Подбор и изучение научной литературы и

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По выполнению и защите

курсовой работы по дисциплине

«ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО»

Направление подготовки 40.03.01. Юриспруденция

Направленность (профиль): «Гражданско-правовой»

«Уголовно-правовой»

Уровень высшего образования – БАКАЛАВРИАТ

Подбор и изучение научной литературы и - student2.ru

Мурманск – 2016

УДК 378.147

Д 13

Давыдова А.В.

Методические указания по выполнению и защите курсовой работы по дисциплине «Гражданское право», направлению подготовки 40.03.01. Юриспруденция. Направленность (профиль): «Гражданско-правовой», «Уголовно-правовой». Уровень высшего образования – бакалавриат. –Мурманск: СЗФ МГЭИ, 2016. – 50 с. / 3,4 п.л.

Методические указания по выполнению и защите курсовой работы по дисциплине «Гражданское право» рассмотрены и утверждены на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин, протокол № 6 от «21» января 2016 г.

Для студентов, научно-педагогических работников, научных руководителей выпускных квалификационных работ, консультантов.

© СЗФ МГЭИ, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………...
   
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ……………………………………
   
II. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ……
2.1. Выбор и утверждение темы курсовой работы …………
2.2. Составление и согласование плана курсовой работы …
2.3. Подбор и изучение научной литературы и нормативно-правовых актов ………………………………………………..  
2.4. Написание текста курсовой работы …………………….
2.5. Оформление курсовой работы, представление ее в деканат для регистрации и написания отзыва научным руководителем ………………………………………………..    
2.6. Работа с отзывом и устранение указанных замечаний ...
2.7. Защита курсовой работы …………………………………
   
III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИОННЫХ СРЕДСТВ …………………………  
   
IV. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………
   
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………
   
VI. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ……
   
VII. ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………......

ВВЕДЕНИЕ

Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

В условиях стремительных изменений в социальной, правовой и образовательной сферах особую актуальность приобретает подготовка профессионалов нового поколения при сохранении традиций подготовки в сложившейся системе образования. В настоящее время высшие учебные заведения по направлению подготовки в области юриспруденции в России работают в условиях:

1) обостренной конкуренции на рынке образовательных услуг;

2) жестких государственных требований к обеспечению качества образования.

Формирование будущего юриста происходит в процессе его обучения.

Гражданское право представляет собой одну из фундаментальных (профилирующих) отраслей российского права. Гражданское право как учебная дисциплина занимает соответствующее положение в системе юридического образования. В условиях укоренения в нашей действительности рыночных принципов хозяйствования, увеличением имущественного оборота параллельно с возрастанием роли гражданско-правовых норм в регулировании общественных отношений повышается значение учебной дисциплины гражданского права как необходимой предпосылки подготовки профессиональных юристов.

Гражданское право является одной из сложнейших учебных правовых дисциплин. Оно объемно по содержанию, обладает развитым понятийным аппаратом. Непростым для понимания представляется юридическая сущность многих гражданско-правовых явлений (например, в науке гражданского права существует множество концепций юридического лица, различные теории объекта правоотношения, разнятся подходы к пониманию правоспособности и т. п.). Поэтому только добросовестное отношение студента к процессу обучения, проявленные старание и настойчивость могут являться залогом успешного освоения гражданского права.

Курсовая работа является одной из важнейших форм самостоятельного изучения студентами вопросов одной из отраслей Российского права – Гражданского права, которая показывает уровень знаний, умений и навыков, приобретенных каждым студентом в процессе изучения курса. Кроме того, она является одним из видов аттестационных испытаний студентов.

Выполнение курсовых работ призвано способствовать систематизации и закреплению полученных студентом знаний и умений. При написании работы студент учится излагать имеющиеся в научно-исследовательской литературе суждения по определенному спорному в теории вопросу (проблеме), высказывать собственную обоснованную точку зрения.

