См.: Кассационное определение Магаданского областного суда от 08.02.2011 N 33-148/11.
Статья 117. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
Комментарий к статье 117
1. Конституционный Суд РФ указывает, что, провозглашая право каждого на безопасные условия труда, на отдых и на охрану здоровья, Конституция РФ исходит из того, что здоровье человека является высшим неотчуждаемым благом, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а следовательно, его сохранение и укрепление играют основополагающую роль в жизни общества и государства. Этим предопределяется характер обязанностей государства, признающего свою ответственность за сохранение и укрепление здоровья людей, и, соответственно, содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами указанных конституционных прав, что в сфере труда требует от законодателя помимо установления мер, направленных на охрану здоровья работников непосредственно в процессе трудовой деятельности, введения для тех из них, кто осуществляет трудовую деятельность во вредных и (или) опасных условиях, дополнительных гарантий, призванных компенсировать негативное воздействие на их здоровье обусловленных этими условиями факторов.
С учетом этого в ТК РФ для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, предусмотрен комплекс компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, в том числе сокращенная продолжительность рабочего времени (ч. 1 ст. 92), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 117) и повышенная оплата труда (ч. 1 ст. 146 и ст. 147).
Часть 1 ст. 117 ТК РФ, как следует из ее содержания, закрепляет само право указанной категории работников на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в качестве компенсации неблагоприятного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, т.е. представляет собой одну из гарантий обеспечения конституционных прав работников на безопасные условия труда, отдых и охрану здоровья (Определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2013 N 135-О "По жалобе гражданина Силантьева Петра Иосифовича на нарушение его конституционных прав статьей 117 Трудового кодекса Российской Федерации").
2. Пункт 1 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 предусматривает, что работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее семи календарных дней.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н.
В указанном Определении Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что ч. 2 ст. 117 ТК РФ носит отсылочный характер, однако предполагает установление в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений лишь минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также условий его предоставления. Содержащаяся в ней норма подлежит применению во взаимосвязи с принятым в ее развитие Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870, п. 1 которого предусматривает в качестве компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее семи календарных дней.
По смыслу данного нормативного положения, указывает Конституционный Суд РФ, основанием для предоставления компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда является результат оценки условий труда работника, осуществленной в ходе аттестации рабочих мест по условиям труда, которая проводится в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н, в качестве вредных и (или) опасных.
Такое правовое регулирование, предполагающее установление компенсаций на основании оценки объективно существующих условий труда на каждом рабочем месте, а не в зависимости от сугубо формального критерия - включения или невключения наименования соответствующей работы, профессии или должности в перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с вредными и (или) опасными условиями труда, - также выступает гарантией обеспечения конституционных прав работников на безопасные условия труда, отдых и охрану здоровья и согласуется с целями трудового законодательства (ст. 1 ТК РФ).
3. Нужно учитывать, что согласно ст. 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются. Иными словами, само по себе включение должности либо работы в Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда не создает для работодателя безусловной обязанности предоставить такому работнику дополнительный отпуск, если по результатам аттестации рабочих мест подтверждено, что условия работы являются безопасными. Подтверждение изложенному можно найти в судебной практике.
Включение занимаемой работником должности либо выполняемой им работы в Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда не свидетельствует о наличии у работодателя безусловной обязанности по предоставлению такому работнику дополнительного отпуска в случае, если по результатам аттестации рабочих мест подтверждено, что условия работы являются безопасными.
При этом в рассмотренном случае предоставление работникам поликлиники ОАО "К" дополнительного отпуска является обязанностью, а не правом работодателя.
При таком положении суд посчитал, что при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда в поликлинике ОАО "К", исходя из оценки условий труда по критериям вредности, травмобезопасности, обеспеченности средствами индивидуальной защиты, заключением аттестационной комиссии (а впоследствии и решением работодателя об утверждении отчета об аттестации) было признано право медицинских работников, в частности врача-невролога, врача-терапевта, акушерки, лаборанта клинической лаборатории, на предоставление дополнительного отпуска, что нашло отражение в картах аттестации рабочего места по условиям труда. При этом судом принято во внимание, что работники были ознакомлены с картами аттестации рабочих мест по условиям труда, были уведомлены о наличии у них права на дополнительный отпуск. Заявитель не лишен возможности провести повторную аттестацию рабочих мест работников поликлиники либо, при наличии законодательно закрепленной возможности, внести изменения в существующие карты аттестации рабочих мест по условиям труда.