Формирование региональных земельных информационных земельных систем в России
Назначение муниципальных и региональных земельных информационных систем состоит в информационном обеспечении властных структур при решении вопросов управления территориями (данные о структуре территории, точном размещении на ней объектов и их пространственных взаимосвязях), а также происходящих на территории различных процессов и явлений.
Формирование земельной информационной системы невозможно без интеграции пространственной информации, которая состоит в создании условий, при которых любая необходимая информация становится доступной и сопоставимой по достоверности, точности, актуальности, привязке к объектам или единицам территориального деления.
Структура региональной (РЗИС) и муниципальной земельной информационной системы (МЗИС) зависит от перечня задач, детальности и специализации используемой информации. Собираемая информация может иметь отношение к конкретным объектам (жители, избиратели, земельные участки, строения, инженерные коммуникации), свойства которых практически всегда можно однозначно охарактеризовать, и к условным объектам и процессам, точное описание свойств которых или невозможно, или нецелесообразно, например, по экономическим соображениям (грузопотоки на улицах и перекрестах, обеспеченность торговыми точками клиентов на определенной территории).
Создаваемые земельные информационные системы могут быть предназначены для получения:
точных решений (регистрации права на недвижимое имущество);
приближенных или оценочных решений (генеральный план развития территории);
решений, направленных на каждый объект (государственной земельный кадастр);
решений, направленных на основную совокупность объектов (транспортное обслуживание территории);
решений с целью оперативного реагирования в реальном режиме времени (навигационная система УВД, пожарная система);
решений с целью осуществления ряда долговременных мероприятий (генеральный план развития территории);
получения непрерывных сведений об объектах (население, земельные участки, недвижимость);
разовых сведений для принятия конкретных решений (распределение гуманитарной помощи, ход голосования и итоги выборов).
Следовательно, на территории региона субъекта и муниципального образования должны функционировать не одна, а несколько систем, использующих информацию одного уровня обобщения, между которыми могут быть взаимосвязи в виде потоков информации от более крупномасштабных, или “подробных”, систем к менее “подробным”.
Наиболее оптимален вариант организации функционирования региональных и муниципальных информационных систем. Созданные администрацией центры собирают, обобщают и готовят к использованию информацию, доступу к ней в соответствии с регламентом, определенным администрацией, а также на условиях, согласованных с каждым из поставщиков информации. Собственником информации должна оставаться администрация. Каждый участник РЗИС и МЗИС от их функционирования должен получить доход. Один из элементов получения этого дохода – профессиональная обработка информации, экономия на программно-технических средствах для специальной обработки. Заинтересованность участников РЗИС и МЗИС заключается в возможности получения дохода за счет повышения качества информации и получения прав на ее частичное коммерческое использование. Заинтересованные организации создают свои блоки информации и заключают соглашения с заинтересованными пользователями на вид и объем взаимодействия.
Задача создания межрегиональной ассоциации “Сибирское соглашение” (МАСС) – автоматизация ведения Государственного земельного кадастра. МАСС объединяет 19 регионов Западной и Восточной Сибири (за исключением Республики Якутия-Саха).
Площадь, занимаемой регионами, входящими в состав МАСС, составляет 38% площади России. Высший орган МАСС – совет, работу между заседаниями совета по конкретным направлениям ведут 23 координационных совета (КС), один из которых – КС “По Государственному земельному кадастру и регулированию земельных отношений”.
Объем заполненных баз данных по учету земель в АС ГЗК составляет в среднем 20 % общей площади регионов. В качестве программных средств используют как импортные ГИС-пакеты (MapInfo и AutoCAD), так и отечественные разработки (Geo-Graph-GeoDraw, Geocad Sustem, “Геополис” и др.). Финансируют работы по созданию кадастра, как правило, из местного бюджета. В ряде городов на базе этих программных средств ведут комплексные муниципальные кадастровые системы. Отсутствие в первый период реализации земельной реформы единой концепции по созданию АС ГЗК и единого программного продукта, разработанного на федеральные средства, вызвало необходимость региональными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству принимать решения по использованию программных средств и методических решений. Но это одновременно явилось положительным фактором в становлении и развитии рынка программных средств по ведению кадастровых и ГИС-систем созданию отечественных информационных технологий, конкурирующих с такими разработками, как MapInfo, WinGIS и др. Однако отсутствие законодательных и методических документов по ведению земельного кадастра вызвало неоднозначность в понимании этого процесса и, следовательно, появлении различных форм его реализации на местах.