В данных методических рекомендациях обобщена и систематизирована вся необходимая информация, связанная с разработкой, оформлением и защитой курсовых работ, изложены проблемы, возникающие при написании этих работ, и приведены наиболее рациональные способы их преодоления.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Курсовая работа - творческая, научная, самостоятельная исследовательская работа по определенной теме, в ходе которой студенты приобретают навыки работы с научной, учебной и методической литературой, с нормативно-правовыми актами и справочными материалами, овладевают методами научного исследования, обработки, обобщения и анализа информации; расширяют общий кругозор; решают практические задачи на основе теоретических знаний; активизируют самостоятельную работу и творческое мышление.

Курсовая работа является завершающим этапом изучения дисциплины и позволяет судить о том, насколько студент усвоил теоретический курс и каковы его возможности применения полученных знаний для их обобщения по избранной теме.

Значение курсовой работы состоит в том, что в процессе ее выполнения студент не только закрепляет, но и углубляет полученные теоретические знания. Курсовая работа является составным элементом учебного процесса. Опыт и знания, полученные студентами на этом этапе обучения, во многом могут быть использованы для подготовки курсовой работы.

При написании курсовой работы студент должен показать умение работать с нормативной правовой базой, анализировать имеющиеся научные, учебно-методические и периодические источники по проблеме, делать обоснованные выводы и предлагать практические решения, показать умение проводить теоретические исследования.

К курсовой работе как самостоятельному исследованию предъявляются следующие требования:

- должна быть написана самостоятельно;

- должна быть написана на достаточном теоретическом уровне с привлечением нормативных правовых и др. документов по избранной теме;

- должна отличаться критическим подходом к изучению научных источников;

- должна отвечать требованиям логичного, ясного и четкого изложения материала, с привлечением достаточного эмпирического материала;

- при необходимости в процессе изложения темы иллюстрировать доказательную базу графиками, таблицами, схемами и т.д.;

- должна быть оформлена в соответствии с ГОСТ;

- должна завершаться конкретными выводами и рекомендациями по теме исследования.

Навыки, приобретенные студентами при написании курсовых работ, будут являться хорошим опытом для написания выпускной квалификационной работы. Любая письменная работа - это экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции, к которому предъявляются повышенные требования членов государственной аттестационной комиссии.

Основными целями курсовой работы являются:

- обучение самостоя­тельному применению теоретических знаний, полученных в процессе изучения курса теории государства и права;

- привитие практических навыков научного исследования;

- формирование юридического миро­воззрения и правовой культуры.

Выполнение курсовой работы позволяет обучаемым совершенство­вать собственные представления об основных закономерностях форми­рования и функционирования государства и права, ориентироваться в потоке научной и практической информации, объективно оценивать социально-правовые явления и процессы.

Курсовая работа по гражданскому праву помогает студентам логически грамотно выражать и обосновывать точку зрения по гражданско-правовой проблематике, свободно оперировать юриди­ческими категориями и понятиями, увязывать теоретические положе­ния с юридической практикой правотворческой и правоприменитель­ной деятельности.

Курсовая работа нацелена на формирование следующих компетенций:

- общекультурных компетенций: студент осознает социальную значимость будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); владения культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); нетерпимо относится к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

- профессиональных компетенций: способности участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1); способности осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); способности толковать различные правовые акты (ПК-14); способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17).

II. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа выполняется студентом в часы самостоятельной работы и представляется в деканат в установленные сроки. После проверки и рецензирования проводится защита курсовой работы с участием научного руководителя. Результаты защиты оцениваются по четырехбалльной системе. При неудовлетворительной оценке студент обязан переработать и привести в соответствие курсовую работу.

В отличие от контрольной курсовая работа характеризуется обстоятельным освещением вопроса с элементами исследования, привлечением источников и обширной специальной литературы, наличием библиографического обзора и научно-справочного аппарата, самостоятельными выводами и обобщениями. Курсовая работа должна быть композиционно стройной, отличаться строгой последовательностью изложения и убедительной аргументацией.

Этапы подготовки курсовой работы:

1. Выбор и утверждение темы;

2. Составление и согласование плана курсовой работы;

3. Подбор и изучение научной литературы и нормативно-правовых актов;

4. Написание текста курсовой работы;

5. Оформление курсовой работы, представление ее в деканат для регистрации и написания отзыва научным руководителем;

6. Работа с отзывом и устранение указанных замечаний;

7. Защита курсовой работы.

