Текст №14. По материалам энциклопедии для школьников

Для стабильности общества необходимо, чтобы люди уважительно относились к праву, понимали смысл и назначение правовых норм. Порой правонарушения совершаются людьми по незнанию. Во всех государствах мира действует принцип: «Незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение». Вместе с тем одно лишь владение этими знаниями не гарантирует, что человек будет соблюдать законы. Уважение к законам не менее важно, чем их знание.

Таким образом, к проявлениям правовой культуры относятся знание действующего законодательства (наиболее важных его положений), широкое распространение правовой информации в обществе, уважительное отношение к праву (уважение чужих прав, добросовестное исполнение своих обязанностей, соблюдение законности) и стремление гражданина строить свое поведение в соответствии с предписаниями юридических норм.

Особое значение имеет уровень правовой культуры должностных лиц, работников государственного аппарата, которые в силу своих служебных обязанностей призваны заниматься правоприменительной и правоохранительной деятельностью. Ведь они должны быть юридически компетентными в своей области деятельности, уважать права и свободы граждан.

Государство заинтересовано в высоком уровне правовой культуры населения. Всегда опасно, если в обществе распространено неуважительное отношение к праву, пренебрежение правовыми нормами. Подобное отношение определяется в науке понятием «правовой нигилизм». Он развивается, когда и представители власти, и представители закона сами не торопятся неукоснительно исполнять нормы права.

(По материалам энциклопедии для школьников.)

1. Почему, по мнению автора, правовая культура должностных лиц имеет особое значение? Выскажите предположение о том, как уровень правовой культуры должностных лиц связан с «правовым нигилизмом» граждан.

Ответ:

Должностные лица в силу своих служебных обязанностей призваны заниматься правоприменительной и правоохранительной деятельностью. И они должны быть юридически компетентными в своей области деятельности, уважать права и свободы граждан.

Предположение:

- если допустить, что люди, призванные разрабатывать, исполнять и охранять законы, станут ими пренебрегать, будет нанесен существенный урон правопорядку, устои государства пошатнутся;

- доверие простых граждан к праву, законам будет подорвано, если они увидят, что законодатели и блюстители закона ставят себя выше него, пренебрегают правом.

2. Приведите два аргумента, подтверждающие мнение автора о том, что для стабильности общества необходимо уважение к нормам права и их неукоснительное соблюдение.

Ответ:

- уважительное отношение к праву будет способствовать тому, что гражданине будут строить свое поведение в соответствии с предписанием юридических норм;

- снижение уровня преступности;

- умение отстаивать свои права в соответствии с законодательством;

- уважительно относится к правам других

3. Используя обществоведческие знания, назовите три способа, при помощи которых общество и государство могут формировать у людей высокий уровень правовой культуры.

Ответ:

- введение в школе специальных курсов изучения основ права, правовых знаний;

- проведение в обществе широкой кампании просветительского характера с объяснением правовых норм, демонстрации важности правомерного поведения, соблюдения правопорядка;

- широкое информирование в средствах массовой информации о принятии новых законов и особенности их действия и т.д.

4. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Ответ:

1) важность знания и соблюдения правовых норм;

2) понятие о правовой культуре;

3) проявления правовой культуры;

4) правовая культура должностных лиц;

5) опасность правового нигилизма для государственных устоев.

5. Какие четыре проявления правовой культуры названы в тексте?

Ответ:

- знание действующего законодательства;

- широкое распространение правовой информации в обществе;

- уважительное отношение к праву;

- стремление гражданина строить свое поведение в соответствии с предписанием юридических норм

6. Михаил сорвал цветы с клумбы в городском парке и был оштрафован сотрудником полиции. Михаил стал доказывать, что не знал о том, что запрещено рвать цветы в парке, и что он не собирался их продавать, а лишь хотел порадовать свою девушку красивым букетом. Объясните, в чём не прав Михаил. Какая фраза текста может помочь Вам в объяснении?

Ответ:

Миша не прав. Цветы рвать с законов нельзя. Незнание законов не освобождается от ответственности.

«Незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение».

Наши рекомендации