Тема 21. Правовые позиции: понятие и виды. Судебные правовые позиции
1. Научная дискуссия в юридической литературе. Понятие и признаки правовых позиций.
2. Виды правовых позиций.
3. Судебные правовые позиции. Правовые позиции судов.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Важнейшим условием эффективного освоения учебного курса является правильная организация самостоятельной работы студентов. Прежде всего речь идет о подготовке к семинарским занятиям как важной форме закрепления знаний по данному предмету. Подготовка к семинару должна начинаться с внимательного прочтения вопросов предстоящего занятия. Каждый вопрос необходимо подготавливать самостоятельно, т.е. отдельно. Начинать следует с лекции по данной теме, ибо, как правило, лектор в определенной мере освещает вопросы, выносимые на семинар. Затем предстоит подготовить ответы на поставленные вопросы. В настоящее время учебной литературы по данному предмету достаточно много. Кафедрой рекомендуется ряд учебных источников, о которых информируют студентов преподаватели и методическая литература, в том числе и данное пособие.
Многие вопросы, их подготовка предполагают работу не только с учебником, но и с другими материалами. Речь идет о федеральных законах, прежде всего Конституции РФ, других стран, федеральных конституционных законах, законов субъектов РФ и др. Законодательные акты следует приносить на семинарские занятия, заранее намечая необходимые для обсуждения моменты, например, если речь идет о роли и полномочиях Конституционного Суда РФ в механизме государства, то необходимо изучить статью 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ", где сказано, что в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; и др.
Все эти моменты следует пометить в тексте Федерального закона, постараться запомнить.
Преподаватель может порекомендовать изучить монографию, научную статью, комментарий к закону и др. Здесь важно внимательно прочитать материал, постараться усвоить главные мысли автора; их можно законспектировать, принести на семинарское занятие и доходчиво доложить, так чтобы слушатели поняли авторскую точку зрения.
Особая форма самостоятельной работы - это подготовка реферата. Примерная тематика реферата дана в настоящем пособии. Однако преподаватель может поручить студенту выполнить реферативное исследование на другую тему, не указанную в общем списке. Это зависит от содержания и цели семинарского занятия, спецсеминара, консультации и т.д.
Тематика рефератов и тематика курсовых работ не совпадают. Это вызвано тем, что подготовка реферата и курсовой работы и более того дипломного сочинения - качественно разные формы самостоятельной работы студента. Курсовая работа - относительно фундаментальная проработка, с элементами научного познания, какой-либо темы учебного курса. Например, понятие и структура юридической нормы. Здесь студент должен исследовать признаки правовой нормы, дать определение этому ключевому юридическому феномену. Затем перейти к анализу структуры правовой нормы, при этом изложив основные научные подходы, имеющиеся по этой проблематике в юридической науке. Анализ компонентов юридической нормы невозможен вне исследования конкретных юридических правил. Это требует самостоятельного поиска, анализа конкретных норм отраслей современного права, привлечения соответствующей литературы (комментариев к законам, постановлений пленумов высших судебных инстанций и др.).
Реферат - изучение конкретного вопроса; для этой формы самостоятельной работы свойственен описательный метод. В свете нашего примера реферативными могут быть, например, такие темы: гипотеза юридической нормы и ее виды, способы изложения структурных элементов правовой нормы и т.д. Конечно, оценка данных тем как только реферативных достаточно условна. Дело в том, что если изъяснить цель исследования, задачи в смысле глубины, попытки установить определенные закономерности и не ограничиваться лишь описанием существующей проблематики и ее оценки в научной литературе, то безусловно это может быть более серьезное исследование уровня курсовой, дипломной работы и т.д. Нередко реферат и выполняет цель некого авангарда, если хотите разведчика, предварительные данные которого позволяют судить о перспективах будущего научного исследования. Заметим, что рефераты нередко перерастают в уровень курсовых, дипломных работ, а затем и кандидатских диссертаций.
Одной из часто встречающейся форм самостоятельной работы является подготовка научного доклада. Его задача - освещение в аудитории (на семинарском занятии, научном или проблемном кружке и т.д.) какой-либо проблемы, как правило, сложной и неоднозначно разрешаемой в научной юридической литературе.
Подготовка доклада предполагает изучение прежде всего учебных источников. Вначале необходимо понять основу проблемы на простейшем уровне. В последующем знакомство с монографическими изданиями, научными статьями и др. позволит уяснить проблемные стороны вопроса. Специфика организации этой формы работы студента в подготовке устного выступления. Итог работы - текст, тезисы, наброски, позволяющие воспроизвести идеи в аудитории. Свободное владение научным материалом возможно только в ситуации глубокой проработки проблемы, ее самостоятельного усвоения. Доклад, его тезисы желательно проработать до выступления в аудитории, другими словами - прорепетировать. Это обязательно поможет выступающему приобрести уверенность, возможность увлечь слушателей своей темой.
К отдельным семинарским занятиям рекомендуются домашние задания, например, подготовить примеры разновидностей юридических норм. Здесь важно изучить понятие нормы, основания их классификаций, примеры, приведенные в специальной, в том числе научной, литературе. Лишь после этого необходимо приступить к самостоятельному поиску особенностей той или иной группы норм.
