12.2012 N 1345, от 26.08.2013 N 739, от 02.11.2013 N 988, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 30.07.2007 N ГКПИ07-320)
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508 «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе».
II. Специальная литература:
1. Реклама: Правовое регулирование. Государственный контроль. Ответственность за нарушения законодательства о рекламе. Защита прав потребителей. Арбитражная практика. - М.: Издательство "Ось", 2012.
2. Уэллс У., Вернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. - СПб: Питер, 2013
3. Бадалов Д.С., Василенкова И.И., Пузыревский С.А. Комментарий к Федеральному закону «О рекламе». М., 2012.
4. Найдеров Ю. Административная ответственность за нарушения законодательства о рекламе // Российская юстиция. 2013
5. Отческая Т. Применение административной ответственности за нарушения законодательства о рекламе // Право и экономика. 2010
6. Пузыревский С.А. и др. Правовое регулирование рекламной деятельности. М., 2012.
7. Рихтер А. Правовое регулирование рекламы в СМИ // Законодательство и практика масс-медиа. 2012.
8. Ростова Н. Промо-акции и реклама: юридические аспекты // Консультант. 2011. № 15.
9. Степанов А.Г. Законодательство о рекламе // Право и экономика. 2005.
10. Черячукин Ю.В. Правовое регулирование рекламной деятельности. В., 2007.
11. Предпринимательское право: Учебник для вузов/Под ред. Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2012.
12. Справочно-правовая система «Гарант» http://www.garant.ru/
13. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы: http://www.fas.gov.ru/
[1] Пузыревский С.А. и др. Правовое регулирование рекламной деятельности. М., 2012.
[2] Рихтер А. Правовое регулирование рекламы в СМИ // Законодательство и практика масс-медиа. 2012.
[3] Пузыревский С.А. и др. Правовое регулирование рекламной деятельности. М., 2012.
[4] Бадалов Д.С., Василенкова И.И., Пузыревский С.А. Комментарий к Федеральному закону «О рекламе». М., 2012.
[5] Реклама: Правовое регулирование. Государственный контроль. Ответственность за нарушения законодательства о рекламе. Защита прав потребителей. Арбитражная практика. - М.: Издательство "Ось", 2012.
[6]Бадалов Д.С., Василенкова И.И., Пузыревский С.А. Комментарий к Федеральному закону «О рекламе». М., 2012.
[7] Черячукин Ю.В. Правовое регулирование рекламной деятельности. В., 2007.
[8] Предпринимательское право: Учебник для вузов/Под ред. Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2012.
[9] Информационное письмо Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе».
[10] Отческая Т. Применение административной ответственности за нарушения законодательства о рекламе // Право и экономика. 2010
[11] Уэллс У., Вернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. - СПб: Питер, 2013
Содержание
Введение
1. История становления государственного регулирования рекламной деятельности
2. Основные положения Федерального Закона «О рекламе»
3. Государственное регулирование и контроль в сфере рекламной деятельности:
3.1. Система государственного регулирования и контроля рекламной деятельности
3.2. Антимонопольные органы в регулировании рекламной деятельности
3.3. Судебные органы в регулировании рекламной деятельности
4. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе.
Заключение
Список литературы
Введение
Ранее понятие рекламы было дано в Федеральном законе от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе», однако новое законодательство о рекламе содержит в себе более четкую формулировку, были введены новые понятия. Расширился перечень определений. Если в Федеральном законе от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» понятие рекламы ограничивалась информацией о физическом или юридическом лице, виде деятельности, товарах, идеях и начинаниях (рекламной информацией), то новый Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» вводит новое определение рекламы.
Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Прежнее законодательство определяло рекламу как рекламную информацию, распространяемую в любой форме, с помощью любых средств, с целью формирования или поддержания интереса к рекламируемому объекту. Однако только сейчас внесены важнейшие поправки, вызванные современной экономической ситуацией.
Законодательство РФ о рекламе составляют:
• ФЗ «О рекламе»;
• иные федеральные законы, принятые в соответствии с ФЗ «О рекламе»;
• указы Президента РФ в области рекламы;
• нормативные правовые акты Правительства РФ.
Как следует из приведенного перечня нормативных актов, рекламное законодательство относится только к ведению Российской Федерации. В сферу регулирования органов местного самоуправления входят вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают полномочия пользования, владения, распоряжения муниципальной собственностью.
Реклама является одной из составляющих нашей повседневной жизни. Куда бы мы ни пошли, где бы ни оказались, везде мы можем столкнуться с таким явлением как реклама. Благодаря рекламе мы узнаем о новой продукции, о новых производителях и много о чем еще. Реклама-это окружение современного человека, но не всегда реклама остается в рамках закона, чем обуславливается актуальность моей работы. Сегодня в рекламе, а значит, в правовом регулировании и защите, нуждаются не только товары, физические и юридические лица, но и интеллектуальная собственность (четко определенное в правовом поле понятие в отличие от «идей и начинаний»).
Объектом моего исследования является Законодательство о рекламе во всех его проявлениях. Целью данной работы является рассмотрение правового регулирования рекламы.
Глава 1. История становления государственного регулирования рекламной деятельности
На протяжении достаточно долгого времени в Российской Федерации правовое регулирование рекламной деятельности отсутствовало. В нашем мире, переполненном рекламой, невозможно представить и дня, что бы мы с ней не столкнулись. Без нее, жизнь кажется уже невозможной. Так почему же отсутствовало правовое регулирование? Вспомним СССР. Если товаров в советские годы итак не хватало, что рекламировать? Но в годы постоянного дефицита и борьбы с противниками коммунизма, реклама все-таки была. Безусловно, у нее были сильные отличия от современной. Перед ней стояли другие задачи, и она выполняла другие функции. Что бы понять сегодняшнюю рекламу, следует рассмотреть, какой она была в Советском Союзе.
Самыми первыми образцами советской рекламы являются плакаты, которые призывали к помощи голодающим и больным; раненым и их семьям; к здоровому образу жизни и воспевание коммунистических ценностей. Существование коммерческой рекламы прекратили через 2 недели после революции. Правительство СССР издало декрет «О введении государственной монополии на объявления в средствах массовой информации». Из-за которого у предпринимателей исчезла возможность расширять своё дело за счет рекламы. 16 апреля 1918 г. Совет Народных Комисаров СССР принял новый декрет: «Об организации управления почтово-телеграфным делом Советской республики». Но началась гражданская война и решения этого декрета так и осталось на бумаге. Несколько лет коммерческой рекламы не существовало.