Несостоятельность юридических лиц. Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)».
Юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом) либо по решению арбитражного (коммерческого) суда либо по собственному заявлению (добровольное банкротство), если оно неспособно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей и эта задолженность не погашена в течение 3 месяцев.
Юридическое лицо может быть признано банкротом несмотря на наличие у него дебиторской задолженности, срок погашения которой наступил.
признак банкротства
Наличие долгов в течение трех месяцев не менее ста тысяч рублей, в том числе задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате компенсации сверх возмещения вреда, выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;
Процедура банкротства может быть начата:
руководителем (исполнительным органом) юридического лица;
владельцем государственного юридического лица;
основателями (участниками) должника;
кредиторами должника;
любой заинтересованной стороной (налоговыми органами, фондами социального назначения и т.д.);
государственным прокурором.
Должник может быть объявлен банкротом только по решению суда.
Законом предусмотрены следующие основные процедуры банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.
1 Наблюдениеприменяется к должнику с момента принятия судом заявления до введения внешнего управления или конкурсного производства. Наблюдение осуществляется временным управляющим, назначаемым арбитражным судом. Руководство должника продолжает осуществлять свои полномочия, однако с определенными ограничениями.
2 Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев.
Внешнее управление осуществляется внешним управляющим, кандидатура которого утверждается судом.
С момента введения внешнего управления:
руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника переходит к назначенному управляющему;
все полномочия органов управления должника переходят к управляющему; органы управления должника должны передать все балансы, другую бухгалтерскую и финансовую отчетность и документацию, печати и штампы, материальные ценности, оборудование внешнему управляющему;
снимаются все ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов.
Все активы и имущество должника находятся в распоряжении временного управляющего. Сделки, размер которых превышает 20 процентов от балансовой стоимости активов, должны утверждаться собранием кредиторов.
Внешний управляющий имеет право отказаться от исполнения договоров должника.
Внешний управляющий отчитывается перед собранием кредиторов.
Суд на основании решения собрания кредиторов и отчета внешнего управляющего может принять решение:
прекратить процедуры банкротства и начать расчеты с кредиторами в соответствии с реестром кредиторов;
отказать в утверждении отчета управляющего, объявить должника банкротом и открыть конкурсное производство (это может быть сделано по просьбе собрания кредиторов);
утвердить мировое соглашение.
3 Конкурсное производство открывается судом и начинается с назначения судом конкурсного управляющего.
Срок конкурсного производства не может превышать 1 года. Этот срок может быть продлен арбитражным судом на 6 месяцев и более.
В ходе конкурсного производства все функции по управлению переходят к конкурсному управляющему, на которого возлагается ответственность по оценке имущества и активов должника. Все имущество должника, за исключением некоторых видов активов, реализуется на открытых торгах. Конкурсный управляющий использует средства, полученные на аукционах, для удовлетворения требования кредиторов.
После утверждения отчета конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение, которое конкурсный управляющий впоследствии представляет в орган, в котором был зарегистрирован должник. Решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С момента внесения в реестр записи о ликвидации должника последний считается ликвидированным.
4 Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве. Решение о заключении мирового соглашения принимается собранием кредиторов (простым большинством голосов) и считается принятым, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имуществом должника. Мировое соглашение должно быть утверждено судом.
В Законе "О несостоятельности (банкротстве)" законодатель предусмотрел упрощенную процедуру банкротства. В случаях отсутствия должника-гражданина либо руководителя должника-юридического лица и невозможности установления их местонахождения заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано в суд уполномоченными законом лицами независимо от размера кредиторской задолженности. Рассмотрение дела о банкротстве отсутствующего должника, оценка и реализация имущества, удовлетворение требований кредиторов осуществляются в обычном порядке, после чего конкурсным управляющим составляется ликвидационный баланс и вместе с отчетом представляется в суд.
Законом "О несостоятельности (банкротстве)" определены особенности банкротства отдельных категорий должников—юридических лиц и граждан. Речь идет о градообразующих, сельскохозяйственных, страховых организациях, банках, профессиональных участниках рынка ценных бумаг, а также гражданах, включая индивидуальных предпринимателей.
Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. При банкротстве таких организаций возможны серьезные социальные последствия. Поэтому Закон предусматривает участие в таких делах органа местного самоуправления.
Под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основным видом деятельности которых являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка, от реализации которой составляет не менее половины от общей суммы выручки. Особенности банкротства таких предприятий связаны с использованием и отчуждением земельных участков и сезонным характером их работы.
В отношении банкротства банков и иных кредитных организаций действует специальный федеральный закон. Предварительно вопрос о несостоятельности банка рассматривается Центральным банком России, который при наличии признаков банкротства отзывает лицензию и принимает меры к оздоровлению неплатежеспособного банка, и только после этого судом возбуждается дело.
23. Реорганизация и ликвидация юридических лиц.
Реорганизация юридических лиц - прекращение деятельности юридического лица с переводом прав и обязанностей (деятельность юридического лица продолжают иные юридические лица).
Реорганизация осуществляется по решению:
• самих учредителей и участников;
• органа юридического лица, который на это уполномочен учредительными документами;
• по решению уполномоченного органа или суда о разделении или выделении.
Гражданский кодекс называет следующие формы реорганизации:
1 Слияние нескольких юридических лиц в одно новое.
2 Присоединение юридического лица к другому.
3 Разделение юридического лица на несколько новых.
4 Выделение из состава юридического лица других юридических лиц.
5 Преобразование, т.е. смена организационно-правовой формы юридического лица.
Юридическое лицо является реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, кроме случая присоединения (в этом случае с момента внесения записи в государственный реестр). Учредители и участники, должны уведомить кредиторов юридического лица. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного выполнения обязательств и возмещения убытков. Имеет место правопреемства в правах и обязанностях. Причем права и обязанности после реорганизации юридического лица переходят к другому (вновь созданному) юридическому лицу по передаточному акту или разделительному балансу.
Если при реорганизации юридического лица его долги нельзя точно распределить между его правопреемниками, то вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность перед кредиторами юридического лица. Если товарищество преобразуется в хозяйственное общество или производственный кооператив, каждый полный товарищ ставший членом в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к ООО или кооперативу от товарищества. Отчуждение бывшим товарищем принадлежащей ему доли в обществе не освобождает его от субсидиарной ответственности.