Работа с отзывом и устранение указанных замечаний
Получив письменный отзыв, студент внимательно изучает его, акцентируя внимание на отмеченных недостатках.
Замечания принципиального характера должны быть устранены. Необходимые доработки осуществляются в письменной форме. Отдельные замечания, указанные в отзыве и не нуждающиеся в письменном изложении, требуют подкрепления устными аргументами, которые приводятся при защите.
Если содержание работы не соответствует предъявляемым требованиям, т.е. не раскрыты вопросы, при написании работы исследовано недостаточное количество источников (менее десяти), содержание работы не соответствует плану и т. д., то курсовая работа направляется на доработку.
В случае неудовлетворительного отзыва научного руководителя студент обязан выполнить работу вновь или переработать ее в соответствии с полученными указаниями. К повторно выполненной работе необходимо приложить отзыв на предыдущую работу.
Устранение указанных в рецензии замечаний и последующая защита курсовой работы представляет собой завершающую часть исследования и в некоторой степени выступает его итогом.
Защита курсовой работы
Время и место защиты определяется кафедрой и научными руководителями. Защита принимается комиссией в составе 2-3 преподавателей, включая научного руководителя. Студент должен подготовить доклад на 5-7 минут, в котором в соответствии с планом кратко излагает содержание работы, делает обзор использованной научной литературы, обобщает основные выводы, вытекающие из темы исследования, дает полные и аргументированные ответы на замечания рецензента.
Члены комиссии могут задавать вопросы, связанные с уточнением и конкретизацией отдельных положений работы.
Окончательная оценка выставляется с учетом качества выполненной работы и результатов ее защиты.
При оценке курсовой работы учитываются:
- степень разработанности темы;
- полнота охвата различных подходов к рассмотрению исследуемой проблемы;
- полнота использования литературных источников;
- творческий подход к написанию курсовой работы и самостоятельность;
- правильность и научная обоснованность выводов, их практическая направленность;
- стиль изложения, ораторские и полемические навыки, свобода владения материалом, убедительность и корректность в отстаивании собственной позиции;
- аккуратность и правильное оформление курсовой работы;
- использование наглядных и технических средств при защите.
Опыт показывает, что в курсовых работах чаще всего встречаются следующиенедостатки:
- описательный характер работ в ущерб глубине проработки исследуемых проблем;
- слабость доказательств, отсутствие или неубедительность выводов по каждому вопросу и в целом по проблеме исследования;
- недостаточно четкое представление собственной позиции по рассматриваемой проблеме, обилие цитат, выдержек из книг, злоупотребление статьями в ущерб рассуждениям и взглядам автора;
- использование устаревшей нормативной базы;
- нарушение правил оформления работы, неправильное оформление библиографического материала;
- бессистемное изложение материала;
- расплывчатость и неконкретность заключения, не вытекающего из содержания курсовой работы.
Курсовая работа оценивается по 4-балльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Оценка «отлично» ставится, если:
- работа выполнена самостоятельно, носит творческий характер;
- изучаемая проблема достаточно актуальна, студент показал знание рассматриваемой проблемы, понимание направлений и путей ее решения;
- теоретические положения творчески увязаны с практическими аспектами и рекомендациями по разрешению рассматриваемой проблемы, а также с предложениями по совершенствованию законодательства;
- собран, обобщен и проанализирован необходимый научный, нормативный и методологический материал, на основе которого сделаны творческие выводы;
- проанализированы различные подходы к рассмотрению темы и аргументирован выбор собственной позиции и направления в разрешении рассматриваемой темы;
- работа правильно и аккуратно оформлена, представлены все необходимые компоненты, составлена достаточно полная библиография по теме работы;
- в процессе защиты студент показал навыки ведения научной дискуссии, свободное владение юридической и специальной терминологией, высокую культуру речи, знание научной литературы по исследуемой и смежным темам;
- были использованы технические средства и наглядные пособия для аргументации основных положений курсовой работы.
Оценка «хорошо» ставится, если:
- исследуемая проблема раскрыта с использованием научной и методической литературы;
- отдельные вопросы работы изложены самостоятельно, но без глубокого теоретического обоснования;
- есть отдельные неточности при освещении вопросов темы;
- ответы на вопросы членов комиссии недостаточно аргументированы, неполные или содержат неточности.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если:
- исследуемая проблема в основном раскрыта;
- в работе не использован весь необходимый для освещения темы нормативный, научный и методический материал;
- изложение отдельных вопросов поверхностно;
- студент недостаточно полно изложил основные положения исследования, испытывал затруднения при ответах на вопросы членов комиссии.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:
- курсовая работа содержит существенные теоретические ошибки или поверхностную аргументацию основных положений;
- курсовая работа носит откровенно компилятивный характер;
- студент при защите показал слабые, поверхностные знания по исследуемой проблеме.