Организация самостоятельной работы студента, ее качество - важнейшее условие эффективного усвоения учебного материала, путь приобретения профессиональных навыков.
Приложение
Теория государства и права.
Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения
Введение
Учебно-методический комплекс призван оказать помощь студентам в самостоятельном изучении такой профилирующей учебной дисциплины, как теория государства и права, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501 (65) - (021100) Юриспруденция и Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста) по специальности 080801.65 "Прикладная информатика в юриспруденции".
Теория государства и права относится к числу важнейших и наиболее сложных учебных дисциплин, изучаемых студентами-заочниками самостоятельно. Ее задача - представить необходимый объем общетеоретических знаний для усвоения других учебных предметов и работы в судебных органах и иных государственных и негосударственных структурах. Студенты изучают теорию государства и права на первом курсе. Для них читаются установочные лекции, проводятся семинарские занятия по ключевым темам. Затем они сдают курсовой экзамен. Именно по этому предмету рекомендуется написание курсовой работы, цель которой - более глубокое и всестороннее изучение отдельных вопросов учебного курса теории государства и права.
Развитие и закрепление общетеоретических знаний продолжаются и на последующих курсах, в частности по отдельным разделам теории государства и права читаются специальные курсы. Как профилирующая учебная дисциплина теория государства и права выносится на государственный экзамен.
Изучение теории государства и права студентами первого курса заочной формы обучения связано с определенными трудностями. Данная дисциплина содержит обобщенные понятия о государстве и праве, в известной мере отвлеченного характера. Теория государства и права не рассматривает особенности государственности и права в отдельных странах, а дает общие представления о закономерностях развития государства и права, их сущности и роли в жизни общества.
Важнейшей формой передачи знаний являются вводные лекции. Их цель - не только дать студенту новейшие знания в данной области, но и обратить внимание на наиболее сложные вопросы при изучении дисциплины самостоятельно. Мнение о том, что теоретические знания можно почерпнуть только в учебнике, не посещая установленных лекций, - ошибочно. На лекциях нужно внимательно следить за логикой изложения материала, конспектировать основные положения. Конспектировать следует умело: использовать сокращения, оставлять поля для вопросов, выносимых на семинарские занятия и др. В межсессионный период целесообразно повторять законспектированное, привлекая материал учебника и другую специальную литературу. Конспекты лекций необходимо сохранять, поскольку они необходимы для сдачи экзамена, а также могут понадобиться при изучении других дисциплин и при подготовке к государственному экзамену.
Не менее важной формой обучения, способствующей закреплению теоретических знаний студентов, являются семинарские занятия, на которых студент учится умению логически обоснованно делать выводы по обсуждаемым вопросам, самостоятельно мыслить. В то же время семинарские занятия - это действенное средство контроля за качеством усвоения студентами соответствующих знаний, уровнем их подготовки в межсессионный период. К семинарским занятиям студент-заочник обязан заблаговременно подготовить ответы на вопросы заданных учебных тем. Делается это, подчеркнем, в межсессионный период. С этой целью требуется изучить соответствующие темы установочных лекций, учебников и дополнительную литературу; законспектировать рекомендуемые преподавателем учебные источники, выполнить другую обязательную работу. По специальному заданию кафедры студент обязан выполнить индивидуальную работу.
В настоящее время различными издательствами выпущено значительное число учебников по теории государства и права. При изучении данной дисциплины студентам следует использовать учебники и учебные пособия, рекомендуемые кафедрой.
Объем дисциплины в часах и виды учебной работы
Номер семестра | Форма отчетности Э(кзамен) З(ачет) | Всего часов по учебному плану | В том числе аудит. занятий | Из них по видам учебных занятий | НИРС и экзаменационная сессия | |||
Лекции | Семинары | Самостоятельная работа | ||||||
Заочная форма обучения | ||||||||
1, 2 | З, Э | |||||||
Тематический план
N п\п | Тема | Всего часов | Лекции | Семинары |
Теория государства и права. Предмет, методология, функции | ||||
Происхождение государства и права | ||||
Понятие государства | ||||
Формы, функции и механизм государства | ||||
Государство и институты гражданского общества. Государство в политической системе общества. Государство и личность. Государство и церковь. | ||||
Правовое государство | ||||
Правопонимание в юридической науке | ||||
Основные понятие о праве | ||||
Нормы права | ||||
Правотворчество и нормативные правовые акты. Систематизация в праве | ||||
Система права | ||||
Реализация правовых норм. Правоприменение | ||||
Толкование права | ||||
Правоотношения | ||||
Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность | ||||
Правосознание и правовая культура. | ||||
Правовое регулирование и его механизм. Эффективность правового регулирования | ||||
Юридические документы и юридическая техника | ||||
Законность и правопорядок в современном обществе | ||||
Правовые системы современности | ||||
Правовые позиции: понятие и виды. Судебные правовые позиции | ||||
Итого за учебный год: |
Программа учебного курса