Кафе, столовые и закусочные на классы не подразделяют.

Рестораны различают:

1) по ассортименту реализуемой продукции:

- рыбный;

- пивной;

- с национальной кухней;

- с кухней зарубежных стран;

2) по месту расположения:

- ресторан при гостинице;

- ресторан при вокзале;

- ресторан в зоне отдыха;

- вагон-ресторан; и др.

Бары подразделяются:

1) по ассортименту реализуемой продукции и способу приготовления:

- молочный бар;

- пивной бар;

- винный бар;

- кофейный бар;

- коктейль-бар;

- гриль-бар;

2) по специфике обслуживания потребителей:

- видео-бар;

- варьете-бар; и др.

Среди кафе в зависимости от ассортимента реализуемой продукции выделяются:

- кафе-мороженое;

- кафе-кондитерская;

- кафе-молочная; и др.

По контингенту потребителей кафе подразделяются на:

- кафе молодежное;

- кафе детское; и др.

Столовые различают в зависимости:

1) от ассортимента реализуемой продукции:

- общего типа;

- диетическая;

2) от обслуживаемого контингента потребителей:

- школьная;

- студенческая; и др.;

3) от места расположения:

- общедоступная;

- по месту учебы;

- по месту работы.

По ассортименту реализуемой продукции закусочные подразделяются на:

1) закусочные общего типа;

2) специализированные закусочные:

- сосисочная;

- пельменная;

- блинная;

- пирожковая;

- пончиковая;

- шашлычная;

- чайная;

- пиццерия;

- гамбургерная; и др.

Рестораны, кафе и бары сочетают производство, реализацию и организацию потребления продукции с организацией отдыха и развлечений потребителей. Основными целями столовых и закусочных являются производство, реализация и организация потребления продукции.

Тип предприятия общественного питания входит в состав наименования предприятия. Следует отметить, что наименование присваивается не произвольно, а в соответствии с требованиями, установленными указанным выше ГОСТом.

В первую очередь, требования предъявляются к архитектурно-планировочным решениям и оформлению предприятий общественного питания различных типов и классов (см. табл. 2).

Таблица 2

Требования к предприятиям Тип предприятия
Ресторан Бар Кафе Столо- вая Заку- сочная
люкс высший первый люкс высший первый
1. Внешний вид предприятия 1.1. Вывеска - световая с элементами оформления; - обычная + + + + + + + + +
2. Оформление залов и помещений для потребителей                  
2.1. Использование изысканных декоративных элементов 2.2. Использование оригинальных декоративных элементов (светильников, драпировок и др.) 2.3. Использование декоративных элементов, создающих единство стиля + + + + + + + + <*>  
3. Наличие эстрады и танцевальной площадки + + - + - - - - -
4. Наличие банкетного зала, отдельных кабин (кабинетов) + + + - - - - - -
5. Микроклимат 5.1. Система кондиционирова- ния воздуха с автоматическим поддержанием оптимальных параметров температуры и влажности 5.2. Система вентиляции, обеспечивающая допустимые параметры температуры и влажности + + + + + + + + -- +

--------------------------------

<*> Диетические отделения, специальные зоны для обслуживания преподавателей, учащихся младших классов.

Определенные требования предъявляются к мебели, столовой посуде, приборам, белью (см. табл. 3).

Таблица 3

Требования к предприятиям Тип предприятия
Ресторан Бар Кафе Столо- вая Заку- сочная
люкс высший первый люкс высший первый
1. Мебель: - повышенной комфортности, соответствующая интерьеру помещений; - стандартная, облегченных конструкций <1>, соответствующая интерьеру помещений 1.1. Столы: - мягкое покрытие; - полиэфирное покрытие; + + + + + ++ ++ + +
- гигиеническое покрытие; - столы, кронштейны для приема пищи стоя <2> 1.2. Кресла (диваны, банкетки и др.): - мягкие (в холле и вестибюле); - мягкие с подлокотниками в обеденном зале; - полумягкие 1.3. Наличие столов различной вместимости (2, 4, 6 мест и др.) + + + + + + + + + + -- -- - + ++
Определяется с учетом конкретных условий
2. Столовая посуда и приборы 2.1. Металлическая посуда и столовые приборы: - из мельхиора или нейзильбера или нержавеющей стали; - из нержавеющей стали; - из алюминия 2.2. Фарфоро- фаянсовая посуда с монограммой или художественно оформленная 2.3. Полуфарфоровая, фаянсовая посуда 2.4. Сортовая стеклянная посуда: - хрусталь, художественно оформленная посуда из выдувного стекла; - сортовая стеклянная посуда без рисунка; - из прессованного стекла ++ <3> + + + + + + + + ++ <3> + + + + + + + ++ + ++ + <4> + + + <4>
3. Столовое белье: 3.1. Скатерти белые или цветные 3.2. Скатерти фирменные 3.3. Салфетки индивидуального пользования (полотняные) 3.4. Бумажные салфетки 3.5. Смена столового белья после обслуживания потребителя + + + + + <5> ++ + <5> + <6> + + + + + <5> ++ + <5> + <6> + + +

--------------------------------

<1> Может быть использована в отдельных видах закусочных.

<2> Допускаются в отдельных видах кафе.