Студенты, не сдавшие на отзыв или не защитившие курсовую работу в установленные сроки, считаются имеющими академическую задолженность и не допускаются к сдаче итогового экзамена по дисциплине «Теория государства и права».
III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИОННЫХ СРЕДСТВ
Успех доходчивого изложения при защите курсовой работы в значительной степени определяется используемыми средствами наглядного представления информации, качеством подготовленного материала и умением докладчика правильно его донести до присутствующих.
В настоящее время в аудиториях Института размещено различное оборудование, позволяющее эффективно представить подготовленный материал. К такому оснащению относятся различные типы аудио- и видеооборудования.
Для успешного применения этого оборудования автор работы может представлять материалы презентации на различных видах носителей памяти (DVD, на флэш-, флоп- дисках, видеокассетах и др.).
В зависимости от уровня подготовки и способностей автора работы, а также излагаемого материала можно использовать то или иное оборудование или их комбинацию. Для просмотра презентаций предусмотрено применение двух типов проектов: стационарного - для проектирования иллюстрационного материала на выдвижной экран и переносного - для проектирования на маркерную доску, что определяется излагаемым материалом и составом аудитории. В последнем случае существует возможность дополнительно использовать маркер для внесения пометок и дополнительных пояснений и уточнений проецируемого на доску изображения.
При подготовке слайдов к докладу необходимо выполнить ряд этапов от их создания, редактирования до продуманного монтажа в виде слайд-фильма.
Показ слайдов можно выполнять как в ручном, так и в автоматическом режиме. Причем применение автоматического режима позволяет рационально использовать отведенное время и выглядит достаточно эффективно, однако требует от выступающего тщательно продуманного и заранее отрепетированного доклада.
Ответственным этапом подготовки доклада является продуманная последовательность размещения слайдов и содержание представленного на них материала. Количество слайдов не должно превышать 10-12, учитывая, что рекомендуемое время доклада составляет 10 минут, и за это время автор работы должен обязательно прокомментировать каждую проецируемую иллюстрацию.
Слайды должны быть пронумерованы, поскольку, если после завершения доклада у присутствующих возникнут вопросы, их легче соотнести с номером слайда, чем с его названием. В том случае, если вопрос задан без ссылки на слайд, докладчику для поиска нужного придется просматривать все имеющиеся слайды, что затягивает время доклада и ухудшает восприятие изложенного материала.
На первом слайде целесообразно привести название курсовой работы, фамилию, инициалы научного руководителя, консультанта, если он имеется, на следующих слайдах изложить цель и задачи работы, структуру исследования и другой материал. Информацию на слайдах рекомендуется изображать в виде графиков, схем, таблиц, гистограмм и других наглядных материалов, упрощающих восприятие материала и позволяющих полностью довести его до аудитории за отведенное на доклад время. При необходимости можно дополнить слайды звуком, применить анимацию.
При подготовке иллюстрационного материала автор может использовать всю свою фантазию, при этом важно помнить, что сложно воспринимаются слайды, содержащие много темных однотонных или ярких цветов, мелкий шрифт, большой объем текстового материала.
Каждый автор должен готовить иллюстрационный материал с учетом специфики выполненной работы и личных качеств, что позволяет донести до присутствующих на защите дипломной работы суть, основные результаты выполненных исследований и эффективность от их реализации на практике.
IV. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. - Кн. 1-5. - М. : Статут, 2007.
- Гражданское право : учебник / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - 4-е изд. - М. : Проспект, 2008. - Ч. 1, 2, 3. - С. 731.
- Гражданское право: учебник в 4 т. / отв. Ред. Е.А. Суханов. –М.: Волтерс Клувер, 2008
- Гражданское право: эл. уч. / под ред. М.М. Рассолова, П.В. Алексия. –М., 2011.
- Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. - М. : Статут, 2001.
- Долженко А.Н., Резников В.Б., Хохлова Н.Н. Судебная практика по гражданским делам : сб. - М. : Проспект, 2001.
- Иванов Е.В. Гражданское право: эл. уч. –М., 2011.
- Конституция Российской Федерации / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ .
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон от 26.01.1996 № 51-ФЗ.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья. Федеральный закон РФ от 26.11.2001 № 146-ФЗ .
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Федеральный закон от 18.12.2006 № 230-ФЗ .
- Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
- Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» .
- Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 23.11.2009).
- Федеральный закон РФ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» .
- Федеральный закон РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» .
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 1995 г. № 2/1 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. -1995. - № 5.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. - № 9, 1997. -№ 5.
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев Ю.В., Казачинский В.П., Никитина Н.С. Научно-исследовательские работы. Курсовые, дипломные, диссертации. Общая методология, методика подготовки и оформления. – М. : АСВ, 2011. – 120с.