Неизбрание на должность (в том числе по конкурсу)

Трудовой договор (контракт) прекращается по п. 4 ст. 44 ТК [4] с работниками, срок полномочий которых истек и которые не избраны на должность на новый срок (например, депутаты, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, которые избираются Советом Республики на 11 лет, и т.д.).

Наниматель вправе прекратить трудовые отношения в случае неизбрания на новый срок работников, должности которых замещаются по конкурсу (например, профессорско-преподавательский состав вузов, научные работники научных учреждений и высших учебных заведений и др.) [24].

Конкурсное замещение должностей профессорско-преподавательского состава проводится в соответствии с Положением о порядке проведения конкурса при замещении должностей педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава в учреждениях высшего образования Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.06.2011 г. № 806 [19]. Согласно п. 34 указанного Положения [19] лица, не избранные по конкурсу на должность, которую они занимали ранее, а также те, кто не подал заявление на участие в конкурсе, освобождаются от должности в связи с истечением срока избрания в порядке, установленном трудовым законодательством Республики Беларусь.

При увольнении по указанному основанию не требуется уведомления профсоюзного органа, поскольку такое увольнение не относится к увольнению по инициативе нанимателя.

Общий порядок и условия проведения конкурса на замещение должности научного работника в научных учреждениях и высших учебных заведениях регулируются Законом Республики Беларусь от 21.10.1996 г. № 708-XIII «О научной деятельности» [13] и Положением о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности научного работника, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.04.1998 г. № 536 [20].

В ч. 1 ст. 17 названного Закона [13] определено, что прием лиц на должности научных работников осуществляется в соответствии с законодательством о труде, в том числе на основании срочного трудового договора, после прохождения конкурса на замещение должности научного работника, контракта без прохождения конкурса на замещение должности научного работника.

По истечении срока замещения должности, если научные работники не подали заявление об участии в конкурсе или не прошли по конкурсу, трудовой договор с ними прекращается по п. 4 ст. 44 ТК [4].

По истечении срока замещения должности повторное избрание научного работника по конкурсу на новый срок может не производиться. По усмотрению нанимателя данный работник может быть назначен на замещаемую ранее должность с учетом результатов его аттестации, проводимой нанимателем не позднее чем за месяц до окончания срока избрания по конкурсу [26].

Конкурс проводится на замещение только вакантных должностей. Должность считается вакантной даже тогда, когда исполнение обязанностей по ней временно возложено на лицо, занимающее другую должность в данной организации.

Трудовые споры по вопросам увольнения профессорско-преподавательского состава и научных работников разрешаются в судебном порядке.

2.5 Вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы, или судебного постановления о трудоустройстве работника, обязанного возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении

В п. 5 ст. 44 ТК [4] содержится два основания прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Первое основание - наниматель прекращает трудовые отношения с работником при вступлении в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы.

Вторым основанием прекращения трудового договора является вступление в законную силу судебного постановления о трудоустройстве работника, обязанного возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении [24].

Под приговором понимается решение, вынесенное судом первой инстанции по вопросу о виновности или невиновности обвиняемого, о применении или неприменении к нему наказания и по другим вопросам, подлежащим разрешению. Следовательно, приговор может быть обвинительным или оправдательным. Согласно ст. 355 УПК [6] обвинительный приговор может быть вынесен: с назначением уголовного наказания, подлежащего отбыванию осужденным; с назначением уголовного наказания и освобождением от его отбывания; без назначения уголовного наказания.

Применительно к указанной норме увольнение допускается только при вынесении обвинительного приговора, по которому применено наказание, исключающее продолжение работы. При этом увольнение допускается только после вступления такого приговора в законную силу.

В соответствии с положениями Уголовного кодекса Республики Беларусь [7] (далее - УК) к наказаниям, исключающим продолжение работы у данного нанимателя, относится: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью [7, ст. 51]; арест [4, ст. 54]; ограничение свободы [7, ст. 55]; лишение свободы [7, ст. 57]; пожизненное заключение [7, ст. 58]; смертная казнь [7, ст. 59].

Приговор вступает в законную силу после истечения срока на апелляционные обжалование или опротестование. Апелляционные жалобы и протесты на приговор суда первой инстанции могут быть поданы в течение 10 суток со дня оглашения приговора, а в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. Обжалованный или опротестованный приговор вступает в законную силу с момента принятия по нему решения судом апелляционной инстанции.