2.1. Выбор и утверждение темы курсовой работы

Студенты должны внимательно ознакомиться с примерной тематикой курсовых работ, имеющейся на кафедре, выбрать тему и сообщить о ней методисту кафедры. Можно предложить свою собственную тему исследования, предварительно согласовав ее с заведующим кафедрой.

Выбор темы определяется уже накопленной студентом суммой знаний по теории государства и права и смежным дисциплинам. При выборе темы можно допустить ошибку, взяться за проблему, которая с первого взгляда может показаться весьма простой, однако в ходе ее раскрытия потребуются знания, предполагающие довольно высокий уровень теоретической абстракции. В этом случае помощь может оказать преподаватель, ведущий семинарские занятия в учебной группе.

Конечно, не все темы курсовых работ одинаковой степени трудности, но с любой из них можно успешно справиться, если помнить о том, что при изучении сложных теоретических вопросов «сразу кое-кого, может быть, и отпугнет трудность изложения, надо предупредить, что этим не следует смущаться, что непонятное на первый раз при чтении будет понято при повторном чтении, или когда вы подойдете к вопросу впоследствии с несколько иной стороны» (В.И.Ленин). Ни один непонятный вопрос темы курсовой работы не должен оставаться без внимания, все они с необходимостью уясняются самостоятельно, или с помощью научного руководителя.

Студент, проявив самое серьезное отношение к выполнению курсовой работы, правильно распределив время, работая без спешки, планомерно и систематически обеспечит успешное написание работы.

2.2. Составление и согласование плана курсовой работы

После выбора темы в процессе подготовки курсовой работы большое значение отводится составлению плана работы.

Шарль Монтескье в своем трактате «О духе законов» писал: «Я много раз начинал и оставлял этот труд, тысячу раз бросал на ветер уже исписанные мною листы и каждый день чувствовал, что мои руки опускаются от бессилия. Исследуя свой предмет без всякого предварительного плана, я не знал ни правил, ни исключений и если находил истину, то для того, чтобы тут же утратить ее; но когда я открыл мои общие начала, то все, чего я искал, предстало передо мною, и на протяжении двадцати лет я видел, как труд мой возник, рос, развивался и завершился».

Наличие плана курсовой работы позволяет избежать освещения в ней вопросов, не относящихся к теме, обеспечить четкость и последовательность в изложении материала, избежать пробелов и повторений, научно организовать самостоятельный труд, в определенной степени сэкономить так необходимое для первокурсника время.

Выбор темы и составление плана не должно происходить механически. Предварительно необходимо ознакомиться с соответствующим разделом учебника, понять содержание темы, определить место и значение данной темы в изучаемом курсе теории государства и права.

Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно, но, тем не менее, перед ее написанием необходимо проконсультироваться со своим научным руководителем для корректировки содержания работы, имеющейся литературы и т.д.

Студент может, пользуясь примерным планом, внести в него некоторые изменения или предложить свой план. Для более четкого определения круга вопросов, которые необходимо рассмотреть, каждый раздел плана можно развернуть на более мелкие подвопросы. Следует при этом помнить, что излишнее перегружение плана работы множеством вопросов нецелесообразно. Первый признак неправильно составленного плана - это повторение одним из вопросов названия всей темы. Каждый отдельный вопрос должен раскрывать только ее часть.

Прежде чем научный руководитель сможет нацелить студента на правильное и грамотное написание работы, студент должен самостоятельно сформулировать те вопросы, которые он намерен исследовать в работе (предоставить примерный план). А уже далее научный руководитель сможет нацелить студента на правильное и грамотное оформление работы, помочь определиться в выборе вопросов, которые будут отражены в работе, определиться в объеме работы, помочь сориентироваться в нормативной базе по вопросу и в литературных источниках по выбранной теме.

В общем и целом функцию научного руководителя над курсовой работы можно свести к оказанию научной и методической помощи студенту. Игнорирование данного этапа работы может послужить неправильному пониманию проблемы выбранной для исследования, и впоследствии, – неудовлетворительному отзыву преподавателя.

