Сокращенная продолжительность рабочего времени характеризуется следующими отличительными признаками.
Является полной нормой рабочего времени (исключение - работники в возрасте до 18 лет), подлежащей оплате в полном размере, наравне с нормальной, 40-часовой рабочей неделей. То есть работник, которому установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, полностью отработав установленную для него норму рабочего времени, получит зарплату в таком же размере, как и его коллега, отработавший 40 часов в неделю (естественно, при соблюдении всех прочих условий).
Обусловлена спецификой условий труда работников или особой потребностью отдельных категорий работников в охране их труда. Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается в целях обеспечения сохранения здоровья работников, реализации их физиологических и социальных потребностей. Так, безусловно нуждаются в сокращенной продолжительности рабочего времени лица, работающие во вредных условиях труда с целью охраны здоровья, сокращения продолжительности нахождения под воздействием вредных производственных факторов, в то же время несовершеннолетние работники также не могут быть задействованы на работе наравне со взрослыми ввиду повышенной потребности в отдыхе у молодого, не сформировавшегося еще организма. Учащимся несовершеннолетним работникам необходимо обеспечить возможность проходить обучение, тратя на него достаточное количество времени, поэтому нормы рабочего времени для учащихся несовершеннолетних сокращены вдвое по сравнению с несовершеннолетними, не проходящими обучение либо находящимися на каникулах.
Установлена ТК РФ и иными федеральными законами и является обязательной к применению. Работодатели не вправе отказаться от установления сокращенной продолжительности рабочего времени в случаях, когда ее установление обязательно в соответствии с федеральным законом.
2. Продолжительность сокращенного рабочего времени определяется в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. Так, комментируемая статья устанавливает общие, наиболее распространенные случаи применения сокращенной продолжительности рабочего времени. Накануне нерабочих праздничных дней рабочее время сокращается на один час и у работников, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. Сокращенную продолжительность рабочего времени следует отличать от неполного рабочего времени, которое также может составлять менее установленной нормы рабочего времени, но устанавливается по соглашению сторон трудового договора либо по просьбе работника в предусмотренных законом случаях.
В научной литературе на этот счет высказывается следующее мнение. "Под определение установленной продолжительности рабочего времени подпадает сокращенная продолжительность рабочего времени, которая определяется государством (согласно ст. 92 ТК РФ для отдельных категорий работников может устанавливаться Трудовым кодексом или иными федеральными законами). В связи с этим часы, отработанные сверх сокращенной продолжительности рабочего дня (смены), без сомнений, признаются сверхурочными и оплачиваются в соответствующем размере.
В случае же, если работнику установлено неполное рабочее время, работа по распоряжению работодателя сверх предусмотренной продолжительности рабочего времени, но в пределах нормальной, установленной нормативным правовым актом, не признается сверхурочной и оплачивается в размере обычной заработной платы работника" <1>.
--------------------------------
<1> Актуальные проблемы трудового законодательства в условиях модернизации экономики: Монография / Отв. ред. Ю.П. Орловский. М., 2012. С. 55.
3. Оплата труда работников с сокращенным рабочим временем производится как за полную норму рабочего времени. Так, работник-инвалид и обычный работник на одной и той же должности, проработав 35 и 40 часов в неделю, получат одинаковую заработную плату. Именно поэтому установление сокращенной продолжительности рабочего времени допускается только на высшем уровне нормативного регулирования - на уровне федеральных законов.
В том случае, когда работник, которому установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, по соглашению сторон или в соответствии с медицинским заключением отрабатывает менее установленной ему нормы (например, инвалид II группы работает не 35 часов в неделю, а 24 согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида и рекомендациям медико-социальной экспертизы), то оплата ему производится за отработанное время исходя из нормы 35 часов в неделю.
Таким образом, у работников с сокращенным рабочим временем стоимость одного часа работы получается несколько выше, нежели чем у работников, которым установлена нормальная продолжительность рабочего времени.
Исключением из правила о полной оплате сокращенной продолжительности рабочего времени является оплата труда работников, не достигших 18-летнего возраста. Согласно ст. 271 ТК РФ при повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до 18 лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. Работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.
Труд работников в возрасте до 18 лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по установленным сдельным расценкам. Работодатель может устанавливать им за счет собственных средств доплату до тарифной ставки за время, на которое сокращается продолжительность их ежедневной работы.
Оплата труда работников в возрасте до 18 лет, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работодатель может устанавливать этим работникам доплаты к заработной плате за счет собственных средств.
4. Часть 1 комментируемой статьи содержит перечень работников, которым устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени. Расчет продолжительности осуществляется исходя из недельной нормы рабочего времени, продолжительность ежедневной работы, смены устанавливается ст. 94 ТК РФ.
Для несовершеннолетних работников предельно допустимая продолжительность рабочего времени варьируется в зависимости от возраста работника. Так, работнику в возрасте до 16 лет максимально можно работать не более 24 часов в неделю, работнику в возрасте от 16 до 18 лет - не более 35 часов в неделю. При этом в том случае, если несовершеннолетний работник получает образование в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и работает в течение учебного года в свободное от учебы время, продолжительность его работы не может превышать половины от норм, установленных ч. 1 ст. 92 ТК РФ для работников соответствующего возраста.
Введение сокращенной продолжительности рабочего времени инвалидам I и II группы соответствует аналогичной норме в ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющей, что для инвалидов I и II группы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.
5. Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Правительство РФ Постановлением от 20.11.2008 N 870 поручило Минздравсоцразвития России установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций. Однако, несмотря на то что указанные нормы должны были быть подготовлены и утверждены в течение шести месяцев с момента вступления Постановления Правительства РФ в силу, до настоящего момента такого документа нет.
Минтруд России в информационном письме от 13.02.2013 "О порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870" рекомендует для установления соответствующего размера компенсации работодателям использовать Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, Инструкцию о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, а также Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденное Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78, и иные действующие нормативные правовые акты, устанавливающие соответствующие размеры компенсаций, в части, не противоречащей ТК РФ.
При этом в соответствии со ст. 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсации работникам не устанавливаются.
Вопрос применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда рассмотрен Верховным Судом РФ, который подтвердил право работодателей применять список вплоть до принятия соответствующих нормативных актов Минтрудом России.
В соответствии со ст. 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с этим Кодексом законы и иные правовые акты РФ, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат данному Кодексу.
Часть 2 ст. 117 ТК РФ в ранее действовавшей редакции предусматривала, что перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Указанные перечни не были приняты, и на основании ст. 423 ТК РФ при определении круга работников, имеющих право на компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, на территории Российской Федерации применялись акты бывшего СССР - список и инструкция, оспариваемые по данному делу.
Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ изменены основания предоставления работникам указанных компенсаций. Согласно ст. 117 ТК РФ в редакции указанного Закона ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов (ч. 1); минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 2).
Аналогичный порядок установления сокращенной продолжительности рабочего времени и повышенной оплаты труда для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предусмотрен ст. ст. 92, 147 ТК РФ.
Правительство РФ, реализуя предоставленные ему федеральным законодателем полномочия, приняло Постановление от 20.11.2008 N 870, которым установило работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации: сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 ТК РФ; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее семи календарных дней; повышение оплаты труда - не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (п. 1); поручило Минздравсоцразвития России в шестимесячный срок после вступления в силу данного Постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций (п. 2).
Таким образом, действующее законодательство РФ признает основанием для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н, определяет требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации, предусматривая комплексную оценку условий труда на рабочем месте с учетом класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам.
Гигиенические критерии оценки факторов рабочей среды, тяжести и напряженности трудового процесса и гигиеническая классификация условий труда по показателям вредности и опасности определяет Руководство Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда", утвержденное Роспотребнадзором 29.07.2005 и применяемое согласно его п. 1.2 с целью аттестации рабочих мест по условиям труда.
Руководство, исходя из степени отклонения фактических уровней физических, химических, биологических и иных факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, подразделяет условия труда по степени вредности и опасности на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников разделяют на четыре степени вредности (классы 3.1 - 3.4). Следовательно, при установлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3 класса любой степени вредности работник независимо от того, поименована или нет его профессия, должность в Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, имеет право на соответствующие компенсации в размерах, не ниже установленных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870. Вместе с тем в случаях, когда по данной профессии, должности Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда предусмотрены более высокие компенсации работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, подлежит применению список, поскольку до настоящего времени не принят нормативный правовой акт, предусмотренный п. 2 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870, позволяющий дифференцировать виды и размеры компенсаций в зависимости от степени вредности условий труда.
Исходя из изложенного следует признать, что положения нормативных актов бывшего Союза ССР, определяющие право работников на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, могут применяться в определенных случаях в части, не противоречащей законодательству РФ, и оснований для признания их недействующими в оспариваемой части не имеется.
Довод заявителя о том, что оспариваемыми положениями на него возлагается обязанность предоставлять компенсации за работу во вредных условиях труда в случаях, когда по результатам аттестации рабочих мест не установлено неблагоприятного воздействия на здоровье работника каких-либо вредных факторов, является необоснованным.
В соответствии с ч. 4 ст. 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.
В силу этой нормы и ст. 423 ТК РФ, если по результатам аттестации рабочих мест установлены оптимальные (1 класс) или допустимые (2 класс) условия труда, относящиеся к безопасным согласно п. 4.2 Руководства, положения Списка и Инструкции не могут применяться, как противоречащие законодательству РФ.