Понятие пенсии. Основные виды пенсий.
Государственные пенсии в Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Федеральным законом.1
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – «ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы, при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию».2
Трудовая пенсия – «ежемесячная денежная выплата, в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности, вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом; При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств».3
Государственные пенсии наряду с трудовыми занимают немаловажное место и финансируются за счет Пенсионного Фонда РФ, который является один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России.
Государственные пенсии делятся на определенные виды:
- по старости – Устанавливается на общих основаниях: мужчинам - по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет. Для льготных категорий устанавливается пониженный необходимый трудовой стаж и возраст выхода на пенсию по старости
- по инвалидности - пенсия, которая устанавливается в связи с нарушением здоровья человека (стойкое расстройство функций организма), которое привело к длительной или постоянной, полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или к существенным затруднениям в трудовой жизни. В зависимости от потери трудоспособности выделяются 3 группы инвалидности.
Право на получение государственной пенсии по инвалидности имеют:
Военнослужащие;
Граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
Участники Великой Отечественной войны;
Граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
Космонавты.
- по случаю потери кормильца - В РФ право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении.
-пенсия за выслугу лет -ежемесячная денежная выплата, назначаемая и выплачиваемая в связи с определенными видами профессиональной деятельности, т.е. при наличии специального стажа выслуги лет и без учета фактического состояния трудоспособности.
- социальная пенсия - устанавливаемая гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью. Устанавливается: инвалидам I и II групп, в том числе инвалидам с детства, а также инвалидам III группы; детям-инвалидам в возрасте до 16 лет; детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей; гражданам, достигшим 60 и 55 лет.
Трудовые пенсии делятся на:
- трудовая пенсия по старости - это ежемесячная денежная выплата, назначаемая гражданам, достигшим установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж, в целях компенсации им заработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности.
- трудовая пенсия по инвалидности - Право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные инвалидами I, II или III группы в порядке, предусмотренном Федеральным законом4
- трудовая пенсия по случаю потери кормильца - Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей или супругу указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца
§2. История развития.
Перед Октябрьской революцией в России существовали как государственные, так и частные пенсионные системы для определенных категорий работников (государственные чиновники, железнодорожники, часть промышленных рабочих).Всеобщей системы пенсионного обеспечения не было.
Система государственных пенсий в СССР не была всегда одинаковой - за семьдесят с лишним лет пенсионная система претерпела довольно сильные изменения.
Советская власть, при всех ее недостатках, уделяла достаточное внимание социальной защите трудящихся. Пенсионная система, тем не менее, создавалась постепенно, на протяжении многих лет. Хотя пенсионное обеспечение для большинства рабочих и служащих было введено в 1920-ые годы, само пенсионное законодательство было раздробленным и сложным.
Единый закон «О государственных пенсиях» был принят только в 1956 году, а закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов» - еще позже, в 1964 году.
К концу существования СССР в рамках действовавшей на то время Пенсионной системы право на пенсию имел практически любой работник при наличии определенного трудового стажа.
В Пенсионной системе СССР был установлен достаточно низкий пенсионный возраст - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин при стаже работы соответственно 20 и 25 лет.
Тем, кто трудился на тяжелых или вредных производствах (шахты, горячие цеха), в неблагоприятных климатических условиях (на Севере) или на социально значимой работе (врачи, учителя), устанавливались еще более ранние, льготные сроки выхода на пенсию, а иногда и сокращенный необходимый стаж.
В зависимости от желания человека, выходящего на заслуженный отдых, при назначении ему пенсии учитывалась средняя зарплата за 12 последних месяцев работы или за любые 5 лет подряд из последних 10 лет перед обращением за пенсией.
Общая сумма полученной за всю трудовую жизнь зарплаты не влияла на размер пенсии, а дополнительный трудовой стаж влиял незначительно.
При этом существовали минимальный и максимальный размер пенсии, что зачастую приводило к так называемой «уравниловке».
Расходы на выплату пенсий осуществлялись частично за счет страховых взносов, которые предприятия в обязательном порядке уплачивали в бюджет, частично - за счет других бюджетных доходов.
При такой организации финансирования Пенсионной системы не было необходимости в создании государственного Пенсионного фонда как отдельного финансового института.
В связи с развитием рыночных отношений в 1990 году произошли изменения Пенсионной системы и был учрежден Пенсионный фонд СССР, но уже в 1991 году Пенсионный фонд прекратил свое существование.
В 1990 году Постановлением Верховного Совета РСФСР фактически была изменена Пенсионная система РФ, был образован Пенсионный фонд России (ПФР) - «в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации».
Если в старой Пенсионной системе выплата пенсий осуществлялась прямо из государственного бюджета, то в новой Пенсионной системе новый орган стал сам собирать пенсионные взносы и выплачивать пенсии.
Поскольку в ходе рыночных реформ подавляющее большинство предприятий и организаций стало негосударственными (одни приватизировались, другие сразу создавались как частные), то государству в рамках новой Пенсионной системы пришлось ввести отдельные платежи в Пенсионный фонд - «страховые взносы» по ставке 28% от начисленной оплаты труда.
Формально они назывались не налогами, а «платежами во внебюджетные фонды», но суть от этого не менялась: с каждого рубля выплаченной зарплаты работодатель должен был заплатить 28 копеек в Пенсионный фонд.
Впоследствии эти взносы были включены в состав единого социального налога (ЕСН).
При этом пенсионный возраст, требуемый стаж и сами принципы назначения пенсии оставались сходными с теми, что были установлены в советскую эпоху.
Однако в условиях новой Пенсионной системы жизнеспособность Пенсионной системы оказалась весьма низкой: доходы ПФР росли намного медленнее, чем цены, и индексация пенсий не поспевала за инфляцией.
В рамках новой Пенсионной системы к середине 1990-ых гг. средняя пенсия упала ниже прожиточного минимума, и пенсионеры оказались одной из самых социально незащищенных категорий населения.
При этом в течение нескольких лет неоднократно вносились изменения в Пенсионное законодательство, менялись принципы начисления пенсий (в частности, было введено понятие «индивидуального коэффициента пенсионера», сложным образом устанавливался допустимый «потолок» пенсии), возникала путаница из-за разнообразных и нечетко прописанных в Пенсионном законодательстве компенсаций и индексаций.
И всё же эти изменения Пенсионной системы не позволяли существенно улучшить положение пенсионеров.
Глава 2. Основания и порядок признания гражданина инвалидом
§1. Основания признания гражданина инвалидом.
В постановлении Правительства5 прописываются:
Условия признания гражданина инвалидом
Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу
Порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина
Порядок переосвидетельствования инвалида
Порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро
Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма.
Условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.
Категория "ребенок-инвалид" устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.
В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются
трудовое увечье
профессиональное заболевание
военная травма
заболевание, полученное в период военной службы
общее заболевание.
При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.
§2. Порядок признания гражданина инвалидом.
Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).
В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.
В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.
Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.
Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя).
Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.
Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол.
В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля.
Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.
Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.
По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.
Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему.
Порядок составления и форма акта медико-социальной экспертизы гражданина утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Срок хранения акта медико-социальной экспертизы гражданина составляет 10 лет.
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина в главном бюро акт медико-социальной экспертизы гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в главное бюро в 3-дневный срок со дня проведения медико-социальной экспертизы в бюро.
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина в Федеральном бюро акт медико-социальной экспертизы гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в Федеральное бюро в 3-дневный срок со дня проведения медико-социальной экспертизы в главном бюро.
В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро). Указанная программа доводится до сведения гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, в доступной для него форме.
Программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской, реабилитационной организации, получение заключения главного бюро или Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия.
После получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом.
В случае отказа гражданина (его законного представителя) от дополнительного обследования и предоставления требуемых документов решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте медико-социальной экспертизы гражданина.
Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая утверждается руководителем соответствующего бюро.
Выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.
Порядок составления и форма выписки утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных или граждан призывного возраста представляются бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в соответствующие военные комиссариаты.
Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации.
Порядок составления и формы справки и индивидуальной программы реабилитации утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.
Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляются в указанном документе.
Глава 3. Понятие пенсии по инвалидности. Виды пенсий по инвалидности.
§1. Понятие пенсии по инвалидности.
Конституцией Российской Федерации 1993г. предусмотрена социальная защита граждан, т.е. социальное обеспечение, как по возрасту, так и в случаи наступления инвалидности.
Условия и нормы пенсионного обеспечения по инвалидности осуществляется по иным основаниям, чем по старости. Деление проводится в зависимости от группы и причины инвалидности. В зависимости от причины - делится на трудовую пенсию по инвалидности на общих основаниях и на пенсию на основаниях, предусмотренных для военнослужащих. Группа инвалидности влияет на размер каждой из этих пенсий.
В соответствии Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ.-в ред. от 03.06.2006 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливается трудовая пенсия по инвалидности.
Многие виды социального обеспечения и обслуживания предоставляются с наступлением инвалидности.
К ним относится:
медицинская помощь инвалидам;
обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации;
обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры;
обеспечение инвалидов жилой площадью;
воспитание и обучение детей-инвалидов;
образование инвалидов;
обеспечение занятости инвалидов;
материальное обеспечение инвалидов;
социально-бытовое обслуживание инвалидов;
ежемесячную денежную выплату инвалидам;
обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дает на законном уровне определение термина «инвалид». Согласно статьи 1 данного федерального закона инвалид - «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Существуют следующие основания для признания гражданина инвалидом:
нарушение здоровья со стойким расстройством организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Однако наличие одного из указанных признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом. Решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности принимается полным составом специалистов, принимающих экспертное решение, простым большинством голосов.
В целях динамического наблюдения за течением патологического процесса и за состоянием трудоспособности проводится систематическое переосвидетельствование инвалидов. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года для граждан, полностью утратившим способность к профессиональному труду и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, II группа - на 1 год для граждан, не нуждающимся в постоянном уходе; III группа инвалидности устанавливается для граждан, утратившим способность к профессиональному труду частично, и сроком на 1 год. Трудовой критерий не является единственным для признания лица инвалидом и соответствующей ему группы инвалидности.
Порядок и условия признания лица инвалидом регулируются постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 г. № 965 «О порядке признания граждан инвалидами», которым утверждено Положение о признании лица инвалидом. Граждане направляются на медико-социальную экспертизу учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения. В направлении учреждения здравоохранения указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающая степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий. В случае отказа в направлении на медико-социальную экспертизу лицо или его законный представитель может обратится в бюро медико-социальной экспертизы самостоятельно. Освидетельствование проводится только на основании письменного заявления лица либо его законного представителя.
Условия назначения пенсии по инвалидности зависит от причины утраты трудоспособности. В случае профессионального заболевания или трудового увечья пенсия по инвалидности назначается независимо от продолжительности общего трудового стажа (достаточно проработать даже один день на предприятии).
В остальных случаях для установления инвалидности в случае общего заболевания необходимо наличие трудового стажа к моменту наступления инвалидности. Исключение составляют молодые люди в возрасте до 20 лет, ставшие инвалидами. Им пенсия может быть назначена независимо от проработанного времени. Так, если инвалидность наступила в возрасте до 23 лет, необходим трудовой стаж продолжительностью не менее 1 года, а возрасте 23 лет и старше - один год с увеличением на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 23 лет, но не более 15 лет в общей сложности.
Следовательно, при определении группы инвалидности на определенный срок пользуются критерием тяжесть инвалидности.
Но есть случаи, когда переосвидетельствования не устанавливается, т.е. инвалидность определяется бессрочно (пожизненно).Первое основание - достижение пенсионного возраста:
лет - для мужчин;
лет - для женщин.
Практика показывает, что инвалидность устанавливается бессрочно часто тем гражданам, у которых срок переосвидетельствования наступает после достижения пенсионного возраста. Второе основание - необратимость анатомического дефекта или деформации (культи конечностей, стойкие параличи пр.). Третье основание - определенные заболевания, тяжесть которых не смягчается, т.е. стабильные. Перечень таких заболеваний утверждается в порядке, определяемом Правительством РФ.
Основным критерием установления инвалидности без срока переосвидетельствования при сроках наблюдения не менее пяти лет является невозможность устранения или уменьшения социальной недостаточности вследствие длительности ограничения жизнедеятельности инвалида.
Существует особое правило, установленное Правительством РФ, касающееся граждан в возрасте до 18 лет. Согласно ему, категория «ребенок-инвалид» может устанавливаться сроком от 6 месяцев до 2 лет, от 2 до 5 лет и до достижения 18-летнего возраста. Инвалидность вследствие заболевания или травмы, возникшего до достижения ребенком 18-летнего возраста, приведшего к утрате или снижению трудоспособности, именуется «инвалидность с детства».
При достижении ребенком возраста 18 лет он отправляется на медико-социальную экспертизу для установления группы инвалидности. Если у инвалида с детства впоследствии развиваются иные заболевания, чем те, по которым он признан инвалидом с детства, или возникают травмы, дающие основание для изменения причины инвалидности, то по его желанию причина инвалидности может быть заменена.
Для пенсионного обеспечения юридическое значение имеет не только группа, но и причина инвалидности. В Законе перечислены пять основных причин инвалидности: трудовое увечье, профессиональное заболевание, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, общее заболевание. Причина инвалидности определяется также государственной службой медико-социальной экспертизы одновременно с установлением группы инвалидности.