Право и экономика. Право и политика. Право и религия
Право и экономика тесно взаимосвязаны между собой, поскольку сущность и содержание права находятся в прямой зависимости от экономических отношений, господствующих в обществе, в первую очередь отношений собственности.
В нормах права отражаются экономические отношения, экономические интересы различных социальных групп, прежде всего интересы собственников.
На право оказывает влияние совокупность социальных факторов (соотношение социальных сил, политика, религия, мораль, правосознание и т.д.). В силу этого право в определенном смысле действует независимо от экономики и, вследствие чего, оказывает обратное влияние на нее, ибо экономические отношения облечены в правовую форму, регулируются правом. Право может способствовать развитию экономики, если соответствует уровню ее развития, или тормозить ее развитие. Современные государства активно используют право в целях воздействия на экономику через регулирование собственности, товарных отношений, принятие налогового, таможенного законодательства и др.
Нужно учитывать, что право в значительной мере автономно, в связи с функционированием таких достаточно самостоятельных институтов в обществе как судебная система, антимонопольное законодательство и др.
Право и политика рассматриваются как явления взаимосвязанные и взаимообусловленные. Основная часть внутренней и внешней политики государства реализуется через право, а право, в свою очередь, воплощает в жизнь, закрепляет основные направления и принципы государственной политики.
Все политические процессы в государстве должны осуществляться в рамках закона, следовательно, право в этом случае выступает как средство политики, но при этом оно регулирует политическую деятельность, ограничивая ее, предостерегая от перерастания в беззаконие и произвол.
Поскольку политика определяется как искусство управления обществом, сущность которого составляют отношения по поводу власти между классами, политическими партиями, нациями; между государством, с одной стороны, и народом - с другой, такое управление осуществляется посредством права, а также с помощью политических норм - правил поведения разнообразных субъектов политики, участников политических процессов, политических отношений, в программах, решениях, уставах политических партий и движений и т.д. В случаях, когда политические нормы получают отражение в конституциях, законах, они приобретают характер правовых норм.
Право и религия. Религия (от лат. reliqio) - восстановление или воспроизводство лиги, связи) - стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом (Богом, богами, безусловным сосредоточием всего существующего, субстанций, главной святыней).
В религиоведческой литературе наиболее распространенным следующие определения религии: а) вера в сверхъестественное (Платон); б) восстановление связи с Богом как Полнотой Бытия, Иеговой (монотеизм); в) особое чувство зависимости человека от бесконечного (Ф. Шмитермахер); г) символика первобытных мифов о природе (М. Мюллер); д) вера в невидимые духовные существа (Э. Тайлор); е) олицетворение и умилоствование тех природных сил, перед которыми люди беспомощны (Док. Фрэзэр); ж) фантастическое отражение в форме неземных сил внешних обстоятельств, господствующих над человеком (Ф. Энгельс); з) чувство священного (Док. Хаксли); и) универсальный невроз навязчивости в форме защиты от чувства внутренней неуверенности и страха (З. Фрейд); к) ритуальная культивация социально принятых ценностей (Э. Филер); л) вера в судьбу (Док. В. Пратт); м) система истин, способных переделать характер принимающего их человека (А. Уайтлед); н) стремление отстоять во что бы то ни стало всеобщую ценность какого-либо идеала (Док. Дьюн). Вероятно, каждое из этих определений описывает ту или иную грань реально противоречивой и богатой сущности религии, но не всю, как совокупности отношений между человеком и абсолютом*(88).
Статья 14 Конституции РФ провозглашает: "1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". "Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними" (ст. 28).
Взаимосвязь права и религии подтверждается в первую очередь тем, что многие религиозные заповеди: "не убий", "не укради" и другие закреплены в законе и рассматриваются как преступления. Более того, в мусульманских странах право в основном базируется на религиозных догматах, за нарушение которых предусмотрены весьма суровые наказания (смертная казнь через повешение, битье палками и др.).
В современном мире в некоторых национально-правовых системах (около 20 стран) религиозные тексты используются как источники права. Религиозные нормы являются общеобязательными правилами поведения для верующих и содержатся в таких источниках, как Библия, Коран, Талмуд и др.
Формы (источники) права
Источник права понимается в двух смыслах:
- источник права как сама жизнь: политика, экономика, культура, религия и т.д. Поскольку именно посредством права регулируются политические, экономические, социальные и иные отношения;
- форма права как "резервуар", где находятся юридические нормы, т.е. где они закреплены.
Схема 11
┌────────────────────────────────────────┐
│ Источники права │
└────────────────────┬───────────────────┘
┌───────────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────┐
│ нормативный правовой акт ├◄───┼────►┤ правовые доктрины │
└───────────────────────────────┘ │ └───────────────────────────┘
┌───────────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────┐
│ судебный или административный ├◄───┼────►┤ принципы права │
│ прецедент │ │ │ │
└───────────────────────────────┘ │ └───────────────────────────┘
┌───────────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────┐
│ нормативный договор ├◄───┼────►┤ нормы международного │
└───────────────────────────────┘ │ └───────────────────────────┘
┌───────────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────┐
│ правовые обычаи ├◄───┴────►│ религиозные веления │
└───────────────────────────────┘ └───────────────────────────┘
Нормативный правовой акт - основной источник права, поскольку принятие данных актов является монополией государства. Это акт - документ компетентного правотворческого органа, содержащий юридические нормы.
Признаки нормативного правового акта:
1. В отличие от других источников права нормативный правовой акт можно достаточно быстро подготовить, изменить, дополнить и т.д.;
2. С его помощью можно четко, определенно закрепить общественные отношения, подпадающие под правовую регламентацию, а также соответствующие права и обязанности.
Недостатком данного источника права является возможность его быстрой отмены в угоду определенных политических сил в государстве. Виды нормативных правовых актов:
Законы:
- федеральные конституционные;
- федеральные законы;
- законы Субъектов Федерации;
Указы Президента РФ:
- нормативные;
- ненормативные (индивидуальные правовые акты);
- смешанные.
Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты министерств и ведомств РФ.
Решения губернаторов (глав субъектов Федерации).
Акты муниципалитета:
- акты глав муниципальных образований;
- акты представительных органов власти;
- совместные акты глав муниципальных образований и представительных органов власти.
Локальные акты (например, уставы предприятий, положения учреждений и других организаций).
Необходимо отметить, что все нормативные правовые акты, кроме законов, называются подзаконными, поскольку по своей юридической силе они стоят ниже законов и не должны им противоречить.
Кроме нормативных, существуют ненормативные, или индивидуальные акты, направленные к определенным лицам или организациям. Индивидуальные акты - это решения высших органов государственной власти и управления, приговоры суда, судебные решения, определения, приказы министров, руководителей предприятий и учреждений и т.д.
Особенности ненормативных актов:
- принимаются на основе нормативных правовых актов, в том числе законов;
- адресуются конкретным лицам или органам;
- принимаются по оперативным вопросам и прекращают свое действие в связи с исполнением данного индивидуального акта.
Судебный или административный прецедент - решение судебных или административных органов по конкретному делу, впоследствии принимаемое за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел.
При прецедентной форме права прецедент является основным среди других источников права. В Англии основным источником права является прецедент (некоторые прецеденты насчитывают около 300 лет). Англия не признает авторитет римского права, считая, что прецедентное право более демократично и стабильно, так как его нельзя отменить.
Прецедентная система права сложилась в Великобритании, Канаде, Австралии и некоторых других странах. Прецедент как источник права характерен для англосаксонской правовой системы.
Нормативный договор - согласованная воля двух или более субъектов права, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Данный вид договора должен содержать нормы права (международные акты; внутригосударственные договоры; коллективные договоры и соглашения в трудовом праве).
Правовые обычаи - обычаи, санкционированные государством. Это исторически первый источник права, но обычай приобретает правовой характер после его фактического признания государством. Поскольку право изначально возникало как обычное право, состоящее из правовых обычаев, в дальнейшем оно систематизируется и представляет собой сборники правовых обычаев ("Русская правда", "Салическая правда" и др.).
В настоящее время в большинстве стран правовой обычай может выступать источником права, если об этом указано в законе. Около 20 статей Гражданского кодекса Российской Федерации содержат ссылку на "обычай делового оборота", а ст. 5 ГК РФ определяет обычай делового оборота как сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе или нет.
Правовые доктрины (научные положения, концепции) как источник права в современных правовых системах значения практически не имеют. В Древнем Риме суды ссылались на работы наиболее известных римских юристов - Гая, Ульпиана, Павла. В настоящее время правовая доктрина как источник права формально признается только в Швейцарии.
Некоторые авторы к источникам права относят принципы права и нормы международного права.
Религиозные нормы в некоторых государствах, особенно теократических, играют важную роль - мусульманское, индусское, иудейское право основаны на религиозных текстах. Так, Коран является священной книгой для мусульман, а также Сунна - жизнеописание пророка Мухаммеда и Иджма - согласие мусульманского общества относительно обязанностей мусульманина, и Кияс - суждение по аналогии.
Пятикнижие, Талмуд - основа иудейского права, а Законы Ману - индусского.