Порядок применения мер юридической ответственности за земельные правонарушения.
Земельное правонарушение является основанием для применения мер юридической ответственности к правонарушителю. Правовые нормы, регулирующие отношения юридической ответственности за земельные правонарушения, образуют институт земельного права. Особенностью данного института является то, что образующие его нормы носят преимущественно отсылочный характер. В соответствии со ст. 74 ЗК РФ лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.
В необходимых случаях нормы отсылочного характера, закрепленные в земельном законодательстве, адресуют к процессуальному законодательству или процессуальным нормам, установленным иным законодательством. Это нормы, регулирующие: — порядок привлечения к дисциплинарной ответственности (ст. 75 ЗК РФ), который определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. При этом трудовое законодательство не содержит указаний на составы земельных правонарушений; — порядок рассмотрения земельных споров (ст. 64 ЗК РФ), которые рассматриваются в судебном порядке, т. е. следует обращаться к ГПК РФ и АПК РФ о выяснении порядка их рассмотрения. Вместе с тем в систему данного института входят и нормы прямого действия, применение которых прямо предусмотрено земельным законодательством. К ним относятся нормы, регулирующие отношения в области: — применения особого вида земельно-правовой ответственности о принудительном изъятии у собственников и пользователей земельных участков ввиду ненадлежащего использования (ст. 45, 46, 54 ЗК РФ); — возмещения убытков, причиненных нарушением прав собственников или пользователей земельных участков (ст. 62 ЗК РФ); — проведения государственного земельного надзора (ст. 71 ЗК РФ), которыми установлен порядок административного оформления земельных правонарушений, права и обязанности государственных ин- спекторов, порядок наложения административных взысканий.
Применение норм юридической ответственности за нарушения земельного законодательства происходит по следующим стадиям:
1)выявление нарушения
2) документальное закрепление выявленных нарушений (докладная записка, акт, протоколе установленной формы и составленном специально уполномоченным на то лицом; протокол по совершенному уголовному преступлению)
3) возбуждение дела по зафиксированным фактам (в зависимости от вида правонарушения эта стадия осуществляется в различных формах при совершении дисциплинарных проступков — руководитель (или секретарь-делопроизводитель) регистрирует документы о нарушениях (акт, докладную) в журнале входящей корреспонденции; при совершении административного проступка протокол о нем направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об этом административном проступке; при совершении уголовного дела выносится постановление о возбуждении уголовного дела.
4) расследование возбужденного дела (порядок выявления и изучения дисциплинарных проступков определяется лицом, имеющим право налагать дисциплинарные наказания. При других видах ответственности (административной, уголовной, гражданско-правовой) порядок расследования урегулирован специальными процессуальными нормами, в соответствии с которыми необходимо:
установить определенный круг вопросов по данному делу, без которых невозможно юридически правильно применить ответственность; нет ли обстоятельств, исключающих применение ответственности; не истек ли срок давности привлечения к ней; есть ли в действиях нарушителя состав правонарушения и т. п.;
собрать по делу необходимые доказательства, которые должны отвечать требованиям относимости, допустимости и достоверности.
облечь все собираемые доказательства в надлежащую процессуальную форму. Так, обыск дома на земельном участке должен проводиться с предварительной санкции прокурора, с участием понятых; допрос свидетеля — с предварительным предупреждением об уголовной ответственности за дачу ложных показаний или отказ от дачи показаний; экспертиза по делу должна назначаться, а не проводиться произвольно.
5) вынесение решения по делу. В зависимости от вида ответственности законом предусмотрены различные формы решений: - по дисциплинарным нарушениям и по привлечению к материальной ответственности руководитель издает приказ; - привлечение к административной ответственности оформляется постановлением уполномоченного на то органа; - привлечение к гражданско-правовой ответственности оформляется решением суда; - привлечение к уголовной ответственности — приговором суда; - изъятие земельного участка за нарушения — решением соответствующего органа местного самоуправления или местной администрации.
6) исполнение вынесенного решения о наказании, взыскании ущерба осуществляется тоже в процедурном порядке, определенном законом.
7) завершение исполнения наказания (может осуществляться разными путями: например руководитель вправе досрочно снять наложенное им взыскание с наказанного)
Административная, уголовная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.
Законодательством РФ закреплены пять основных форм ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая – традиционные виды ответсвенности, земельно-правовая (выделяют не все ученые, по другому ее называют специальная ответственность).
Каждая из этих правовых форм ответственности применяется за совершение соответствующего правонарушения: дисциплинарного проступка (деяние в виде нарушения трудовой дисциплины при исполнении работы, и меры воздействия применяются руководителем предприятия в отношении работников, совершивших дисциплинарный проступок. Это делается в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, а также уставами и положениями), административного проступка (это деяние, не связанное с выполнением должностных функций или трудовой деятельностью. За такое нарушение виновные лица привлекаются к ответственности специально уполномоченными органами в соответствии с КоАП РФ и другими законодательными актами, предусматривающими эту ответственность), уголовного преступления (виновно совершенное общественноопасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания), гражданско-правового нарушения (причинение имущественного ущерба).
Особенностью ответственности за земельные правонарушения является то, что привлечение виновных лиц к уголовной или административной ответственности не освобождает от обязанности возместить убытки и устранить последствия земельного правонарушения.