Приговоры Верховного Суда Республики Беларусь обжалованию и опротестованию в апелляционном порядке не подлежат [6, ст. 370]. Приговоры, не подлежащие апелляционному обжалованию и опротестованию, вступают в силу с момента их оглашения.

Из содержания указанной нормы следует, что если наниматель получил копию приговора в отношении своего работника, то для решения вопроса о прекращении трудового договора с этим работником по п. 5 ст. 44 ТК [4] необходимо выяснить: вступил ли приговор в законную силу; какова мера наказания и исключает ли она продолжение работы у нанимателя [28].

Наниматель вправе прекратить трудовой договор по п. 5 ст. 44 ТК [4] и в случае вступления в законную силу судебного постановления о трудоустройстве работника, обязанного возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

Для правильного применения указанного положения нанимателю необходимо уточнить, имеется ли судебное постановление о трудоустройстве работника и относится ли этот работник к лицам, обязанным возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Согласно закону дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение, в случае если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни и это оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

В соответствии с п. 8 Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» [16] (далее - Декрет № 18) родители обязаны возмещать расходы по содержанию детей, находящихся на государственном обеспечении. Однако указанные расходы возмещаются не всеми родителями, а только теми, которые признаны обязанными лицами. Согласно положениям Декрета № 18 [16] к обязанным лицам относятся родители, дети которых находятся на государственном обеспечении в связи с отобранием их по решению комиссии по делам несовершеннолетних либо на основании решения суда без лишения родительских прав; лишением родительских прав; нахождением родителей в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей; отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста.

Кроме того, расходы по содержанию детей не возмещаются родителями, признанными недееспособными, а также родителями, которые не могут выполнять родительские обязанности по состоянию здоровья на основании заключения врачебно-консультационной комиссии, выданного государственной организацией здравоохранения [26].

Под помещение детей на государственное обеспечение понимается помещение их в детские интернатные учреждения (дома ребенка, детские дома, социально-педагогические учреждения, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вспомогательные школы-интернаты, специальные общеобразовательные школы-интернаты, специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные и иные учреждения, обеспечивающие условия для проживания (содержания) детей), учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, детские дома семейного типа, опекунские семьи, приемные семьи [16, примечание к ч. 1 п. 1].

Взыскание расходов по содержанию детей обращается на заработную плату и приравненные к ней в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь [3] (далее - ГПК) доходы, а также на имущество обязанного лица.

Работающее обязанное лицо возмещает расходы по содержанию детей из заработной платы по его заявлению, которое должно быть подано нанимателю в трехдневный срок после помещения ребенка на государственное обеспечение. При этом обязанным лицом должно обеспечиваться полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию их детей. Вместе с тем, если уровень заработной платы работающего обязанного лица и приравненных к ней в соответствии с ГПК [4] доходов не позволяет ему в течение шести месяцев в полном объеме выполнять данные обязательства, это лицо подлежит трудоустройству на новое место работы [24].

Вопросы трудоустройства таких лиц решаются судом. Судебное постановление о трудоустройстве обязанного лица является основанием для увольнения его с работы по п. 5 ст. 44 ТК [16, ч. 3 п. 13].

При этом следует иметь в виду, что судебное постановление о трудоустройстве обязанного лица в течение трех рабочих дней после вынесения направляется в органы внутренних дел и комитет по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета по месту жительства обязанного лица, а в случае, когда место жительства отсутствует, - по последнему известному месту жительства для подбора организации (организаций) в целях трудоустройства данного лица [3, ч. 2 ст. 318-1]. Указанное судебное постановление подлежит немедленному исполнению.

В силу положений п. 14 Декрета № 18 [16] органы по труду, занятости и социальной защите обязаны в течение трех рабочих дней определить одну или несколько организаций для трудоустройства обязанного лица. При этом подбор организации (организаций) осуществляется таким образом, чтобы заработная плата обязанного лица позволяла обеспечить полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей и за ним сохранялось не менее 30 процентов заработной платы.

Нанимателям следует иметь в виду, что прием на работу обязанного лица, подлежащего трудоустройству по постановлению суда, осуществляется на основании направления органа по труду, занятости и социальной защите. Не допускается отказ нанимателей в приеме на работу обязанных лиц, направляемых по постановлению суда [24].

Наши рекомендации