Порядок работы медиатора в восстановительной модели медиации

Авторы:

Рустем Максудов,

Людмила Карнозова,

Антон Коновалов

ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

ЭТАП 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ

1 фаза. Создание основы для диалога со стороной

2 фаза. Понимание ситуации

3 фаза. Поиск вариантов выхода

4 фаза. Подготовка к встрече

ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН

1 фаза. Создание условий для диалога между сторонами

2 фаза. Организация диалога между сторонами

3 фаза. Поддержка восстановительных действий на встрече и

фиксация решений сторон.

4 фаза. Обсуждение будущего

5 фаза. Заключение соглашения

6 фаза. Рефлексия встречи

АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Задачи работы ведущего (медиатора):

1. получив информацию о случае, определить, подходит ли он по критериям для

работы с использованием восстановительных программ;

Критерии, по которым случай может быть принят в работу:

• стороны конфликта (криминальной ситуации) известны;

• в случаях, где есть обидчик и пострадавший, обидчик признает свою вину (или, как

минимум, свое участие) в содеянном.

2. если дело разбирается в официальных органах (милиция, суд или КДНиЗП),

выяснить, на какой стадии разбирательства находится дело и каковы юридические

последствия успешного проведения программы;

3. связаться со сторонами по телефону и договориться о проведении

индивидуальной встречи. Если участниками конфликта являются несовершеннолетние

(обидчик и/или пострадавший) и данный случай рассматривается компетентными

органами, медиатор обязательно связывается с законными представителями

несовершеннолетнего.

Ведущему (медиатору) нередко приходится преодолевать стену подозрительности,

непонимания, эмоционального напряжения, которая возникла из-за конфликта или

криминальной ситуации, а также нередко из-за действий представителей государственных

органов и учреждений, и предложить участникам конфликта восстановительный способ

разрешения ситуации. В ходе проведения программы восстановительной медиации на

протяжении всей работы медиатору необходимо также удерживать сквозные задачи. Их

реализация помогает сторонам переключиться на будущее и построить конструктивный

выход из сложившейся ситуации. Эти задачи таковы:

· достижение и удержание контакта со сторонами;

· создание условий для конструктивного выражения эмоций;

· создание безопасной атмосферы во время работы;

· создание условий для взаимопонимания.

ЭТАП 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ

Фаза. Создание основы для диалога со стороной

Задача:представить себя и программу.

Различные роли сторон в ситуации противоправного деяния и, соответственно,

принципиальные различия ее последствий для правонарушителя и жертвы диктуют

специфику предварительных встреч ведущего с каждым из них. В то же время должна

быть выполнена одна из наиболее важных задач ведущего по отношению к сторонам –

безопасная атмосфера во время работы. Встречаясь со сторонами, медиатор должен

позаботиться об этом и четко уяснить для себя, как он будет представляться, то есть :

· кто он и его роль в деле;

· роль и функции организации, которую он представляет;

· его взаимоотношения со сторонами.

Вариант представления:

Добрый день! Меня зовут (представиться). Я пришел по поводу ситуации (…).

Информацию о ней нам передал (называете человека или организацию). Я – ведущий

программ восстановительной медиации (медиатор) (…) (называете организацию или

службу), я не представляю ни одну из сторон, то есть я не адвокат и не советчик. Наша

организация (служба) помогает участникам конфликта организовать диалог друг с другом

и самим найти выход из конфликта без применения насилия. Участие в наших программах

добровольное, поэтому в конце разговора вы сами примете решение, будете ли вы в ней

участвовать. Наш разговор конфиденциален, то есть я не буду разглашать никакую

информацию кроме вашего решения участвовать или не участвовать в наших программах.

Исключение составляет ситуация, если мне станет известно о готовящемся преступлении,

в этом случае я обязан сообщить в компетентные органы.

Фаза. Понимание ситуации

Задача:помочь обозначить различные аспекты конфликтной ситуации, важные с

точки зрения участников и принципов восстановительной медиации.

