См.: Определение Санкт-Петербургского городского суда от 30.03.2010 N 33-3858.
Более того, как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 05.02.2004 N 29-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Новиковой Инны Ивановны на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации", особый порядок реализации права на отпуск при увольнении работника, установленный ч. 1 ст. 127 ТК РФ, является исключением из общего правила о предоставлении работнику ежегодного оплачиваемого отпуска. Данная норма, рассматриваемая во взаимосвязи с другими нормами, содержащимися в указанных статьях ТК РФ, представляет собой специальную гарантию, обеспечивающую реализацию конституционного права на отдых для тех работников, которые прекращают трудовые отношения и по различным причинам на момент увольнения не воспользовались своим правом на ежегодный оплачиваемый отпуск, и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан.
Учитывая, что порядок предоставления отпусков работникам находится в ведении работодателя и непредоставление отпуска работнику - это в любом случае нарушение, допущенное работодателем, соответственно, наказывать за подобное нарушение работника, лишая его права на использование отпуска или компенсацию его при увольнении, представляется не только несправедливым, но и неправомерным, нарушающим закрепленное Конституцией РФ право на отдых.
Иное толкование в данном случае приведет к понуждению работников регулярно обращаться в суд с требованием обязать работодателя предоставить отпуск за истекшие периоды даже в том случае, когда работник в целом не имеет намерения использовать отпуск, ведь в противном случае он утратит, согласно правовой позиции Верховного суда Республики Башкортостан, право на обращение в суд с требованием о предоставлении ему отпуска либо компенсации за неиспользованный отпуск. Подобное понуждение представляется излишним, поскольку при наличии желания использовать отпуск работник вправе обратиться в суд или соответствующий компетентный орган, но нет необходимости, по мнению авторов, заставлять работника пользоваться этим правом. Иных способов самозащиты работником своих прав (кроме обращения в компетентные органы) в данном случае законодательство РФ не предусматривает, поскольку самовольный уход в отпуск, согласно позиции Верховного Суда РФ, является основанием для расторжения трудового договора с работником по пп. "а" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (пп. "д" п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2).
3. Субъектами права на отпуск являются работники. Причем право на отпуск предоставлено всем работникам, в том числе сезонным, временным, совместителям и пр. Ранее вопрос предоставления отпусков работникам, занятым на сезонных и временных работах, регулировался неоднозначно. До 1991 года отпуск таким работникам не предоставлялся, позднее этот вопрос в КЗоТ РСФСР не рассматривался. В настоящее время такие работники имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск из расчета два рабочих дня за месяц работы (ст. ст. 291, 295 ТК РФ).
Обратите внимание: указанным категориям работников отпуск рассчитывается в рабочих, а не календарных днях, как остальным.
Лицам, работающим по совместительству, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе. Если на работе по совместительству работник не отработал шести месяцев, то отпуск предоставляется авансом (ч. 1 ст. 286 ТК РФ).
Право на отпуск установленной продолжительности - не менее 28 календарных дней - имеют и работники, занятые на работе неполное рабочее время.
4. На период ежегодного оплачиваемого отпуска за работником сохраняется средний заработок за каждый день отпуска. Расчет среднего заработка производится в соответствии с ч. ч. 4 - 5 ст. 139 ТК РФ, устанавливающими, что средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней). Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных ТК РФ, а также для начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.
Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного ст. 139 ТК РФ, определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время этот вопрос регламентирует Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".
Оплата отпуска производится полностью не позднее, чем за три дня до его начала (ч. 9 ст. 136 ТК РФ).
В соответствии со ст. 114 ТК РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Согласно ст. 122 ТК РФ оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно.
Из приведенных норм следует, что оплачиваемый ежегодный отпуск предоставляется за рабочий год, который работник должен отработать. ТК РФ не только не предусматривает возможность предоставления ежегодного основного оплачиваемого отпуска пропорционально отработанному работником времени, но и не допускает частичной оплаты отпуска.
См.: Апелляционное определение Белгородского областного суда от 09.10.2012 N 33-3231.
5. В понятие ежегодного оплачиваемого отпуска включаются два вида ежегодных отпусков: основной и дополнительный.
Основной ежегодный оплачиваемый отпуск классифицируется по своей продолжительности на общий (28 календарных дней) и удлиненный, предоставляемый отдельным категориям работников. Так, работникам в возрасте до 18 лет основной оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью 31 календарный день (ст. 267 ТК РФ), а педагогическим работникам продолжительностью, устанавливаемой Правительством РФ (ст. 334 ТК РФ) и т.п. (см. комментарий к ст. 115 ТК РФ).
Ежегодный дополнительный отпуск предоставляется отдельным категориям работников в связи с условиями труда, особым характером работы, местом работы и т.п.
Продолжительность ежегодного основного и дополнительного оплачиваемого отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается.
При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.
6. Гарантиями реализации работниками права на отпуск являются:
- закрепление права на отпуск в ч. 5 ст. 37 Конституции РФ, ТК РФ;
- запрет непредоставления отпуска в течение определенного периода;
- предоставление равных прав работникам на получение и продолжительность отпуска, вне зависимости от стажа работы, должности и других условий, за исключением случаев, установленных ТК РФ;
- ограничение права работодателя на отзыв работника из отпуска, разделение отпуска на части;
- запрет увольнять работников в период нахождения в отпуске по инициативе работодателя.
Статья 115. Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска
Комментарий к статье 115
1. Комментируемая статья устанавливает минимальную продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска - 28 календарных дней. Уменьшить данную продолжительность отпуска нельзя, даже по соглашению между работником и работодателем, и тем более - по инициативе работодателя. Данное положение не будет подлежать применению (ст. 9 ТК РФ).
При этом работодатели вправе устанавливать для работников отпуска большей продолжительности, чем это предусмотрено ТК РФ.
В частности, прокурор Сахалинской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 3 ст. 3 Закона Сахалинской области от 03.07.2006 N 70-30 "О денежном содержании и отпусках лиц, замещающих государственные должности Сахалинской области" в части установления лицам, замещающим должности первого вице-губернатора и вице-губернатора Сахалинской области, ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 35 календарных дней, приложения к закону в части установления окладов денежного содержания заместителю председателя и секретарю избирательной комиссии Сахалинской области.
Отказывая прокурору в признании недействующим п. 3 ст. 3 оспариваемого Закона Сахалинской области, суд сделал вывод о том, что оспариваемая норма принята в пределах компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и не противоречит федеральному законодательству.
Верховный Суд РФ указал, что ст. 115 ТК РФ предусмотрено предоставление работникам ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 28 календарных дней. Проанализировав содержание приведенных правовых положений, суд правомерно отметил, что нормами ТК РФ установлен лишь минимальный уровень трудовых прав и гарантий работников, обеспечиваемый государством. Следовательно, в силу ч. 2 ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ были вправе принять закон, содержащий нормы трудового права и устанавливающий более высокий уровень трудовых прав и гарантий, поскольку увеличение в связи с этим бюджетных расходов обеспечивается за счет собственных бюджетных средств субъекта РФ.