Исправительно-трудовое право
В конце 40-х годов была обновлена правовая база по регулированию мест лишения свободы.
В лагерях находятся граждане, осужденные на пребывание в течение более 3-х лет. После войны были образованы особые лагеря для занятия каторжными работами. Особенности таких лагерей заключается в том, что
· заключенные использовались на тяжелых работах;
· досрочное освобождение не допускалось;
· не допускались свидания;
· не существовало сокращенное количество трудовых дней.
Также действовали фильтрационные лагеря => проверка лиц в зоне оккупации: в случае выявления, что данные лица являлись преступниками, агентами => отправление в специальные места лишения свободы.
№60. Изменения в центральных и местных органах власти и управления в середине 50-х – середине 60-х годов.
Основная тенденция – демократизация государственной структуры, государственного механизма, преодоление сложившегося чрезмерного централизма.
1. Высшие органы власти и управления. ВС СССР и Президиум ВС СССР.
ВС СССР.
· Возрастает роль ВС как реального законодательного органа, роль Президиума в законодательной сфере понижается. Основные нормативные акты теперь принимаются законами Верховного Совета (например, Законодательство о пенсионном обеспечении 1956 года, отмена избирательных прав по суду 1959 года, принятие основ законодательства), а до сего момента самые значительные изменения вносились Указами Президиума. Также ВС в это время еще и утверждает указы Президиума, которые были приняты достаточно давно. Например, Верховный Совет в 1958 утвердил Указ Президиума 1948 года.
· Возрастает количество комитетов и комиссий при палатах Верховного Совета. В Конституции 36 года перечень комиссий отсутствует. За Хрущёвское правление было образовано порядка 5-6 комиссий при обеих палатах.
· Верховный Совет стал теснее сотрудничать с Парламентами иностранных государств. С 1955 года начинается периодический обмен делегациями Советского Парламента и Парламентов Социалистических стран.
Президиум ВС СССР.
· Роль Президиума в законодательной сфере понижается, за ним сохраняются только распорядительные функции, например, подготовка сессий ВС. Однако стоит отметить, что никто не отменял право Президиума издавать указы, конституцию в этом отношении не изменяли. Просто Президиум теперь не осуществляет этих законодательных полномочий.
· Сужается состав Президиума – до 9 человек.
2. Органы центрального управления. Совет Министров СССР и министерства.
Ø Реформа управления народным хозяйствам. Цель – повышение эффективности управления народным хозяйством; преодоление ведомственных барьеров, усиление кооперации в различных сферах народного хозяйства.
Централизованная система сковывала инициативу предприятий, тормозила развитие промышленности и строительства. Руководство народного хозяйства оторвалось от экономических реалий. Наметился разрыв между центральным руководством и местными экономическими проблемами.
· Решение проблемы –осуществление организационных мер, перестройка управления; привязать управление народным хозяйством к местным экономическим проблемам. В мае 1957 г. было принято решение о замене отраслевого принципа управления промышленностью и строительством территориальным.
Что сделали:
· Вместо министерств вся страна поделена на 105 экономических районов (70 в РСФСР, 20 в Украине, а остальные республики в основном представляли один район), в каждом районе создавался совет экономического управления – совнархоз.
· Совнархоз по району самостоятельно принимает решения по всему, что находится у него в районе, руководит предприятиями и стройками.
Результаты реформы:
· С одной стороны, произошла децентрализация, в министерствах союзного и союзно-республиканского значения отпала нужда, и они были расформированы.
· Но возникли и серьезные проблемы. Во-первых, местничество,проявлявшееся в том, что чиновники совнархозов отстаивали интересы, прежде всего, собственных регионов. Приоритет собственной промышленности приводил, в свою очередь, к разрыву экономических связеймежду районами.
· В итоге,радикальных изменений в развитии промышленности и строительства не произошло. Основная причина неудачи – с созданием совнархозов в основу управления промышленностью и строительством не положили экономические методы.