Формы гражданско-правовой ответственности

• Традиционными формами гражданско-правовой ответствен­ности являются возмещение убытков и уплата неустойки. ГК предусматривает новую форму гражданско-правовой ответствен­ности в виде процентов, взыскиваемых за неправомерное пользо­вание чужими денежными средствами (ст. 366 ГК).

• Возмещение убытков (ст. 14 ГК) является общей и глав­ной формой гражданско-правовой ответственности. Причинен­ные правонарушением убытки подлежат возмещению всегда, если только иное не вытекает из законодательства или договора (на­пример, договор содержит условие об исключительной неустой­ке). Обязанность должника возместить кредитору убытки, возникшие вследствие неисполнения или ненадлежащего испол­нения обязательства, предусмотрена ст. 364 ГК, а обязанность деликвента возместить вред, нанесенный личности или имуще­ству гражданина (юридического лица), - ст. 933 ГК. Возмеще­нием убытков достигается полное восстановление имущественного положения лица, пострадавшего в результате правонарушения.

Убытки состоят из реального ущерба и упущенной выгоды. Такое деление убытков отражает структуру интересов участников гражданского оборота, которые заключаются не только в сохра­нении, но и увеличении наличного имущества посредством совер­шения правомерных юридических действий.

Реальный ущерб включает расходы, которые кредитор произ­вел или должен будет произвести для восстановления нарушен­ного права, а также утрату или повреждение его имущества (например, затраты на обратную транспортировку некачествен­ной продукции или устранение ее недостатков; снижение каче­ства или гибель скоропортящейся продукции из-за просрочки доставки тары). ГК предоставил возможность взыскания расхо­дов, направленных на восстановление нарушенного права долж­ника, еще до того, как они будут произведены. Наример, в случае повреждения вещи арендатором арендодатель может взыскать стоимость ремонта, предварительно обосновав ее размер. Напро­тив, только по факту производства кредитор вправе взыскать суммы штрафных санкций, уплаченных своим контрагентам в связи с нарушением обязательства должником.

Упущенная выгода состоит в неполучении кредитором тех доходов, которые он мог бы получить при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (на­пример, из-за несвоевременного открытия выставочного павиль­она, время работы выставки было сокращено, что отразилось на прибыли организатора).

Поскольку упущенная выгода связана с предполагаемыми (ожидаемыми) доходами, реальность получения которых должна быть доказана, при определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления (п. 4 ст. 364 ГК). Такие меры и приготовления могут носить как фактический, так и юридичес­кий характер. Например, предприятие полностью завершило монтаж технологической линии, пуск которой срывается из-за задержки поставки сырья, и заключило контракты на реализацию продукции, запланированной к выпуску на этой линии. Упущен­ную выгоду составит прибыль, которую предприятие могло по­лучить за время просрочки ввода линии в эксплуатацию.

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возме­щения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере, не меньшем, чем такие доходы (ч. 2 п. 2 ст. 14 ГК). Данная норма является реализацией принципа добросовестности, согласно ко­торому никто не может обогатиться за счет другого лица, действуя противоправно. В то же время нельзя не отметить, что выгода, полученная лицом, нарушившим право, ни в какой связи с убыт­ками кредитора не находится, а потому не может считаться упрощенным способом определения их размера.

Возмещение убытков возможно как в денежной, так и в натуральной форме (например, посадка правонарушителем дере­вьев взамен уничтоженных). Преимущественной формой возме­щения убытков является денежная.

• Ответственность в форме возмещения убытков является универсальной, тогда как ответственность в форме взыскания неустойки наступает при неисполнении или ненадлежащем исполнении договорного обязательства и только в случаях, предусмотренных законодательством или договором. Потерпевшая сторона вправе требовать уплаты неустойки независи­мо от причинения ей убытков.

В том случае, когда правонарушение сопровождается возник­новением убытков у кредитора, взыскание любого вида неустойки (зачетной, штрафной, альтернативной и исключительной) позво­ляет компенсировать причиненные убытки в определенном объе­ме. И только исключительная неустойка может создать препят­ствия для полной компенсации имущественных потерь кредито­ра, поскольку исключает возможность предъявления кредитором требования о возмещении убытков.

Особая популярность неустойки как формы гражданско-пра­вовой ответственности обусловлена следующими ее преимуще­ствами:

• в отличие от убытков неустойка представляет собой вели­чину, абсолютно определенную;

• по требованию об уплате неустойки кредитор не должен доказывать причинение ему убытков, что зачастую явля­ется затруднительным;

• простота взыскания неустойки позволяет кредитору доста­точно быстро компенсировать имущественные потери, которые еще не могут быть заявлены в качестве убытков;

• в тех случаях, когда правонарушение не причиняет креди­тору убытков или убытки являются незначительными, взыскание неустойки оказывает стимулирующее и превен­тивное воздействие на правонарушителя;

• неустойка позволяет дифференцировать ответственность должника в зависимости от степени тяжести правонаруше­ния для кредитора.