На территории МАСС функционирует около 500 территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, в которых используется около 50 различных программных продуктов для ведения АС ГЗК. В то же время имеют сертификат Госкомзема РФ или Росземкадастра (ФКЦ “Земля”) только 15 программных продуктов (сертификат №1 получен Geocad Sustem – разработка фирмы “Геокад”, г. Новосибирск). Качественный программный продукт АС ГЗК, принятый к официальному распространению и внедрению на территории МАСС, - “Геополис-98” (разработчик РКЦ “Земля”, г. Новосибирск).
На территории МАСС два региональных кадастровых центра имеют статус межорегиональной и ведут работы в нескольких регионах МАСС: Новосибирская РКЦ “Земля” и Омский РКЦ “Земля”.
Разработчики системы “Геополис-98” заложили в ее основу оригинальные технические решения, которые позволяют хранить пространственную (графическую) и семантическую (описательную) информацию в едином источнике данных. При этом реализуются целостность данных и гарантируется их корректность и достоверность, автоматически увязываются вносимые изменения в любую из этих двух частей информации и отслеживаются некорректные действия, связанные, например, с нарушением границ земельных участков или их пересечением и т. п. В системе реализована возможность послойной обработки информации, графический модуль – как альтернатива MapInfo (с возможностями как задания собственной картографической информации, так и импорта ее из от других источников), реализованы конверторы и популярных графических форматов (в том числе из MapInfo), работа в режиме “клиент-сервер”. В качестве системы управления базой данных (СУБД) источником данных могут использоваться СУБД: dBASE, Paradox, MS SQL-сервер, Oracle.
Фирмой “Геокад” (г. Новосибирск) создано ядро разработки клиентских приложений геоинформационного и кадастрового назначения GeoCad Systems, на основе которого разработан “Земельный кадастр”, а также другие приложения: “Градостроительный кадастр”, “Учет недвижимости (БТИ)”, “Регистрация прав на землю и прочно связанную с ней недвижимость (реестр)”, “Учет муниципального имущества”, “Реестр безопасности дорожного движения”, “Регистр строящихся жилых домов”, “Учет жилого фонда”. По структуре заказов и выполняемых работ более 70% приходится на приложение “Земельный кадастр” как информационную основу создания многоцелевого территориального кадастра.
В разработке и поставке продукта АС ГЗК на территории МАСС, в обеспечении его достоверной первичной информацией (инвентаризация земель) привлекаются ресурсы как государственных предприятий, так и коммерческих структур.
В 1994 г. В Приморском крае были начаты работы по созданию единой краевой геоинформационной системы земельного кадастра “Земельные ресурсы Приморского края”. Эта система имеет в основе сеть территориальных систем земельного кадастра, обслуживающих отдельные территории (районов и городов) и возможность централизованного сбора, обобщения и использования информации о земельных ресурсах края.
Структура ГИС “Земельные ресурсы” была предложена, исходя из различия функций земельных комитетов разных уровней. Она содержит:
Сеть территориальных автоматизированных систем городских и районных земельных кадастров, выполняющих функции сбора и накопления первичных данных т обеспечения работы соответствующих горрайкомземов;
Уровень краевого земельного кадастра, выполняющий функции сбора и анализа сводных данных, централизованного архивного хранения первичных данных и материалов обслуживания системы ГЗК края.
В состав территориальной системы входят также средства обработки данных топографо-геодезических работа и оцифровки картографических материалов, что обеспечивает получение и исправление цифровых описаний земельных участков для их последующей загрузки в базы данных системы. Картографической основой территориальной системы является цифровая карта территории района или населенного пункта, которая получена оцифровкой топографических карт масштаба 1:50000 для административного района, 1:2000 для поселений.