<3> В тематических ресторанах и ресторанах с национальной кухней классов "люкс", "высший" и барах класса "люкс" допускается использование посуды из керамики, дерева и т.п.

<4> Допускается применение посуды разового пользования из алюминиевой фольги, картона и т.д.

<5> В специализированных ресторанах и барах классов "высший", "первый" при наличии столов с полиэфирным покрытием или художественно оформленными крышками допускается замена скатертей индивидуальными салфетками из ткани.

<6> Допускается замена индивидуальных салфеток бумажными при отпуске скомплектованных завтраков и обедов.

Меню и прейскуранты, ассортимент кулинарной продукции также должны соответствовать специальным требованиям (см. табл. 4).

Таблица 4

Требования к предприятиям Тип предприятия
Ресторан Бар Кафе Столо- вая Заку- сочная
люкс высший первый люкс высший первый
1. Меню и прейскурант с эмблемой (фирменным знаком) предприятия: - на национальном и русском языках; - типографским способом; - машинописным способом; - оформление другими способами; - обложка из мелованной бумаги, картона, кожзаменителя и др.; - обложка с эмблемой или рисунком; - ценники + <1> + ++ + <1> + ++ + + <1> + ++ + <1> + ++ + + + + + + ++ + <2>
2. Печатная реклама (пригласитель- ные карточки, буклеты и др.) + + - + + - - - -
3. Ассортимент 3.1. Ассортимент, состоящий преимущест- венно из оригинальных, изысканных заказных и фирменных, в т.ч. национальных блюд, изделий и напитков всех основных групп кулинарной продукции 3.2. Разнообразный ассортимент фирменных блюд, изделий и напитков сложного приготовления + + + + + + -- -- --
3.3. Разнообразный ассортимент блюд, изделий и напитков, в том числе фирменных, заказных и с учетом специализации - - - - - - + - -
3.4. Ассортимент коктейлей, пуншей, грогов и других смешанных напитков, соков, закусок, сладких блюд, кондитерских изделий, преимуществен- но состоящий из заказной и фирменной, в том числе национальной продукции в соответствии со специализацией - - - + + - - - -
3.5. Коктейли, напитки, десерты, закуски несложного приготовления, заказные и фирменные напитки, коктейли, кулинарная продукция - - - - - + - - -
3.6. Широкий ассортимент кондитерских изделий промышленного производства, фруктов, винно- водочных, табачных изделий, фруктовых и минеральных вод + + + + + + - - -
3.7. Разнообразный ассортимент блюд и изделий, покупных товаров с учетом специфики обслуживания контингентов и рационов питания. Возможна реализация фирменных и порционных блюд - - - - - - - + <3> + <4>
3.8. Выполнение особых пожеланий потребителя по изготовлению блюд на виду у потребителя + + - - - - - - -
3.9. Наличие скомплектован- ных рационов питания (завтраки, обеды, ужины) - - - - - - - - + <5>

--------------------------------

<1> При обслуживании иностранных граждан меню и прейскурант печатаются также не менее чем на одном иностранном языке.

<2> Допускаются в отдельных видах закусочных.

<3> Для диетических столовых рекомендуется включение в меню не менее 5 - 6 диет, в диетотделениях - не менее 3.

<4> Для кафе и закусочных, специализирующихся на приготовлении блюд из определенного вида сырья, обязательна реализация нескольких наименований этих блюд.

<5> В столовых-раздаточных рекомендуется реализация не менее одного комплексного рациона питания.

Определенные требования предъявляются к методам обслуживания потребителей, форменной одежде, обуви, музыкальному обслуживанию (см. табл. 5).

Таблица 5

Требования к предприятиям Тип предприятия
Ресторан Бар Кафе Столо- вая Заку- сочная
люкс высший первый люкс высший первый
1. Методы обслуживания потребителей 1.1. Обслуживание официантами, барменами, метрдотелями, имеющими специальное образование и прошедшими профессиональ- ную подготовку 1.2. Обслуживание официантами, барменами, метрдотелями 1.3. Обслуживание барменом за барной стойкой (прилавками- витринами) 1.4. Самооб- служивание + + + <2> + <1> + <1> + + + <1> + + +
2. Одежда и обувь 2.1. Наличие у обслужи- вающего персонала форменной одежды с эмблемой предприятия и обуви 2.2. Наличие санитарной одежды + + + <3> + + + <3> + + +
3. Музыкальное обслуживание 3.1. Выступление вокально-ин- струментальных ансамблей, солистов 3.2. Любые виды музыкального обслуживания (с использованием музыкальных автоматов, звуко-видео- воспроизводя- щей аппаратуры и т.п.) + + + + + + -- -- --

--------------------------------

<1> В баре допускается обслуживание только барменами.

<2> В ресторанах при гостиницах, аэропортах, крупных универмагах, а также в кафе допускается самообслуживание.

<3> В ресторанах и барах первого класса допускается форменная одежда без эмблемы предприятия.

В настоящее время совпадение наименования организации и наименования предприятия общественного питания является редким: юридическое лицо может открыть различные типы предприятий общественного питания под различными торговыми марками.

Наименование предприятия общественного питания, например, "Ресторан "Московский двор", указывается в составе реквизитов должностной инструкции в том случае, если управление персоналом ресторана полностью возложено на директора ресторана, а не на руководителя организации.

Наши рекомендации