Возможные действия медиатора:

1. Обсуждение ситуации

· помочь человеку (вопросами, переформулированием, уточнением и пр.) рассказать

о том, что произошло (до ситуации, сейчас, после, о других участниках, о потерпевшем, о

друзьях, о своих состояниях и чувствах, об отношении к произошедшему и его

последствиям);

· внимательно слушать и улавливать, что беспокоит человека;

· в случае необходимости помочь пережить сильные чувства;

· обсудить ценности относительно различных способов реагирования на ситуацию,

рассказать о ценностях восстановительной медиации.

· Обсуждение последствий

обсудить, к каким последствиям привела ситуация (или еще может привести), что

человеку в этом не нравится. Если о последствиях уже упоминалось при обсуждении

ситуации, резюмировать для того, чтобы перейти к поиску вариантов выхода.

3 фаза. Поиск вариантов выхода

Задача:поддержать принятие стороной ответственности за восстановительный выход

из ситуации.

Обсуждаемые вопросы:

· какие выходы возможны из создавшейся ситуации и к каким последствиям эти

выходы могут привести;

· пытались ли сами разрешить ситуацию, встретиться со второй стороной;

· варианты заглаживания вреда;

· в случае возмещения ущерба родителями и других трат родителей (например, на

адвоката) обсудить, в чем будет конкретный вклад несовершеннолетнего в заглаживании

вреда, в частности, как он будет возмещать траты родителей;

· если в ситуации участвовали несовершеннолетние, обсудить планы

несовершеннолетних на будущее, поддержку этих планов со стороны родителей и

ближайшего социального окружения;

· рассказать о встрече со второй стороной (если она была) или о возможности такой

встречи;

· обсудить встречу с другой стороной как возможный вариант действия,

направленного на выход из ситуации. Подчеркнуть, что главными на встрече являются

стороны, а медиатор обеспечивает конструктивность и безопасность;

· предложить сформулировать перечень вопросов, которые сторона хочет обсуждать

на встрече (сформировать повестку дня);

· проинформировать о юридических последствиях заключения примирительного

соглашения;

· если сторона не согласна на встречу, можно выяснить причины такого несогласия.

Можно предложить форму челночной медиации, а также другие программы

восстановительного правосудия: Круги или семейные конференции. В случае

категорического несогласия на любые формы общения можно предложить не решать

вопрос окончательно и оставить памятку и свои координаты;

· независимо от согласия на встречу обсудить, требуется ли помощь каких-то

специалистов;

· если сторона согласна на встречу сторон, приступить к 4 фазе.

Фаза. Подготовка к встрече

Задача:прояснить суть предстоящей процедуры и поддержать принятие стороной

своей роли на встрече.

Возможные действия медиатора:

· рассказать о формате примирительной встречи (обсуждаемых вопросах, правилах,

роли сторон, медиатора, законных представителей, возможности участия других лиц).

Сформировать на основе предыдущих этапов повестку дня встречи. При обсуждении

правил встречи спросить, готовы ли участники их соблюдать; предложить внести

дополнения;

· если со второй стороной еще не было индивидуальной встречи, пояснить ее право

отказаться от участия в программе;

· пояснить свою роль медиатора на совместной встрече (ответственность за

безопасность, координирование действий, поддержка диалога). Подчеркнуть

ответственность сторон за принятие решения;

· обсудить перечень участников будущей встречи, предпочтительное время и место

встречи;

· поблагодарить за беседу, оставить контактный телефон и памятку о программе.

Правила встречи

1. Не перебивать - у каждого есть возможность быть выслушанным до конца.

2. Не оскорблять, чтобы все чувствовали себя в безопасности.

3. Конфиденциальность – не рассказывать окружающим, что происходило на встрече

(только результат или подписанный договор).

4. Каждый участник может при необходимости предложить сделать перерыв,

перенести продолжение встречи на другой день.

5. Медиатор может поговорить с кем-то из участников наедине, а также участник с

медиатором.

ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН

Наши рекомендации