В организационную структуру краевого земельного кадастра входят информационный центр и информационно-справочная система краевого комитета по земельным ресурсам и землеустройству. Информационный центр кадастра организует централизованный сбор обобщенных данных по земельным ресурсам территорий, выполняет обслуживание территориальных систем, также обеспечивает их взаимодействие.
Информационно-справочная система краевого земельного комитета представляет собой верхний уровень ГИС “Земельные ресурсы” и обеспечивает краевому земельному комитету доступ к любой информации земельного кадастра. Основные функции системы состоят в организации контроля за состоянием земельных ресурсов отдельных территорий и края в целом, в обеспечении анализа и прогноза использования земель.
Информационно-справочная система содержит полную цифровую топооснову территории края масштаба 1:50 000 в географической системе координат с содержанием, соотвествующим требованиям ГЗК для субъектов РФ. При анализе информации по территории края отбирают и генерализуют цифровую топооснову до масштаба 1:200 000. При решении задач, требующих более высокой точности или детальности, переходят в местную систему координат той территории, которую необходимо отобразить или изучить.
В Приморском крае применяют также систему территориальныого кадастра «Атласа», разработанную в 1991 г. на базе Института автоматики и процессов управления, которая предназначена для создания, ведения и обработки баз данных по разнородной информации о строениях и коммуникациях города, лесных и водных ресурсах, линиях воздушного и железнодорожного транспорта, участках землепользования, экономической зонах и других объектах, которые привязаны к топографической основе. Система поддерживает полный технологический цикл обработки информации, включающий три этапа:
Оцифровку геометрических данных с картографических материалов или ввод данных, полученных съемкой на местности;
Редактирование полученной информации, нанесение семантики, организацию общей базы данных по всей территории;
Прикладную обработку созданных баз данных специалистами различного профиля.
Систему «Атлас» используют в различных приложениях: архитектура и градостроение, муниципальные службы (Водоканал, ГАИ), транспортные задачи (Дорожные комитет администрации края), экологические задачи (Комитет охраны природы Приморского края), земельный кадастр (районный и муниципальный). Масштабы используемых карт составляют от 1:500 до 1:500 000.
В качестве примера ведения крупной муниципальной ГИС можно привести Кадастровую автоматизированную информационную систему (КАИС), используемую в комитете по земельным ресурсам и землеустройству Владивостока. Эта система работает в сетевом варианте имеем 12 рабочих станций. В ней организовано пять специализированных АРМ (автоматизированных рабочих мест) по работе с юридическими лицами, с частными землевладельцами. Графическая часть КАИС даёт возможность работать с векторной и растровой информацией, полностью обеспечивает графической представление в документообороте. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству обладает растровым координатно-привязанным представлениям топопланов масштаба 1:5000, 1:2000 и частично 1:500, позволяя оперативно и экономично решать многие кадастровые задачи. Разработано также автоматизированное рабочее место (АРМ) для оперативного отслеживания прохождения арендных платежей за землю, начисления пени. Внедрение этого АРМ значительно повысило поступление в бюджет.
Большую актуальность для Приморского края имеет формирование природно-ресурсных кадастров в связи со сложившейся структурой экономики и богатыми уникальными месторождениями края. В Комитете по геологии и использованию недр Приморского края собраны материалы по всем видам месторождений, которые частично приведены в базе данных. Произведена также оцифровка границ месторождений в разных масштабах. При этом используется ГИС ARCINFO, ArcView2, GeoDraw/GeoGraph.
Ряд разработок осуществлён в рамках международного сотрудничества: программ устойчивого землепользования и рационального использования рационального использования земель в бассейне р. Уссури и центральном Сихотэ-Алине (Российский Дальний Восток и северо-восток Китая) – проект “Уссури”, в котором собраны обширные базы данных по природным характеристикам и выполнена итоговая оцифровка М 1:5000 000 в среде ARCINFO. В той же среде реализованы ГИС Дальневосточного геологического института ДВО РАН по совместным проектам по минеральным ресурсам Дальнего Востока и Южной Сибири. Обширные и многолетние разработки проводят в области формирования и ИС чрезвычайных ситуаций Институт автоматики и процессов управления ДВО РАН, Дальневосточный технический университет, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса.