Формы, способы и инструментарий налогового регулирования деятельности ТЭК
Способ | Вид договора | ||
Транспортной экспедиции | Агентский | Смешанный | |
Инструментарий | |||
1. Форма - изменение налогового режима | |||
Переход на УСН | - сокращение количества уплачиваемых налогов. | ||
Отказ от УСН | - ТЭК становится плательщиком НДС, что может быть привлекательным для клиентов; - открытый перечень расходов при исчислении налога на прибыль. | ||
2. Форма - изменение налоговой базы (НБ) | |||
Сокращение НБ по налогу на прибыль | включение в расходы комплекса затрат по формированию ТЭУ | включение в расходы управленческих затрат | включение в расходы всего комплекса затрат |
3. Форма - изменение налоговых ставок | |||
Использование различных налоговых ставок НДС | применение ставки "0%" - при предоставлении услуг по организации международной перевозки грузов | применение ставки "18%" | применение ставки "0%" и "18%" |
Исключение двойного налогообложения | - использование механизма зачета налогов, уплаченных за пределами РФ; - освобождение от налогообложения прибыли при получении доходов, источником которых не является РФ. | ||
4. Применение налоговых льгот и преференций | |||
Использование инвестиционного налогового кредита | - проведение научно-исследовательских работ, технического перевооружения собственного производства; - уменьшение платежей по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам; - поэтапная уплата суммы кредита и начисленных процентов на срок от одного года до пяти лет. | ||
5. Использование налоговых стимулов | |||
Установление рациональных сроков уплаты налоговых платежей | - перечисление налогов в бюджет в последний день установленного периода; - распределение налоговых платежей между отчетными периодами. | ||
6. Ликвидация налоговых санкций | |||
Соблюдение договорных обязательств | - исключение переплаты налоговых платежей; - сокращение недоимок, пеней, штрафов по налоговым обязательствам. |
На шестом этапе оценивается налоговая нагрузка после реализации управленческих решений по регулированию налоговых платежей. Расчеты выполняются по зависимостям, изложенным на четвертом этапе методики.
Седьмой этап является заключительным в методике внутрифирменного налогового регулирования, на котором выполняется оценка финансово-экономического состояния транспортно-экспедиционной компании и эффективности применения инструментов налогового регулирования.
При осуществлении налогового регулирования в деятельности портовой транспортно-экспедиционной компании важно учитывать, что управленческие действия должны быть обоснованными, экономически целесообразными и не противоречить действующим нормам налогового законодательства.
Литература
1. Лаврентьева Е.А. Плавинская Г.А. Налоговое регулирование: теория и практика (на примере судоходного бизнеса): Монография. - СПб.: Изд-во ГМА им. адм. С.О. Макарова, 2007. - 158 с.
2. Налоговое планирование: учебник для магистров / Е.С. Вылкова. - М.: Юрайт, 2011. - 639 с.
3. Островенко Т.К. Налоговая нагрузка на предприятие: обобщающие и частные показатели системы // Аудиторские ведомости. - 2001. - N 9.
4. Оганисян В.А. Совершенствование методов налогового регулирования сферы услуг: дис. кан. экон. наук. - Москва.: ФГОУ ВПО "РГУТ и С", 2010. - 168 с.
Лаврентьева Е.А.,
доктор экономических наук, профессор,
проректор Государственного университета
морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова,
заведующий кафедрой Налогообложения
и бухгалтерского учета г. Санкт-Петербург
Корельская Л.Н.,
аспирант Государственного университета
морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова,
г. Санкт-Петербург
Раздел III. Налоговый контроль
В рубрике "Налоговый контроль" размещаются материалы, посвященные процессуально-правовым и иным аспектам эффективной защиты прав налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц, как в административном (внесудебном), так и в судебном порядке. В частности, рассматриваются практические вопросы применения способов, методов и приемов защиты, особенности выстраивания тактики, позиции и доказательной базы по налоговым спорам.