• ГК устанавливает универсальную ответственность за нару­шение денежного обязательства. Согласно ст. 366 ГК пользова­ние чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица влечет уплату процентов на сумму этих средств.

Понятие «пользование чужими денежными средствами» не следует понимать буквально. Чужими могут быть как деньги, принадлежащие другому лицу (заимствованные, присвоенные), так и собственные денежные средства, подлежащие уплате в силу обязательства. Для применения ст. 366 ГК не требуется, чтобы должник осуществлял фактическое пользование чужими денеж­ными средствами. Достаточно того, что, обладая чужими деньга­ми, лицо могло использовать их с выгодой для себя благодаря абсолютной ценности денег в гражданском обороте.

Размер процентов определяется ставкой рефинансирования Национального банка Республики Беларусь на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части, за исключением взыскания долга в судебном порядке, когда суд удовлетворяет требование кредитора исходя из ставки рефинанси­рования Национального банка на день вынесения решения. Иной размер процентов может быть установлен законодательством или договором. При согласовании размера процентов сторонами он должен быть указан в договоре как иной, не соответствующий ставке рефинансирования Национального банка, размер процен­тов, уплачиваемых на основании ст. 366 ГК. В противном случае могут возникнуть затруднения, квалифицировать установленные в договоре проценты в качестве неустойки (пени) или ответствен­ности по ст. 366 ГК.

Поскольку по обязательствам в иностранной валюте офици­альной ставки Национального банка Республики Беларусь не существует, то при использовании иностранной валюты в расче­тах по обязательствам в случаях, порядке и на условиях, допус­каемых и определяемых законодательством, нормы ст. 366 ГК не применяются, если иное не установлено законодательством или договором.

В том случае, если денежное обязательство в соответствии с законодательством подлежит оплате в белорусских рублях в размере, эквивалентном определенной сумме в иностранной ва­люте или в условных денежных единицах, проценты начисляются на подлежащую оплате сумму в белорусских рублях, определен­ную по официальному курсу соответствующей валюты или услов­ных денежных единиц на день исполнения денежного обязатель­ства либо его соответствующей части, а в случае взыскания долга в судебном порядке - надень вынесения решения судом (ч. Зп.1 ст. 366 ГК).

Согласно п. 2 ст. 366 ГК, если убытки, причиненные кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами, или сумма долга, увеличенная с учетом инфляции, превышают сумму процентов, причитающихся ему на основании п. 1 ст. 366, он вправе требовать от должника возмещения убытков или долга, увеличенного с учетом инфляции, в части, превышающей эту сумму. В вышеуказанном постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21 января 2004 г. № 1 разъясняется, что предъявление требования о взыскании суммы долга с учетом инфляции не исключает для кредитора права на предъявление требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами. Однако при взыска­нии суммы процентов за один и тот же период суд должен учиты­вать взысканную сумму долга с учетом инфляции за этот период, применив при этом зачетный метод.

В теории и на практике понятие «сумма долга, увеличенная с учетом инфляции» толкуется неоднозначно. Судебная практи­ка свидетельствует о том, что под «суммой долга, увеличенной с учетом инфляции» суды понимают ту сумму, на которую увели­чилась основная сумма долга в результате инфляции.

Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь положительно решил вопрос о возможности одновременного взыскания процентов по ст. 366 ГК и неустойки за просрочку исполнения денежного обязательства. Для сравнения отметим, что судебная практика Российской Федерации исключает куму­ляцию двух данных форм ответственности .

Предусмотренные ст. 366 ГК проценты подлежат уплате только на первоначальную сумму основного обязательства и не должны начисляться на проценты за пользование чужими денеж­ными средствами, неустойку и т.д. Взимание процентов за пользо­вание чужими денежными средствами осуществляется по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законодательством или договором не установлен более короткий срок для их начисления.

Ответственность в форме процентов за неправомерное пользо­вание чужими денежными средствами следует отличать от процен­тов, подлежащих уплате за пользование денежными средствами, предоставленными по договору займа (ст. 762 ГК), кредитному договору (ст. 771 ГК), договору банковского вклада (ст. 773 ГК). В первом случае имеет место ответственность, во втором - над­лежащее исполнение обязательства из договора. При просрочке возврата суммы займа на последнюю начисляются как проценты, предусмотренные в договоре за пользование суммой займа, так и проценты на основании п. 1 ст. 366 ГК, если иное не предусмотрено законодательством или договором займа (п. 1 ст. 764 ГК).


Наши рекомендации