Следует также учитывать, что студент может не согласиться с критическими замечаниями руководителя, обосновав свою позицию на консультациях и собеседованиях перед окончательным завершением работы или на защите. Студент должен помнить, что курсовая работа – это его самостоятельный творческий труд, и он вправе отстаивать свое мнение по вопросу в случае несогласия со своим научным руководителем.

Нормативно-правовых актов

На первоначальном этапе работы необходимо, прежде всего, уста­новить круг литературных и официально-документальных источников, относящихся к теме исследования. На этом этапе у обучаемых формируются практические навыки получения и систематизации необходимой информации, анализа теоретических концепций, законодательных актов, эмпирических мате­риалов, в той или иной степени соприкасающихся с исследуемой про­блематикой.

При подготовке работы следует использовать следующую научную литературу:

- монографии (книги, посвященные изучению наиболее значимых для теоретико-правовой науки проблемных вопросов);

- статьи в научных журналах;

- статьи в сборниках научных трудов;

- статьи в сборниках тезисов выступлений на научных конферен­циях;

- рецензии на опубликованные монографии;

- авторефераты и рукописи диссертаций;

- аннотации монографий иностранных авторов в реферативных сборниках и др.

Рекомендуется обратить внимание на следующие научные журналы: «Хозяйство и право», «Правоведение», «Юрист», «Российская юстиция», «Российский юридический журнал», «Вопросы экономики и права», «Закон», «Законность», «Российский юридический журнал», «Адвокатская практика», «Акционерное общество: вопросы корпоративного управления», «Акционерный вестник», «Арбитражная практика», «Арбитражные споры», «Вестник ВАС РФ», «Вестник гражданского права», «Гражданское право», «Жилищное право», «имущественные отношения в Российской Федерации», «Информационное право», «Российский судья», «Цивилист» и др.

Кроме этого, нужно использовать литературу, указываемую авторами научных работ в подстрочных сносках на страницах книг (журналов) или в помещенных в конце книги (статьи) примечаниях, списках литературы.

Следует активно использовать получившие широкое распространение в последние годы справочно-поисковые системы «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» и др., содержащие информацию о действующих нормативно-правовых актах.

При выполнении курсовой работы необходимо использовать нор­мативно-правовые, правоприменительные и интерпретационные акты, содержащиеся как в открытой печати, так и в источниках ведомствен­ного характера (ведомственные инструкции, письма, протоколы и т.п.).

Изучать нормативно-правовые и иные юридически значимые доку­менты следует по официальным изданиям соответствующих правотвор­ческих и правоприменительных органов.

Некоторые темы курсовых работ требуют изучения и обобщения практики применения законодательства. В связи с этим перед автором курсовой работы стоит задача изучить и обобщить правоприменитель­ную практику соответствующих государственных органов. Это позво­лит установить тенденции и выявить имеющиеся недостатки и пробелы в действующем законодательстве, наметить пути повышения его эф­фективности, дать соответствующие рекомендации по дальнейшему усо­вершенствованию правоприменительной практики.

Собранные материалы в виде письменного обзора (справки, проек­ты документов) могут прилагаться к курсовой работе.

Оформление курсовой работы, представление ее в деканат для регистрации и написания отзыва научным руководителем

Курсовая работа должна иметь не только высокую научную культуру, но и высокую культуру оформления.

Требования по оформлению курсовой работы.

1. Курсовая работа подшивается в папку на две дырки;

Внимание! Каждый лист НЕ вставляется в файловую папку!

2. Порядок следования листов в сброшюрованной курсовой работе следующий:

- титульный лист(Приложение 1) - не нумеруется и в общее число страниц не включается.

- содержание (Приложение 2) - не нумеруется.

- текст работы(сквозная нумерация страниц, на­чиная со стр. 3).

Рекомендации по оформлению текста курсовой работы:

1) текст работы печатается на одной сто­роне стандартной белой бумаги формата А4 (раз­мер - 210x297);

2) текстовый редактор WORD (Windows), шрифт Times new Roman. Размер шрифта 14, интервал полуторный, выравнивание по ширине, абзацный отступ - 1,25.

3) размер полей страницы: левое - 30 мм - для пе­реплета, правое – 10 мм; нижнее, верхнее – 15 мм.

4) заголовки печатаются: главы - прописными бук­вами, параграфы строчными; каждая глава на­чинается с новой страницы;

5) главы нумеруются римскими цифрами, параграфы - арабскими;

6) цифру, обозначающую порядковый номер страни­цы, ставят в середине и верхнего поля страницы. Курсовая работа имеет сквоз­ную нумерацию, включая приложения.

По завершении курсовой работы ее переплетают и представляют в деканат для регистрации, с последующей передачей научному руководителю для отзыва.

Отзыв научного руководителя- это оценка научным руководителем работы студента по исследованию из­бранной темы. Пишут отзыв произвольно, однако он должен отражать:

- соответствие содержания работы индивидуальному за­данию;

- раскрытие темы курсовой работы, в рамках чего она выбрана, ее актуальности для теории, практики, учебного процесса;

- степень усвоения, способность и умение использо­вать знания по общеобразовательным дисциплинам и дисциплинам профиля в самостоятельной работе;

- возможности и место практического использова­ния работы или ее отдельных частей;

- характеристика работы студента над проблемой, что, как и в каком объеме им сделано в процессе рабо­ты, его отношение к делу, проявленные самостоятель­ность, ответственность, творчество, инициатива, способ­ность решать соответствующие исследовательские про­блемы;

- вопросы, особо выделяющие работу студента;

- замечания об особенностях взаимоотношений с научным руководителем, уровне выполнения его реко­мендаций, устранении замечаний в процессе доработки курсовой работы;

- недостатки работы (если они есть);

- вывод о соответствии курсовой работы требова­ниям к курсовым работам инсти­тута ио рекомендации ее к защите;

- другие вопросы на усмотрение научного руководи­теля.

В случае серьезных претензий к результатам работы студента научный руководитель вправе сделать вывод о том, что «курсовая работа не отвечает требованиям, предъявляемым к курсовым рабо­там института, и она не рекомендуется к защите». Дан­ный факт чаще всего может быть вследствие игнориро­вания студентом в процессе подготовки курсовой рабо­ты рекомендаций научного руководителя, халатности при устранении серьезных упущений и недостатков, указанных студенту при доработке, что, в конечном счете, сказывается на качестве выполненной им работы. В этом случае научный руководитель курсовую работу вместе с отзывом передает в деканат для дальнейшей передаче студенту для устранения замечаний и приведения курсовой работы в соответствие с требованиями, предъявляемыми к написанию курсовых работ.

Защита курсовой работы

Время и место защиты определяется кафедрой и научными руководителями. Защита принимает­ся комиссией в составе 2-3 преподавателей, включая научного руково­дителя. Студент должен подготовить доклад на 5-7 минут, в котором в соответствии с планом кратко излагает содержание работы, делает обзор использованной научной литературы, обобщает основные выводы, вытекающие из темы исследования, дает полные и аргументированные ответы на замечания рецензента.

Члены комиссии могут задавать вопросы, связанные с уточнением и конкретизацией отдельных положений работы.

Окончательная оценка выставляется с учетом качества выполнен­ной работы и результатов ее защиты.

При оценке курсовой работы учитываются:

- степень разработанности темы;

- полнота охвата различных подходов к рассмотре­нию исследуемой проблемы;

- полнота использования литературных источни­ков;

- творческий подход к написанию курсовой рабо­ты и самостоятельность;

- правильность и научная обоснованность выводов, их практическая направленность;

- стиль изложения, ораторские и полемические на­выки, свобода владения материалом, убедительность и корректность в отстаивании собственной позиции;

- аккуратность и правильное оформление курсовой работы;

- использование наглядных и технических средств при защите.

Опыт показывает, что в курсовых работах чаще всего встречаются следующиенедостатки:

- описательный характер работ в ущерб глубине проработки исследуемых проблем;

- слабость доказательств, отсутствие или неубеди­тельность выводов по каждому вопросу и в целом по проблеме исследования;

- недостаточно четкое представление собственной позиции по рассматриваемой проблеме, обилие цитат, выдержек из книг, злоупотребление статьями в ущерб рассуждениям и взглядам автора;

- использование устаревшей нормативной базы;

- нарушение правил оформления работы, непра­вильное оформление библиографического материала;

- бессистемное изложение материала;

- расплывчатость и неконкретность заключения, не вытекающего из содержания курсовой работы.

Курсовая работа оценивается по 4-балльной систе­ме («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «не­удовлетворительно»).

Оценка «отлично» ставится, если:

- работа выполнена самостоятельно, носит творче­ский характер;

- изучаемая проблема достаточно актуальна, сту­дент показал знание рассматриваемой проблемы, пони­мание направлений и путей ее решения;

- теоретические положения творчески увязаны с практическими аспектами и рекомендациями по разре­шению рассматриваемой проблемы, а также с предложе­ниями по совершенствованию законодательства;

- собран, обобщен и проанализирован необходимый научный, нормативный и методологический материал, на основе которого сделаны творческие выводы;

- проанализированы различные подходы к рассмот­рению темы и аргументирован выбор собственной пози­ции и направления в разрешении рассматриваемой те­мы;

- работа правильно и аккуратно оформлена, пред­ставлены все необходимые компоненты, составлена дос­таточно полная библиография по теме работы;

- в процессе защиты студент показал навыки веде­ния научной дискуссии, свободное владение юридиче­ской и специальной терминологией, высокую культуру речи, знание научной литературы по исследуемой и смежным темам;

- были использованы технические средства и на­глядные пособия для аргументации основных положе­ний курсовой работы.

Оценка «хорошо» ставится, если:

- исследуемая проблема раскрыта с использованием научной и методической литературы;

- отдельные вопросы работы изложены самостоя­тельно, но без глубокого теоретического обоснования;

- есть отдельные неточности при освещении вопро­сов темы;

- ответы на вопросы членов комиссии недостаточно аргументированы, неполные или содержат неточности.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если:

- исследуемая проблема в основном раскрыта;

- в работе не использован весь необходимый для ос­вещения темы нормативный, научный и методический материал;

- изложение отдельных вопросов поверхностно;

- студент недостаточно полно изложил основные положения исследования, испытывал затруднения при ответах на вопросы членов комиссии.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:

- курсовая работа содержит существенные теоре­тические ошибки или поверхностную аргументацию ос­новных положений;

- курсовая работа носит откровенно компилятив­ный характер;

- студент при защите показал слабые, поверхност­ные знания по исследуемой проблеме.

Студенты, не сдавшие на отзыв или не защитившие курсовую работу в установленные сроки, считаются имеющими академическую задолженность и не допускаются к сдаче итогового экзамена по дисциплине «Теория государства и права».

III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИОННЫХ СРЕДСТВ

Успех доходчивого изложения при защите курсовой работы в значительной степени определяется ис­пользуемыми средствами наглядного представления ин­формации, качеством подготовленного материала и умением докладчика правильно его донести до присутст­вующих.

В настоящее время в аудиториях Института разме­щено различное оборудование, позволяющее эффективно представить подготовленный материал. К такому осна­щению относятся различные типы аудио- и видеообору­дования.

Для успешного применения этого оборудования ав­тор работы может представлять материалы презентации на различных видах носителей памяти (DVD, на флэш-, флоп- дисках, видеокассетах и др.).

В зависимости от уровня подготовки и способностей автора работы, а также излагаемого материала можно использовать то или иное оборудование или их комбинацию. Для просмотра презентаций предусмотрено при­менение двух типов проектов: стационарного - для проектирования иллюстрационного материала на выдвиж­ной экран и переносного - для проектирования на мар­керную доску, что определяется излагаемым материалом и составом аудитории. В последнем случае существует возможность дополнительно использовать маркер для внесения пометок и дополнительных пояснений и уточ­нений проецируемого на доску изображения.

При подготовке слайдов к докладу необходимо вы­полнить ряд этапов от их создания, редактирования до продуманного монтажа в виде слайд-фильма.

Показ слайдов можно выполнять как в ручном, так и в автоматическом режиме. Причем применение авто­матического режима позволяет рационально использо­вать отведенное время и выглядит достаточно эффектив­но, однако требует от выступающего тщательно проду­манного и заранее отрепетированного доклада.

Ответственным этапом подготовки доклада является продуманная последовательность размещения слайдов и содержание представленного на них материала. Количе­ство слайдов не должно превышать 10-12, учитывая, что рекомендуемое время доклада составляет 10 минут, и за это время автор работы должен обязательно про­комментировать каждую проецируемую иллюстрацию.

Слайды должны быть пронумерованы, поскольку, если после завершения доклада у присутствующих воз­никнут вопросы, их легче соотнести с номером слайда, чем с его названием. В том случае, если вопрос задан без ссылки на слайд, докладчику для поиска нужного при­дется просматривать все имеющиеся слайды, что затяги­вает время доклада и ухудшает восприятие изложенного материала.

На первом слайде целесообразно привести название курсовой работы, фамилию, инициалы научного руко­водителя, консультанта, если он имеется, на следующих слайдах изложить цель и задачи работы, структуру исследования и другой материал. Информацию на слайдах рекомендуется изображать в виде графиков, схем, таб­лиц, гистограмм и других наглядных материалов, уп­рощающих восприятие материала и позволяющих пол­ностью довести его до аудитории за отведенное на док­лад время. При необходимости можно дополнить слайды звуком, применить анимацию.

При подготовке иллюстрационного материала автор может использовать всю свою фантазию, при этом важно помнить, что сложно воспринимаются слайды, содер­жащие много темных однотонных или ярких цветов, мелкий шрифт, большой объем текстового материала.

Каждый автор должен готовить иллюстрационный материал с учетом специфики выполненной работы и личных качеств, что позволяет донести до присутст­вующих на защите дипломной работы суть, основные результаты выполненных исследований и эффективность от их реализации на практике.

IV. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. - Кн. 1-5. - М. : Статут, 2007.
  2. Гражданское право : учебник / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - 4-е изд. - М. : Проспект, 2008. - Ч. 1, 2, 3. - С. 731.
  3. Гражданское право: учебник в 4 т. / отв. Ред. Е.А. Суханов. –М.: Волтерс Клувер, 2008
  4. Гражданское право: эл. уч. / под ред. М.М. Рассолова, П.В. Алексия. –М., 2011.
  5. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. - М. : Статут, 2001.
  6. Долженко А.Н., Резников В.Б., Хохлова Н.Н. Судебная практика по гражданским делам : сб. - М. : Проспект, 2001.
  7. Иванов Е.В. Гражданское право: эл. уч. –М., 2011.
  8. Конституция Российской Федерации / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
  9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ .
  10. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон от 26.01.1996 № 51-ФЗ.
  11. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья. Федеральный закон РФ от 26.11.2001 № 146-ФЗ .
  12. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Федеральный закон от 18.12.2006 № 230-ФЗ .
  13. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  14. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О госу­дарственной регистрации юридических лиц и индиви­дуальных предпринимателей» .
  15. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 23.11.2009).
  16. Федеральный закон РФ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» .
  17. Федеральный закон РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» .
  18. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 1995 г. № 2/1 «О некоторых вопросах, связанных с при­менением части первой Гражданского кодекса Россий­ской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. -1995. - № 5.
  19. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. - № 9, 1997. -№ 5.

V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев Ю.В., Казачинский В.П., Никитина Н.С. Научно-исследовательские работы. Курсовые, дипломные, диссертации. Общая методология, методика подготовки и оформления. – М. : АСВ, 2011. – 120с.

VI. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

1.Возникновение и развитие имущественных отношений в России.

2.Правовое регулирование личных неимущественных отношений.

3.Некоторые аспекты возникновения права на местожительство гражданина.

4.Имя гражданина как объект личных неимущественных прав.

5.Юридические факты – основания возникновения гражданских правоотношений.

6.Особенности правосубъектности физических лиц.

7.Гражданская правосубъектность: понятие, содержание.

8.Гражданская правоспособность: понятие, виды, содержание.

9.Осуществление и признаки предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

10. Правовой статус несовершеннолетних лиц.

11. Осуществление прав и обязанностей ограниченно дееспособными и недееспособными гражданами.

12. Опека и попечительство как вид социальной заботы государства.

13. Правомочия опекунов и попечителей по гражданскому законодательству России.

14. Основные принципы и функции гражданского права.

15. Классификация источн

Наши рекомендации